Новую рубрику "Депутат без галстука" девятый канал начал со встречи с... Ханин Зоаби. Встреча с радикальной арабской общественницей вылилась в набор политических деклараций. С этими декларациями можно не соглашаться, но разве они нелогичны?
"Вы приехали в эту страну недавно, а я здесь родилась, училась и работаю". .В самом деле. Отказники 70х с боем добивались разрешения на выезд, репатрианты 90х и 2000х просто садятся в самолет. Мы можем приезжать из меркантильных интересов, можем быть привержены сионистским идеалам. Все это время сама Зоаби и ее соплеменники просто живут здесь. И тем не менее равных прав с приехавшими идеалистами и прагматиками они не имеют. Просто потому что - иной крови.
"Почему мы должны отвечать за бедствия причиненные вам со всем другими людьми и в другом месте?".
Пытаться отвечать на это вопрос бессмысленно. Но возможно он мог и не прозвучать.
Яир Орон приводит свидетельства уцелевших в Холокосте, репатриировавшихся до 1948 года и сражавшихся в войну за Независимость.
"Мы сражались за Эрец Исраэль. Мы никогда не видали арабов и не знали, как они живут. Нам некогда было о них думать. Мы сражались за свою жизнь".
"Для того чтобы расчистить место для кибуца, они разрушили близлежащую деревню Самра и депортировали всех ее жителей."
"Что вы чувствовали, когда совершали эти акции?"
"Вторая мировая война приучила нас равнодушно относиться к подобным вещам. Эти люди остались живы. В любом случае есть еще арабские страны, могущие их абсорбировать".
Яир Орон. Катастрофа, становление и Накба. с. 327-330)
Но ведь и Сталин не не уничтожал депортируемые народы. Он их только отправлял на курорты восточной Сибири и северного Казахстана. Да и Гитлер первоначально не замышлял физическое уничтожение евреев. Он лишь мечтал убрать их с глаз долой.
Решение, предлагаемое Зоаби и ее сторонниками - создание двух государств - одного -"государства всех его граждан" и второго - чисто палестинского.
На первый взгляд - решение в стиле Остапа Бендера - "половина - моя, половина - НАША".
Но разве государство, будучи механизмом самоопределения еврейского народа не может быть одновременно "государством ВСЕХ его граждан, как и полагается цивилизованной стране? С ивритом в качестве государственного языка, с эффективно работающими механизмами предотвращения антисемитизма и иных форм ксенофобии, равноудаленностью от государства всех религиозных институтов?
Вопросы поставленные Зоаби однозначных ответов не подразумевают. Но таки стоит их выслушать? И задуматься - когда и почему появились обиды?
На следующий шабат нам обещан Моше Фейглин. Романтик с другого фланга.
P.S.Добавление 2020го: романтик не появился. Война помешала.