Ох и тяжко живется начинающему обзористу! Тяжело и неказисто... В общем - сплошная нервенная трепка, да косые взгляды со всех сторон. Что делать! Взялся за крест, не распиливай его на доски для постройки комфортабельной дачи. Приходится тащить и тащиться. Наверх? Ну, это как получиться.
А пока... сказочка. Для затравки.
Были двое - школьник и студент. Школьник решал пример с дробями. Решал, решал, решал. И решил, после чего, изобразив улыбку, показал решение студенту. Студент хмыкнул, быстро пробежался глазами и сказал, что решение неверное. После чего указал школьнику на ошибки. Но школьник обиделся...
А ты имеешь право меня судить, сказал он, может ты сам ничего не умеешь и не знаешь? После чего школьник взял тетрадь студента, где были решенные задачи по математическому анализу. Посмотрел и ничего не понял. Опять посмотрел. Опять ничего не понял. После чего отдал тетрадь студенту и ушел, надувшись.
Расстроился школьник, конечно, но ничего не поделаешь - разные уровни они непересекающиеся. И когда школьник вырастет и сам станет студентом, то он признает, конечно, правоту старшего товарища...
Вот только когда это будет? И будет ли?
Петров-Одинец Владимир Андреевич Все получает тот, кто умеет ждать...
Этот роман (да-да, именно роман) вызвал у меня самые противоречивые чувства. Если не обращать внимания на смысловую нагрузку, то на фоне большинства остальных произведений он смотрится чуть ли не эталоном. И стиль, и образы, и сюжет... Все на своем месте и ничто не выглядит лишним. Правда, одной важной составляющей романа здесь нет - сдвига в характере героев. "Каким ты был, таким ты и остался!", поют в песне и это именно про данный роман. Если взять психологические портреты героев в самом начале и сравнить с ими же в самом конце - даже под микроскопом разницы не увидишь. Как была Миранда женщиной нетяжелого поведения, так и осталась, как был Виктор погрязшим в гендерных стереотипах "наивным чукотским юношей", так и остался, как был Степа Ермаков ду... то есть непробиваемым рабом, так и остался. Аналогично и по всем остальным персонажам. Ну, не изменились они. Совершенно не изменились.
Впрочем, сейчас я попробую расписать эти моменты более подробно, но для начала расскажу одну сказочку:
В большом и очень недобром городе жил, как полагается, маленький мальчик. Добрый? Ну, скорее наивный и очень глупый. Доверчивый сверх меры и любопытный до ужаса. В общем, не в том городе он появился на свет, но тут уж выбирать не приходится.
Шел этот мальчик однажды по улице, радостно осматривая деревья и считая на них листья. Ну, кто-то ворон считает, а этот мальчик - листья, чем не развлечение? Считает он, значит, листья, считает, уже глазки закрываться стали, и в сон потянуло... Но тут в голове что-то щелкнуло, будто свет включили, да не в комнате, а вообще везде. Оглянулся мальчик, посмотрел внимательно под дерева и увидел блестящий предмет. Точнее, сначала он, конечно же, увидел блеск, потом, когда глаза привыкли, разглядел, что сверкает драгоценным камнем... Драгоценный камень, восседавший на рукояти кинжала.
Мальчик даже глазам в первый момент не поверил - уж очень красивым было оружие, как в сказке... Или в кино про пиратские сокровища. Разве может такое появиться в реальности? Реальность ведь не сказка! Удивился мальчик сильно, но к кинжалу все же подошел. Сказка не сказка, а любопытство не прогуляешь и листиками не просчитаешь. И что поделать - уродился он любопытным до невозможности, теперь и жить таким... Впрочем, мальчик сейчас об этом не думал. Он сейчас вообще ни о чем, кроме кинжала думать не мог. Оружие притягивало к себе, манило драгоценным сиянием, завораживало слепящим золотом рукояти...
Взял мальчик кинжал в руки, чувствуя приятную тяжесть, полюбовался большим прозрачным камушком, да и размахнулся. Хотелось ему проверить остроту лезвия, хотелось почувствовать себя героем фильма... Размахнулся, ударил, да и отсек ветку дерева. Хорошо так отсек, подчистую, будто бритвой срезало.
Понравилось такое мальчику и пошел он дальше, ветки с деревьев по пути срезая. Вжик, да вжик, мелькает лезвие в воздухе, камень в рукояти сверкает на солнце, и летят во все стороны листья, которые он раньше терпеливо считал. Всю дорогу этими листьями усыпал, так, что даже асфальта не видно.
Идет он по листьям, идет, уже по щиколотку их, машет кинжалом, машет, уже и рука уставать стала, как вдруг... Споткнулся о булыжник, листьями прикрытый и потому незаметный. Споткнулся и упал прямо на оружие, которое держал в руке. И кинжал, который до того легко срезал ветки, разрезал грудь мальчика, пронзив маленькое глупое сердечко.
А когда тело нашли, то не было в груди никакого кинжала и вообще никакой раны - не было. Просто сердце остановилось, сказали врачи, удивленно цокая языками. А кинжал... Так и валяется где-нибудь под деревом. Ожидая.
Теперь, собственно, по пунктам...
Сюжет - нормальный. Не блещет оригинальностью, но "ладно скроен, крепко сшит". Особых нестыковок нет, события достаточно последовательны, без бросающихся в глаза и прочие части тела кустовых роялей. Единственно, слишком много "случайно-неслучайных" встреч было.
Персонажи... Отдельный разговор. Если рассматривать их в некоем внеморальном пространстве, то они цельные, полные и в некоторой степени даже харизматичные. Т.е. не набор клонов из одной пробирки, не кучка вырезанных из фанеры силуэтов, а живые люди, которые встречаются и в реальной жизни.
Это если отбросить мораль, совесть и прочее. А если не отбрасывать... То все не так радужно. Мягко говоря. Во-первых, герои постоянно ведут себя как полные идиоты, хотя через строчку провозглашается их якобы ум. Во-вторых, они, за исключением разве что Виктора, поступают и (главное!) думают, как последние сволочи. И этот их "сволочизм" не осуждается автором, они не несут заслуженного наказания, вовсе нет! Автором такое провозглашается чуть ли не как НОРМА. Вот что страшно.
Язык... Язык хороший, хотя и не без шероховатостей. Временами метафор многовато, но в целом не раздражает. Читается достаточно легко, не приходится продираться через бурелом букв и знаков.
Что касается ценностей... Тут нет их. Но, в отличие от прочих, тут есть кое-что другое. Что делает данный роман даже опасным и разглагающим... Тут есть истинная антиценность - абсолютная ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ. Сразу вспоминается отрывок из Града Обреченного АБС, где описывались повадки стада обезьян... Да, в этом произведении не люди - здесь ЖИВОТНЫЕ. И это просто омерзительно.
Так, теперь немного по тексту:
Тут Степа и блеснул эрудицией:
-Аэлиту написал Алексей Толстой. Мне не понравилось.
Бросив на Ирину мгновенный взгляд, Чирков с неразличимой для Ермакова иронией сказал:
-Мнение референтной группы, знакомой с творчеством классиков, всегда ценно. Как впечатление от книги Зеленухиной, Степа?
-Я её не читал. Времени нет.
-Жаль! Интересно было бы послушать.
На этом дискуссия усохла. Муж исчерпал себя в теме, историк не рискнул издеваться, а жена дар речи утратила - настолько неуместно прозвучала реплика. Она ни слова не сказала Ермакову, но стыд за его глупость от этого меньше не стал:
-"Вылез, умник! Позорище! Разведусь, ей богу, - клокотал в ней гнев, - разведусь!"
Что глупого в том, чтобы не прыгать от восторга при упоминании "Аэлиты"? Или человек НЕ ИМЕЕТ права на собственное мнение? Вообще, идиоткой в данном отрывке показала себя только якобы умная Ирина.
-Я никогда в очереди не стояла! - отрезала Ирина, протрезвевшая и больно уязвленная в самое сердце:
-"Оказаться в общем списке! Одной из сотен! Не ЕДИНСТВЕННОЙ, как мечталось, а очередной! Нет, это не про меня! Уж лучше Ермаков, для него других баб не существует..."
Что-то изменяла она спокойно, даже с нетерпением, ничуть не думая о морали, совести и прочих атавизмах. А тут ее, видите ли, УЯЗВИЛИ. Какой кошмар!
-Ты намекал, а это больше, чем говорил. И не лги, что за твоими словами о моей неземной красоте не было ничего! Увы, ты бездарен, как любовник и несостоятелен, как мужчина! Что? Я должна четко говорить, чего ожидаю от любовника? Хорош Дон Жуан, который не понимает женщину! Увы, я пополнила собой список твоих побед, как очередная дурёха...
Умная женщина так говорить не будет. Так будет говорить неумная истеричка.
А вот она ожидала любви, потому повелась на обман.
Вот это как раз реалистично, ведь многие хотят чего-то безответно. По принципу: нам все, а вам взамен - фигу с маслом. Подсолнечным.
Только вот... Мы о ценностях говорим? Нет? Или об АНТИценностях?
И да... Если декларируется, что женщина УМНАЯ, не стоит делать из нее самую обычную набитую дуру.
-"Была влюблена и разочаровалась, - тупо твердил Чирков последние слова Ирины, ужасаясь собственной слепоте, - почему же я понял, не придал значения нашей постельной близости? Принял любовь за секс, кретин!"
Действительно - тупо. Причем тут вообще любовь, если ИЗНАЧАЛЬНО ему нужна была только легкая интрижка? Опять же, человек декларируется умным, а на поверку - дуб дубом. Столетним дубом, причем.
Ведь ей и укладываться предстоит очень тихо, чтобы не потревожить чуткий сон вояки. Ибо, пробудившись, изо всех нерастраченных сил начнет бравый офицер канючить, выпрашивать супружескую обязанность. А нет никаких сил на спор и обреченно уступает она, тратя потом в ванной комнате драгоценные мгновения на смывание омерзительно воняющей спермы.
Натурализм - утомляет. А еще больше утомляет нелогичность этой Ирины - какого черта она живет с опостылевшим мужем, если настолько сильную ненависть к нему испытывает?
Она никогда не могла описать его, тот мир. В нем люди любили, воспитывали детей, ходили в театр, слушали оперу. У них на все находилось время, всех окружала чистота помыслов и поступков, без пошлости и насилия. Мир, собранный из прочитанных ею книг, был реален, достижим. Лишь денег и времени не хватало войти в него. Кончиками пальцев, только самыми кончиками пальцев удерживалась Ирина за порог своего мира, понимая, что падать нельзя - возврата не будет!
Она удержалась, выжила, не поступилась собой. Но тот ужас медленного "обыдления" - никогда не забудется.
А она сама-то этого мира достойна? Да ни в малейшей степени!
Плотское влечение и взаимное уважение его вполне устраивали. Честный брак.
Какое, извиняюсь за выражение, уважение? Судя по тому, что сказано ранее, Миранда Виктора в грош не ставила, он всегда для нее был кошельком на ножках, джином из лампы, выполняющим любой каприз. Для нее существовал только ее собственный "божественный" образ. Она жаждала и жаждет только поклонения. Ничего более.
Две разных женщины оказались вплетены судьбой в его жизнь. Одна готова терпеть и дожидаться, пока перекипят гормоны, а другая не захотела его делить ни с кем.
Кто кого терпит? Тут оба терпят, т.к. одна не способна дать другому то, что ему требуется.
Ирина оглянулась, присматривая, чем бы запустить в него, не нашла и наклонилась: -Ах, воспитываешь, - тапок смачно припечатался к лицу мужа, - воспитатель выискался! А силы ты соизмеряешь, урод-переросток? - Яростью зазвенел голос.
Степа сжался, ожидая второго удара, но Ирина сочла урок законченным и, глядя ему в глаза, тихо отчеканила:
-Посмей только пальцем тронуть её еще раз... Убью.
Обув ногу, вышла из кухни, подталкивая Татьянку впереди. Ей видеть не хотелось капитана Ермакова, женой которого она числилась.
*голосом опытного диагноста* Истеричка. Неизлечимо. И еще... Это... Власть развращает, абсолютная власть - развращает абсолютно. Не я сказал.
он с удивлением отметил, что стал воспринимать её ровней, как младшую сестру.
Это с каких таких пор МЛАДШАЯ сестра стала ровней?
-Пропустила восемь человек, а ты?
-Девять.
Официантка из облиполкомовского буфета, назначенная обслуживать психологов, изменилась в лице, услышав такое от двух ярких девиц, поставила сок на стол и вышла. Ирина тихонько засмеялась ей вослед:
-Ты знаешь, что она о нас подумала?
-Позавидовала, небось.
Обе захохотали, живо воссоздав несложный ход мыслей.
Вот из-за таких, прости Хоспади, психологов и создается негативное мнение об этой, в общем-то очень полезной профессии, в целом. Какой, извиняюсь за выражение, нехитрый ход мыслей они могли усмотреть? Можно сказать - по себе людей не судят - но эти психологини на уровне развития питекантропа... Хотя мнят себя чрезвычайно умными. Хотя АВТОР описывает их очень умными.
А получается нелепо и пошло.
Кому, кроме себя, расскажешь, как принимала ванну, с удовольствием втирала кремы, делала маски, нагая ходила по комнате и разглядывала свое стройное точеное тело в зеркале платяного шкафа? Как гладила бархатистую упругую кожу, трогала высокую грудь, видела красоту своего тела, расцветшего после рождения дочери, и вдруг взрывалась рыданиями от обиды на глупо сложившуюся жизнь?
-" Почему нет того, кому хотелось бы отдать такое тело?! Почему ненавистен человек, с которым ложишься в постель! Почему все так глупо, почему?!"
Такое ощущение, что кроме тела у героини ничего нет. Ну, нечем больше похвастать, во всех остальных планах абсолютно бессмысленна и бесполезна, так хоть тело - уже кое-что.
Корешкова Евгения Витальевна Контакт с нарушением
Ох... И тяжело же мне пришлось, пока я читал это произведение. Невероятно тяжело. Причем, тяжело по причине весьма прозаической - я не мог себя заставить читать настолько скучный текст. Именно скучный. Не было ни одной строчки, которая увлекла бы меня, за которую зацепился бы глаз... и не в отрицательном смысле, обнаруживая очередную ошибку (которых тут предостаточно), а в положительном. Все ситуации до ужаса шаблонны, причем автор попытался компенсировать неспособность заинтересовать читателя массой событий, отчего произведение делается только хуже. Временами перестаешь понимать - что и почему происходит. А вчитываться внимательнее или, упаси Боже, перечитывать, желания нет никакого.
Теперь по пунктам...
Во-первых, это не роман, это куча кое-как склеенных рассказиков.
Во-вторых, персонажи... Они вроде есть, но вроде их и нет. Немалую роль в этой "незаметности" героев играют их имена... Жуткие имена. Похожие друг на друга имена. Которые совершенно не характеризуют их обладателей. И, как кажется непросвещенному читателю, взяты просто с потолка. Сами персонажи под стать своим "ярлыкам" - невнятные, без характера и принципов, описанные кое-как, будто по одному шаблону.
В третьих, сюжет... Как таковой он здесь отсутствует. По крайней мере, я не могу назвать подобным образом мешанину событий и слов. Самое интересное - можно спокойно выбросить 3/4 произведения и ничего не изменится. Абсолютно ничего.
Далее... Само повествование скомканное, как оберточная бумага, выброшенная в туалет. События сменяют друг друга без особой логики, при этом описаны серо, непримечательно, зачастую вообще непонятно - зачем они нужны. Расположение отдельных фрагментов сюжета - отдельный вопрос. Зачем впихнуто "детство-отрочество-юность" девушки туда, где ему не место? Просто, чтоб было? Надо рассказать предысторию Аринды - ломаем весь текст, заталкивая в образовавшиеся дыры историю учения, первых шагов в качестве космонавта и т.д.
Далее... Язык. Очень слабый, очень много ошибок и сомнительных метафор. Оригинальных сравнений я не нашел вообще.
Далее... Истинные ценности. Их здесь нет. И да... Народная джанерская игра - "все любят Аринду" к таковым отнесена быть не может.
P.S. По терминологии отдельный вопрос - зачем было изобретать такую кучу абсолютно ненужных и абсолютно же непроизносимых слов? Чтобы читателю жизнь медом не казалась? Тогда обрадую автора - этот замысел удался целиком и полностью.
Так, теперь немного по тексту:
А девушка насмешливо улыбнулась и, тоже ничего не говоря, выскользнула в коридор. Парень был сражен на месте. Сердце, не знавшее любви, дрогнуло и зачастило.
Кто-то явно пересмотрел мЫлодрамМ. Последняя фраза - шаблон шаблонов.
Нет, он не мечтал с самого детства стать историком, как Леха, просто институт находился рядом с домом, всего четыре остановки, и родители настояли на поступлении, не желая отпускать сына от себя.
Страна непуганых идиотов (с)
Он уже с хохотом драл с лица черную маску.
Сдирал, а не драл. Это разные по смыслу слова.
Конечно же, им вслед оглядывались на улице, а в автобусе мужчины, к тихой ярости Сергея, восхищенно и завистливо пялились на Алину и старательно улыбались, кто как умел. Девушка держалась абсолютно спокойно, будто никого вокруг не было совсем.
Автор явно выдает желаемое за действительное. Описываемое бывает только в дешевых фильмах и детских сказках, а в реальности, как правильно заметил Леви, большинству людей абсолютно ВСЕ РАВНО.
внимательно разглядывая экспонаты, а Сергей больше глядел
Повтор.
Сегодня девушка была необыкновенно хороша, и Сергей понемногу начал понимать ее желание хоть как-то спрятаться и меньше обращать на себя внимание. Хотя с такой внешностью трудно быть незаметной. И лицо и фигурка без изъяна, разве что плечи чуть широковаты, но это совсем незаметно.
Это художественное произведение или журнал мод в прозе?
-- Значит вы аргонавты. Как в Одиссее. - Озорно блеснул глазами Сергей. Может быть, ты слышала, была не так давно песня, и Сергей напел вполголоса:
Вот жеж озорник-затейник!
-- Что это?
-- Талинда. Ешь, это вполне съедобно
Ну вот какой смысл набивать текст таким количеством непроизносимых слов?
Вашу Землю изучают все, кому только не лень, начиная от человекообразных, кончая какими-то головоногими моллюсками, которые тоже считают себя джанерами, да еще пытаются учить землян, как нужно правильно жить. Мало того, что они старательно идут на тесный контакт, но еще и приглядывают, можно ли приспособить вашу планету для своих скользких нужд.
Научных статей не читаем, вероятностью зарождения разумной жизни не интересуемся...
Зед Нолис никогда бы раньше не подумал
Автор! Сжалься! Над читателями в первую очередь... но и над персонажами тоже - дай инопланетянам нормальные имена. От этого произведение станет намного лучше.
-- Еще чего! - снова возмутилась Аринда, едва прошло головокружение. - Ты же сам здесь! И, похоже, тебе все переходы никчему.
Даген уловил в ее голосе досаду с оттенком зависти, улыбнулся, вспомнив свой первый полет, и попросил, прошептав ей на ухо:
-- Ничего, девочка, вот налетаешь с мое, и тебе все тоже будет все никчему.
Мне кажется, что тут должно быть слово - нипочем.
-- Но я люблю Аринду!
Это не произведение, а игра "все любят Мамбу!", где в роли приснопамятного Мамбы выступает некое существо по имени Аринда.
-- А как же твой парень? Вы поссорились?
-- Он погиб. В том же рейсе. Он спас меня. Перекачал мне свой запас воздуха.
-- Извини. - Помрачнел Сергей. - Я не знал.
-- Ничего. Ведь я бы все равно не вышла за него.
Аринда какое-то моральное чудовище - человек погиб, чтобы спасти ее, а она думает только о том, что "все равно бы за него не вышла".
- А я не знаю даже твоего имени...
- Аринда.
- Я люблю тебя, Аринда!
Как говорится - ноу комментс и см. выше.
-Твой портрет. - Невозмутимо ответил Кларт. - Он у меня всегда висел. С самого первого полета
- А больше тебе, конечно же, на стену повесить нечего было?! - раздражение не проходило.