Кольцевая Виктория : другие произведения.

Илиополь

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    из гл. о св.Варваре


   Отец Павел Флоренский, не умея допустить озарение великомученицы Варвары Святым Духом, выдумал собственную историю ее жизни. По разумению Флоренского, Диоскор, отец Варвары, был иудеем, скрывающим вероисповедание для успешного продвижения по службе. Юная Варвара, как и пристало дочери иудея, знает Единого Бога, но содержится в доме, конспиративно напичканном языческими идолами. Для радости жития Варвару отпускают в мир, и она знакомится с христианами. Знание Единого, помноженное на жажду любви, прирастает в юном сердце открытой верой в Сына. И отец непорочной девы оказывается посрамленным ею же дважды: как тайный иудей и как чиновник при императоре-язычнике. Диоскор вопиет о 2 части своего позора и хватается за топор...
   В переписке П.Флоренского и В. Розанова есть такие строчки: "Если бы дела Бейлиса не существовало, его следовало бы выдумать..." Если бы антисемитизма не существовало, версию Флоренского можно было бы развивать и экранизировать. А в наших условиях достаточно того, что частицы мощей, сберегаемые в западно-украинском храме, по средневековому "свидетельству" игумена Златоверхого Михайловского собора, чуть не сожгли евреи. Видимо, отпрыски Диоскорова колена.
   Слава Богу, житие св. Варвары пока еще преподносится в каноническом русле и рождает любовь. А святые мощи, хранимые в Киеве, вынуждают в принципе забыть о конфессиональной принадлежности - войди, прикоснись и узнай в себе любовь.
  
   Мск. АСТ, 2011
   (по "Житию св.вмчц. Варвары..." св. Димитрия (Ростовского)
  
   17 декабря 1947 года святитель Лука, архиерей Крымской епархии, произнес перед верующими проповедь в день памяти святой великомученицы Варвары. В тот тяжелый для церкви период он напомнил своей пастве слова из Деяний Святых Апостолов:
   "От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитания, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли; хотя Он и недалеко от каждого из нас". (Деяния, 17:26-27) И продолжил так: "Это очень глубокие слова, ибо Бога надо именно ощущать. В этом великое таинство богопознания. Бог не познается умом, Бог ощущается сердцем. Так ощутила сердцем своим Бога шестнадцатилетняя отроковица Варвара".
   Архиепископ Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) 1877-1961гг. Русский врач, церковный просветитель и писатель, епископ Русской православной церкви.
   Родился в Керчи. Изучал юриспруденцию в Петербурге, живопись в Мюнхене. Окончил медицинский факультет в Киеве. Один из официальных оппонентов на защите докторской диссертации отозвался о его работе так: "Мы привыкли к тому, что докторские диссертации пишутся... с целью получения высших назначений по службе и научная ценность их невелика. Но когда я читал вашу книгу, то получил впечатление пения птицы, которая не может не петь, и высоко оценил ее".
   Служил земским врачом в разных губерниях, затем главврачом в Ташкенте. Активно участвовал в церковной жизни, его удивительный дар проповедника обращал на себя внимание с университетских лет. В Ташкентской епархии рукоположен в сан иерея. В 1923 году отец Валентин принимает монашеский постриг с именем апостола, евангелиста и врача Луки. Вскоре иеромонах Лука был хиротонисан во епископа. Благословляя его на новое поприще, Владыка Ташкентский Иннокентий сказал: "Ваше дело не крестити, а благовестити"[1 Кор. 1; 17. 31].
   С этого времени врач и архипастырь подвергается арестам, пыткам, ссылкам за церковную деятельность. И в ссылке он не прекращал научную работу. В 1941-1945гг. отец Лука - главный хирург госпиталя в Красноярске. Награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.". Лауреат Сталинской премии в области медицины 1946 года. В том же году Владыка Лука становится правящим архиереем Крымской епархии. Здесь он отслужил свое поприще вплоть до кончины. Здесь же написаны или надиктованы (после утраты зрения) его главные труды на религиозные темы и пронзительные автобиографические записи "Я полюбил страдание..."
   Святой угодник Лука просиял в сонме святых Русской православной церкви, как исповедник и наставник. Его молитвами совершались чудесные исцеления. В 1996 году состоялось обретение святых мощей архиепископа Луки, сегодня они почивают в Свято-Троицком кафедральном соборе города Симферополь.
   Место рождения святой Варвары - Илиополь Финикийский, расположенный к северу от современного Ливана, в Келесирии, именуемой в Библии Вход Хамат. В то время восточной половиной Римской империи правил Максимиан Галерий, зять и соправитель императора Диоклетиана, затем и его преемник. Римским провинциям был навязан культ личности императора. Богослужения совершались даже перед их статуями. Дочь и жена Диоклетиана были христианками. Но в первые годы 4-го столетия императоры возобновили гонения на христиан, надеясь укрепить империю поклонением общим идолам. Их целью было полное искоренение истинной веры. Указы Диоклетиана запрещали собрания христиан, постановляли разрушать церкви и жечь священные писания. Началась травля священников - им предписывалось служить языческим богам и совершать богоотступнические жертвоприношения перед статуями нечестивых.
   Святая дева была единственной дочерью язычника по имени Диоскор. Римлянин рано овдовел, и дитя стало его тылом, отрадой и надеждой. Он умилялся ее красоте, детской игривости, шалостям. И не заметил, как отроковица превратилась в деву и первую красавицу Илиополя. У дома знатного Диоскора стали виться женихи, и ревнивый отец велел воспитательницам и служанкам не выпускать Варвару за порог и быть при ней неотступно.
   Святая дева с прислугой были переселены в высокую башню, и на время Диоскор успокоился. Дочь и не пыталась нарушить отцову волю, она находила для себя утешение в разговорах с прислугой, в созерцании дольнего мира, раскинувшегося у подножия башни, но более же всего любила наблюдать небо. Святую Варвару совсем не тяготило заточение, ее ум и душа поглощены были вопросами устройства мира. Цветы и трава в саду Диоскора, вода, звезды, люди - для чего все это, кем создано? Почему на небо смотреть веселей и радостней, чем на серебряных и позолоченных идолов, перед которыми отец и прислуга бьют поклоны. Что люди находят в этих фигурках, расставленных по дому? Они горячо их целуют, боятся их гнева, но если любят - за что? Святая Варвара и рада была поверить в серебряное могущество, если другие сумели. Но чтоб поверить надо испытать чувство, не важно уж и какое - любовь, страх, признательность... А чувства для почерневших от времени статуй не находилось. День за днем она вглядывалась в пустые глазницы идолов, трогала их холодную плоть и со вздохом уходила к окну.
  
   Если икона для христианина - окно в мир, то для Варвары окно спальни стало иконой. За ним была загадка жизни и предчувствие знания, оно влекло не тело, а душу. Кто знает, верно, и хотелось наклониться над цветком, повстречать подруг, спуститься к морю... Но что ж - если отец против, Варвара может прожить день мысленно. Зато до неба ближе. Звезды ночью совсем рядом, блистают, манят. Но в руки не даются - ни отсюда, ни с земли. Зачем они сделаны? Столько звезд, чтобы указывать путь? Для этого хватило бы немногих. У звезд-то, наверное, есть могущество и сила, но не похоже, чтобы они передавали эту силу домашним богам. Даже если наблюдать за фигурками ночью, когда небесные покровители светят - не оживают идолы, не радуются, не приветствуют верховных богов. Если верить поучениям воспитательницы, в небе всегда неспокойно: тяжбы богов, козни, соблазны, борьба за власть не прекращаются ни на час. Почему же в ясный день или ночь с неба льется такой покой, а в грозу, хоть и страшно, но не худого ждешь, а только дождя? "Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь" (Пс. 18:2). "Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?" (Пс. 8:2, 4-5).
  
   Откликом на чистый пытливый ум и радостное смирение стало для Варвары наставничество Святого Духа. В Евангелии от Матфея (гл. 7, ст. 7-8) сказано: "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят". То же говорится и в Евангелии от Луки (гл. 11, ст. 9): "И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам". Эти Христовы слова на церковно-славянском языке звучат так: "Ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется". Однажды, когда святая долго смотрела на небо и была объята сильным желанием узнать, кто сотворил свет, голубизну, бесконечную глубину, которую угадывает глаз, внезапно в душе ее открылось разрешение загадки. Это был час чуда, понять и описать которое по силам лишь просветленному человеку. Давайте обратимся к такому человеку, священнику и просветителю, жившему в 17 веке - митрополиту Дмитрию Ростовскому.
   Самый важный, ключевой к пониманию всей последующей жизни святой Варвары момент сошествия Святого Духа, как знания, митрополит Дмитрий описал так: "В сердце ее воссиял свет Божественной благодати и открыл умственные очи ее к познанию Единого Невидимого, Неведомого и Непостижимого Бога, премудро создавшего небо и землю. Она говорила себе: "Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие, рукою Своею создал все. Един должен быть Тот, Кто простер широту неба, утвердил основание земли и просвещает свыше всю вселенную лучами солнца, сиянием луны и блистанием звезд, а внизу - украшает землю различными деревьями и цветами и напояет реками и источниками. Един должен быть Бог, Который все содержит, всему дает жизнь и обо всех промышляет". Так отроковица Варвара училась от творения познавать Творца, и сбылись на ней слова Давида: "Размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих" (Пс. 142:5)".
  
   Ответом на вопросы, которые мучили юную деву, стало озарение, сошествие Духа Святого. Такое озарение в обычной жизни можно отдаленно сравнить с поиском и отысканием слова - у поэта, когда слух обостренно настроен на гудящую тишину, и общий гул вот-вот начнет интонировать, а потом вербализироваться, то есть проявляться отдельными словами. Этот поиск, предчувствие и свобода письма знакомо многим. Но какое неизмеримое различие должно быть между поиском слов и отысканием Слова - того, что было вначале! Без учителя и проводника, без проповеди, без Библии, в окружении людей чуждых, не понимающих - одной только работой души постичь знание о Всевышнем! Сошествие Святого Духа - это награда за сосредоточенный поиск. Каков же был этот поиск, если он приравнен к жизненному подвигу! Но, может быть, отныне Господь и ждал от святой девы подвижничества.
  
   Пришло время выдать дочь замуж. Благородные и знатные римляне, наслышанные о красоте юной Варвары, давно захаживали в дом Диоскора. Усмирив отеческую ревность, Диоскор решился, наконец, заговорить с дочерью о браке. Он послал за ней прислугу, полагая, что будет лучше дать ей самой возможность выбрать жениха, чтобы скорее назначить день обручения. Варвара слушала отцовскую речь, стыдясь и краснея. Святая и помыслить не могла, что ей придется однажды быть подле чужого мужчины. Единственный, кому она могла довериться, это был Господь. Она видела Его в своем сердце, и места там ни для кого больше не оставалось.
   Диоскор был озадачен, он не понимал дочь. Привыкнув добиваться своего решения силой, язычник вознамерился выбрать жениха сам, и обручить непокорную деву немедленно. Дочь же не знала, как объяснить отцу причину отказа. Ей пока только и хотелось, что быть со своим знанием о Боге наедине.
   "Сам Премудрейший Учитель и Наставник, Дух Святой, внутренним вдохновением невидимо поучал ее тайнам благодати Своей и сообщал уму ее познание истины. И жила девица в своей башне, "как одинокая птица на кровле" (Пс. 101, 8), размышляя о небесном, а не о земном; ибо сердце ее не прилеплялось ни к чему земному, не любила она ни золота, ни дорогих жемчугов, ни драгоценных камней, ни нарядных одежд, ни каких-либо девических украшений, никогда она не помышляла о браке, но вся мысль ее была обращена к Единому Богу, и сердце наполнено любовью к Нему" (Святитель Лука Крымский, "Слово в день памяти святой великомученицы Варвары").
   Свидетельствовать о Боге - это другой, новый период знания, к нему святая дева была еще не подготовлена. Для этого нужны слова, вложенные в уста, а у Варвары пока присутствовало только глубокое сердечное чувство - любовь, вера, но не готовность убеждать. Отчаявшись, она сказала Диоскору:
   - Отец, если захочешь обручить меня силой, ты лишишься единственной дочери: я смогу убить себя.
  
   Диоскор пришел в ужас. Поначалу он думал, уж не больна ли дочь? Все юные девицы мечтают о замужестве, и его дитя не могло быть исключением. Потом Диоскор решил, что это его вина: он слишком долго держал Варвару в заточении, она отвыкла от чужих людей, а мужчин и вовсе не видела. Диоскор надеялся, что придет время, дочь одумается и сама прибежит к нему с мольбой выдать замуж. Только для этого надо дать ей свободу: пусть спускается с башни, выходит из дому, встречается с подругами, многие из которых уже обручены. Веселые девицы расскажут, что в замужестве нет ничего пугающего. Прислуге отныне было приказано следить, чтобы Варвара не скучала и не уединялась. И неплохо бы около купальни устроить баню: всякое обновление и веселые хлопоты пойдут Варваре на пользу, вернут здоровый вид, желания и радость жизни. Отдав необходимые распоряжения, Диоскор по делам службы отправился в дальнюю поездку.
   С этих пор, пользуясь позволением отца, святая дева стала спускаться с башни, бродить по дому. И однажды, отважившись, вышла через портик - на улицу. Прогулка понравилась ей, но осталось ощущение чего-то неисполненного, непознанного. Что-то главное было рядом и пока не открывалось. Святая бродила по улицам, заговаривала с людьми и однажды услышала от них о тайных собраниях христиан, гонимых властью. Святая искала их общества, сердце подсказывало, что наконец-то где-то поблизости можно отыскать единомышленников. Варваре указали место службы и тайные знаки, по которым члены церкви узнают друг друга.
   На службе впервые святой Варваре открылась Христово Имя: Иисус. Новые подруги-христианки благовестили Варваре о воплощении Христа от Пречистой Девы Марии, о Его служении, Крестном пути и Воскресении из мертвых. Евангельские рассказы в их простоте и ясности поведали святой Варваре то, что она угадывала сердцем. И без колебаний святая вознамерилась посвятить себя Христовой церкви, приняв обряд крещения.
   В то время тайно, под видом купца, из Александрии в Илиополь пришел священник. Святая Варвара принимала его в своем доме, чтобы учиться христианской вере. Священник говорил с ней о Едином Творце, о Святой Троице, о грядущем Царствии Небесном. Видя чистоту и любовь в сердце девы, священник крестил ее во Имя Отца и Сына и Святого Духа. С часа крещения святая многие дни и ночи подвизалась в посте и молитве, укрепившей ее в мысли сделаться невестой Христовой.
   Когда же Варвара спустилась в сад, усмотрела, что каменщики, привлеченные Диоскором к сооружению бани, устроили в стене два окна. Святая знала обычай своей земли: два окна - в честь солнца и луны, восходящих за этими окнами. Желая всюду оставлять для Бога следы своей любви к нему, Варвара просила работников устроить третье окно. Работники опасались гнева Диоскора: "Хозяин так решил: два южных окна". Но святая настаивала: "Я заступлюсь за вас перед отцом. Он увидит, что три окна дадут больше света". Так в доме Диоскора возведен был первый символ Святой Троицы.
   Баня строилась возле купальни, огражденной тесаным мрамором. В один из дней святая Варвара начертила пальцем на мраморе изображение святого креста. Изображение проявилось так явственно, будто его высек по мрамору инструмент камнереза. На каменном полу у купальни запечатлелся след девической ноги. Из этого следа забил источник воды. Когда окончился земной путь святой Варвары, к источнику стали приходить верующие и узнали его чудодейственную целительную силу.
  
   В атриуме Диоскорова дома по языческим нравам были устроены ниши с идолами. Святая Варвара бродила по отцовскому дому и скорбела о тех, кто молится бездушным своим богам: "Как ждать от них помощи?! Гибелен путь, тех, кто поклоняется идолам. И таков путь Диоскора..." - святая возвращалась в свою башню, в добровольное одиночество, и подолгу молилась. Как знать, может быть, просила у Бога Истинного прозрения для отца, может быть, думала и о других грешных. Святая Варвара и теперь не принимает просьбы от тех, кто оскорбляет веру в Бога Живого лукавым суеверием.
   Между тем, вернулся домой Диоскор и упрекнул каменщиков, что нарушили план постройки. Перепуганные работники отговорились приказом его наследницы.
   - Зачем ты велела пробить в бане третье окно, Варвара?
   - Отец, я знаю, почему ты задумал два окна: чтобы почтить свет дневной и ночной, от двух светил - солнца и луны. Но есть Троичный Свет. Свет неприступный, неизреченный, немерцающий. Свет, способный просветить всякого человека, приходящего в этот мир.
   Отца смутили такие речи. Смысл сказанного ему не открылся, но он почувствовал перемены в дочери - и перемены его насторожили:
   - О чем ты говоришь, дитя, как свет трех окон может просветить всякого человека?
   Святая дева знала, что объяснения ее вызовут отцовский гнев, но Бог укрепил на честный разговор:
   - Дай мне высказать, то, что знаю и чувствую, отец. Постарайся понять меня: Отец, Сын и Святой Дух - Святая Троица, Три Лица Единого Бога, живущего в необъяснимом свете, просвещают и оживляют всякое дыхание. Я знаю этот Свет, он может озарить твой дом, если бы ты захотел впустить его в свое сердце. Три окна, которые я устроила, символизируют Триединый свет и прославляют Святую Троицу. Вот крест на камне - наклонись отец. Я провела его пальцем, но он остался, будто сделанный резцом. Это знамение Сына Божия. Во имя спасения грешного рода людского Он воплотился от Пречистой Девы и Духа Святого. Потому что так велел Отец Небесный. Сын добровольно страдал на Кресте за людские грехи, Сын Божий - Спаситель рода людского. Крест же на нашем камне - в память о Его Кресте. Знамение оградит твой дом от бесовской силы.
   Стараясь не замечать Диоскорова гнева, святая Варвара говорила ему о христианах, которые ныне подвергаются гонениям. И что она была у них и приняла крещение. Святая просила отца отречься идолов, расставленных по его дому: "Пришло время их переплавить, отец. Господь Единый дарует нам новую истинную веру, во спасение наше".
   Отец-язычник пришел в ярость: по всей империи ищут христиан, чтоб укрепить власть императора. А в его собственном доме живет христианка, и кто - единственное дитя! Диоскор был ослеплен порывом бешенства, он забыл любовь к дочери и бросился на нее с мечом. Святая дева обратилась в бегство.
  
   Диоскор гнался за святой девой, как дикий зверь за овцою. Он уже почти настигал ее, и тут на пути беглянки возникла каменная гора. Святая знала, что не отец уже гонится за ней, а сама смерть. Но уповала на Божью волю и милосердие. Она стала горячо молиться Защитнику всех гонимых. Молитва святой девы была услышана, Бог явил ей свое чудо: в горе образовался проход. Святая Варвара вошла в проход, и гора сомкнула за ней свои камни, чтобы скрыть от глаз преследователя и мучителя. С другой стороны горы Варвара поднялась по тропе и укрылась в пещере.
   Жестокий Диоскор искал ее повсюду, его гнев становился его безумием: убить святую деву - было единственной целью.
   На горе пасли стада овец два пастуха, они видели беглянку. Когда Диоскор обратился к ним за помощью в своем кощунственном замысле, один из пастухов, видя перекошенное от гнева лицо преследователя, отказался помочь. Но второй помог. Божий гнев был мгновенным: пастух обернулся каменным столбом, а овцы его - ужасной стаей саранчи. Диоскор не видел этого знака, он устремился в пещеру святой девы.

"...не как Я хочу, но как Ты"

  
   Неукротим мой Гефсиманский сад.
   За мной и ныне всходит он на небо,
   Неся червоточивые плоды.
   И от него уста мои горчат,
   И воздух сада стал еще пышнее,
   И в смоквах сада - полнота беды...
  
   Когда преследователь ворвался в пещеру, святая совершала молитву. Господь укреплял ее, зная будущее страдание. Пребывание святой Варвары в пещере подобно Христову Гефсиманскому бденью. У нас нет свидетельств о тех часах жизни святой, тяжелейших, важнейших для понимания ее последующей твердости. Зная уже Евангелие, святая дева не могла не видеть, что близятся ее крестный путь, ее Голгофа. И обстоятельства преследования, и пейзаж располагают к этой скорбной аллюзии. Но события происходят как будто в обратную сторону: Христос идет от Преображения Господня и славы Своей на горе Фавор - к Гефсиманскому саду, а святая Варвара бежит из родительского сада на гору. Но в конечной точке пути совершается главная молитва.
   Блаженный Августин, величайший святой, говорил о Гефсиманском бденье: "Нигде меня не поражает так величие и святость Иисуса, как здесь. Я не знал бы всей великости Его благодеяний, если бы Он не обнаружил предо мною, чего они ему стоят".
   И вот еще одно "Слово о молитве в Гефсиманском Саду" святителя Луки Крымского: "Когда взошел Господь и Бог наш Иисус Христос на гору Фаворскую, чтобы там явить Свою Божественную славу, тогда взял он с Собой трех любимых учеников - Петра, Иакова и Иоанна, и перед ними преобразился, и им явил славу Свою.
   Пришел час страшных и неописуемых страданий Его, и опять берет Он с Собой тех же трех учеников - Петра, Иакова и Иоанна в сад Гефсиманский, отходит вместе с ними от остальных учеников, велит им бодрствовать и молиться, а Сам отходит от них на вержение камня (на расстояние, которое пролетает брошенный камень - прим.) и начинает Свою мучительную последнюю молитву к Богу.
   Если и на этот раз Господь счел нужным взять трех учеников, чтобы были они опять свидетелями Его, то значит - то, что должны они были видеть, слышать и свидетельствовать, было необычайно важно, было не менее велико, чем Его Преображение на горе Фаворской.
   Итак, познаем, что борение духовное, которое испытывал Господь наш Иисус Христос, молясь Отцу Своему в саду Гефсиманском, было величайшим и вместе с тем тяжелейшим и страшнейшим из событий жизни Его.
   Не думайте, не думайте, что только на Кресте, в неописуемых страданиях претерпел Господь страшную муку. Знайте, что Его мука еще более страшная, чем Его страдания на Кресте, началась здесь, в Гефсиманском саду, при свете луны.
   О, как Он мучился! О, как терзался! О, как Он вопиял к Отцу Своему в Гефсиманском саду: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26:39).
   На иконах святая Варвара часто изображена со Святым Потиром - литургическим сосудом для принятия Причастия - с чашей, что напоит многих. По канонам церкви потира могут касаться только священники, для святой Варвары сделано исключение из этого правила.
   У одного из четырех евангелистов, Луки, есть слова, открывающие силу страдания Христова: "... и был пот Его, как капли крови, падающие на землю" (Лк 22: 44). Сравните эти слова со строками Акафиста ко святой великомученице:

Акафист святой великомученице Варваре. Икос 5

...радуйся, среде камения Камень Христа, утверждающаго тя, обретшая. Радуйся, в пещеру каменную вшедшая, видети Иисуса во гробе каменном бывша положенна; радуйся, уже Того видящая на Престоле Славы седяща. Радуйся, яко власы главы твоея за Христа, хранящаго, да и влас главы человеческия не погибнет, исторжени суть на земли; радуйся, яко тии от Христа изочтени суть ко увенчанию на Небеси.

Радуйся, власы твоя кровию доле, яко цветами, обагрившая; радуйся, заплетение власов твоих окровавленных в венец тебе златый обратившая. Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

   Наше духовное зрение и чувствование помогут осознать трагическую и великую суть минуты перед появлением Диоскора. Все же последующее нам известно.
  
   Язычник ворвался в пещеру, схватил святую деву и бросил ее на землю. Он топтал ее тело ногами, схватил за волосы и поволок в свой дом - теперь уже только свой, Диоскоров дом, но не дом святой Варвары. Мучитель заключил ее в подвальном помещении, запер двери и приложил к замку печать. Ему казалось, что этого мало: у входа был поставлен стражник. Чьею силою святая дева могла быть спасена из плена? Диоскор, не иначе, боялся ее Бога. Ни еды, ни питья пленнице давать не полагалось.
   Неутолимая ярость требовала от безумца дальнейших действий. Он побежал к градоначальнику Мартиану, и доложил о христианке, которую пленил. Мартиан, очевидно, охладил гнев Диоскора, искорки холодного языческого разума промелькнули в его словах: Варвару можно вернуть, но Мартиан должен под угрозой мучений склонить ее к вере отца.
   Святую деву вывели из заключения и привели к городской управе. Диоскор следовал за ней:
   - Это и есть Варвара, дочь, от которой я отрекаюсь: она не чтит наших богов. Правитель, обрати ее опять в римскую веру! Пусть поклонится богам со мною вместе, иначе никогда уже не будет она мне дочерью, а я ей отцом. Если же станет упорствовать - отдаю ее тебе, правитель. Делай с ней то, что угодно твоей воле.
   Пред Мартианом предстала дева удивительной красоты, руки и сердца которой тщетно добивались юноши, наследники знатных родов. Мартиан искренне восхитился обликом юной девы, говорил с ней ласково и покровительственно. Он очерчивал перед ней завидную жизнь патрицианки: прекрасный дом, который Варвара со временем унаследует, положение в обществе, замужество и благородное семейство - нельзя все это потерять, лишившись отцовского наследства. Мартиан терпеливо изливал на Варвару ласковые речи. Святая дева сосредоточенно молчала и потому казалась римлянину заблудшей овцой: стоит открыть ослушнице глаза на бедственное ее положение, предложить взамен общества христиан высшее общество города (и свое собственное, разумеется) - юная дева сделает правильный выбор, и древние отеческие законы возымеют власть на ней. Губить столь очаровательное существо Мартиану совсем не хотелось, с чего бы это Диоскор так взбесился?
   Святая дева, наконец, подняла взор на Мартиана:
   - Благам земным я предпочту блага небесные. Твои древние боги не даруют мне вечной жизни, я не в силах им поклоняться. Существует для меня Единый Бог, Его Имя я и буду прославлять вечно. Все могли быть озарены Небесным Светом - только ты не хочешь, господин, и отец мой не захотел. А я другого света и помыслить для себя не могу, все другое - только тьма. Окунись я во тьму сейчас - нечего и надеяться на вечное спасение. Но сегодня Господь мой со мною, и я Его не отрекусь.
   Вот теперь Мартиан понял, что Диоскор наткнулся на неприступную скалу. Если бы отец не выдал дочь, не было бы у Мартиана заботы: пусть бы прятал свое неразумное дитя подальше от посторонних глаз. Но Диоскор изобличил отступницу публично! В эти дни христиан ищут по всей империи, как государственных преступников. Если кто-то доложит, что он, Мартиан, не наказал христианку - ждать ему немилости. Пострадать же из-за Диоскорова безумия и упрямства его дочери правитель не желал:
   - Пожалей себя, прекрасная дева, поспеши вместе с нами принести жертву древним богам. Я слишком долго уже добр и милосерден к тебе. Не могу и думать, что предашь отеческую веру, и не хочу отправлять тебя на муки. Останься с нами, и тело твое будет так же прекрасно. Если пойдешь против нас - у меня нет выбора: ты будешь жестоко наказана. Тюрьма и пытки - это наименьшее из того, что у тебя впереди.
   Что же ответила святая Варвара, твердо зная, что каждое слово теперь может решить ее судьбу:
   - "Идолы - серебро и золото, дело рук человеческих" (Пс. 113, 12.). "Ибо все боги народов - идолы, а Господь небеса сотворил"(Пс. 95, 5.). Твоя надежда на древних богов напрасна, боги ложны. Господь пошел на Страсть Свою жертвою за людей, а значит, и за меня. Если пришло время мне стать жертвою за Распятого, пусть Он примет мою жертву и укрепит меня на крестном пути. Я не вам противлюсь, я за Господа теперь перед вами вступиться должна. Таков уж мой выбор, и Его благословенье. А ты не ведаешь, что творишь, господин, и отец мой не ведает. Диоскора гнев ослепил, а ты спокоен, господин. Но на уме у вас одно: обречь невинного на муки. Так вас учат древние боги? В чем же их правда и величие? Они не только творенье человеческих рук, они отражение человеческого греха: неразумны и беспощадны. Разве твои боги, господин, пошли бы на жертву ради тебя? Только Господь над всеми и за всех, Ему и последую, господин.

Пилат и Мартиан

   Человеческая жизнь, любовь, страдание - метафора Господней любви и страдания. Без собственного опыта Небо непостижимо. Но и Господь отражается в человеке, когда душа безукоризненна.
   Ответ святой Варвары Мартиану относит нас к евангельскому повествованию. "Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем. Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву. Варавва же был разбойник. (Иоанн 18, 37-40). Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам. Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек! Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Пилат, услышав это слово, больше убоялся. (Иоанн 19,1-8)".
   Пилат испугался доноса на себя. И Мартиан боялся того же. Мог ли он укрыть святую Варвару от Диоскора, мы не знаем. Из собственной выгоды он обрек юную деву на нечеловеческое страдание. Пилат так же поступил с Иисусом. Иисус простил, имея силу прощать: "Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе. С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели (Иоанн 19, 11,12,16)". Мартиан пошел дальше Пилата, он сам стал орудием страдания святой Варвары. Не мудрено: над Пилатом был только император, над Мартианом - еще и прокуратор. Впрочем, не будем умалять значения человеческих проявлений Пилата: он, вероятно, не хотел убивать Иисуса. По римским законам запрещалось наказывать дважды за одно и то же деяние. Христос был приговорен к бичеванию (тридцать девять ударов пятихвостым бичом со свинцовыми шариками на концах). Пилат Понтийский, видимо, рассчитывал, что первая кара удовлетворит гонителей. Но они (идеологи и толпа) жаждали казни.
   Можно предположить, что спустя 300 лет после трагедии на Голгофе, казни жаждал Илиополь. И Мартиану были присущи звериные инстинкты. Он знал, чувствовал, понимал чистоту девы, поэтому раздел ее донага.
   Это и есть казнь для святой Варвары - стоять обнаженной пред толпою. Она не могла представить подле себя одного мужчину, а выставлена на поругание многих. Юную деву сбивают с ног и стегают воловьими жилами - бичуют, как и Христа, только без свинцовых шариков (Христово тело было сильным: римляне наносили не более тридцати девяти ударов, потому что сорок ни один человек не вынес).
   Бичевания Мартиану было мало, кровавые раны стали раздирать острыми черепками и власяницей, то есть мешковиной из козьей шерсти. Перечислять мучения с бесстрастием статиста выше человеческих сил. Скажем только, что о пощаде и прощении святая дева своих палачей не молила.
  
   Акафист открывает нам, что деву бросили в темницу, где она ликовала о Христе, еле живая от тяжкого телесного страдания. Она могла обращаться ко Господу словами Давида: "Благовестих правду в церкви велицей, се, устам моим не возбраню: Господи, Ты разумел еси. Правду Твою не скрых в сердце моем, истину Твою и спасение Твое рех, не скрых милость Твою и истину Твою от сонма многа. Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от мене: милость Твоя и истина Твоя выну да заступит мя.(Пс.39, 10-12) Благоволи, Господи, избавити мя: Господи, во еже помощи ми, вонми. Да постыдятся и посрамятся вкупе ищущии душу мою, изъяти ю: да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая. Да приимут абие студ свой глаголющии ми: благоже, благоже (Пс.39,14-16".
   Приблизим смысл этих слов:
   - Господи, я не скрывала веры своей, и Твоей милости не скрывала пред многими! Я не умолчала о евангельской правде, не скрывала ее в сердце, но всенародно открыла истину Божию. И милость Твою восхваляла, всем указывая путь ко спасению. Заступись за меня, не удали от щедрот Твоих! Яви благость свою, Господи, поспеши мне на помощь! Враги ищут души моей - изъять ее: пусть устыдятся, желающие зла. Пусть на себе понесут срамоту мою говорящие: хорошо же, хорошо!
   Мог ли Господь не услышать такую молитву и не поспешить на помощь! В полночь святую деву озарил великий свет, и она ощутила трепет и радость от Господня приближения. Христос укрепил ее тело и дух:
   - Я с тобою! Я знаю подвиг твой и облегчу твои страдания! Страдания уже не долги, ты претерпишь их до конца ради вечных благ в Царствии Моем!
   Святая Варвара забыла о телесном страдании и пребывала в темнице, как на небе. А раны ее затянулись без следа. Одно лишь желание слиться с Господом овладело юной девой, но Он был уже незрим. И незримо оставался с ней. Святая Варвара благодарила Господа, что не оставил рабу Свою, сохраняющую верность Ему.

Иулиания из Илиополя

   Но не одной святой Варваре открылись чудеса Господни. За святой Варварой издали наблюдала женщина из Илиополя - Иулиания. Она была богобоязненной христианкой, но не могла постичь, как святая Варвара сумела презреть богатство и радости жизни ради веры? Как не пощадила своего тела, своей красоты и молодости, как вынесла надругательство и беспощадное телесное истязание? Что укрепляет святую Варвару в вере и надеждах на спасение?
   Иулиании дано было, приникнув к окошку темницы, увидеть молитву, а затем и чудесное исцеление святой Варвары. Иулиания испытала трепет, восторг, душевный подъем. Встреча со святой Варварой стала для Иулиании укреплением в вере: она приняла решение открыто исповедовать христианство, и пострадать за Христа, если придется. С этой минуты для мученицы Иулиании начались ее приготовления к духовному подвигу. Она беспрестанно молилась, чтобы Христос даровал ей терпение в предстоящих страданиях.
   При свете дня святую Варвару вывели из темницы на постыдный суд нечестивых язычников. Пред ними предстала дева еще более прекрасная, чем прежде: телесных ран не было, но был свет, озаряющий ее изнутри. Мартиан надругался и над этим светом:
   - Ты совершенно здорова, девица, благодари за исцеление богов! Принеси им щедрые жертвы, я готов дать тебе время одуматься! Вчера ты была не так хороша: боги заботятся о тебе, несмотря на твою строптивость.
   - Твои боги слепы, господин. Бесчувственны и слепы, как ты. Потому что сотворены тобой, или такими же бездушными людьми. Если бы ты не был ослеплен, увидел бы Христа - Единственного Целителя, стоящего здесь. Но, кажется, ты недостоин видеть Его, господин.
   Это был вызов. Мартиан пришел в бешенство, не меньшее, чем до него - Диоскор. Он приказал повесить святую Варвару на дереве, терзать ее тело железными когтями, жечь ребра огнем. Лицо и темя ей разбили каменным молотом. Как можно вынести такие муки, только Господь ведает. И только Он мог укрепить ее дух и тело.
   Но отныне испытание предназначалось не только для святой Варвары. Настало время Иулиании - она рыдала, видя нечеловеческие страдания юной святой. Было жутко даже в толпе стоять, но Иулиания нашла в себе силы выйти из толпы и обличить Мартиана в бесчеловечности.
   Иулианию схватили и спросили, какой она веры. Господь был рядом с ней, Иулиания открыто признала себя христианкой. С этой минуты она разделила участь святой Варвары. Иулианию повесили рядом с Варварой и сдирали кожу железными когтями. Святая Варвара видела это сквозь собственную боль, силы оставляли ее, но горячая молитва не прекращалась. Вот как представляет ее молитву святитель Дмитрий Ростовский:
   - Боже, испытующий сердца человеческие, Ты знаешь, что я всю себя принесла Тебе в жертву и отдала себя во власть Твоей всесильной Десницы, стремясь к Тебе и любя Твои святые заповеди. Не оставь меня, Господи, но милостиво призрев на меня и на сострадальницу мою Иулианию, укрепи нас обеих и дай нам силы совершить настоящий подвиг: "Дух бодр, плоть же немощна" (Мф. 26:41; Мк. 14:38)".
  

Акафист святой великомученице Варваре. Икос 7

  
   Новую показа безчеловечия ярость зверообразный мучитель, егда тебе, святая великомученице Варваре, повеле на древе повесити, и ноготьми железными тело твое строгати, и свещами горящими твоя опаляти ребра, еще же и млатом во главу тяжко бити. Сие пачеестественное терпение твое благоговейно воспоминающе, похвалами блажим тя сими: Радуйся, яко повешена была еси на древе, Христа ради на Кресте распятаго; радуйся, яко строгана по ребром Иисуса ради, копием в ребра прободеннаго...
  
   Одна за другой возникают трагические страстные аллюзии: дерево пыток святых Варвары и Иулиании - и Крест, на котором страдал Христос; железные когти, строгающие тела дев - и копье, вонзенное в ребра Христа. Эти аллюзии не случайны: мы должны видеть преемственность жертвенности за наши грехи.
   Чтобы хранить нас от внезапной смерти без покаяния или, уж если случится уйти безвременно, просить у Господа милости для нераскаявшихся грешников - святая Варвара пошла на свой крест. Смиренное терпение страстей, добровольная жертва не являются актом слепого религиозного фанатизма - это подвижничество, осознанное решение. Чтобы воплотить такое решение, нужна нечеловеческая сила, необъяснимая, неземная любовь - к ближним, за которых она и просит у Господа. Кто же является ближним для святой девы? Вспомним, как она бродила по атриуму в доме, скорбя о гибели язычников, поклоняющихся идолам.
   У святителя Дмитрия мы находим такие слова: "Прохаживаясь однажды по палатам своего отца, святая Варвара увидела богов его, бездушных идолов, стоявших на почетном месте, и глубоко вздохнула о погибели душ тех людей, которые служат идолам. Затем она оплевала лица идолов, говоря: "Да будут подобны вам все, кто вам поклоняется и от вас, бездушных, ожидает помощи!"
   Скорбела, гневилась, а в последний миг заступилась за тех, кто не успел раскаяться - будто ради них и вытерпела страсти. Подготовить себя к такому подвигу дано не многим, а святая великомученица, будто и не готовясь, свершила.
  
   Вернемся к часу страданий святых дев. История знает изуверов, подобных Мартиану, но объяснения их сущности дать не сможет. "После сего мучитель велел отрезать у обеих сосцы. Когда это было исполнено и страдание мучениц усилилось, святая Варвара, снова возведя очи к Врачу и Целителю своему, возопила: "Святого не отними от нас, возврати нам, Господи, радость спасения Твоего, и Духом владычественным утверди нас в любви Твоей!" (Пс. 50:13-14)", - святитель Дмитрий, "Житие и страдание святой великомученицы Варвары".
   Святую Иулианию отвели в тюрьму. А для святой Варвары задумали новые изощренные пытки. Ее, обнаженную, водили по Илиополю. После всех телесных страданий, в ее душе все еще осталось место для жгучего стыда. Она просила Господа скрыть ее тело от чужих глаз, как умеет Он укрывать небо облаками и землю мглой. Господь поспешил на помощь к возлюбленной рабе Своей. К святой Варваре спустился ангел с одеждой из света. Свет покрыл наготу тела, и святая дева сделалась спокойна: Господь рядом.
   Вывели из тюрьмы мученицу Иулианию и подвергли такой же жестокой и циничной пытке: раздели, чтоб через весь город привести к Мартиану.
   Мартиан же устал от зрелищ. Он и не предполагал обратить святых дев в языческую веру, а лишь исполнял волю Рима: расправляться с христианами. Святые девы были осуждены на усечение мечом. Палач для святой Варвары нашелся сразу же, он все время шел следом и был наготове исполнить приговор - это Диоскор, безумный отец святой девы. Диоскор, с обнаженным мечом в руке, повлек свою жертву к месту казни. Один из воинов вел святую Иулианию. Святая Варвара в эти дни не прекращала свой молитвенный разговор с Господом:
   - Безначальный Боже, простерший небо, как покров, и основавший на водах землю, повелевающий солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылающий дождь на праведных и неправедных.(Пс. 103, 2 и 135, 6: Мф, 5, 45). Услышь и ныне молящуюся Тебе рабу Твою, услышь, о Царь, и подай благодать Свою всякому человеку, который будет вспоминать меня и мои страдания; да не приблизится к нему внезапная болезнь и да не похитит его внезапная смерть, ибо Ты знаешь, Господи, мы - плоть и кровь и творение пречистых рук Твоих. (Святитель Дмитрий Ростовский, "Житие и страдание святой великомученицы Варвары")
   "Всякому человеку, который будет вспоминать меня и мои страдания..." - эти слова только обозначают нам, каким одиноким был путь святой девы. Неразделенность взглядов и устремлений, отсутствие душевного тепла в доме, публичное поругание... Несколько недель счастья среди членов церкви и один день рядом со святой Иулианией - вот то немногое, но сверхъестественное по силе сочувствование и сострадание, которое дано было святой Варваре в земной жизни.
   Обратимся еще раз к евангельским повествованиям. Евангелисты не скрыли от нас, что, когда Иисус был схвачен стражниками, апостолы оставили Его. Они были в ужасе и в панике. "Тогда, оставив Его, все бежали. Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них. И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня." (Марк, 14:50-54)
   Оправившись от потрясения, Петр и Иоанн последовали за стражей, держась на расстоянии. Но прежде, чем трижды пропел петух, Петр отрекся от Учителя, зная Его - Живого. Святая Варвара последовала за Христом три века спустя, узнав Его в сердце. Святая Иулиания последовала за святой Варварой, наблюдая ее подвиг один день. Они хорошо знали Евангелие, все четыре евангельских повествования ко времени жизни святой Варвары и святой Иулиании были написаны. Своей безоговорочной верностью Христу святые девы возмещали Ему одиночество в Страстные дни. Но помыслы святой Варвары были и о тех, кто будет одинок перед лицом смерти. Пределы предсмертного одиночества обширны: может не оказаться рядом священника, или не будет близкого человека, укрепляющего на последнюю молитву, трагическая судьба может не дать и минуты времени для раскаянья.
  
   "И шли на смерть обе мученицы, Варвара и Иулиания, с великой радостью, желая скорее разлучиться с телом и предстать перед Господом. Дойдя до назначенного места, агница Христова Варвара склонила под меч свою голову и была усечена руками немилосердного своего отца, и исполнилось сказанное в Писании: "Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына" (Мф. 10, 21; Мк. 13,12.). Святую же Иулианию обезглавил воин. Так совершили святые Варвара и Иулиания свой подвиг. Святые души их радостно отошли к своему Жениху Христу, встреченные ангелами и с любовью принятые Всевышним Владыкою". (Святитель Дмитрий Ростовский, "Житие и страдание святой великомученицы Варвары")
   Когда истекла последняя минута земной жизни Иисуса, "...Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине". (Лука 23: 44-45) Так, гневаясь на мир людей, встречало Небо возлюбленного Сына Своего.
   Когда Небо принимало святых Варвару и Иулианию над землей разразилась страшная гроза. Диоскор в это время спускался с горы, лобного места Илиополя. Молния прошла сквозь его тело, не оставив праха. Тогда же, во дворе собственного дома, молния поразила и Мартиана.
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"