Моше Фейглин и движение "Зеут" предлагают серию простых и доступных решений по обустройству жизни в Израиле и разрешению более чем векового арабо-еврейского конфликта.
"Мы прекратим оккупацию, провоцирующую вмешательство других наций в наши внутренние дела и распространим суверенитет на всю территорию Эрец Исраэль. Мы за соблюдение гражданских прав для всех жителей Иудеи и Самарии, в том числе-неевреев. Предоставим им все возможности:
Кто хочет жить с нашим народом как постоянный житель- сможет это сделать;
Кто захочет эмигрировать - поможем ему от всего сердца;
Для того кто хочет стать полноправным гражданином, служить в армии и нести все остальные обязанности - для него будет такая возможность." (стр. 23)
Нельзя не признать - вещи наконец названы своими именами. Оккупация - это оккупация - без благостных экивоков и эвфемизмов.Честно и простодушно Фейглин констатирует что правительства Израиля попросту не хотят решения проблемы. И решения предлагаются простые и логичные.Впрочем возникает столь же простой вопрос: а если жители территорий в большинстве своем не выберут ни один из предложенных вариантов?Попросту, не уезжая никуда, захотят быть жителями СВОЕГО государства? Решения на этот случай пока не предлагается, но будем надеяться, в скором времени Фейглин с друзьями его найдут.
"Основная линия партии "Зеут" предполагает отказ от светского и религиозного давления на гражданина" (стр. 41)
Тут опять обнаруживается недопонимание. Понятно, что такое религиозное давление. Навязывание гражданинубез его согласия норм определенной конфессии, без предоставления ему возможности выбора - норм жизни какого вероисповедания ему придерживаться или жить вовсе-атеистом. Но если государство, напротив, гарантирует свободу выбора, оно и есть - светское. Ибо религия отделена от государственного аппарата и политики. Что же в таком случае "светское" давление? Или без доли лукавства не обошлось?
Проблемы местного самоуправления также разрешаются крайне просто. Опорой будут возрожденные кагалы. Их образование будет в ведении МВД. Желательно чтобы подведомственные самоуправления образовывались на гомогенных территориях. Какие вопросы будут в их компетенции?
"Законы, определяющие характер Шабата. Многолетний конфликт будет решен тем, что каждый кагал будет решать его по своему. Законы, запрещающие работу магазинов в Шабат, регулирующие работу общественного транспорта на государственном уровне будут отменены и каждое самоуправление на своем уровне будет решать вопросы работы общественных учреждений и транспорта в Шабат и праздники". К компетенции самоуправлений будут относиться так же такие вопросы как - борьба с шумом в ночное время: благоустройство территории; проведение общественных мероприятий." (стр. 57-58)
(Моше Фейглин. Быть свободным евреем. Государство Израиль - руководство по эксплуатации) Села Меир. Ашкелон. 2019
Скандалы, связанные с диктатом религиозных советов в различных городах Израиля имеют место уже в наше время. Реформы партии Зеут для этого не нужны. Но куда более важный вопрос - как именно Фейглин со товарищи планируют внедрять самоуправление по их модели в конкретных сообществах, если, конечно речь не идет о Бней Браке или Меа Шеарим. Как прийти к консенсусу в соблюдении Шабата если неаосредственными соседями являются недавно приехавшая "русская" семья, члены которой узнали о Шабате несколько лет назад и на полном серьезе спрашивают "русских" соседей, нужно ли поздравлять с Йом Кипуром; светские сабры; многодетная семья ортодоксов? В равной ли мере их мнение будет учитываться при принятии решения или опять не обойтись без навязывания? Или - гениальное в своей простоте решение- принять государственную программу гомогенизации - распределив разношерстное население по однородным анклавам за счет государства или партии "Зеут"? Или совсем просто - светское государство с транспортом и магазинами во все дни недели и превращение соблюдения Шабата в частное дело каждого гражданина?
Все эти проблемы решить нетрудно. Стратегическое видение в наличии имеется