о мнению р.Шнеерсона подход сионистов противоречит мессианской вере и является препятствием на пути воплощения ее идеалов. По двум основным причинам.
Во-первых, сионисты стремятся "ускорить конец". Р. Шнеерсон выступил резко против стремления сионистов "ворваться в историю земными действиями" и тем самым в корне изменить положение еврейского народа.
Стремление вернуться в Эрец Исраэль и обрести государственную независимость означает намерение достичь мессианских целей. Традиция связывает возвращение в Землю обетованную только с приходом Машиаха, явлением транцендентным.
Посему сионизм, по сути есть нарушение основополагающей заповеди, предписывающей евреям ждать "конца" и нарушение религиозных норм, предписывающих поведение в галуте.
"Для того чтобы создать самостоятельное правительство сионисты должны поставить националим выше Торы. Ибо никто, соблюдающий Тору и заповеди не может действовать в этом вопросе самостоятельно. Еврейская традиционная пассивность- залог приверженности истинно верующих иудеев заповеди спасения. Евреи, как народ избранный, находятся вне мировой истории.
Во-вторых, все человеческие действия частичны, неполныи посему не могут отвечать задачам Геулы.
р.Шнеерсон говорит о двух критериях воплощения мессианских предначертаний - пассивность, терпеливое ожидание и полноту изменений. Сионизм воплощает прямо противоположное- активизм и частичность изменений. Потому сионизм обречен на поражение.
(Авиазар Равицки. Конец изгнания и еврейское государство. Мессианизм, сионизм и религиозный радикализм в Израиле. Тель - Авив. Ам Овед. 1993. с. 29-32).
http://www.am-oved.co.il/page_3200
Сионизм не потерпел поражение. Как светское течение, возникшее в противовес традиции, целью которого было создание государства. Страна существует, развивается и может защитить себя и своих граждан.
Но сионизм как воплощение мессианских чаяний оказался несостоятелен. Попытки соединить его с традицией- несостоятельны и опасны прежде всего для самого государства. В уродливой политической системе тон задают "религиозные"самозванцы и бездельники. Общество задергали навязанными мессианскими задачами.
Выходов два- либо пойти вслед за ультраправыми "активными" мессианистами и создавать "царство Израиля", опасное для себя и других, либо превратить страну в нормальное светское государство, в котором каждый желающий сможет "пассивно" ожидать прихода Машиаха, второго пришествия Христа либо какого-либо иного благодеяния свыше.