Аннотация: Старый труд, написанный при плохом настроении. Но просто так убивать тоже жалко.
Мультфильм КОАПП - это просто праздник абсурда. Почти любой эпизод, скажем - "Маскарад" - это просто показывает.
Вот, значит, "Маскарад". В чём идея? В том, что КОАППовцы решили провести перепись населения, но население не даётся в руки и дурит КОАППовцам голову. Что ж, ситуация знакомая: некогда в Ветхом Завете (двухтомник Библия) царь Давид решил переписать своё население, так бог Иегова возмутился и напустил на страну язву - чтобы сделать перепись на текущий момент неактуальной, надо полагать. Царь Давид эту фишку просёк и перепись остановил, дабы бога Иегову дальше не сердить...
Прошли годы. Антрополог Дж Фрэзер в своей книге "Фольклор в Ветхом Завете" указал, что для многих древних народов перепись населения - грех; но эти-то народы Христианства не знали, а вот русские познали, и.... по-прежнему возражали против переписи из бытовых причин, политических, религиозных - любых. Хоть в царские времена, хоть в советские, как и показано "Маскарадом", разве что только метаморфозом замаскированно - иначе объяснить нельзя.
Ведь что такое метаморфоз? У животных метаморфоз - это процесс превращения личинки в имаго - лягушку, жука, улитку или там многощетинкового (морского) червя. У растений это скорее прорастания из клубня в стебель и в полное (т.е. взрослое) растение, но к КОАППу это не относится, там больше животных, чем растений и грибов, знаете?
Т.в. "Маскарад" КОАППа показывает не метаморфоз-половое созревание, а разные способы маскировки - криптическую или привлекающую окраску, мимезию или миметизм, да мало ли что? Какое отношение у маскировки к переписи населения? - только одно. Сбежать от этой переписи к такой-то матери, ещё и прикрывшись биологически-ботаническим термином сексуального созревания для большей путаницы.
Сперва, однако, начиналось всё тихо-мирно. Первая треть серии - это даже не перепись, а описание осьминога: какой он такой-сякой расчудесный!
Хохма в том, что как персонаж КОАППа осьминог тоже довольно изменчивый: в одной серии он был показан этаким солидным архитектором, предлагающий незадачливому барсуку (типичному старому холостяку) новую, альтернативную, "бионическую" нору, а в "Маскараде" он наоборот этакой франт с искривлённым зубом. И - он не прочь изначально быть занесённым в КОАППову перепись, но - как "морской хамелеон" или ещё как-то так, а как "просто осьминог" - то пошли вы, КОАППовцы! Ещё и чернильную бомбу бросил, а сам-то с голубой кровью!
...И это на Руси знакомо: носители голубой крови (или подобной фуйни), с разносторонними талантами, бросающие бомбы... это с одной стороны. А с другой - согласились бы КОАППовцы на "морского хамелеона", то не было бы и бомбы. Тут если и пахнет идеологией, то какой-то шкурной, однако. Но для переписчиков жильцов и т.д. - достаточно знакомой. Достаточно многие люди (и осьминоги?) не прочь получить прописку, но под другим именем, или национальностью, или ещё чем. Иногда им это удаётся - не только за взятку, но и с помощью блефа: если Махмета от Ивана можно отличить (без взятки или угроз), то Ивана от Михаила - уже нет, как и Махмета от Касыма, скажем. Осьминогу просто не повезло - прописаться "морским хамелеоном", если у тебя "клюв по птичьи искривлён" (слова кашалота), довольно трудно, если не абсурдно... Хотя сами слова - "клюв по птичьи искривлён" - тоже довольно абсурдны: клювы искривлены только у одного вида новозеландских куликов, а вот клювы осьминогов больше напоминают клювы сов или попугаев: т.е. они как щипцы, но вполне прямые!
И в довершение - у КОАППовского осьминога клюва нет, есть рот с "цыкающим" (или нет?) зубом, что только довершает этот триумф абсурда. Ну не смогли договориться сценаристы с кукольниками! Бывает. А может понадеялись на русский "авось". Такое тоже бывает.
Но в любом случае осьминога КОАППовцы худо-бедно, но переписали по правилам. Дальше пошло хуже.
Вторая часть "Маскарада" - это встреча с двумя недоблизнецами: ядовитым коралловым аспидом и неядовитым американским ужом. Они так друг на друга похожи, что и не различишь! Бравый КОАППовец гепард, однако, не испугался шипа змеиного, в отличие от мартышки, и предложил переписать их парой. Ужу с аспидом этот вариант не понравился: сперва они настаивали на своей индивидуальности (безуспешно для них самих), а затем предложили следующий выход: они оба кусают по КОАППовцу, и выживший будет знать наверняка, что его кусал неядовитый змей (уж).
Что ж! При переписи сложно не только КОГО переписать, но и КАК, особенно если в одной квартире проживает несколько человек и их отношения между собой до конца не выяснены. Конечно, КОАППовцы совершили ошибку, вмешавшись в эти внутрисемейные разборки, но какая у них была альтернатива?
Если не заморачиваться честью, порядочностью и т.д., то можно было просто прописать, что угодно жильцам (за взятку), либо просто написать, что на душу придёт, для галочки. В СССР было и то, и то, но в КОАППе это немыслимо, поэтому, вместо того, чтобы сказать "Ага, товарищи, значит живёте вместе?" и так это и записать, гепард с мартышкой получили скандал, и были вынуждены спасаться бегством в какое-то болото...
География в КОАППе... угу. Делалась загодя, подгонялась под сценарий, и никого не заботило, что некоторые компиляции получились просто ненормальными, примерно, как в выпуске про пробег по пересечённой местности; тут ещё цветочки: с одной стороны, камыши, как символ болота, с другой - дерево, явно растущее на суше, а не в заболоченной местности...
Разумеется, от реалий съёмок никуда не деться: куклы это вам не рисунки, реализм они дают, но определённый, нужно всегда идти на компромисс, но абсурда-то всегда можно избежать, и несовместимого тоже.
Для сюжета нужен палочник? Тогда замените "земноводную" выпь вполне сухопутной куропаткой, тетёркой или козодоем, и никаких болот! Дерево растёт на суше, среди других деревьев в лесу, никакого абсурда.
Для сюжета нужна выпь? Тогда замените палочника ранатрой - родичем лесных клопов, этаким аналогом богомола в подводном царстве. Ранатра, как и выпь, живёт в болоте, и деревья не нужны. Абсурдность тоже.
Ан нет! Коммунистам не нужен лёгкий путь, они взяли и совместили выпь с палочником. Получился фигвам, но сценаристы довольны, кукольники тоже, ведь какая роль палочника-
Стоп. При появлении выпи и палочника "Маскарад" вступил в свою третью часть и одновременно - в третью степень распада. Ведь осьминога КОАППовцы описали по всем правилам, аспида с ужом описать тоже попытались, (правда неудачно), а вот выпь с палочником...тоже попытались, но дальше имени-фамилии (выпь/палочник привиденьевый) дело не пошло. Да и зачем? Тут появился хамелеон и начался шабаш (вариант детский).
Посмотрим ещё раз. Первая сюжетная линия - это перепись населения, вторая - это маскировка разных животных, позвоночных и без. Т.в., при появлении выпи, палочника и хамелеона обе линии практически проваливаются в болото, правда метафорическое, когда все персонажи, и эпизодические, и КОАППовцы, начинают плясать и хохмить, демонстрируя превращенческие способности палочника, осьминога, выпи, и конечно же хамелеона! Поймал гепард один мяч - а это хамелеон, другой - аспид, третий - выпь, хотя цвет может менять только хамелеон...ну, и осьминог конечно, но он-то в мяч не превращается - он на выпь очередную чернильную бомбу метнул, они как-то там встретились...
Абсурд? Да, абсурд, но такой красочный и весёлый, что уже ни у кого не поднимается вопроса насчёт того, какое отношение этот шабаш имеет к переписи и маскировке/метаморфозу?
А такое. Давным-давно, может быть 1800 лет назад, бравый римлянин Апулей взял и написал книгу "Метаморфозы или Золотой Осёл", чем накрепко связал слово "метаморфозы" со значением "превращения" вообще, в любом ракурсе, главное, чтобы внешний облик изменился (можно и внутренний, но реже). Всё так. Но как было сказано раньше, в биологии, да и в ботанике, метаморфоз означает сексуальное созревание, связанное с радикальными изменениями всего телесного облика. Маскировка тут не причём.
Словом можно сказать, что метод "Галопом по Европам" снова подвёл всех. Совмещать развлекательное с образовательным можно, но сложно - пропорции всё время подводят, особенно если передача короче 25-30 минут в длину. Типичная продолжительность КОАППА - минут 10, даже меньше, т.ч. всё идёт по плану - за считанные минуты сюжет мультфильма взрывается визуальным конфетти - пляшущими змеями (совершенно ненужными), летающими палочниками, плюющемся на выпь осьминогом (что вряд ли может быть - выпь, в отличие от более крупных цапель, морские побережья как угодья для охоты избегает) и т.д. После этого, естественно, никого из зрителей не волнует, почему перепись окончена, "образование" - тоже.
Да, пляшущие змеи не только не нужны, но и противопоказаны, причём изначально: они-то не хамелеоны, они "зимой и летом единым цветом" - т.е. цветами, но одними и теми! (Выпь, кстати, тоже, да и палочник, но они хотя бы могут менять свою форму, особенно палочники, чьи макеты использовались то как веточки, то как водоросли, то ещё как.) Где здесь образование (наука)? И где собственно метаморфоз? Видно там же, где и перепись, если не дальше...
Вернёмся к переписи. "Всех не перепишешь!" как сказала выпь на вполне комендантский вопрос КОАППовцев. Ведь что происходит в этой сюжетной линии? Сперва всё шло чин-чином - кто такой, чем хорош, и т.д. Это осьминог, которому не понравилась правда-матка, бросил в КОАППовцев чернильную бомбу...
Потом пошли змеи, которые, на попытку прописать их вместе, устроили скандал, что они самостоятельные, независимые друг от друга личности (при том, что они совершенно идентичны, спасибо кукольникам), а не семейная пара.
И под конец - "просто" выпь и палочник, которые не то, чтобы сопротивляются переписчикам, гепарду и мартышке, а просто их посылают, от них убегают, им грубят, а те не могут им ответить. Вернее, могли бы, но тогда данная передача была бы уже не детская, а какая-то пародия на злободневную реальность, что в СССР было конкретно не рекомендовано. Ведь гепарда с мартышкой конкретно достало, что их собеседники не идут на контакт (и чем дальше, тем хуже), т.ч. когда их очередной собеседник, шоумен-хамелеон вместо ответа устроил им светопреставление, они с большой радостью (или облегчением) взяли, и всё закрыли, оставив зрителям ради компенсации киномонтаж разных беспозвоночных, зверей и птиц.
Почему киномонтаж? Потому что это - мешанина стоп-кадров и коротких сегментов - скажем смотрящей на камеру выпи (живой, не кукольной), зайца-беляка зимой, полосатого кабанчика или крапчатой мурены (хищного морского угря) и т.д. Что эти создания делают в то время перед камерой для сценария не важно, мозги сценаристов отключились полностью. Мультик спутал хамелеона с гекконом (две различные ящерицы, причём геккон совершенно не меняет свой цвет), зачем-то показал красочные клювы туканов (которые к камуфляжу не имеют отношения никакого) и даже крачку в полёте - иллюстрация слов "наклонился над цветком/в окно влетела птица". Птицы, даже тропические вроде колибри, цветы не имитируют, т.ч. поэт КОАППа пользовался принципом Незнайки - "я поэт ... от меня вам всем приветик".
А впрочем, может быть это Незнайка и был. Уж больно голосок у певца был специфичный - не то мальчик, не то девочка. Видно чей-то сын-дочь, кого взяли на эту роль. "Наши детские смешные голоса"... Нелепость и абсурд. Нет, я понимаю, что мультсериал КОАПП - детский, но там обычно поют вполне взрослые люди, вполне профессионально (как, например, в серии про чёрного зайца или "кошмар на Амазонке"), но в этот раз - нет. Хотя конечно для песни про сексуальное превращение, которое якобы превращение защитное, такой певец (скорее всего певец, хотя может быть и певица) - самое то.
(Как и "веточник" мартышки, кстати. Согласно "гениальному" сценаристу, мартышка специально называла палочника "веточником", чтобы выпь её поправила. Зачем? Зачем и этот сюсюкающий тон, который оный "веточник" и был назван? Хохмы ради? Чушь или абсурд... назвал бы кто-нибудь саму мартышку макакой или хотя бы гвеноном - она бы этого не спустила, а тут...)
Одним словом, в "Маскараде" КОАППа абсурдно всё, и особенно киномонтаж под конец. Этим абсурдом сценаристы КОАППа замаскировали то, что образовательного-познавательного элемента у них в КОАППе - гепард наплакал. Про метаморфоз мы уже говорили, про то, что иллюстраторы монтажа показывают защитную окраску через раз - вроде бы тоже. А что поделаешь? Специально животных маскироваться не заставишь... или заставишь?
...Можно простимулировать животное сменить цвет или закопаться под землю, можно удачно заснять это действие, но к КОАППу всё это не относится: они просто надрали фрагментов, а то и отдельных кадров из разных научных передач и т.д, и всё. И подали это под соусом образовательно-развлекательного мультика. Вот вам и абсурд, однако!