Вальтер Лакер в "Истории сионизма" отмечает, что только "беспорядки 1921 года заставили многих сионистов осознать опасность столкновения двух народов в Палестине. К моменту декларации Бальфура арабы хорошо относились к евреям, но не находили ответного понимания и готовности к компромиссу."
(Вальтер Лакер. История сионизма. Шокен.Иерусалим-Тель-Авив. 1974. с169)
Анита Шапира пишет об отношении сионистов к арабской проблеме в начале ХХ века.
"Идея возвращения евреев в Сион опиралась на представление о том, что заброшенная страна ждет, когда придут ее сыновья и населят ее. Это была основная посылка Бялика, Лилиенблюма, Мандельштама и других. Герцль в Альтнойланд, говорил о европейски образованных арабах, но не о местных жителях.
Сионистская пропаганда описывала страну в возвышенно-библейских выражениях. Не все, кто писал об Израиле, знали, о чем они пишут, но многие делали это сознательно, ради привлечения новых энтузиастов. Идеализация Эрец Исраэль подразумевала нивелирование неприятных сторон- климата, низкого плодородия, враждебного отношения оттоманских властей и факта наличия местных жителей, способных потребовать эту страну для себя.
Срабатывала внутренняя цензура.
Ахад Га Ам предостерегал: "Евреи в изгнании верят, что заброшенная страна только и ждет чтобы они приобрели и заселили ее.А арабы- кочевники не поймут происходящего. Но действительность иная. Арабы все прекрасно понимают. И в стране нет свободных земель, ждущих хозяина".
Но его не слушали.
Менахем Усышкин, критикуя "территориалистов" заявлял, что арабы, желающие жить в мире, признают историческое право евреев на эту землю.
Борохов видел решение проблемы арства.в ассимиляции арабского населения в структуре еврейского государства. Прогресс поможет решить проблему.
До первой мировой войны в сионистском движении пробладали два основных подхода к арабской проблеме:
С одной стороны подход, выразившийся в известном лозунге: "Землю без народа- народу без земли" и фактическое игнорирование проблемы или восприятие ее как ничтожно малой.
С другой- надежда на интеграцию арабов в еврейском государстве"
(Анита Шапира. Меч голубя. Сионизм и сила. 1881-1948. Тель-Авив. Ам Овед. 1992. с. 67-82)
http://www.am-oved.co.il/page_1473
Итак с одной стороны - пропаганда в духе соцреализма, с другой - либо игнорирование феномена местного населения либо утопические прожекты решения проблемы. Проблему не желали видеть. Не отсюда ли нынешнее (более ста лет спустя) нежелание искать причины конфликта?. Их нет- кроме зависти и подстрекательства арабских вождей.
Убедить себя в этом гораздо легче чем реально искать пути к миру.