Более ста лет назад Яков Брафман оставил следующее описание ритуального омовения в "Книге кагала".
"В таком водоеме, который обыкновенно устраивается в подземелье, совершается погружение следующим образом. Предварительно еврейка как нельзя тщательнее расчесывает волосы, обрезает ногти рук и ног, которые подчас истекают кровью от усердия ногтеобрезательницы (негельшнейдерке), снимает даже струпья с заживших ран, ибо малейшее препятствие, мешающее соприкосновению воды хоть к одной точкой тела, нарушает обряд. После такого приготовления женщина опускается по ступеням в микву и, помутив по требованию закона воду, творит установленную молитву и погружается так, чтобы даже кончики волос не оставались на поверхности воды. В таком положении она пребывает под водой, пока голос свыше, т.е. над миквой стоящей надзирательницы (тукерке), не закричит: "Кошер". Одно, два, три такие погружения - и обряд кончен. Исполнительница еще выполаскивает рот водой миквы и уступает свое место другой, ожидающей очередь *1.
*1 Две женщины не могут сразу окунаться. Миква принимает только одну, а остальные ожидают своей очереди. -
В продолжение одного вечера в одну микву погружаются сотни женщин, а при кагальных порядках вода в микве при большинстве случаев переменяется лишь раз в месяц или того реже. Таким образом, в одну и ту же перегнившую и миазмами наполненную воду окунаются десятки тысяч женщин. Кроме того, что миква сама по себе есть пытка и вообще представляет мрачную и тяжелукартину, что она способствует к распространению между евреями разных кожных и других болезней, нет нужды и распространяться. В сыром, тесном, грязном и тускло освещенном подземелье толпа нагих женщин с расчесанными волосами, с подрезанными до крови ногтями, некоторые с кровавыми ранами, дрожа и коченея от холода, теснится вокруг глубокой, наполненной водою ямы, из которой клубами подымаются густые, удушливые испарения, и каждая из них силится занять место поближе к лестнице, ведущей в эту пропасть"
http://rus-sky.com/history/library/brafman.htm
Электронная Еврейская энциклопедия так характеризует степень достоверности свидетельств Брафмана:
"Хотя ряд еврейских общественных деятелей и деятелей культуры обвиняли Брафмана в подделке и искажении документов, использованные им материалы являются подлинными, и переводы его достаточно точны."
http://www.eleven.co.il/article/10740
Притом, что в одном случае речь идет о традиционной микве, а в другом- о части гиюра, в степени унижения церемонии схожи. Но гиюр - выбор добровольный и нельзя согласиться с тем что "тактика русской общины сегодня - тотальный бойкот ортодоксального раввината". В чем смысл такого бойкота, если проходящие гиюр сами выбрали этот путь?
Другое дело, что общество наше устроено так, что именно гиюр, с его волокитой и унижениями является пропуском в некую этно социальную элиту. Гиюр должен стать частным делом конкретного гражданина, никак не влияющим на его статус и возможности. И именно этому будут всеми силами противиться авторитеты, унижающие женщин в микве.