Доминантное чувство израильтян - страх. Израильтяне боятся палестинцев. Этот страх - первичен. Глубок. Он объединяет всех политиков, правых и левых. Арабская печь вызывает чувство опасности у тех и у других.
Доминантное чувство палестинцев не страх- унижение. Палестинцы не боятся израильтян, они чувствуют себя униженными. Противостояние народов- это противостояние чувств. Страх против унижения.
Эти чувства питают и усиливают друг друга. Страх израильтян перед палестинцами толкает их на акции самозащиты. Блокпосты на территориях, ограничения в передвижениях, Досмотр при входе в публичные места. В результате этого чувство унижения у палестинцев растет. Однако этим разрушительная динамика не исчерпывается. Унижение провоцирует ненависть и злость, создает среду, провоцирующую насилие.
Эта взаимосвязь сказывается на попытках достичь соглашения. Палестинцы хотят такого соглашения, которое бы их не унижало. Израильтяне - такого, которое не подвергало бы их опасности. Проблема в том, что удовлетворение израильских требований по безопасности будет ущемлять национальное самоуважение палестинцев.
Израильтяне согласны на "невооруженное" палестинское государство. Контроль за соблюдением этого принципа достигается присутствием израильских вооруженных сил на палестинской территории. Это серьезное ущемление суверенитета палестинского государства, усиливающее чувство унижения и оккупации.
Проблема в том,что требования обоих сторон справедливы. Израильское военное присутствие обусловлено требованиями безопасности, которыми невозможно поступиться. Однако это присутствие порождает чувство унижения у другой стороны, с которым она примириться не может.
(Миха Годман. Ловушка-67. Идеи вокруг противостояния, расколовшего Израиль. Кинерет. Давир. 2017. стр. 15-16)
Очередным проявлением израильского страха стало трепетное ожидание "марша миллионов" в день Накбы 15 мая. Каким он будет, этот марш? Сколь многочисленным и агрессивным? Будут ли попытки прорыва границы?
Пока же 9й канал провел краткий ликбез для своих зрителей по проблеме беженцев. Естественно, когда речь идет о том что арабысчитают трагедией, случившейся по израильской вине все силы брошены на то, чтобы представить ее фикцией. Депортировали, оказывается, не более четверти беженцев. Все остальные либо ушли сами при полном достатке либо поддались пропаганде арабских вождей. При этом добросовестно умалчивается о приемах "подстегивания" "добровольного" исхода- взрывах бомб на арабских рынках (Хайфа, Цфат), намеренном завышении числа жертв Дейр Ясине самими активистами ЭЦЕЛа с целью усилить панику среди арабов, приказе о сносе деревень и уничтожении посевов с целью недопущения возвращения.
Зачем эти подробности свежему зрителю в канун дня Накбы? Глядишь, подумает, что все было неоднозначно, а там и сочувствием проникнется.
Еще одно проявления прискорбного нежелания выбираться из ловушки-67.