вое видение демократии духовный отец движения Гуш Эмуним р.Цви Иегуда Кук сформулировал в 1976 году в период подготовки мирного соглашения с Египтом.
ЈРаввин Цви Иегуда Кук считал мирное соглашение результатом давления гоев. Однако возглавлял это давление еврей Генри Киссинджер, женатый на гойке и предавший свой народ и страну. Но и решениям правительства Израиля, посмевшего отказаться от части территории Эрец Исраэль подчиняться не следует.
Раввин Кук не принимал образ страны, запкчатленный в декларации Независимости. Правительство страны, в котором существенную часть составляют представители арабского меньшинства- это аномалия. В решающий момент это правительство может проголосовать против еврейских интересов. Такое правительство нелегитимно.
Политические решения признающиеся легитимными в западных странах - это продукт земной политики. Однако еврейская политика исходит из иных принципов. Это политика небесная. ЈМы не занимаемся политикой в узком понимании. Мы говорим о построении Божьего царства."
Небесная политика не может опираться на нееврейское население. Ибо ее сущность - еврейская национальная избранность, соединяющая небеса и землю.
Еврейская политика связана с еврейской демократией. У этих понятий нет общего знаменателя с понятиями политики и демократии принятыми в обычном, земном мире. Так, в противовес нормам, принятым на либеральном Западе раввины должны вмешиваться в политику.
ЈЕсть такие, кто считает, что раввины не должны вмешиваться в политику. Мы не занимаемся земной политикой. Мы строим божьей царство. Его разрушение- величайшая хула на Господа. Позиция, что раввины не должны вмешиваться в политику, по сути своей- христианская. Царство Израиля связано с небесными мирами. Это ясно и просто. Это не ясно тем кто живет в мире крошек."
(Моше Хелингер. Ицхак Гершкович. Подчинение или неподчинение в религиозном сионизме. Израильский институт демократии. Иерусалим. 2015. стр. 60, 63-64)
Нынешний кризис в отношениях с американской реформистской общиной- плод не просто вмешательства, а диктата ортодоксальных раввинов в израильской политике. Американские евреи - реформисты, материально и морально поддерживающие Израиль живут в светском демократическом государстве. Они требуют уважения своих прав в соответствии с Јземными" демократическими нормами. Но что это для наших ортодоксов, которые строят небесное царство?
Вероятно скандал закончится тем что премьер мужественно даст задний ход и найдет таки компромисс. Но мепндалы будут повторяться с завидной регулярностью, пока наше государство не превратит любую религию в частное дело каждого гражданина. Как это и положено в Јземной" либеральной демократии.