О словах заместителя начальника генштаба и ответе прьемьер -министра.
Буря вроде бы утихла. Нетаниягу не настаивает на увольнении Яира Голана. Но слова заместителя начальника генштаба и ответ премьера сами по себе имеют знаковый характер.
Голан: "Я узнаю в Израиле симптомы тревожных социальных процессов, аналогичных имевшим место в Европе накануне Холокоста."
Нетаниягу: "Сравнение, которое явствует из слов заместителя начальника генштаба, возмутительно. Его слова изначально необоснованны. Они не должны были говориться никогда, и тем более в то время, когда сказаны".
Итак, какое же преступление совершил Голан?. Слил секретную информацию левым газетчикам? Назвал нацистами Биби и Буги? Совершил иное должностное преступление?
НЕТ. Всего навсего как гражданин и компетентный человек выразил озабоченность определенным социальным феноменом, при этом не называя никаких фамилий и организаций. На что по меркам свободного общества имел полное право.
Понимал ли это премьер? Если да, то почему его возмущение относится не только к содержанию фразы Голана, но к самому факту ее произнесения? Если нет - значит он не считает свою страну демократическим государством и не хочет видеть ее таковым.
После Ливанской войны 1982 года, под впечатлением свидетельств ее участников Ишиягу Лейбович произнес слово "юдонацисты". Когда в письме к нему обратились за разъяснениями, он ответил:
"Если вы обратили внимание, я сравнил власть последних 15 лет оккупации на арабских территориях с нацистской системой власти в первые пять лет (до 1939 года). В это время нацисты еще не занимались уничтожением. Они только лишали прав, угнетали и унижали. Я сравнил происходящее в Ливане- об этом рассказали вернувшиеся оттуда солдаты и многие уважаемые в мире журналисты - с тем что делали нацисты с неевреями в западных странах. Лидице в Чехословакии, Орадур во Франции. В этом определении со мной солидарен президент Миттеран, один из ведущих современных политиков, многолетний друг евреев и государства Израиль. Мы уже слышали из уст израильских политиков об "окончательном решении палестинской проблемы" и о "новом порядке в Ливане". Не знаю, ЧТО имели в виду использовавшие эти определения, но их источник хорошо нам известен.
В двадцатом веке немецкий народ прошел эту дорогу до конца. Мы стали на этот путь после 1967 года. Неужели мы пройдем ее до конца?"
(Ишиягу Лейбович. О термине "Иудонацист" // "Я хотел спросить вас, профессор Лейбович..." (переписка Ишиягу Лейбовича) Иерусалим. Кетер. 1999. с. 413, 415.)
К упомянутым Орадуру и Лидице, следует, конечно добавить и белорусскую Хатынь, жители которой были сожжены за связь с партизанами.
Конечно же есть существенная разница между высказываниями Голана и Лейбовича. Голан говорит об общественных настроениях, Лейбович - о политике государства и действиях армии. Голан говорит о стране в целом; Лейбович -об Иудее и Самарии и ливанской войне.
Да и разница между высказываниями в 34 года.
Но общественные настроения и политика государства никак не связаны?