Лето. Школьные каникулы. Всем папам и мамам хочется, чтобы дети не только развлекались, но и занимались чем-нибудь полезным. Помните списки обязательной литературы для внеклассного чтения на лето? В Канаде перед родителями стоит сложная задача: нельзя допустить, чтобы ребенок забыл родной язык, но и английский необходимо совершенствовать. В идеале дитя должно читать каждый день на двух языках. У кого-то, возможно, хватит сил подвигнуть свое чадо поупражняться еще и во французском. Чтобы не загубить на корню любовь к печатному слову, для летних упражнений желательно выбрать интересные увлекательные книги. Шедевры отечественных и зарубежных авторов, которыми мы зачитывались в детстве, далеко не все воспринимаются современными детьми с таким же читательским энтузиазмом. Но все равно мы можем порекомендовать им приключенческое и занятное чтиво на русском языке. А вот с выбором книг на английском языке дела обстоят сложнее. Что кроме "Гарри Поттера"?!
Спросите канадцев, какие детские книги здесь самые популярные? Почти уверена, они дружно порекомендуют "Голодные игры" Сьюзен Коллинс.
Какое-то время я была волонтером в школьной библиотеке и полюбопытствовала, что же читают канадские школьники. Библиотекарь, ни секунды не сомневаясь, выложила передо мною "Голодные игры" и сказала: "Книга неоднозначная, даже возмутительная, точно, не для всякого. Но бесподобная".
Я взяла ее домой и прочла залпом, не отвлекаясь на другие дела. И все же, по моему мнению, этой книге не место в библиотеке начальной (Elementary) школы.
Итак, сюжет. Постапокалипсическое общество. На территории современных Штатов находится государство Панем. Его столица Капитолий окружена двенадцатью зависимыми дистриктами (районами). Жители столицы ни в чем себе не отказывают, они пресыщены удовольствиями и жаждут изощренных развлечений. В дистриктах существует расслоение, но в основном, там люди бедствуют, голодают и тяжело работают, обеспечивая столицу углем, древесиной, хлопком, рыбой и.т.д. - каждый район отвечает за отдельную отрасль промышленности. Некогда дистрикты восстали против Капитолия, но бунт был жестоко подавлен. С тех пор ежегодно, в память о победе, Капитолий проводит Голодные Игры - реалити шоу, смотреть которое обязаны все. Каждый дистрикт выставляет для игр двоих участников - мальчика и девочку от 11 до 18 лет. Дети выбираются по жребию, чем старше ребенок, тем больше бумажек с его именем опускается в урну. У состоятельных семей есть возможность откупиться, бедные, напротив, порой покупают паек, чтобы пережить голодное время, расплачиваясь именами детей. Отобранных участников отвозят в столицу, учат пользоваться оружием, а потом выпускают на арену. Нельзя предугадать в каких условиях будут проходить игры: в лесу, болоте, пустыне - устроители шоу заботятся о том, чтобы ландшафт добавлял остроты действу, а опасности подстерегали детей на каждом шагу. Играют все против всех, перед каждым игроком стоит задача убить других и выжить самому. Победитель может быть только один. Он удостаивается славы, а жители дистрикта обеспечиваются пропитанием на весь год до новых игр.
Главная героиня Китнисс, с тринадцати лет тайно промышляющая охотой в лесах за колючей проволокой, ограждающей ее дистрикт, вызывается участвовать в Играх вместо своей младшей сестренки, на которую пал жребий.
Сьюзен Коллинс призналась, что на написание этой книги ее вдохновил миф о Минотавре. Помните, каждый год в жертву Минотавру приносили семь девушек и семь юношей, пока Тезей не победил чудовище? Не знаю, какую версию мифа читала Коллинс, я же была в восхищении от книги Мэри Рено "Тезей" Это именно тот случай, когда полностью погружаешься в атмосферу описываемых событий, видишь, ощущаешь, дышишь одним воздухом с героями. Одна из книг, которую я с удовольствием перечитывала.
"Голодные игры" - тоже весьма достойная книга. Несмотря на жуткую идею, вопроса о том, что у автора не все в порядке с психикой, не возникает. Напротив, ценности, проповедуемые Коллинс, вечны, благородны и гуманны: любовь к своим близким и потребность оберегать их, верность друзьям, защита слабых, ненависть к насилию, желание оставаться самим собой даже во время страшных игр. При этом Коллинс обходится без морализаторства. Происходящее в романе умело преподносится читателю - книга не отпускает, держит в напряжении, ее трудно отложить, не дочитав до конца. Любовные переживания героев переданы тонко, даже целомудренно и, тем не менее, волнующе. Книга вызывает бурю эмоций и мыслей, и прочесть ее подросткам полезно и необходимо. Но я бы не стала предлагать "Голодные игры" своей дочери, пока ей не исполнится двенадцать лет.
Мир, описанный Коллинс, слишком реалистичен. Сразу осознаешь, как тонок налет цивилизации, как мало изменились люди с тех незапамятных времен, когда они требовали у римского императора "хлеба и зрелищ" и наслаждались кровавыми гладиаторскими боями. "Голодные игры" написаны так, что в происходящее легко веришь. У детей же граница между реальностью и вымыслом еще не четкая, и они, пожалуй, прежде воспримут эмоциональную сюжетную составляющую романа, а отнюдь не философскую. Не хочется, чтобы дети верили, что взрослые могут допустить такие жуткие игры. Так что, прежде чем рекомендовать книгу своему ребенку, прочтите ее сами и будьте готовы отвечать на вопросы и убеждать детей, что с ними такого никогда не случится.
Возможно, многие уже посмотрели фильм "Голодные игры", и я поздновато выступаю с советами. Мне же после прочтения книги не захотелось смотреть экранизацию. И перечитывать трилогию я никогда не буду, она останется опытом сильного, но одноразового впечатления. Будь я подростком, я бы, конечно, перечитывала ее из-за удачной любовной линии.
"Голодные игры" - не единственный роман Коллинс. Раньше ею была написана серия из пяти книг - "Хроники Подземья". Эти книги мы с дочерью прочли с неугасающим интересом. Еще одно из неупомянутых мною достоинств книг Коллинс - это язык: живой, образный, художественный и не сложный. Мне не нужно было переводить на русский, все, что я читала, дочь понимала, и даже сама переводила заинтересовавшие ее стихи - пророчества.
"Хроники Подземья" рассказывают о приключениях десятилетнего нью-йоркского мальчика Грегора в темных мирах подземелья. Несмотря на то, что Грегор и его сестренка попадают в Подземье довольно нелепым способом - через сушилку в прачечной (туда ныряет двухлетняя Бутс - Туфелька, а ответственный брат прыгает за ней), их ждут серьезные испытания. Коллинс на этот раз проводит аналогии с "Алисой в стране чудес". Современному городскому ребенку трудно попасть в чужой мир через кроличью нору (попробуй ее найди!), и едва ли в подземном мире вам предложат чаю. Так же, как Алиса, Грегор встречает странных существ, только они реальны и легко представляемы: гигантские крысы, огромные тараканы, летучие мыши, пауки и прочие. Все они умеют разговаривать на своем наречии, а некоторые - и по-людски, потому что люди тоже присутствуют в Подземье - несколько веков назад их привел "сверху" великий вождь Сэндвич. Они адаптировались, отняли у разумных животных земли и построили свое королевство. Люди Подземья отличаются от нас бледностью кожи, фиолетовыми глазами и серебряными волосами. Они путешествуют на летучих мышах и ведут войны с другими жителями Подземья.
Грегору не привыкать к трудностям - он не типичный компьютерный мальчик. Год назад таинственным образом исчез его отец, и семья, лишившаяся кормильца, переживает серьезные трудности. Мама всегда на работе, а Грегору приходится ухаживать за бабушкой и присматривать за младшими сестрами. Он ответственный и достойный всяческих похвал подросток, но даже во сне не могли бы ему привидеться перипетии, с которыми столкнет его безудержное воображение Сьюзен Коллинс. При этом автор обходится без магии и чудес. Сюжет замысловат, непредсказуем и только потеряет в пересказе. Книги про Грегора читаются с таким же напряжением, как и "Голодные игры". Характеры выписаны с любовью и знанием дела, поэтому персонажи предстают в воображении, как живые. Даже к крысам, тараканам и прочим неприятным тварям невольно начинаешь относиться по-другому! Военные действия в книгах тоже описаны профессионально, а главная миссия героя - не спасти людей Подземья, а помирить их с прочими народами, потому как любая война - зло.
На русский язык переведены все книги трилогии "Голодные игры" и три первые книги "Хроник Подземья": "Грегор Надземный" (Gregor the Overlander) , "Грегор и пророчество Турса"( Gregor and the Prophecy of Bane ) и "Грегор и проклятие теплокровных" (Gregor and the Curse of the Warmbloods).
"Хроники Подземья" наверняка понравятся детям семи-пятнадцати лет и их родителям. И если появится фильм по роману о Грегоре, мы с дочкой обязательно его посмотрим!