Что плохого в том, что современный читатель отдаёт предпочтение лёгким жанрам? Ну, почитает детективы, фэнтези или криминальные истории, так может и не надо ему ничего более этого? Так отчего часть литераторов и критиков бьют в набат? И почему это вдруг ещё совсем недавно говорилось о гибели классических жанров русской литературы, то теперь можно с уверенностью сказать о начале вымирания российского классического читателя?
Некоторые из Вас, уважаемые читатели, знают на собственном опыте, что если Вам за тридцать и Вы, достаточно долгое время питались макаронами и вареными овощами, то если Вам вдруг достанется хороший кусок свежей капусты, то не так-то просто будет его съесть; сразу заболят, отвыкшие от настоящей работы челюстные мышцы, начнут кровоточить дёсны и зубы.
Это, так сказать в мире материальных вещей и грубых объятий, как говаривал Зощенко. В духовном, то есть нематериальном мире, если так можно выразиться, молочные зубы для разгрызания духовной пищи появляются обычно к двадцати пяти - двадцати восьми годам. Если их не использовать по назначению, то есть, регулярно не принимать достаточно "крепкие орешки", которые заставляли бы тратить значительные силы организма на приведение духовной пищи в вид, достаточный для её переваривания и усвоения, то молочные зубы для нематериальной пищи никогда не сносятся, никогда не выпадут и, следовательно, никогда не освободят места для коренных. А не имея коренных зубов, этого единственного настоящего и стоящего оружия, большинство наших читателей никогда не будут способны "переварить" в зрелом возрасте наше великое достояние - классическую русскую литературу девятнадцатого века и начала двадцатого. Как говориться, мороженное из детективов - сколько хотите, а грецкие орехи Достоевского и Толстого - не по зубам.
Более того, сам процесс потребления качественной духовной пищи, гораздо более необходимой для нормального развития личности, чем это принято думать, этот процесс требует времени и немало внутренней энергии для своего усвоения. А это ещё один барьер для современного читателя - время с каждым годом бежит всё стремительней, потоки информации увеличиваются в геометрической прогрессии - многим просто жаль тратить время и силы на какие-то книжки. Слава богу, есть телевидение, радио, интернет, наконец. Причем в особо сложном положении оказались школьники и студенты - миллионы соблазнов, и отсутствие, какой бы то не было идеологии или веры.
Грустно, но факт, классику читают всё меньше и меньше. А наметившийся поворот к девятнадцатому веку в последнее время при внимательном рассмотрении только увеличивает пессимизм. Ведь одна из основных задач литературы - это попытаться изменить внутренний мир человека или хотя бы выведение его из равновесия. Но для этого надо, чтобы человек потреблял духовную пищу либо большими дозами, что всегда было громадной редкостью, либо с широко раскрытым духовным ртом (сердцем или душой) кому как нравится. Но вот именно этого как раз и нет. А чтение того же Достоевского или Гоголя с закрытым сердцем, то же самое, что выкапывание штыковой лопатой ямы с лодки в воде черного моря.
Тысячи, если не десятки тысяч, читателей ищут в прозе легко усвояемую манную кашку, ориентированы исключительно на сюжет и зажаты в психологическом смысле сотнями наших российских комплексов. Именно отсюда вырос целый класс поколение восьмидесятых, которое, прочтя от скуки или на спор всего Достоевского, заявляют - сюжет притянут за уши и вообще непонятно о чём.
Отчего так произошло? Только ли читатель виновен в той ситуации, которая сложилась в настоящее время, когда практически нет потребности хотя бы в хорошем суррогате классической духовной еды? Отчего кстати, те очень малочисленные литераторы, хотя бы пытавшиеся изобразить что-то съедобоваримое - заранее обречены на вымирание, спроса нет, а значит, в нашей дикой псевдорыночной экономике рано или поздно их не будут издавать вообще.
Основная беда, что на мой взгляд у России в настоящее время нет ни одного общенационального поэта, ни одного общенационального писателя. Получается почти замкнутый круг: читателей не приучили к нормальной пище, они кое-как удовлетворяют себя "старой классикой" и огромным количеством литературных помоев и не чувствуют в себе потребности в современном писателе или поэте, писатели же и поэты не чувствуют своих слушателей, у них нет стимула к дальнейшему росту и диалогу.
Те немногие "из могикан" кто всё-таки не может жить без настоящей литературы, пытаются компенсировать отсутствие современных авторов чрезмерными дозами античности, Возрождения и прошлого столетия. Но их беда в том, что они тоже заранее обречены; как известно люди, оказавшиеся в море длительное время без пресной воды умирают на девятый день, но среди тех, кого найдут в этот самый девятый день, спасти можно будет только того, кто все девять дней пил солёную воду (таким образом, если не находят на девятый день, то умирают все, а если находят, то везёт тем, кто все предыдущие дни пил противную солёную воду).
Современные авторы классических жанров, даже если они и не Чеховы, играют для нашего общества роль морской солёной воды - их надо пить в надежде, что на тот самый девятый день придёт он, наш новый современный писатель и всех нас накормит простой и полезной духовной пищей. Сознаюсь, что сам, не хочу даже думать о том - что вдруг никто не придёт на девятый день.
Обостряет ситуацию отсутствие в обществе четкой и внятной позиции к происходящему в стране. Многие в панике, многие разочарованы (особенно в возможности познания научным способом), третьи кинулись в церковь, но как было большинство из них членами КПСС, но без веры в социализм, так и сейчас истинных верующих очень мало (можно даже сказать, кто верил до 86 года, тот и сейчас верит, а новых - сотни, да и то, преимущественно из молодежи).
Для многих будет шоком, если им попытаться объяснить, что как в блокаду Ленинграда миллионы умерли от физического голода, так и сейчас от голода духовного уже начинают отмирать части сердец у миллионов наших сограждан. Только слепой и недалёкий человек не увидит связи между голодом внутри души каждого человека и самоубийствами, наркоманией, СПИДом, бандитизмом. Причём чтобы не воображала себе власть - ей выгодно существующее положение дел, и она принимает активное участие в поливке нефтью тех убогих и малочисленных духовных посевов, которых и так бы не хватило на всех россиян.
Мы, россияне, совершаем самое гнусное преступление перед человечеством, ибо мы, как писал в шестидесятых годах Рид Грачёв, наследники великой мировой культуры - российской изящной словесности 19 века, и мы уже десятки лет не пашем наши духовные поля, а то, что выращено и собрано до нас - недоступно для простого человека и гниёт зачастую под открытым небом. Россия, еще недавно кормящая духовными хлебами полмира, сегодня сама умирает от его отсутствия. Поля политы нефтью, комбайны разобраны и переделаны в дачные вагончики, сельхозинвентарь потерян или продан, тех, кто хотя бы видел, как сажать семена тоже нет - одних сгноили в лагерях, другие спились, а третьи приказали долго жить.
Возникает резонный вопрос - а люди ли мы вообще? Ведь человек питающийся сырым мясом и теплой кровью, как известно, превращается, в конце концов, в людоеда, причем на генетическом уровне, а человек питающийся тридцать лет духовной плесенью, отбросами и мертвечиной?
Закончить я хотел бы обращением к пишущей братии:
Дайте людям хотя бы морской воды, дайте им шанс на спасение, не заставляйте их грызть друг друга или вёсла и шлюпку, ведь, по крайней мере, когда-то все мы были людьми.