Книга профессора тель-авивского университета философа "Либеральный национализм для Израиля. К проблеме израильской идентичности" вышла в 1993году на иврите, а в 1999ом - на английском.
Но вначале - об авторе. Джозеф Агасси - уроженец страны, ветеран Войны за независимость получил в детстве религиозное воспитание но вскоре отошел от религии. Учился философии в Европе,а в начале 50х годов помогал Карлу Попперу в издании его знаменитого двухтомника "Открытое общество и его враги". Популяризации и развитию идей открытого общества Агасси посвятил всю свою жизнь.
Книга "Либеральный национализм для Израиля" написана под влиянием идей другого современника и друга Агасси - Гиллеля Кука (Питера Бергсона) в годы Второй мировой войны организовавшего Американский комитет спасения европейских евреев. В период прелшествовавший провозглашению независимости Израиля Гиллель Кук предложил свою альтернативу формирования еврейской государственности. Он выступал за провозглашение на территории Палестины Еврейской Демократической республики основанной на полном равноправии граждан независимо от национальности и отделении религии от государства.
Однако, как известно, наше государство пошло по другому пути. Государство Израиль принадлежит евреям всего мира, притом что коренные жители - неевреи по определению неравноправны. И в этой ситуации расколотости общества - страдают обе стороны - и евреи и неевреи. Евреи, жители страны не самостоятельны в полной мере, поскольку являются частью некоей "всемирной общины". В свою очередь, евреи диаспоры "призваны на службу" интересам еврейского государства. Такая "солидарность" утверждает автор, на деле усиливает разобщенность между евреями Израиля и ободу и лояльность своей Родине.
Выход - в формировании идентичности, объединяющей всех граждан Израиля независимо от этнического происхождения. Этничность - частное дело гражданина, государство не имеет право регулировать эти вопросы. Необходимо своего рода новое самоопределение Израиля как демократического государства. Каждый гражданин страны вправе решить - лоялен ли он Израилю как государству иностранных граждан или ощущает себя иностранцем. Соответственно должна быть зафиксирована разность интересов евреев - граждан Израиля и евреев - граждан иностранных государств. При этом палестино-израильский конфликт должен решаться во взаимоотношениях двух гочударств Израиля и Иордании.
Готово ли израильское общество к этому? Автор утверждает, что да, готово. По крайней мере готово эти вопросы обсуждать. Несмотря на то что израильский истеблишмент блокирует всякие попытки реальных изменений.
Готовы ли русскоязычные израильтяне к обсуждению реальных проблем общества? Увы! С момента прибытия в Израиль мы находимся под бдительной опекой наших "русских" политиков и СМИ. Газета "Вести" из номера в номер инструктирует нас как надо относиться к "левым" и интеллектуальноой элите. Понятное дело -сплошь предатели и отморозки. Другое дело - правые и поселенцы- патриоты труженики и идеалисты. "Русскому" читателю услужливо предлагается труды идеологов "Еврейского руководства" с их идеями превращения всех неевреев Израиля в "Гер тошав".Не хотите читать Моше Фейглина и Моти Карпеля? К вашим услугам полный набор антисемитских писаний Исраэля Шамира, Бушина, Семанова и прочих.
А где работы писателей, ученых, журналистов, трезво и критически анализирующих проблемы страны? А зачем они "русскому" читателю?