Аннотация: Статья из журнала "Археология" за январь-февраль 2018. Авторские права не нарушены.
Зевс. Потомок титанов, владыка богов олимпийских и известный искуситель и смертных, и бессмертных - одинаково. В каноне греческих мифов, это была самая ключевая и самая священная фигура. По одному мифу, Зевс родился на одиноком пике горы Ликеос в сердце Пелопоннеса. В античные времена, эта гора почиталась как священная земля, где культ Зевса Ликейского проводил торжественные ритуалы в честь бога. Пилигримы со всей Греции собирались и делали жертвы сжигая звериные кости, выливая в дар вино или давая дары. По слухам, эти действа включали даже человеческие жертвы. Эти рассказы наверняка принадлежат царству мифов и легенд. Но недавние археологические раскопки на вершине почти 1500-м горы открыли поразительные доказательства, оставленные паствой самого могучего бога Греции, которые поддерживают старинные мифы. Остатки этих ритуалов, собравшиеся за 1300 лет, уходят к шестнадцатому веку до нашей эры, и содержат древнейший найденный материал, связанный с культом Зевса. Они подают новую информацию о древнегреческих религиозных ритуалах, греческой культуре, и о корнях самого Зевса. Попросту говоря, гора Ликайон, это то место, где мифология и реальность переплелись.
Во втором веке до нашей эры, греческий писатель и путешественник Павсаний описал свой путь к горе Ликайон в сельских землях Аркадии. К тому времени Святилище Зевса уже было подзабыто, но он дивился руинам, которые ещё уцелели: ипподром и стадион, мраморные пьедесталы, теперь уже без статуй, и самое главное - священный алтарь Зевса. Восемнадцать веков спустя, хотя некоторые из камней были украдены, это место выглядело почти так же на взгляд археолога Дэвида Гилмана Романо, когда он пришёл сюда в 1970-ых годах. Ещё не были построены дороги, которые вели бы на вершину горы, т.ч. Гилман Романо и его два коллеги шли пешком четыре часа от ближайшей деревни, до которой их довезло такси. "Когда я туда поднялся, я подумал, `Ух ты, у этого места есть что-то особенное'. Я был так поражён красотой и величием этого места. Там был не только стадион и ипподром, но это так же было родиной Зевса со знаменитым алтарём. С начала," говорит он, "была какая-то эмоциональная связь у меня с этим местом, т.ч. я себе поклялся, что когда-нибудь я вернусь, чтобы здесь работать".
Сегодня, Гилман Романо является содиректором Проекта Раскопки и Исследования Горы Ликайон под руководительством Анны Василики Карапанагиоту Античного Руководства Аркадии. Этот проект является сотрудничеством между университетом Аризоны, Американской Школы Классики в Афинах, руководством Аркадии и эллинским министерством культуры и спорта. Хотя это место было немного раскопано греческими археологами в начале 20-ого века, этот проект является первым, который систематически исследует, раскапывает и документирует далёкое святилище Зевса. Работа за последние 14 лет переписала историю этого места, и, возможно, историю греческой религии. Для содиректора Мэри Вояцис, суровая, изолированная природа горы Ликайон предлагает просто несравнимый взгляд в древнегреческую культуру, т.к. эта местность не подвергалась влияниям извне. "Мы работаем с местом такой старости, что это как путешествовать во времени. Это не Афины или Коринф, это не крупный город, т.ч. более древние черты культуры, похоже, сохранились, и мы видим это, когда смотрим на доказательства", говорит она.
Святилище вообще-то состоит из двух раздельных участков, из верхнего и нижнего кварталов, и оба из них уже исследуются. Верхний квартал расположен на самой вершине 1,381-метровой южной вершины, (у горы Ликайон две вершины) и состоит из храмового района и алтаря Зевса. Нижний квартал, находящийся на лугу в нескольких сотнях метров под вершиной, содержит комплекс зданий, связанных с ликайонскими играми, которые проходили каждые 4 года в честь Зевса. Он включает единственный сохранившийся древнегреческий ипподром.
Святилища в древней Греции были местами, где люди общались с богами. Они считались проходам в божественный мир, где божества и люди могли встречаться, местами, где люди могли молиться богам, а боги их выслушать, если хотели. Хотя гора Ликайон не является самой высокой горой Пелопоннеса, она даёт поразительные точки для обзора по всему полуострову. Легко понять, почему греки чувствовали там присутствие своего бога неба, Зевса--его многочисленные эпитеты включают "приносителя дождя", "собирателя штормов" и "употребителя молнии". Часто, спутником Зевса был орёл, который, как царь небес, был его аналогом в животном царстве. Даже в наши дни, эти черты мифологии Зевса на удивление присутствуют в этом месте. Непредсказуемая погода и грозы могут начаться в любое мгновение, заставляя археологов разбежаться. "Когда начинается гроза все должны покинуть это место в суматохе", говорит Гилман Романо. У них также иногда происходят стычки с орлами. "Однажды мы там были и два орла просто подлетели", он рассказывает. "Мы ничего не видели, а затем, откуда не возьмись, вон они над нами летали".
Тогда как эти животные и погодные феномены могли привести общины доисторических греков сначала к идентификации духов горы с Зевсом, то две другие природные черты горы Ликайон были ещё более влиятельными в основании святилища. "Я считаю, что это было больше связано с водой и местной сейсмической активностью", объясняет Гилман Романо. Прямо под вершиной, большой естественный родник вытекает из земли. Такие родники считались не только имеющими волшебные качества, но были также необходимыми элементами греческих святилищ, т.к. их паства должна была провести очищающий ритуал, прежде чем они войти в святая святых.
Но древние греки были не менее поражены сейсмическими катаклизмами. Хотя они могут показаться контрпродуктивными учитывая их разрушительные свойства, но некоторые из самых важных святилищ, вроде Аполлона Дельфийского, были построены на, или около разломов. Понятно, что буквальное передвижение земли было уравнено с таинственными энергиями и божествами. Согласно геологу Джорджу Дэвису, топография горы Ликайон была явно оформлена сейсмической активностью. Он нашёл несколько раздельных линий разлома на этом месте, которые бы очаровали древних греков. "Движение земли из-за землетрясений, близких оползней и трещин земли - всё это ингредиенты для святилища, полного божественной силы", говорит он. "Я подозреваю, что культисты Зевса подходили к алтарю на вершине с трепетом".
Алтарь Зевса не похож на ту постройку, которую мы ассоциируем с современным алтарём, но был кучей пепла и раздробленных костей. На первый взгляд он выглядит вполне невнушительно. "Когда вы сюда приходите и видите алтарь из пепла, то он выглядит как пустое место. Он выглядит просто как холм", говорит Вояцис. Но по эффекту этот холм является огромной кучей мусора, собранной больше чем за 1000 лет жертв и посвящений. У этой кучи диаметр свыше 30 метров, кое-где она достигает полтора метра в глубину, и она покрывает площадь в 696 квадратных метров, т.е. всю вершину.
Ритуальное поклонение древних греков было сложным делом, состоящим из процессий, очищений, танцев и пиров. Но в его сердце была презентация жертв на алтаре, где смертный мог попросить одолжение от бога или богини, поблагодарить их или просто попытаться наладить с ними хорошие отношения. Он мог вылить им в жертву вина или оставить небольшой подарок. В святилище Зевса на горе Ликайон, важной частью ритуала была тисия, когда животное убивалось и приносилось в жертву. Одни части зверя были отложены для человеческого употребления во время праздничного пира, тогда как другие были принесены к алтарю и сжигались как жертва Зевсу. С костей сдирали мясо, заворачивали в жир и поджигали. Жертвующий надеялся, что ароматный дым от костров пойдёт наверх, привлечёт внимание Зевса и порадует его. Недавние раскопки показали, что это останки этого процесса, регулярно проходившего тысячелетиями, и видны в наши дни. "Они начали делать посвящения на голом камне, и затем по ходу лет, сжигание животных костей, жира и грязи, жидкости и кусочков сосудов собрались и стали этой огромной кучей", объясняет Вояцис.
Невозможно точно подсчитать, сколько именно сгоревших животных костей закопано под кучей пепла в наши дни, возможно десятки тысяч. Современные анализы образцов, взятых с алтаря, указывают, что 98 процентов животных останков принадлежат или к козам, или к овцам, а вот свиней и крупного рогатого скота тут гораздо меньше. 98 процентов звериных костей были также классифицированы как бедренные кости (вместе с прикреплённых к ним надколенниками), или как копчики. Т.к. бедренная кость была самой большой костью в теле, то кажется правильным, что Зевс получал её в жертву, но Вояцис говорит, что хвост сжигали по другим причинам: "Эти кости кидались в огонь потому что они скручивались в определённом направлении и давали знак-омен в зависимости от того, куда они изгибались".
Гилман Романо и Вояцис знали о существовании пепельного алтаря до раскопок; они только точно не знали, насколько он старый. Исследователи в начале 20-ого века датировали алтарь примерно к седьмому веку до нашей эры, и свыше ста лет -- это число было признано учёными. За последний век гора Ликайон часто попадала в тень другим известным святилищем Зевса, расположенным на Олимпии, в 35 километрах от неё. Олимпия, которая содержала одно из чудес античного мира--статую Зевса и свой собственный пепельный алтарь, который датировался одиннадцатым веком до нашей эры--давно считался более старым и важным. Но когда Гилман Романо и Вояцис начали раскопки на горе Ликайон, они скоро нашли знаки, что этот алтарь может быть старше любых ожиданий--гораздо старше.
Первый крупный указатель о настоящем возрасте алтаря было открытие линзы горного хрусталя из эпохи Миносов, каменной печати, изображавшей быка. Предмет был датирован пятнадцатым веком до нашей эры. "Каменная печать минойской эпохи ошарашила нас", говорит Вояцис. "Мы думали, что быть может это наше первое доказательство, что у нас имеет более древний материал, чем люди считали раньше". Археологи изначально осторожничали не дать излишнего значения одинокой находке, которую могли оставить или забыть у алтаря века спустя его создания. Но по мере раскопок команды, они выкопали массу минойских сосудов, сотни, которые доходили до шестнадцатого века до нашей эры. Более того, они даже нашли доказательства, что человеческая деятельность на горе дошла прямо до периода Неолита (4000-3000 лет до нашей эры), хотя на данный момент они не знают, как охарактеризовать это поведение. Комбинация минойской посуды и радиоуглеродного анализа звериных костей бесспорно доказали, что организованная деятельность ритуального культа началась на территории святилища к шестнадцатому веку до нашей эры. История греков, покланявшихся Зевсу на горе Ликайон внезапно отодвинулась на 1000 лет, дальше, чем где-нибудь ещё во Греции. "Это был настоящий сюрприз," говорил Гилман Романо.
Вдобавок к закопанным звериным костям и набору керамических сосудов--чашек, чаш и мисок, из которых пили вино и приносили возлияния--археологи нашли десятки других мелких артефактов, которые оставались на алтаре как приношения. Они включают миниатюрные бронзовые трёхногие котлы, оловянные венки, монеты, железные топоры и терракотовые фигурки людей и зверей. Находки этих небольших важных предметов были несколько ожидаемыми, т.к. раскопки у других жертвенных алтарей показали, что это артефакты такого типа были обычно пожертвованы. Но открытие человеческого скелета на алтаре было совершенно неожиданным. Несколько античных писателей говорили о практике человеческого жертвоприношения на горе Ликайон, что сделало находку ещё более интригующей. Могло ли это человеческое похоронение подтвердить подлинность этих рассказов?
Скелет было осторожно выложен в неглубокой могиле, с каменными плитами, покрывавшими только таз. Теперь его убрали с алтаря и послали в лабораторию, где его теперь тестируют, чтобы уточнить возраст, пол, и причину смерти, но предварительный анализ указывает, что останки принадлежат к подростку, похороненному около одиннадцатого века до нашей эры. Хотя ещё слишком рано говорить о любых заключениях насчёт человеческого жертвоприношения, Гилман Романо признаёт подозрительную природу человеческой могилы в алтаре Зевса, особенно учитывая скверную репутацию культа в античные времена. "Понятно, что у нас есть много вопросов без ответов насчёт всего этого", говорит он. "Но одна самая ясная вещь -- это то, что мы не копаем на кладбище. Это жертвенный алтарь Зевса, где тысячи зверей были принесены в жертву в античные времена. А в середине всего этого, в буквальной середине, мы нашли скелет человека".
Другой основной компонент святилища Зевса является место, связанное со спортивными соревнованиями Ликайонских игр. Это нижнее святилище состоит из ипподрома, стадиона, стоа, ванн, здания для фонтана, здания администрации и пр. Многие из этих зданий были раскопаны в прошлом веке, но современные раскопки продолжают находить новую информацию об этом месте. В прошлом году (2017) рабочие выкопали большую лестницу и коридор, наверное, используемые атлетами, когда те шли на соревнования. Для Гилмана Романо раскопки в нижнем святилище имеют потенциал ответить на ключевые вопросы о связи между религиозными ритуалами и атлетическими играми. Спортивные соревнования также проходили и у других святилищ Зевса, самые знаменитые - у Олимпии, (отсюда и современные "Олимпийские игры"), но точно неизвестно, когда эти игры в целом начались. "Похоже, что те люди, которые участвовали в спортивных соревнованиях греческих религиозных фестивалей, соревновали, чтобы порадовать бога или богиню. Один из важных вопросов у меня насчёт горы Ликайон, это когда и почему спортивные соревнования стали связанны с Зевсом", говорит Гилман Романо. Согласно традиции, первые Олимпийские игры прошли в Олимпии в 776 году до нашей эры. У горы Ликайон, самые старшие выкопанные доказательства, найденные по сей день в нижнем святилище, доходят только до седьмого века до нашей эры, после изначальных Олимпийских игр. Но Гилман Романо и Вояцис не думают, что это точно означает, что Олимпийские игры были старше Ликайонских. Они указывают на факт, что в течении десятилетий святилище Зевса у Олимпии считалось старшим из двух святилищ, и это было доказано неправильным только недавно. Т.к. их проект будет продолжаться ещё несколько лет, они надеются наконец-то найти конкретные доказательства корней Ликайонских игр. "Мы теперь думаем, что гора Ликайон была предтечей Олимпии, и что культ Зевса начался здесь в Бронзовом веке, в шестнадцатом веке до нашей эры, и затем, позднее, был перенесён в Олимпию. Атлетика могла быть частью религиозных фестивалей с древних времён, т.к. по древним источникам Ликайонский фестиваль был очень стар. Некоторые источники даже намекают, что древнее Олимпии", говорил Гилман Романо.
К концу первого тысячелетия до нашей эры активность у святилища Зевса стала падать. Одна из основных причин этого было основание Мегалополиса в 370 году до нашей эры на равнинах под горой Ликайон. Этот Мегалополис был первым городским центром в Аркадии, и со временем там появилось своё святилище Зевса Ликейского. Соответственно, Ликейские игры были тоже перенесены туда. Упадок святилища Зевса на горе Ликайон могло быть просто результатом логистики и удобства, т.к. было гораздо легче путешествовать в Мегалополис и искать там расположение Зевса, чем лезть в гору. К концу третьего века до нашей эры приношения на алтаре полностью исчезли, но наследство этого места сохранялось живым в веках древними писателями, которые продолжали признавать этот отдалённый Аркадский пик как родину Зевса.
Для директоров Проекта Раскопки и Исследования Горы Ликайон, "родина" Зевса имеет скорее фигуральное, чем буквальное, значение. "Я считаю, что этот термин может происходит из памяти античности, когда поклонение Зевсу стало связанным с этим местом", говорит Вояцис. "Я считаю, что до Зевса тут было другое древнее божество или сила, которой поклонялись на вершине горы. По моему мнению, идея, что он тут родился на самом деле есть воспоминание о начале нового культа".
Гилман Романо считает, что идея про Зевса, родившегося на горе Ликайон может даже считаться указание на зарождение самой греческой культуры. "Мне нравится считать, что у этой истории может быть двойное дно, и что связь с `родиной' может иметь более широкое значение", говорит он. "Это может быть метафорой о начале греческой религии, культуры, языка и греческой цивилизации в целом--начало всего, что есть греческого, упакованного в этом месте".
Для местных жителей, которые живут около святилища сегодня, наследство их предков и их осознание самого могучего бога древней Греции, остаётся очень даже живым. Ликейские игры возобновились, и снова проходят каждые 4 года на месте древнего стадиона. Самый важный деревенский религиозный фестиваль празднуется в небольшой церкви, расположенной только в нескольких десятках метров от алтаря Зевса. Хотя есть и другие места в греческом мире, которые считаются родиной Зевса, особенно гора Ида на Крите, нет другого места кроме горы Ликайон, которое может похвастаться такой древней и убедительной связью с богом. А что насчёт того, его ли эта родина, то похоже, что сам Зевс разрешил этот спор в стихотворении, датируемым третьим веком да нашей эры, написанным Каллимахом. Даже в это более позднее время, было достаточно обсуждений о родине Зевса, чтобы утомлённый спором поэт спросил Зевса напрямую, если он родился в Аркадии или на Крите. Зевс отвечает кратко, "Критяне вруг".