Книгу Алека Эпштейна "Израиль и проблема палестинских беженцев: история и политика его друг и наставник Евгений Сатановский презентует как "первое комплексное исследование проблемы на русском языке". Возникает вопрос: а не лучше ли было бы ознакомить русскоязычного читателями с уже имеюшимися классическими исследованиями проблемы. Хотя бы "The birth of palestinian refugee problem" Бенни Морриса. Впрочем, о Моррисе и пойдет здесь речь. От Алека Эпштейна ему достается на орехи:
"Палестинские авторы (Валид Халиди, Нур Масалха и другие), равно как и израильские леворадикальные "новые историки" утверждают, что идея насильственного переселения арабов из Палестины/Эрец‑Исраэль оформилась в сознании лидеров сионистского движения задолго до того, как подобные развитие событий стало реальностью. Так, например, в статье "Замечания по поводу сионистской историографии и идеи трансфера в 1937-1944 годах" Б. Моррис пишет, что эта идея "укоренилась в идеологии сионизма с момента его возникновения, и подтверждения этому можно отыскать уже в дневниках Теодора Герцля, а также в речах и в статьях таких сионистских деятелей, как Исраэль Зангвил, Менахем Усышкин и Артур Руппин...Б. Моррис не приводит, однако, ни одной цитаты из многочисленных печатных трудов этих авторов, выдвигая, но не аргументируя своего рода "теорию конспирации": "в большинстве случаев эти идеи выражались только в личных разговорах, частных письмах и закрытых собраниях" Далее Эпштейн безапелляционно заявляет: " в противовес тому, что утверждается леворадикальными "новыми историками", изучение исторических материалов со всей очевидностью показывает: идея трансфера появилась на Ближнем Востоке по инициативе британских мандатных властей и не была инициирована лидерами сионистского движения"
http://gazeta.rjews.net/epshtein-book.shtml#3
Увы Эпштейна приходится разочаровать. Не только в частных разговорах сионистские лидеры выражали свое отношение к идее насильственного трансфера. Притом отношение кк еереализации было весьма специфическим. Тот же Моррис свидетельствует, что выступая на 12том Сионистском конгрессе в августе 1937 года Бен Гурион заявлял: "In many parts of the country new settlement will not be possible without transferring the Arab peasantry . . . It is important that this plan comes from the Commission and not from us"
"Во многих местах страны строительство новых поселений невозможно без трансфера арабских жителей...И очень важно, чтобы этот план исходил от Комиссии (Королевской комиссии Пиля), а не от нас".
Итак, не частные разговоры, а Сиониистский конгресс. Желание и необходимость есть, но самое действие должно исходить не от нас.
В протоколе от 29 ноября 1937года комиссии по перемещению населения говорилось: "Необходимо прояснить понятие "принуждение" по отношению к перемещениям населения. Принуждение применяется не евреями, но англичанами. Вместе с тем ясно: притом,что мы не хотели бы принуждения в полном смысле слова, но заинтересованы оказывать давление. Мягкое, насколько это возможно."
(Йосеф Гелер. В борьбе за страну. Сионистская политика в 1936-1948 годах. Иерусалим. 1996. стр.227)
https://www.shazar.org.il/Book/%D7%91%D7%9E%D7%90%D7%91%D7%A7+%D7%9C%D7%9E%D7%93%D7%99%D7%A0%D7%94.aspx?name=%D7%91%D7%9E%D7%90%D7%91%D7%A7+%D7%9C%D7%9E%D7%93%D7%99%D7%A0%D7%94&code=18539
Итак Алек Эпштейн выступает транслятором версии, которую правосионистские историки- пропагандисты желали бы закрепить в обественном сознании. Идея трансфера исходила не от нас. Сам Эпштейн из историка превращается в пропагандиста. До честного восприятия истории СВОЕЙ страны репатрианты видимо не доросли.