Если мы будем говорить о золотом руне, об эпосе "Аргонавтика", то поднимается вопрос: а исследовали древние греки, а не пытались ли они заселить и колонизировать берега Чёрного моря ещё в Бронзовом веке?.. Увы, в РИ они, может, и пытались, но вот пока современные археологи доказательств этому не нашли, что и не удивительно: 800 лет (и древнее) назад до нашей эры восточные берега Чёрного моря, (и все прочие тоже), были довольно холодным и опасным севером - для древних греков; Гомер туда поселял гипербореев, (особенно в "Одиссее") и вообще делал их скорее частью своей "Мифляндии", чем греческого, считай - человеческого и цивилизованного, мира. Тождественными эти два мира стали позднее, в "Энеиде" Вергилия, потому что так решил он...и его покровители в правительстве древнеримского императора Октавиана Августа, но о Гомере речь пойдёт потом, а пока можно заметить, что да, и в РИ греки стали колонизировать черноморские берега всерьёз, но начали они это делать позднее, чем в Бронзовом веке - в конце века Железного; особенно в этом преуспели т.н. ионийские греки из города Милета и т.д. - и это не без их подачи, не без элементов РИ, что миф о Ясоне, миф о герое, который лишился своего права на корону (династическоую), которого воспитал волшебник Хирон, (кентавр, получеловек-полузверь), и который отправился в волшебную страну (Колхиду), где он взял в жёны принцессу и совершил чудесные, но нечеловеческие подвиги, оброс элементами исторического реализма, (особенно по меркам античного мира, ага).
...Ну да, речь идёт и о тождестве античной Колхиды с древней, но исторической Грузии тоже. Н.А. Кун и его книга античных мифов и эпосов заслуживает самое высшее уважение, но когда он писал о Колхиде-Грузии, то за ней как-то вставала тень великого товарища Сталина, который был тоже родом оттуда и был совершенно не мифическим персонажем, хотя всей правды мы о нём тоже пока не узнаем - слишком много мифов на него наросло, и нет даже простого согласия: кем он был для России/СССР? Спасителем или злодеем? И т.д.
Вернёмся к древним грекам. Так, автором "Аргонавтики" считается, и скорее всего является, товарищ Аполлоний Родосский, тогда как автором "Илиады" и "Одиссеи" является Гомер. Но между Аполлонием и Гомером есть большая разница: при Аполлонии в античном мире уже появилась письменность, тогда как при Гомере, (или там Гесиоде) ничего такого не было. Поэмы Гомера, при всей их эпичности, были устным творчеством, т.ч. когда он говорил о "быстроногом Ахилле", или наоборот - о "шлемоблещущем Гекторе", то это он просто сочинял "вживую" перед своими слушателями; это не то, что бы он говорил то, что его левой пятке приходило в голову, но около того - он ведь, (да и тот же Гесиод тоже), выступал перед неграмотными воинами и землепашцами, (а что дошло до наших дней, выжило потому что было записано под диктовку - ведь и сами аэды были неграмотными), и они должны были завлекать и привлекать своих слушателей. Точка.
Не то Аполлоний и его современники, которые уже были грамотными "по-настоящему". Тот же Аполлоний выступал перед элитой своего общества - образованными, умными людьми, которые и мастерски владели языком, и могли оценить всякие каламбуры и литературные символы нового жанра - эпического. Т.е. Гомер (с Гесиодом и пр.) может этот жанр и изобрёл, но вот "оформили" его уже Аполлоний и его соотечественники, придав ему те величественные черты, известные уже и нам, и нашим писателям, (вроде того же ВК).
Ну хорошо. Ясон где? Да там, а также в рифме, которая слову "где" сопутствует (вставить по мере своей испорченности). Аполлоний поступил необычно, изобразив его не какой-нибудь безликой, забронзовевшей фигурой, вроде месопотамского Гильгамеша, или там Тесея, Эдипа, даже Персея с Беллорофоном, а обыкновенным человеком, с обыкновенными слабостями: он бабник, (вспомним историю с Лемносом), он нерешителен, он даже трусоват. Не зря Гера и Афродита свели его Медеей - чёрта с два он бы добыл руно сам; даже когда ему говорят, что надо, и что не надо, делать, то он зависает и впадает в глубокий депресняк; если бы не Медея, то он бы не справился не с драконом, (который собственно руно и охранял), не с огнедышащими быками, на которых он вспахал поле и засеял его зубами (того самого дракона, скорее всего) ...
Короче говоря, Аполлоний вывернул старые мифы своего времени наизнанку; даже Персей, который был героем скорее сказки, чем эпоса, никогда не позволял женщинам в своей жизни так собой управлять. Мать-Даная сама нуждалась в его защите, особенно когда он вырос; Афина-Паллада была богиней, сестрой Персея по отцу, но и бесполым, асексуальным созданием - когда Риордан дал ей детей и пр. в своих книгах о Перси Джексоне, то это уже банальная отсебятина, и только.
Но ведь то же самое можно сказать и о самой "Аргонавтике" Аполлония. В ней нет такого интереса в морских путешествиях, какой был у Гомера; там - технические детали кораблестроения и плаванья на нём, в "Аргонавтике" отсутствуют прямодушные и прямолинейные герои; Ясон, как и было сказано выше, есть бабник, причем не очень разборчивый - но в этом-то и фишка. Ведь сила Аполлония как писателя и лежала в романтике, в романтических отношениях мужчин и женщин - и на этом-то "Аргонавтика" и выплыла. Выплыла, и отдельные литературоведы считают, что и повлияла в этом вопросе на "Энеиду" Вергилия, (скажем Эней и Дидона), но это уже - другой разговор.
Медея
А вот Медея. Кто она такая? Говоря просто - ведьма и нелюдь, ибо является внучкой Гелиоса, титана-бога Солнца по отцу, царю Ээту; её мать - нимфа-океанида Идия, т.ч. человеческой крови в Медее не было, как и в её тетке, Кирке-Цирцее, например.
Цирцея тут упомянута в связи с "Одиссей" (и Одиссеем, ага). Подобно своей племяннице-Медея, она ведьма, но поскольку в Европе, (да и в России), ведьмы считаются не прекрасными, но ужасными, то на-русском и Цирцею, и Медею предпочитают называть "волшебницами", "чародейками", но никак не "ведьмами". Ладно.
Значит, Медея. Её тётка-Цирцея превращала людей в свиней (и прочих зверей) не только при помощи волшебного вина, но и волшебной палочки; Медея же обходилась одними зельями, (вроде того, которым она превратила старого барана в молодого ягнёнка), но и ядами тоже (когда она убила Креонта и его дочку, например). Медея - волшебница, у неё, скажем, есть волшебная колесница с крылатыми драконами, но она же и знахарка; уже одной только этой профессии, плюс её иностранные корни, дали достаточно, чтобы в древнегреческом обществе на неё смотрели очень и очень плохо, даже если её муж был как раз древний грек. Это всё Еврипид, который и написал соответствующую трагедию - "Медея" называется; у других авторов, например, у древнего римлянина Сенеки, Медея выставлена в гораздо более худшем свете, и-
И с тех пор так и повелось. Или отношения Ясона с Медеей показаны в "традиционном" ключе: он - вождь аргонавтов, альфа-самец, герой и т.д., она - принцесса и/или "девушка в высокой башне", может быть - волшебная помощница, но и не больше того; или - она может и не ведьма, но редкостная стерва, которая и может только, что убивать всех и вся, вроде как это изобразил Сенека, (другое дело, что свои пьесы, особенно на древнегреческие темы, Сенека писал не для сцены, но для чтения внутри своего избранного круга - но история решила по-своему, пьесы Сенеки попали на театральные подмостки, и неплохо там прижились: скажем, "Тит Андроник" Шекспира был написан явно под влиянием пьес Сенеки...) На самом деле всё было как раз наоборот: Медея, даром что была родом со страстного и горячего востока, оставалась Ясону верна до конца, когда тот решительно, ради "большой политики", предпочёл ей принцессу города Коринфа Главку - тогда трагедия и стала неизбежной, тогда Ясон окончательно растерял остатки своего героизма, (и так б/у, но всё-таки), и финальный аккорд истории аргонавтов полностью перешёл из древнегреческого эпоса в древнегреческий реализм, а он был таковым:
Мир древних греков был миром мужчин, и женщинам в нём практически не было места. Древние греки изобрели политику в её "европейском", "западном" значении, но только для себя - а гречанкам фигу. (Вспомним снова остров Лемнос у Аполлония). Более того, кое-кто из древних греков своих женщин откровенно недолюбливал и не доверял, подозревал, что от них можно что угодно ожидать, что "Медея" пера Еврипида и демонстрирует - вон какая она (главная героиня) нехорошая и непредсказуемая! (Почти как ворона из анекдота, только ещё хуже).
...Ну да, на самом деле у древнегреческих женщин, в тех же Афинах, всё было не так уж и плохо; афинские законы их защищали, и финансовые их интересы тоже защищали, и вообще, если ты со своей благоверной разводишься - ну как Ясон с Медеей разводился - то соизволь вернуть ей всё преданное, и вообще - веди себя корректно, если не благородно. Но!
Медея-то на территории древней Греции - иностранка, чуть ли не лимитчица; чего с ней церемониться? Плюс, действие-то происходит в Коринфе, не в Афинах, а с Коринфом у Афин не были самые хорошие отношения, т.ч. скажем, когда на афинских подмостках актёр-Ясон начинал говорить своей супруге, (ну, бывшей супруге), о "справедливости", то зрители-афиняне только хмыкали, да усмехались друг другу: знаем мы, кум, какая во Коринфе "справедливость" !..
...А мы пока остановимся и подведём итоги, не то, чтобы их много осталось. Как мы с вами выяснили, "Аргонавтика", и особенно её главные герои имеют гораздо меньше общего с традиционным эпическим жанром и эпическими героями в целом, (вот насчёт Одиссея и Пенелопы дело обстоит не так просто), чем с современными литературными персонажами, негативными и позитивными. Вот и всё!