Калинкин Александр Николаевич : другие произведения.

Многообразие и единство

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Теологический этюд

  МНОГООБРАЗИЕ И ЕДИНСТВО
  
  Вчера ты был мой друг -
  Под солнцем золотым
  Играли мы вдвоем,
  Забыв о мирозданье.
  Сегодня как гуру
  Из-под снегов-седин
  Вещаешь истин заклинанье.
  А завтра лаской дня утешишь грусть-печаль,
  И в нежности твоей растает тихий слог.
  Как бесконечна тающая даль,
  Так бесконечен ты, мой Бог!
  
  У Ромена Ролана есть один замечательный эпизод из жизни Рамакришны. Дочь одного из его Учеников была рассеяна. Она с горечью говорила Рамакришне, что ей не удается сосредоточиться во время молитвы. Рамакришна спросил ее:
  - "Что Вы любите больше всего в жизни?"
  Она ответила:
  - "Маленького ребенка моего брата".
  - "Хорошо", - сказал ей любящий учитель, - "сосредоточьте на нем свои мысли!"
  
  Она так и сделала и увидела образ маленького мальчика, дитя Кришны.
  
  В индийской религиозной мысли идея многообразия проявления Бога имеет, пожалуй, наиболее яркое отражение. Именно там нашло благодатную почву движение за единение всех религий. Как утверждают сторонники монотеизма - Христос, Будда, Кришна - все есть суть одно лицо. Бог един и люди лишь в силу своей ограниченности воспринимают его за разных Богов. Христьянин, поднимающий руку на неверного, ничем не лучше какого-нибудь язычника. Путь язычества к единому Богу продолжается по мере рождения некоего единого культурного человечества. То что считалось неприемлемым, чужеродным вплетается в культуру и уже рассматривается как одна из граней чего-то более Великого.Это характерно и для других элементов культуры. Сколько примеров такого соития в науке! Достаточно вспомнить карпускулярно- волновой Дуализм, или такое страшное, казалось бы, противоречие, как теория эволюции в биологии И 2-ое начало термодинамики в физике с его стремлением к равновесию и покою. Человек замечает одно явление, другое, третье, а потом вдруг словно прозревает и Начинает говорить об их единстве. Как часто повторяется этот путь: от частного к всеобщему и через открытие всеобщего к частному.
  
  - Почему нельзя наоборот?
  - Почему, нельзя? Можно!
  
  Обратитесь к Востоку. "Один... Два... Три... Один... Два... Три...Один... Два... Три..." И нет более мысли - ничто не смущает мое сознание, ничто не скрывает более тонких нитей моего единства со всем сущим. Лезвия мыслей растаяли словно молнии с хмурым дождливым небом под сиянием лучей Великого, Бесконечного и Вечного. Мое "Я" растворено во всем и Все растворено во мне... Более нет границ...
  
  И только потом вдруг вы начинаете ощущать, что это яркое Солнце совсем не Вы, что благоухающая за окном цветущая вишня тоже нечто иное.
  
  Психологи говорят, что нечто подобное происходит с ребенком в первые годы его жизни. Постепенная дифференциация окружающего под влиянием социума и внутренняя под влиянием каких-то еще слабо изученных толчков. А ведь все было там... в едином...
  
  Единое дышит частным. Дышит, движется - любое движение - приводит к его проявлению; к частному. От тончайших ощущений колышащегося единства к четкой, сцепляющей и в тоже время разделяющей все особенное, мысли. Мысль, как структура, паутинка нашего сознания, накинутая на единое.
  
  Да, мыслить Единое человек не в состоянии, мысли нужно хоть за что-то зацепиться - но если мы скажем, что здесь что-то есть, мы уже тем самым ограничим некую часть Единого. Оно ускользает, уходит под скальпелем мысли. Мысль рождает противоречие в Единстве, рождает проблему. Хайдегер говорил, что человек мыслит вопросом. Когда у Вас появляется вопрос - тогда Вы мыслите.
  
  И чем ближе мысль к чувству, к ощушению, тем тоньше они, тем ближе эти вопросы, эти проблемы к Единству, тем тоньше они, тем глубже уходят куда-то внутрь, в нас,туда, где живет наше единое "Я", наша личность. Мысль и чувство по своей сути являются единым потоком, течением нашей души.
  
  Волнующие переливы голоса флейты словно увлекают за собой какие-то наши душевные струны, но не все... нет, не все... Но как много в них нас! Как много этот голос охватывает трещинок нашего Единого целого "Я". Искусство, наука, религия - вся культура, порождаемая этими душевными течениями, есть, по сути живое поле наших противоречий, таких же трещинок Единого целого "Я" нации, человечества.
  
  Идеи Единения человечества, нации, коллектива, и, наконец, единства человека как личности давно волновало умы людей. К нему стремились, от него бежали, им восхищались и его проклинали. Именно здесь, на этом камне спотыкается, так любящая точность и объективность, наука. Здесь не раз уже вспыхивал пожар у теософов, испытывающих орлиную настороженность при разговорах с иноверцами. Сюда словно в бездну уходят попытки художников звука, кисти и языка отобразить прекрасное.
  
  Почему? Почему так трудно объяснить, поверить, показать? Почему этот душевный поток разрывает ткань Единого и довольствуется лишь клочками? Почему, в таком случае, вообще существует понятие Единого? Да еще как существует! Как глубоко оно в нас! Как "объять необъятное"?
  Вы говорите, что дело в ограниченности наших чувств, мысли, языка? Но то, что Вы говорите тоже есть мысль, чувство и язык. Вы ограничиваете ограниченность. Значит, наверное было еще что-то между первой и второй границей. Было что ограничивать.
  В таком случае разговор был бы вообще лишен смысла."Слово сказанное - есть ложь".
  Да, но при этих словах приходит на ум обычная концовка у сказок:"сказка - ложь, да в ней намек". Посему, продолжим, поищем хотя бы намек.
  Единое. Почему я могу сказать - "сие Едино"?
  
  О клетке можно сказать, что она едина... Мы говорим о единстае, целостности организма... Единство, единичность,один...Некая законченность, нечто единое предполагает законченность этого нечто. Законченность, ограниченность...К какому странному выводу мы приходим?
  
  Мысль, чувство возможны на неких расколах, трещинах Единого...
  
  Ограниченность Единства и в тоже время безграничность, бесконечность его проявления. Единое ограниченно в смысле своей самодостаточности, своей абсолютности, непоследовательности своего проявления. Безусловно, говоря об организме с его многочисленными связями с окружающим, речь идет о некоей доли самодостаточности в той же мере, в какой говорится о его единстве. Какова же связь между самодостаточностью, абсолютом и множественностью проявления? Предполагает ли наличие одного наличие другого? Может ли одно быть свойством другого? А может меж ними стоит тождество?
  
  Мы как-то обронили рядои со словом самодостаточность такое сочетание как непоследовательность своего проявления. Действительно, о какой самодостаточности может идти речь, если ей нужно нечто для своего проявления. Если уж назвался Абсолютом, так уж будь добр соответствуй. Из этой непоследовательности вытекает проблема восприятия целого. Как может проявлять себя Абсолют без всяких посредников?
  
  Сам через себя, сам посредством себя - это удовлетворяет и свойству самодостаточности. Тогда должен исчезнуть субъект восприятия, в обычном смысле этого слова. Субъект-объектные отношения вообще снимаются. Речь может идти о самовосприятии.
  
  Но даже слово "восприятие" здесь малоуместно, так как оно уже предполагает субъект и объект, то есть предполагает некую границу, которая в силу неопосредованности проявлления Единого должна отсутствовать. Тогда о каком проявлении идет речь? Самого себя для самого себя?
  
  Итак, получается, восприятия в обычном смысле нет, ибо восприятие предполагает границу. И в тоже время мы говорим о проявлении Единого. Мы воспринимаем Единое через его проявления.
  
  Значит, речь идет о некоем безграничном восприятии. Как же возможно такое? Восприятие без субъекта и объекта. Граница... Граница проводится для разделения неких центров, центров, равноправных в том смысле, в котором вообще проводится данная граница. Поэтому, естественно предположить следующие варианты безграничного восприятия, то есть варианты отсутствия границ: важно наличие одного центра. Восприятие Единого на этом уровне можно соответственно осуществлять через отождествление себя а) с частью Единого б) с Единым - Единое как часть.
  
   обоих случаях возникают проблемы отторжения, ведь мы имеем дело с самодостаточностью. Тогда становится возможно восприятие Единого через восприятие Вашего отторжения от него! Вы получаете в своих ощущениях именно чувство законченности Единого, его абсолютности. "Благородная холодность" Абсолюта - именно то самое ощущение скольжения сознания, невозможности зацепиться, некоего абсурда. Абсурда Вашей попытки, попытки погасить один из центров, центров реальных. Заметьте, Я не говорю о ее провале.
  
  Абсурд, отнють, не провал.
  
  Неструктурированность, нелогичность не есть неистинность. Но есть особая форма ощущения сущего, ощущения Единого. Это особая форма существования в краткий миг обмана иллюзии.
  
  "Вы думали, что я - Ваша..." -она улыбнулась - "Нет, я - свободна, я - своя..."
  
  Что-то чуть грустное и светлое есть в этом кратком ощущении. Но почему, спросите Вы, мы все-таки говорим, что это мое, это - моя планета, мой дом, моя семья, моя любимая... Это наша защитеая реакция от этого мига Абсурда.
  
  Но это лишь перефразирование вопроса - воскликните Вы. Почему существует защитная реакция, почему грустно, больно и холодно от этой свободы? Почему люди бегут от отторжения? Тепло, уют, привязанность; дружба, любовь... Как хорошо здесь... в мягком свете этих слов...
  
  Диалог, беседа... Два центра... Два и некая связующая нить... Но где же Единое, самодостаточное?
  
  - А здесь... Пожалуйста, - вот оно Ваше Единое, - вот тут, свернулось клубочком у Вас на коленях, мурлычет; и вот тут, в Вас самих, поглаживающих это милое создание. Самодостаточно? На данный момент - Да... Едино самодостаточно и абсолютно... Вам что-то хочется добавить?
  
  Конечно, через пять минут надоест... Но сейчас-то оно есть... Есть... Вот Вы и попались! Кошечке-то Вашей надоело раньше! Что, холодно? Так-то - нечего уничтожать центры! А были ли они? А?
  
  Нет, не было, но был другой - некий синтез Ваших центров, было нечто над Вами.
  
  Какая странная особенность Единого! Расплывчатость границы. Единое не статично, оно все в вечном динамичном движении. Если это движение связывать с попеременным поглощением или отторжением иных единиц, то ставится под сомнение вопрос о самодостаточности.
  
  Речь идет о возникновении Единого. При возникновении Единого еще нет и принцип самодостаточности не нарушен. Но что же происходит, когда граница Единого выплескивается во вне, захватывая человеку друзей, государствам союзников, звездам планеты?
  
  Ответ напрашивается сам. Единого теперь уже нет. Как только возникла потребность, поползли по Единому те самые трещинки, о которых мы говорили, так его не стало.
  
  Единое рождается и умирает на одном вздохе. Этот краткий миг может быть и длинною в вечность.Вселенная подобна мыльной пене, пузырящейся мириадами Единств.
  
  Здесь на миллионах вздохов рождается чувство Единого у одной из ее галактик, именуемой Человеком. Мы можем сказать - "сие Едино", ибо мы имеем опыт Единого. Этот опыт не есть некая схема - нет - мысль, чувство рождается именно в моменты рождения и смерти - они за пределами Единого - этот опыт носит глубокий, экзестенциальный характер.Восприятие Единого лишь через этот опыт, но в силу его столь неуловимой, глубокой природы .Это восприятие очень индивидуально для того уровня иерархии единиц, который мы рассматриваем.
  
  Возвращаясь к вопросу множественности проявления Единого,можно сказать, что фактически речь идет именно об индивидуализации его восприятия. Бог един для всех и у каждого свой и "благородная холодность" Абсолюта преодолевается на пути от индивидуального чужого к индивидуальному своему через Единого и чем больше человек понимает другими "чужими", тем больше тропинок к богу Единому. Они растут, растут, пока не обратятся в большой светлый океан, в этот новый могучий вздох единого.
  
  И мы родимся, и откроем новые глаза,
  И удивимся как растет лоза,
  И улыбнемся и заплачем в миг
  Сиянья солнца. И раздастся крик
  На всю Вселенную. И кто-то нас возмет,
  Поднимет на руки, к груди своей прижмет.
  И, замурлыкав что-то о своем,
  Мы, я надеюсь, скоро не уснем.
  
  P.S. для пугливых, (к которым относится и сам автор) Смею Вас заверить, что мыльный пузырь более высокой ступени иерархии пузырей обязательно образуется из более мелких, делая это более безболнзненно, чем кошка, поглощающая мышь. Поэтому некую долю Вечности можно гарантировать. Здесь можно пораскинуть паутинку своих мыслей и над столь привлекательной индийской сансарой.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"