В V веке до рождества Христова в Афинах проживал некий Кит Анквийский, который не был приверженцем какой-либо философской школы того времени и вел жизнь скорее распутную, нежели умосозер-цательную. Так вот, у этого Кита была коза, регулярно выпасаемая его рабами в окрестностях Афин, ими же доившаяся и приносившая ко столу владельца прекрасное молоко.
Существует легенда, которая говорит, что Диоген Синопский пристрастился к молоку этой козы, благо паслась она в местах его постоянных прогулок. Кит Анквийский, согласно его нраву, изловил философа во время очередной дойки. Он спросил Диогена, пока рабы его мяли мыслителю бока: "Скажи, книжник, зачем тебе молоко, если, по твоему учению, ты готов довольствоваться малым?" На что Диоген ему ответствовал: "А ты считаешь, что та дрянь, которую я извлекал из данного скота, - это многое?"
2.
Известно,что философы - киники символом своей философии избрали собаку. Так вот, у Диогена, в дни пребывания его в бочке, была мелкая собачонка неопределенной породы. Когда ему слишком доса-ждали посетители, Диоген, отлучившись под каким-нибудь предлогом, привязывал собачку за лапку неподалеку, а веревку протягивал к бочке и время от времени дергал, вызывая естественные в такой ситуации завывания несчастного животного.
Мы можем представить себе диалог Диогена и его ученика в подобном случае.
Ученик: Учитель, что же такое боги, которым мы воздаем жертвоприношения?
Диоген: Дрянь!
Ученик: О, умнейший, не рискуешь ли ты? За подобные слова боги испепелят тебя!
Диоген (дергая за веревку): Ничуть не рискую!
Раздается собачий визг.
Ученик: Но что это?
Диоген: Пора тебе удалиться. Это тени царства Аида, их зов. Я должен говорить с ними. (Опять дергает за веревку. Тот же визг)
Ученик: Они настойчивы! Может, я посмотрю издали?
Диоген: Нет. Оставь вино и еду, что принес мне, Они жаждут. Иди и не оборачивайся, Они не потерпят чужих глаз.
Ученик: Ухожу, учитель, позволь прийти завтра.
Диоген: Приходи и приноси. (Дергает веревку. Визг.)
Ученик торопливо удаляется. Диоген идет к собаке и, отвязав ее, дает кусок мяса: "Лопай, стерва, заслужила!"
3.
С этой собакой связан эпизод, вошедший во все антологии, а именно,визит Александра Македонского к Диогену.Как известно, Александр посещал Диогена не единожды и всегда получал веский отпор в двух-трех фразах.
Однажды Александр,прогуливаясь в районе Диогеновой бочки, увидел собаку Диогена,жрущую нечто посреди площади.Он поймал её за шиворот и принес Диогену.
"Смотри,философ,- вот ты." - Сказал Александр,помятуя о прошлых беседах в которых Диоген называп себя собакой.
"Нет,- ответил Диоген,- это - ты,ибо пойман.
Александр оскорбился и,отшвырнув собаку,ушел.
Но,видимо,что-то влекло его к этой бочке,потому что через два дня он опять был там и вновь увидел собаку,сидевшую возле пяток спящего Диогена.Не почитая людей,Александр не особо чтил и животных,поэтому пнул собаку,воскликнув: "Старая сволочь,и эту тварь ты сравнивал со мной?!"
Диоген вылез из бочки,не понимая к чему сыр-бор. Но,увидев Александра,сразу же ответил: "Собака любит хозяина."
4.
Мы можем удивляться долготерпению Александра, который упорно продолжал наносить визиты этой парочке,жившей в бочке. Но так, как мы пообещали читателю описать хрестоматийную ситуацию, придется обратиться к ней.
Александр,зная,что у Диогена есть собаченка,принес ей кусок мяса и,подойдя к Диогеновой бочке сзади,подманил сучку. Собака, не будучи избалованной,набросилась на еду. Александр,удостоверившись в том,что собака поглощена жратвой,вышел на площадь и сказал Диогену,сидевшему перед бочкой и раскладывающему какие-то камешки : "Я - Александр - великий царь!"
Стал Александр таким образом,что солнце светило ему в спину, поэтому тень его упала как раз на ту груду камней,которую пассировал перед собой Диоген. Первое,что произнес философ было : "Не заслоняй солнца!" Этот эпизод и запечатлен в хрестоматиях.
Но,придерживаясь истины, мы должны добавить следующее. После слов Диогена,Александр пнул философа ногой,а камешки растоптал.И тут верная собака,не доев куска мяса,выскочила из-за бочки и схватила Александра за щиколотку. Александр взвыл... Именно с этим происшествием связывали дальнейшую немилость Македонского к Афинам.
5.
Александр пришел в Афины в то время,когда скопище гениев практиковало ежедневно. Главным среди философов был Платон, прямой наследник Сократа. Александр,будучи воспитаным Аристотелем, понимал,что без Сократа не обойтись,поэтому первый,кого он захотел увидеть в Афинах, был Платон.
Почерпнув всю полноту Платона, Александр распластался на ковре,устилавшем ложе,обильно обставленное явствами и питием,и спросил :"А каково настроение афинского народа на данном этапе ?"
Платон открыл рот,но тут, в этом благом и тихом покое истины, раздалось : "Платон,жирная дрянь,ты отнял у меня подметки для сандалий,и до сих пор не вернул!"
Платон засуетился,а Александр,удивившись,произнес:"Ну,так верни ему - его."
Диоген,стоя подле окон,подслушивал,поэтому,после фразы Александра,швырнул в дом Платона две подметки,воскликнув: "Вернувшему,да возвернется!", - чем предвосхитил будущий афоризм христиан.
6.
Все перепетии полемики Диогена с Платоном хорошо известны, и нам нет нужды в их пересказе,остановимся лишь на одном событии.
Широко известно,что Платон объяснял возникновение жизни от слияния двух яиц.Так вот,когда он должен был продемонстрировать сей процесс при большом стечении народа,явился Диоген.
Киник шлялся в рядах публики,и каждому желающему, или же нежелающему показывал яйцо,обясняя,что это и есть - яйцо Платона.
Платон - начинающий свой опыт,разбил над сосудом два яйца, смешал их и покоился в ожидании эффекта.Не произошло. Диоген взлез на кафедру и показал народу яйцо.Разбил его и взболтал в том же сосуде.Нечто странное увидела публика: содержимое сосуда забурлило, изменило цвет и запищало.Люди оживились.Диоген прикрыл сосуд тогой и вытащил из сосуда щенка (заметим,той самой суки, которая жила у бочки Диогена). "Вот,- закричал философ,- не от двух,а от трех яиц! Арифметика,в которой так слаб Платон,даже вам,граждане, посильна! Впрочем у Платона было яйцо-то - одно!"
7.
Он сам себе придумал способ захоронения,упросив учеников бросить его в реку.
Бродя вдоль берега реки Илисс,Диоген ощупывал почву и отмечал: "Вот тут - неплохо,как дерьмо - увязнешь,и впитает. Вот тут - хуже,твердолобо,как у Платона", - и так далее.
Более всего ему понравилось место,где не было ила - увязнуть, и не было глины - усохнуть.
Там был такой маленький пляжик чистого песка, и над пляжиком висела тень дерева. "Вот,- сказал он, - головой к дереву - покой,ногами к песку - странствия.Идеал для идиота."