Кашуба Николай Алексеевич : другие произведения.

Было бы смешно, если не было бы грустно (для тех кто не любит философию)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Для того, чтобы постичь смысл жизни, надо постичь смысл смерти.

  Тем, кому судьба предоставила в этом мире возможность жить, крупно не повезло, по крайней мере, дважды: это рождение и смерть. Вообще-то, первое можно было бы не принимать во внимание, если бы не второе. А все остальные обстоятельства - женитьба, развод, снова женитьба и снова неудача, снова удачное замужество бывшей жены, дурацкая работа у тебя и блестящая карьера у других, вечные жилищные проблемы, когда количество проживающих увеличивается в геометрической прогрессии, а жилплощадь - в арифметической, болезни у тебя и отменное здоровье у твоих недоброжелателей, а также бесчисленные, как полчища саранчи, родственники жены - все это мелочи. Но как эти мелочи затягивают! Никак не хочется с ними расставаться, до конца жизни. А больше всего мучает вопрос, как же весь этот бардак будет без нас продолжатся? Как будто его другие без нас организовать не сумеют. И, хотя исторический опыт показывает, что новое поколение все с большим и большим успехом в этом преуспевает и нам уже за ними не угнаться, все равно поучаствовать в этом хочется. Хочется весь этот вкус и запах через себя профильтровать, ощутить тлетворное воздействие накопившегося осадка, а потом рассказать всем, как тебе не повезло в этой жизни, как тебе хуже всех и как тебе не хочется жить. Но, заметьте, никто при этом не спешит умереть. Исключение составляют лишь любопытные и безнадежные. Первые, независимо от исхода, ограничиваются одним единственным экспериментом. Для вторых важен результат.
  А все остальные если и согласны умереть, то при условии, чтобы вновь родиться. И опять-таки, заметьте, вновь, но не заново. Потому что "вновь" - это когда наше единственное и неповторимое "я" стремится еще раз пожить и пожаловаться на жизнь. А "заново" - это не про нас, это кто-то другой, с чистого листа. А нам чужого не надо. Мы непременно желаем себя "вновь", потому что проклятое прошлое в лице нашего "я" нас не отпускает. Ему тоже хочется в светлое будущее. Странное желание, потому что и коню понятно, что светлое будущее обязательно превращается в проклятое прошлое.
  
  Странная вещь получается: все последующие поколения во всех отношениях хуже предыдущих, а живут все лучше и лучше. Каждое новое поколение все меньше интересуется философией и все больше деньгами. Глядя на это, начинаешь подозревать, что философия - удел нищих и образованных.
  
  Странно также и то, что в течение многих столетий всех философов интересует один и тот же вопрос - в чем смысл жизни, и никого не интересует, в чем смысл смерти. Как будто у этой медали нет другой стороны.
  Эти интеллектуалы с таким упорством ищут смысл жизни, что складывается впечатление, будто он в действительности есть. И хотя точно знаешь, что его нет, тоже ищешь, чтобы доказать себе и окружающим, что ты не шимпанзе и что веришь в свое собственное, особое, предопределенное свыше предначертание.
  
  Некоторые заняты поиском смысла собственной жизни чисто из обывательских соображений - убить время. И что удивительно, убивают окончательно и бесповоротно.
  Странно, ни одному мудрецу не приходит в голову мысль, что даже если смысл есть и его найдут, вряд ли кому-нибудь это принесет пользу. Очевидно, поэтому поиском смысла жизни заняты прежде всего те, кто не способен извлечь практический результат из чего-либо в принципе.
  
  И хотя размышления над смыслом жизни не помешали обезьяне стать человеком, они небезопасны, так как часто влияют на семейный и социальный статус мыслителя. Достоверно установлено, что к подобным размышлениям наиболее склонны особи мужского пола - бичи, бомжи и недоперепившие.
  Чтобы избежать подобной опасности, некоторые считают, что лучший способ избавиться от назойливых мыслей о смысле жизни - это влюбиться. И хотя смысла в жизни от этого не прибавится, но думать о нем уже не захочется. Особое отношение к этому вопросу у прагматиков, которые не увлекаются теоретическими измышлениями, а так активно наполняют содержанием свою жизнь, что складывается впечатление, будто они не только постигли смысл жизни, но и вознамерились пустить по ветру все, что было наворовано непосильным трудом их предками. Примечательно, что в наше время они клонируются со скоростью тараканов. Глядя на них, чувствуешь себя обделенным. И не только в возможностях познания неизведанных тайн бытия, но и в материальных возможностях для этого бытия. В то же время, глядя на физиономии тех, кто задумался над смыслом жизни, хочется заплакать. И не потому, что птичку жалко, а потому что начинаешь понимать, как мало в этом мире места и дел для нормального человека. Только и осталось посадить, вырастить, построить и умереть. Умереть для того, чтобы то, что посадил, вырастил, построил, досталось другим, хотя все делал как для себя.
  
  И вот что удивительно. Понять смысл жизни каких-нибудь полезных бактерий мы в состоянии. Смысл жизни, например, ацидофильных бактерий - размножаться для пользы других. Эдакий мазоальтруизм. У вредных смысл другой, но тоже понятен. И у обезьян свой общеизвестный смысл имеется. И мы его понимаем. Мы да, они нет. Но им не надо, они и без него успешно размножаются. А нам надо. Но не их, а наш. А наш мы понять не мо-о-жем. Не можем или не желаем? Не желаем признаться, что мы с ними родственники, и главный инстинкт у нас тот же, и тропинка у нас общая, ... туда. Да, ну да, но не ро-овня они нам! Наши-то прародители, в отличие от их, яблочко райское откушали-с, а посему мы богоравные. А потому и предначертание у нас другое, божественное. Но вот только незадача. Для божественного предначертания человеческой жизни мало, для этого вечность нужна. Тут бы нам яйцо Кощея Бессмертного сгодилось. Но тогда бы и другой расклад нарисовался. Тут уж точно жизнь всякий смысл утратила бы, одно божественное предначертание нам и осталось бы. Но зато смысл жизни никто уже не искал бы. Глупо потратить вечность на поиски того, чего нет. Да и сама жизнь во что превратилась бы? В бесконечное решение вечных проблем. Бессмыслица какая-то. Нет, вечность - это не для нас. Нам чтобы смысл был. И чтобы в прошлом, настоящем, будущем. Но опять не все так просто. Прошлое человечества - мрачное, будущее - туманное, настоящее - лишь мгновение. Поди узнай, где искать. Прошлое не дает рецептов для будущего, а человечество - не извлекает уроков из прошлого. Но, тем не менее, человечество так часто оглядывается назад, что рискует расшибить свой перед. О настоящем и говорить не стоит. Не успеешь подумать, а это мгновение уже там. А там нас нет, в прошлом одни смутные воспоминания. Одна надежда на то, что впереди, в тумане.
  Да-а, зря мы на это яблоко позарились. А ведь предупреждал же! Вот уж действительно - знания приумножают печаль. Откусили и застряли между небом и землей. От них ушли, к Нему не добрались. Ну какой смысл жизни в подвешенном состоянии?
  
  Нет, смысл жизни летучей мыши нам тоже понятен. Вон сколько их расплодилось, и не только их. Многие теперь твари живут между небом и землей. Ну, это их выбор, на то они и твари. Нам бы с человеком нормальным разобраться. Есть ли у него смысл жизни, а если да, то в чем?
  Нет, определенно весь секрет в яблоке. Ведь не зря же его так берегли. Вкусив плод знаний мы до того прозрели, что некоторые даже стали видеть расплывчатые очертания будущего. А это уже свобода выбора, осознанного. Человек теперь сам себе Творец. А следовательно, человечество теперь само за себя в ответе.
  
  Цель каждого корабля - достичь земли, даже если это terra incognita. Может, в этом и есть для всего человечества смысл жизни - выбирать и осознанно плыть верным курсом в неизвестное, но обязательное будущее?
   А как же мы, каждый сам по себе, спросит некто? В чем наш смысл жизни? Единственная причина, мешающая человеку постичь собственный смысл жизни, в том, что он смотрит на этот вопрос изнутри себя глазами животного, а не извне глазами Творца. Потому что для каждого из нас смысл не в том, чтоб себе, а чтоб всем им, тем, что есть, и тем, что будут. Но разве эта тварь, которая внутри нас, из-за которой мы между небом и землей, с этим согласится? А мы с ней?
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"