Если бы израильская промышленность развивалась на капиталистической основе и была бы независисой от внешней помощи, большинство рабочих составляли бы арабы. Но опора на еврейскую рабочую силу всегда связана с поддержкой еврейской буржуазии из-за границы.
В конечном итоге такая структура зависимости стала решающим фактором силы и стабильности системы власти в Израиле. После провала попыток сионистского Гистадрута с помощью "Совета экспертов" наладить контроль над денежными поступлениями из-за границы, руководство ишува (а затем и государства) превратилось в единоличного контролера поступлений из-за границы. Правительство контролирует денежную помощь поступающую из США и из Германии. В противоположность странам, где власть ответственна перед гражданами и отчитывается перед ними, исполнительная власть в Израиле никак не подконтрольна обществу в расходовании большей части поступлений.
Эта ситуация дает исполнительной власти свободу действий возможную только в недемократических государствах. Контроль осуществляют только сионистские партии, следящие за тем, чтобы правящая партия не распоряжалась единолично всеми поступлениями и распределяла их по согласованию.
Эта экономическая зависимость ишува и государства от внешней помощи в сочетании с полной "независимостью" от внутреннего контроля за расходованием такой помощи сложилась уже в 20е-30е годы. Тогда зарубежные поступления контролировала Рабочая партия. Десятилетиями эта система все более упрочивалась. С поражением Рабочей партии в 1977 году и переходом власти к Ликуду, зарубежные поступления сделались средством влияния на избирателя. Деньги, не взятые через налоги у населения, используются для подкупа и влияния. Система власти в государстве в значительной степени заинтересована в сохранении зависимости от внешней помощи. Если когда нибудь будет достигнута экономическая независимость и как следствие прекратится внешняя помощь - исчезнет источник силы властного аппарата. Надо полагать, что этот ужасный для власти день никогда не наступит. Во всяком случае власть постарается максимально его отдалить.
(Боаз Аврон. Национальный счет. Тель-Авив. Давир. 1988. стр252-253).
Книга впервые была опубликована 30 лет назад. Наладился ли с тех пор общественный контроль за расходованием зарубежной помощи? Как распределяется помощь, поступающая от состоятельных американских евреев? Премьер-министр каждый раз весомо и темпераментно выступает на конгрессах ЭЙПАК. Но каковы практические результаты таких выступлений? Сколько средств идет на реальные нужды страны, сколько на пропаганду, рассказы о нависающей угрозе?
Нам часто и подробно рассказывают о том что левые и правозащитные организации существуют на деньги зарубежных спонсоров. Здесь гласность на марше. А идут ли на реальные нужды общества деньги спонсоров- патриотов?