Что такое случайность? Случайность - это наше представление о том, что для
нас невозможна обратная реконструкция случая, получение из известных нам его
результатов неизвестных нам его посылок. Если случайность выходит за рамки
гносеологии, становясь онтологической категорией, то в таком случае явно
идет речь о таком положении вещей, для которого ЗАПРЕЩАЕТСЯ обратная
реконструкция. Случайность особо важна, когда нам приходится говорить о
случайном факторе развития. В особенности, если ставить вопрос о том,
является ли случайность движущей силой эволюции. Зная некую продуктивную
пару животных, мы не можем предсказать то, как будет выглядеть их потомство,
поскольку реальный состав генокода этого потомства в полном объеме
непредсказуем.
Чем же может быть признана случайность в смысле фактора эволюции в том
случае, если мы противопоставим предсказуемость биологических тенденций
непредсказуемости внебиологического вмешательства в эволюционный процесс. В
этом случае случайность будет представлять собой неусредненность условий,
действующих на данную эволюционную тенденцию (такое, например, как изменение
скорости эволюции, вызываемое падением метеорита). Рассматривая данную
проблему, мы можем мыслить следующую модель: в случае действия факторов
именно биологического характера, мы наблюдаем
нормализованное(спокойное) развитие эволюции, если в биологические
условия вмешиваются внебиологические воздействия, то такой порядок развития
эволюции можно рассматривать как "лихорадочное".
Но кроме показанного здесь толкования случайности, известно и другое
толкование подобной сущности. Случайность, кроме того, может пониматься и
как пересечение далеких по своим причинным обусловленностям тенденций (его
чаще называют "неожиданность"); "я неожиданно встретил своего знакомого по
дороге".
Чтобы попытаться понять проблему "случайного", нам потребуется ввести
несколько философских категорий. Например, "целостный процесс" - это наше
выделение в относящихся к этой форме организации сущностей значимой и
незначимой частей. "Целостной" является комбинация значимых частей процесса.
Вторая категория - это "эквифинальные процессы"; примером тому является
замерзание воды, зависящее от внутренних и внешних условий, но вне учета
этих условий являющееся "эквифинальным", то есть все равно приводящим к
состоянию льда. Кроме названных, необходима еще и категория "условий
гомеостаза", то есть такого подбора условий, при которых неизбежные
внутренние отклонения сглаживаются по условиям "правила больших чисел".
Как все же можно соотнести случайность и эволюцию? Можно предположить, что
эволюция нуждается в некотором условии, которое называется "поток
случайности" и неусредненность которого превышает ограничения гомеостаза.
Как, на самом деле, реализуется подобная модель, вопрос остается открытым.
Второй вопрос, по-прежнему, заключается в том, насколько эволюция зависима
от небиологического вмешательства в эволюцию (коллапсов, относящихся к
экосистеме в целом).
Леша? Случайность - это наше представление о том, что для
нас невозможна обратная реконструкция случая, получение из известных нам его
результатов неизвестных нам его посылок. Если случайность выходит за рамки
гносеологии, становясь онтологической категорией, то в таком случае явно
идет речь о таком положении вещей, для которого ЗАПРЕЩАЕТСЯ обратная
реконструкция. Случайность особо важна, когда нам приходится говорить о
случайном факторе развития. В особенности, если ставить вопрос о том,
является ли случайность движущей силой эволюции. Зная некую продуктивную
пару животных, мы не можем предсказать то, как будет выглядеть их потомство,
поскольку реальный состав генокода этого потомства в полном объеме
непредсказуем.
Чем же может быть признана случайность в смысле фактора эволюции в том
случае, если мы противопоставим предсказуемость биологических тенденций
непредсказуемости внебиологического вмешательства в эволюционный процесс. В
этом случае случайность будет представлять собой неусредненность условий,
действующих на данную эволюционную тенденцию (такое, например, как изменение
скорости эволюции, вызываемое падением метеорита). Рассматривая данную
проблему, мы можем мыслить следующую модель: в случае действия факторов
именно биологического характера, мы наблюдаем
нормализованное(спокойное) развитие эволюции, если в биологические
условия вмешиваются внебиологические воздействия, то такой порядок развития
эволюции можно рассматривать как "лихорадочное".
Но кроме показанного здесь толкования случайности, известно и другое
толкование подобной сущности. Случайность, кроме того, может пониматься и
как пересечение далеких по своим причинным обусловленностям тенденций (его
чаще называют "неожиданность"); "я неожиданно встретил своего знакомого по
дороге".
Чтобы попытаться понять проблему "случайного", нам потребуется ввести
несколько философских категорий. Например, "целостный процесс" - это наше
выделение в относящихся к этой форме организации сущностей значимой и
незначимой частей. "Целостной" является комбинация значимых частей процесса.
Вторая категория - это "эквифинальные процессы"; примером тому является
замерзание воды, зависящее от внутренних и внешних условий, но вне учета
этих условий являющееся "эквифинальным", то есть все равно приводящим к
состоянию льда. Кроме названных, необходима еще и категория "условий
гомеостаза", то есть такого подбора условий, при которых неизбежные
внутренние отклонения сглаживаются по условиям "правила больших чисел".
Как все же можно соотнести случайность и эволюцию? Можно предположить, что
эволюция нуждается в некотором условии, которое называется "поток
случайности" и неусредненность которого превышает ограничения гомеостаза.
Как, на самом деле, реализуется подобная модель, вопрос остается открытым.
Второй вопрос, по-прежнему, заключается в том, насколько эволюция зависима
от небиологического вмешательства в эволюцию (коллапсов, относящихся к
экосистеме в целом).
Леша