Позиция евреев перед лицом угрозы уничтожения не порождена конкретным моментом. Евреи Европы многократно в своей истории сталкивались с угрожающей силой. И совокупность реакций на внешнюю угрозу оставалась постоянной в течение столетий. Наиболее распространенными реакциями были послушание либо стремление добиться облегчения. Гораздо реже встречались паралич или уклонение от опасности. И практически не было - сопротивления. Последним случаем активного сопротивления внешней силе было восстание против римлян. Но тогда еще евреи жили концентрированнно на ближнем Востоке и имели опыт независимой государственности.
Случаев сопротивления практически нет в Средние века. В 1096 году, когда франкские евреи предостепегали еврейскую общину города Майнца о нашествии крестоносцев, убивающих евреев лидеры городской общины ответили, что не сомневаются в своей безопасности, поскольку ничего не слышали о подобных угрозах. Вскоре вторгшиеся крестоносцы истребили евреев нескольких немецких общин, в том числе Майнца.
Прошло более 800 лет и лидер голландской еврейской общины Юдсе Раад скажет: "Это неоспоримый факт, что нацисты совершают ужасные действия против польских евреев. Но нет никаких оснований полагать, что так же они будут вести себя в отношении нас. Прежде всего потому, что немцы всегда были плохого мнения о польских евреях. Кроме того, в отличие от Польши, здесь они вынуждены считаться с общественным мнением".
Еврейское сопротивление в галуте всегда было явлением случайным. Евреи не применяли силу вплоть до возвращения к собственной государственности. В период 1933-45 годов сопротивление всегда было чрезвычайно малым по силе и численности участников. Угнетенные евреи отклоняли даже акты сопротивления еврейских общин в других странах, направленные на оказание им помощи, из опасения что такие акции только ухудшат их положение.
Это была реакция евреев Анконы в 1556 году, когда еврейские торговцы Оттоманской империи попытались организовать в их поддержку бойкот порта Анконы и других итальянских портов. Схожим образом в 1933 годуотреагирует немецкий союз евреев -ветеранов войны на антигерманские высказывания еврейских радикалов.
В 38 году н.э. Римский император Калигула потребовал от поданных собственного обожествления. Евреи египетской Александрии отказались подчиниться требованию. В ответ в городе вспыхнули волнения и евреи оказались заперты в одном из городских секторов. Их опустевшие дома были разграблены. Римские центурионы искали оружие. В ответ лидеры общины послали в Рим делегацию во главе с философом Филоном, взывая к милосердию.
Эта ситуация повторилась в 1942 году когда еврейская община Болгарии обратилась к властям с призывом защитить евреев от депортации.
Подчинение было самой распространенной реакцией евреев в надежде добиться облегчения. При этом евреи стремились предупредить неблагоприятное к себе отношение со стороны общества. Так, в Европе еще до 1933 года возникло движение за переход евреев от профессий "интеллектуальных" (врачи, инженеры, адвокаты) к "производительным" (сельское хозяйство). Активисты движения надеялись, что евреи, занятые физическим трудом будут меньше выделяться и провоцировать неприязнь к себе.
После прихода Гитлера к власти многие "еврейские" фирмы Германии сократили наем рабочих-евреев, чтобы не выделяться в глазах властей своей "еврейскостью". Годы спустя юденраты будут проводить постоянные совещания в попытке предугадать и опередить новые распоряжения оккупационных властей.