Слоистые камни созданы из множества слоёв разных материалов, которые используются в искусстве геммы и глиптики, часто называемой глиптографией. Обычно этот материал вырезан из агатов или других халцедонов с равными, параллельными друг к другу слоями, где светлый слой находится над тёмным. Бразилия экспортирует лучший необработанный материал, обычно двуслойный, но иногда встречаются трёхслойные. Некоторые произведения искусства вырезаются от пятислойного материала. Гемма в многослойном и изогнутом агате создаётся редко.
Некоторые объяснения насчёт слоистых камней и глиптики следуют внизу.
Оникс Слоистый камень состоящий из чёрной основы и белого верхнего слоя, также известный как настоящий оникс или Арабский оникс. С другой стороны, оникс - это также название, которое иногда используется для одноцветного халцедона (т.е. чёрный оникс). Это нельзя спутать с ониксовым мрамором, который по короткому тоже называется оникс. Слово "оникс" имеет греческие корни и означает "ноготь", возможно потому, что этот камень слабо прозрачный.
Оникс-сард Слоистый камень с коричневой основой, а верхний слой - белый.
Оникс-сердолик Слоистый камень с красной основой, а верхний слой - белый.
Никколо Слоистый камень, чей верхний слой - очень тонкий, что приводит к прозрачному сине-серому цветовому тону из-за диффузии света, который ещё и просвечивает сквозь чёрную основу. Популярен как кольца-печатки с изображением гербов и монограм.
Интаглио (Итальянский) Название для геммы с негативным изображением, при использовании в печатках.
Камея (Итальянский) Название рельефа, который вырезан так, что он возвышается над основой.
Слои в агате или халцедоне, которые требуются для этой работы нечасто встречаются в природе среди цветов оникса, сердолика или сарда. Поэтому, такие камни часто окрашены людьми. Естественные и искусственно окрашенные камни имеют одни и те же имена.
Недавно, слоистые камни оникса были созданы из однослойного, одноцветного серого халцедона, который может быть окрашен следующим способом: Квадратный камень пропитывается раствором хлоридом кобальта и хлораммоном, и таким образом окрашивается в чёрный цвет. С помощью гидрохлорической кислоты этот цвет убирается до глубины в 1 мм. Когда этот камень распиливается надвое, распиленные стороны - чёрные, а обратные - белые; однако, говорят, что тёмный цвет тускнеет со временем.
Техника Глиптики Основной инструмент камнереза - небольшой токарный станок с горизонтальным шпинделем к которому можно прикрепить разные инструменты в зависимости от надобности. Шпиндель приводится в движение электромотором при 3000-5000 р.п.м. Шпиндель жёстко закреплён, и мастер направляет камень вручную. Это требует высокой точности и знаний этого конкретного камня. Период работы достигает не больше двух-трёх часов.
Вращающиеся кончики обрабатывают бриллиантовым порошком для полировки и маслом; таким образом он охлаждаются и приобретают грубую поверхность, т.к. крошечный частички бриллиантов впечатываются в более мягкое железо инструментов во время процесса глиптики.
Полировка происходит с использованием дерева, кожи, или другого мягкого материала, используя воду и особые пасты для полировки. Этот процесс также убирает любые отметины, сделанные металлическим карандашом во время изначальных набросков.
Недавно, гибкие шпиндели тоже стали доступны. Однако, они обычно используются только для больших скульптур, где камень слишком тяжёлый, чтобы с ним работали вручную.
Хотя в наши дни все драгоценные камни используются в глиптике, агат, особенно слоистые камни, используется больше всех.