Калинин Георгий Викторович : другие произведения.

Продолжение размышлений о булате

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Продолжение размышлений о булате, о том чем он может быть. Булат как- графитизированная высококремниевая электротехнического типа сталь феррито-перлитная с игольчатым ферритом-безкарбидным бейнитом.Как продукт сплавления крицы с чугуном и дальнейшим многодневным отжигом на графит и игольчатый феррит с выделением силикоферритной матрицы и кристаллов кремния текстуры Госса.

  В своей изначальной статье я описал что считаю булат графитизируемой сталью и выделяющей кремний электротехнической сталью .Однако сказать только так это было бы неправильно.Ведь будет еще феррит который нужно перевести в игольчатый феррит(как максимально прочную структуру) путем низкотемпературного отжига в неделю-полторы при 250 градусах(с получением феррито-перлитной структуры).Игольчатый феррит(бескарбидный бейнит) достижим как раз большим количеством нуклеаторов и длительным с низкотемпературным отжигом.Важны видимо включения неметаллов - типа нитрида алюминия и та же медь действующая подобно флюсу для нуклеируемых неметаллических частиц.
  Чтение про инистое железо натолкнуло меня на эту мысль - да и это понятно истребляя века назад на Востоке в Хоросане центры выделки булата неуж то на фабриках сейчас будут писать о настоящем металловедении а не о "научном официальном сектантстве" - не для того депортировали аул Амзуги в 1937 году, от которого сейчас руины - и относительно недавно умерли последние его жители.
  
  Эти неметаллические частицы в том числе и сера - в виде сульфида марганца мешает перекристаллизации при ковке(и улучшает включения в графите),данная технология в создании электротехнической стали известна под названием "ингибиторных фаз" для электротехнической высококремниевой стали - "сульфидная технология", "сульфонитридная технология", "нитридно-медная технология"(также учтем что возможно добавка ультрадисперсных порошков металлов или неметаллов - типа тинана или карбосилицида титана), тоже самое и с манганатом меди, селенидом и теллуридом марганца(титанатом бария,как неметаллическим примесями и "оксидной технологией")(так же как у бронзы с фосфидом натрия и антимонидом титана).
  
  У каждого химического элемента есть своя "пара" - и видимо то что считается догматически плохим для металлургии - было на самом деле ересью "официальной секты импортирования технологий из за рубежа"("официальные доктрины").У бария и стронция высокое сродство к фосфору, у церия и тория к кислороду (микролегирование от черного монацитового пеская и внутризеренные фазы микролегирования в феррите японских катан), у алюминия и титана большое сродство к азоту .Немного быстро резюмируя можно сказать что скорее всего кузнечные технологии Древних -составляли из трех составляющих:
  1)Использование разных видов ковки - косая итп - у нас (в "официальной, грубой машинной ковке"/институтских научных изысканиях типа РКУ)например это всесторонняя ковка (обжатие) с дальнейшим кручением и гофрированием.
  2)Введением большого разнообразия графитизаторов неметаллов(кремний,сера,фосфор,висмут,бор,сурьма) и микролегирующих и нейтрализующих их в неметаллические соединения их металлов - что и определяет степень агрегации графита и его дисперсность - и соответственно допустим для всестороннего обжатия подходит допустим нитрид алюминия - а для кручения сульфид марганца - а для гофрирования фосфид бария.
  3) И соответственно тогда каждому неметаллическому включению и ковке - нужны свои способы изотермической обработки и термоциклирования.Что в принципе здесь написано по поводу сочетания этих трех факторов и "ежу понятно".В том смысле что в любом случае неметаллические включения определяют характер стали("официальная сталь"--"официальное совфабричное металловедение" ранее -"тупила" по поводу примесей считавшимися вредными("неметаллиды железа") - так как неметаллы не нейтрализовали микролегирующими элементами комплексно и сверх меры очищали сталь уходя от металлургии в химию чистых веществ(может байка но про броню ВОВ говорили тоже самое - в СССР был "грязный металл" а не излишне очищенный),видимо потому что химизация взяла вверх над той же термообработкой - коей из одной и той же марки можно получить множество разных материалов).Более того эти вещества включая и тот же оксид кремния - обладают разными электрофизическими свойствами(пьезоэлектрики,электроэмиссионные материалы,полупроводниковые катализаторы и эмиттеры электронов) - как раз и отвечающими за рез,об этом напишу в другой статье более подробно. Известно что древние отжигали булатные клинки много времени - возможно это был и отжиг графитизации и отжиг для создания игольчатого феррита-бескарбидного бейнита.
  
  Очень интересно что при прокатке а точнее подкатке на многовалковых прокатных станах(20 осей) - электротехническую сталь травят от образовавшейся окалины а потом при высокотемпературном отжиге покрывают оксидом магния а затем создают покрытие из фосфата алюминия с кремнеземом для выравнивающего отжига -все это требуется для подготовки к деформации - и у булатов как описывалось тоже оксидированием и обезуглероживающим окислительным отжигом - как и на высококремнистой стали создавали обезуглероженную поверхность (а вывод такой - аналогичность из за того что в каждой "пленочной технологии" необходим подслой/нативные ювенильные свежие покрытия - как например в полимерной печи отжигающей покрытый электростатически профиль -качественно он ляжет при анодном травлении "обезжиривании" кое не заменить тупо обезжириванием органическими растворителями).С вышеописанным непосредственно связанна как изотермическая закалка, так и нормализация с выдержкой в межкритическом интервале температур (МКИТ).Отмечу что ковка кроме деформации есть еще и охлаждение ковкой и термоциклирование.
  Вполне понятно что получив графит отжига можно найти такой режим который после графитизирующего отжига, уже при низкотемпературном отжиге на игольчатый феррит положит процесс диффузии из графитовых включений в железо с образованием аустенита внедрения углерода в железо - прейти к игольчатому ферриту-безкарбидному бейниту путем также длительного отжига но уже аналогичного недельному остыванию с печью("томлению") , с продолжением того что лезвие можно закалить на игольчатый тростит и еще смазать клинок жиром(нутряным).
  Логика размышления о булате здесь такая - он хорошо гнулся (феррит) и лучшие сорта были черного цвета (графит) - а значит можно графитизировать сталь и получить графитизируемую сталь с ее свойствами промежуточными между чугунами и сталями.Разумеется как стандартный и основной макроскопический графитизатор используем кремний, но ведь его можно при большом избытке и выделить в виде кристаллов которые и будут резать заместо карбидов,да и выделить кремний-ферритную основу можно также при длительном многонедельном отжиге на бескарбидный бейнит/игольчатый феррит - которые из всех видов феррита обладает максимальными свойствами по прочности и вязкости.То есть исходя из того что в булате есть графит отжига - а кремний вводившийся для графитизации также выделить ковкой в виде острых кристаллов способствующих резу, выделить феррит который там же есть в виде игольчатой формы. Подобный материал можно получить сплавлением электротехнического железа из пластинок трансформаторов с чугуном из тормозных барабанов, и думаю что именно примеси от чугуна и дают встречную модификацию и "вредные" примеси типа серы на самом деле служат графитизации булата.
  Я никогда не работал на практике с булатом,но логично представить что булат Древних не может быть "чистым" - ибо их технология была как маньчжурская японская печь татара переплавлявшая народы Золотой Орды (Цзинь),как Эш мецареф в соединении много в едином,а не в доктрине современной массовой металлургии приперченный институтским сектантством и заводской политурной кабалой.Я думаю что после графитизирующего отжига нужен отжиг на бескарбидный бейнит при 250 С в течение месяца.Можно попробовать добавить 3% кобальта и и отжигать уже 2 месяца при 150 С.Можно пойти от метеорного железа наоборот и заменять 3% кремния на 10% никеля.С таким же получением графитизируемой стали. Либо совмещать эти подходы типа 2% кремния на 3% никеля с закалкой на бесакарбидный бейнит как в стали ВКС-9 при температуре 300 С и в течении например 2-х часов(или полторы недели?).Можно совмещать по типу фаранда не полностью недорасплавом подплавляя железо - да можно и стружку электротехнического того же железа например в чугуне от тормозных барабанов - а а затем графитизировать остаточный чугун и новополучившуюся высокоуглеродистую сталь с прокаткой на текстуру Госса вкраплений электротехнической стали В общем ничего легкого и абсолютно правильно быть невозможно или часто некорректно.Если дотянутся руки напишу поподробнее с ссылками в следующие разы.....
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"