Когда исследователи Мерриуэзер Льюис и Уильям Кларк, вместе с американским аборигеном Сакайевой путешествовали вверх по реке Миссури, а затем на запад к Тихому океану во время их знаменитой экспедиции 1806-ого года, они сохранили много записей, привезя с собой репорты, которые открыли глаза американцев на множество новой информации о фауне, которая водится внеисследованных регионах континента.
Во время их путешествия по дикой стране, они заметили и записали странные голоса двух американских лебедей. От более мелкого лебедя они услышали некий свист, клич, который "кончался округлой густой нотой, громче к концу". Вот так, пока они слушали и записывали свои наблюдения, Льюис и Кларк дали более мелкому американскому лебедю его обычное название: Свистун (Банко).
Имя казалось подходящим для лебедя, и оно ещё может попадаться в справочниках, написанных разными специалистами. Но в 1983-ом году Союз Американских Орнитологов проголосовал поменять имя от Свистуна на Полярного (Американского) Лебедя. Поэтому, Cygnus Columbianus, идентифицированный Ордом в 1815-ом году, представляет проблему не только на уровне видов, (с той фракцией, которая утверждает, что он и евразийский лебедь Бевика - это один и тот же вид), но и на языковом уровне, когда используется обычное прозвание этого лебедя.
САО имело процедуру за их переменой имени: новое англоязычное название отмечает тот полярный регион, где этот лебедь размножается. У этого есть и параллель в латинском названии вида, Columbianus. Оно тоже географическое и относится к региону реки Колумбия в штате Орегон, где западная популяция этого вида зимует, и где Льюис и Кларк открыли этого лебедя и написали про него.
Первая размножающаяся пара американских лебедей, видимая автором, была в парке Кортрайт, (названном в честь Франциска Кортрайта, охотника на птиц и писателя), около Гвельфа, Онтарио, Канады. Это был конец июля - достаточно прохладно, чтобы посетители надели свитера. Парк лежал в той резкой канадской тишине леса и пруда, где белохвостые олени отгоняют тени полдня. Автор свернул на тропинке, которая была в густом лесу, и увидела двух лебедей и их одного подростка-лебедёнка отдыхающих на берегу. Когда взрослые птицы её увидели, и решили, что она - хитрый чужак, они стали кричать в предупреждении, хором, И-И-ЯУ! И-И-ЯУ! Как и их близкие родственники, четыре северных вида лебедей, они действовали сообща, вытягивая свои шеи, чтобы прокричать, а затем они остановились, по-прежнему отражая друг друга, наклоняя свою голову вниз, в позе, названой "смотреть на землю", которая есть типичный финал для позы угрозы у полярных лебедей.
Лебедёнок между ними казался спящим, вполне вроде подростка-человека, который думает: почему мои родители поднимают всю эту суматоху? Но родители продолжали предупреждать, и как-то они убедили их ребёнка встать на его/её перепончатые ноги и отплыть в воду. Троица поплыла прочь от меня. Всё ещё крича, они остались настолько, чтобы автор могла чётко их слышать, но слишком далеко, чтобы она могла заснять их на камеру.
Они редко встречаются в неволе, и Ниска, учреждение парка Кортрайт, аккредитовано, как одно из первых, где американские лебеди стали размножаться в неволе, но эта пара была явно успешно выращена в этом же парке. Без сомнения, они были привычными к натуралистам и посетителям парка, но эта пара была такой же осторожной, как и по-настоящему дикие птицы - без сомнения, черта, которая спасала их веками, от жесткой децимации промышленной охоты в Северной Америке.
Размножаясь вблизи Полярного Круга и зимуя на Атлантической ветке восточного воздушного пути к Северной Каролине или на Тихой ветке к Орегону, американский лебедь - без сомнения есть северный лебедь. Век назад он встречался в огромном числе так далеко к югу, как Берег Залива в Техасе. Великие стаи там теперь исчезли, но время от времени отдельные особи всё ещё встречаются. Американский лебедь, летая на высотах в 320 м, спасся от децимации, в отличие от его более крупного собрата, лебедя-трубача.
Несмотря на свой высокий полёт и на свою осторожность, американский лебедь имел свои случаи великой бойни. В 1880-ом году, Джордж Б. Сеннетт отрапортовал в "Бюллетене Натталовского Клуба Орнитологии", что массовое уничтожение стаи американских лебедей произошло в Пенсильвании, в том же штате, где стаи американских лебедей останавливаются на пути своей миграции.
Беннетт пишет: "Такая катастрофа произошла со стаями Северо-Западной Пенсильвании 22 марта 1879-ого года. Лебеди спустились во множестве мест в четырёх регионах в прудах, ручьях, полях или деревнях. Большое количество было убито мужчинами и мальчиками с ружьями, охотничьими ружьями, и дубинами. 25 было поймано живьём в одной деревне, т.к. они были усталые и беспомощные после их битвы с бурей. Большинство из тех, кто приземлились вблизи жилья человека были убиты зазря" (цитата из Птиц Америки, написанной Эдвардом Ховом Форбушем).
Задолго до того, как европейцы заселились на этом континенте, американские аборигены могли посмотреть на небеса и увидеть тысячи тысяч великих птиц - в том числе и американских лебедей, и трубачей. На великой печати Государство Чикашо, принятой в 1867-ом году, стоит военный вождь Тишоминго. По словам Чикашо, он был "последний боевой вождь племени Чикашо. Он стоит в позе мира, и он несёт своё оружие, чтобы показать свои способности и готовность защищать свой народ. Перья в его волосах и украшающие его щит принадлежат лебедю. Лебеди, известные своей грацией и нежностью с детьми, уважались и ценились народом Чикашо" (Из издания "Добро пожаловать в государство Чикашо").
Племена Чикашо и Осейджо к югу и юго-западу были не единственными, кто почитал лебедя. К северу, племя Оджибве, которое поселилось на берегах Верхнего озера, "сверкающего большого моря" поэму Песни о Гайавате, имело долгую традицию поклонения волшебным силам лебедя в их фольклоре и мифах.
Генри Уодсворт Лонгфеллоу основал большую часть своей поэмы про эпического героя Гайавату на записях и исследованиях этнографа Генри Роу Скулкрафта, Алгские Исследования: Индейские Сказания и Легенды. Будучи мужем американской аборигенки, Скулкрафт собрал и записал многие сказания северных индейцев.
Лонгфеллоу, который получил в ответ на свою поэму столько критики, что его собратья-великаны от поэзии, вроде Натаниэля Хауторна и Ральфа Валдо Эмерсона вышли его защищать, дал полный кредит Алгским Исследованиям Скулкрафта, чётко говоря, что истории индейских легенд были важным источником для Гайаваты. Но метр или ритм поэмы были основаны на финском народном эпосе "Калевале", записанном Лонротом. В финском эпосе лебеди также играют большую роль как создания магии и красоты с тем же очарованием, которое делает их неуязвимым для стрелы охотника, как и в легендах американских аборигенов.
Лонгфеллоу включил изначальную историю Оджибве, которую Скулкрафт упомянул в комментарии к "Красному лебедю" (Песнь про Гайавату, часть 12). Версия Скулкрафта четко показывает почтение Оджибве к лебедям, некогда таким многочисленным на Великих озёрах. Во значительно укороченной версии, эта история звучит вот так:
"Жили три брата", которые побились о заклад про то, кто первый поймает добычу. Их договор был в том, что они будут стрелять только ту дичину, которая была привычной для каждого брата. Договорившись об этом, три охотника пошли каждый своим путём.
Младший брат Оджибва встретил сначала медведя, зверя, которого он не мог убить по договору. Но Оджибва нарушил своё слова и убил медведя, несмотря на обещание.
Внезапно что-то красное мелькает перед ним в воздухе. Брат трёт глаза, думая, что его обманывают, затем он слышит, что кажется человеческим голосом. Ему становится интересно, и он следует за голосом, пока он не доходит до озера. А там он видит добычу, которую ищет.
Вдалеке на озере плавает самый красивый Красный лебедь, чьи перья сверкают под солнцем и который говорит тем странным человеческим голосом, который младший брат и слышал. Оджибва подкрадывается на расстояние выстрела из лека и прицеливается.
Стрела попадает в цель, но ничего не происходит, т.к. лебедь продолжает плавать и погружать голову в воду, т.к. все стрелы Оджибвы бесполезны.
Молодой охотник спешит домой, чтобы забрать все свои стрелы и стрелы своих братьев тоже. Он возвращается к озеру и продолжает стрелять в лебедя, которого ничего не берёт.
Оджибва вспоминает, что их покойный отец оставил волшебный мешок с тремя волшебными стрелами. Он снова возвращается домой, на этот раз - за этими волшебными стрелами, которые, он знает, ему запрещено трогать.
Но Оджибва, вдохновлённый своей великой добычей, "хватает волшебные стрелы и бежит обратно на берег". Красный Лебедь всё ещё там, и он стреляет первую волшебную стрелу очень метко. Стрела попадает очень близко к лебедю. Вторая стрела - ещё ближе. Когда он берёт последнюю стрелу из колчана, он чувствует, что его рука твердеет, и он натягивает лук с большой силой. Стрела пронзает шею лебедя чуть над грудью. Но даже раненый, лебедь начинает улетать. Сперва он летит медленно, махая крыльями и постепенно взлетает, а затем он улетает в сторону заходящего солнца.
(...)
От этих волшебных времён, первые цивилизованные люди, (Homo sapiens sapiens), рисовали на стенах пещер изображения животных, на которых они охотились и которых почитали, и птица, а особенно лебедь, был "символом перехода", связью между человеком на земле и верхним миром, царством тайны, местом, которое некоторые из нас называют раем.
Мифолог Джозеф Кэмпбелл указал на пещерную живопись эпохи Палеолита в Ласко, Франции; "Там изображен шаман, лежащий в трансе, одетый в птичью маску с фигуркой птицы сидящей на посохе за ним". В холмах Кахокии около Сент-Луи в Миссури, месте поздней (750 год нашей эры) американской культуры, теперь исчезнувшей, археологи нашли не только полые кости лебедей, но и вырезанный из камня артефакт в виде полуптицы получеловека был найден там. Другое указание на почитание и уважение первобытного человека к "переходящему" изображению птицы.
Несомненно, поэма про Гайавату и легенда Оджибве, на которой она основана, показывает, что, как и европеец, американский абориген имел традицию духовного уважения к таким птицам, как лебеди.
Человев в сказке Оджибве, один из трёх братьев-охотников, есть обманщик, охотник, который нарушает клятву данную его же братьям, а затем, в желании добыть такую добычу, как Красный лебедь, он совершает преступление в похищении волшебных стрел его покойного отца, чтобы он мог убить птицу заката, чья чистота делает её неуязвимой для его стрел.
Кстати, (и эксперт в мифологии и фольклоре вроде Джозефа Кэмпбелла может тут указать на глубокую связь, на универсальный знак, который последователи Юнга называют архетипом), в Калевале, компиляции финно-уйгурских сказок, выложенных в виде эпоса, тоже есть элемент безрассудного, излишне гордого человека, Ламминкайнена, охотника, который путешествует к входу в Туонелу, царство мёртвых, вслед за "длинношеей птицей", которую он хочет убить. Поскольку Ламминкайнен не знает волшебных слов, которые спасут его от его дел, он брошен в глубь "черно-бурной" реки, и разорван на куски кровавым сыном короля подземного царства Туони (Ларусс Мифология).
Эта великая сага стала музыкой благодаря финскому композитору Яну Сибелию как "Лебеди Туонелы", который был вдохновлённый не только финским эпосом, но и настоящими лебедями, которые летали мимо его окна и садились на небольшое финское озеро. Сегодня, лебедь (кликун) - это национальная птица Финляндии.
Как показано случаем 1879-ого года в Пенсильвании и в других записанных современных трагедиях, некоторые - но конечно не все - охотники иногда игнорировали старое табу об убийстве лебедя, табу, записанное в легендах многих стран мира. Поскольку американский лебедь ещё многочисленный, (170 000 - хотя Джон Тербор составил подсчёты птиц и показал, что популяция этого вида в заливе Чизапик упала на 27% с 1950 по 1980 год), на этого лебедя можно ещё законно охотиться в шести из 50 американских штатов. Штаты, которые позволяют охоту, лежат на обоих ветках кочёвки американского лебедя, а он кочует дальше других лебедей, покрывая до 7600 км.
К востоку, охота на лебедя разрешена в Виргинии и Северной Каролине. Программа исследования лебедей в Эйрли, Виргинии, под руководством др. Уильяма Сладена "резко противостоит лебединой охоте и призывает граждан к помощи прекращения охоты этого элегантного посла болот", который, как указывает др. Сладен, "радует гораздо больше людей, чем горстку охотников". На западе, охота разрешена в Монтане, Неваде, Северной Дакоте и в Юте. Регион охоты на американского лебедя в западных штатах накладывается на численность его более редкого двойника, трубача.
Поскольку американский лебедь, весь белый, но гораздо более мелкий, может быть похож на лебедя-трубача, некоторые охотники не сдерживают себя, но отстреливают трубачей прямо из неба.
Зная про это, Национальное Общество Лебедя-Трубача, общество, составленное в основном из учёных, которые отчаянно трудятся, чтобы спасти и даже восстановить этого более крупного лебедя, клеит плакаты, которые предупреждают охотников о сходстве двух лебедей, которые на расстоянии похожи друг на друга.
В их издании "Идентификация Лебедей", общество описывает их различия вполне чётко, также включая шипуна, который в некоторых штатах одичал:
Внешность
Американский: черный клюв, обычно с жёлтым пятном разного размера перед глазом; у некоторых американских лебедей его может не быть.
Трубач: черный клюв с красной каймой на нижней челюсти; у некоторых американских лебедей она тоже может быть.
Шипун: оранжевый клюв с заметной черной шишкой у основания.
Голос
Американский: высоко поставленное, часто колеблющееся У-У_У, с усилением в середине; или Ху, Ху-Ху; Ву-у-ву или Ху-Ху.
Даже со всей работой общества, редкий кликун не спасся от смерти от охотников, хотя общество не стоит "против охоты".
Те, кто убивают лебедей, не всегда спасаются от общественного возмущения. В 1988-ом году, стал известен случай из Каламазу, Монтаны, когда два футболиста из Западного Мичиганского Университета пошли под суд за убийство кампусного лебедя. Судья в этом случае был завален письмами, осуждающими убийство. Районный судья Каламазу Джеймс Коул рассказывал, что он получил больше писем по "делу лебедя" чем по любому другому делу, которое он вёл за 8 лет работы, и письма были эти "однозначно за лебедя". Кампусная группа выпустила плакат с посланием, "Спаси Лебедя - Утопи Футболиста" (Выпуск Ассоциированной Прессы из South Haven, Мичиганский Трибун, 5 Мая 1988).
Реакция к случайному убийству этого лебедя и последующая поддержка лебедя есть знак - один случай среди множества, но доказательство растущего понимания американцев и всех остальных людей о необходимости защищать наших диких птиц, да и вообще дикую фауну всех видов.
Учёные говорят, что американских лебедей в 20-ом веке ещё много, несмотря на случаи вроде пенсильванского, в основном потому, что его место жительства отличается от редкого кликуна. Во-первых, американский лебедь размножается гораздо северней, чем кликун, и во-вторых, потому что он меньше размерами, он менее желанен как чучело промышленными охотниками, в отличие от кликуна.
А.М. Бэйли, ранний наблюдатель лебедей, рассказывал, что американский лебедь имеет привычку прибывать рано на север, включая Аляску и полярную Канаду. Он говорит, что американский лебедь "обязан своей современной численности факту, что он гнездится по широкой полосе пустой земли, где даже местные жители не живут. Их продолжительно преследуют на их брачной территории, и если бы не их привычка гнездиться рано, когда снег глубок, и слишком мягок, чтобы пройти, то их давно бы истребили" (цитата Бэйли из Кортрайта).
Не только американский лебедь отличается от кликуна и других водных птиц своим ранним прибытием на брачную территорию, но это ещё и птица, которая часто водится в соленоводных болотах и эстуариях, а не в пресноводных водоёмах, как это делает кликун.
Но пресная вода может подойти американскому лебедю. Дэйтон О. Хайд был однажды награждён, после его, и его семьи, огромных попыток поместить озеро на место доисторического озера, прибытием семьи американских лебедей:
"Однажды, когда я сидел у своего наблюдательного поста перед избой, желая, чтобы облака разошлись, я услышал тоскливый клик среди серых дождливых туч. На мгновение туманы разошлись для ангела и лучи солнца сделали золотую лестницу вниз. По этой лестнице спустились пять великих американских лебедей. Летая над озером, они перекрикивались, явно не веря, что такой водоём может быть" (Хайд).
Возможно, нужны такие люди как Хайд, которые делают геркулесову попытку создать новые болота и пруды для водных птиц. Но также нужно желание Хайда быть тихим и прислушиваться в тишине к желанному звуку. И потому что есть такие люди как Хайд и Уильям Сладен, то ещё возможно некоторым из нас увидеть такое чудо и услышать, как Льюис и Кларк услышали в дикой природе, их ещё девственный зов, эту "громкую чистую ноту".