Хайям Омар : другие произведения.

Подарок

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Омар Хайям Рубаи "Глупцы и мудрецы, или Философия жизни" с моими комментариями, как-то давно вышла из детского возраста и книги берегу не делаю на них заметки ни карандашом ни ручкой... А книга по которой набираю не плоха. Приличная бумага шитая, не клееная. Питерское издательство тираж 5000.

  Рубаи "Глупцы и мудрецы, или Философия жизни"
  
  Да, выбирая книгу я смотрю на только на название и автора...
  И так начну.
  
  ***
  Пусть буду я сто лет гореть в огне,
  Не страшен ад, приснившийся во сне;
  Мне страшен хор невежд неблагородных,
  Беседа с ними хуже смерти мне.
  
  ***
  Когда фиалки льют благоуханье
  И веет ветра вещего дыханье,
  Мудрец - кто пьет с возлюбленной вино,
  Разбив о камень чашу покаянья.
  
  ***
  Напейся, забудь даже, кто ты такой,
  А недруги пусть потеряют покой.
  Что в трезвости? - Помня о верном конце,
  Томить себе душу смертельной тоской!
  
  ***
  Великие, что знанья стяг взметнули,
  Светилами поэзии сверкнули,
  И те из тьмы вырвались ночной -
  Нам сказку рассказали и уснули.
  
  ***
  Созвездия в заоблачной дали
  Раздумьям тщетным многих обрекли.
  Одумайся, побереги рассудок -
  Мудрейшие и те в тупик зашли.
  
  ***
  Тот избранный, кем путь познанья начат,
  Кто в небе на Бураке мысли скачет,
  Главой поник, познавши суть свою,
  Как небо, - и в растерянности плачет.
  
  ps Бурак - в исламе внеземное разумное существо
  
  ***
  Я презираю лживых, лицемерных
  Молитвенников сих, ослов примерных.
  Они же, под завесой благочестья,
  Торгуют верой хуже всех неверных.
  
  ***
  Свееркальщики словесных жемчугов,
  Искатели божественных основ,
  Разгадки главной тайны не узнав,
  Ушли из мира этого, потратив много слов.
  
  ***
  О сердце, не ищи свидания с больным,
  Покинут, брошен он, что ж заниматься им?
  Дервишей посещай, и будет, может быть,
  Сам Бога послушник наставником твоим.
  
  ***
  Не избежать конца пути земного,
  Вели же принести вина хмельного!
  Глупец, ведь ты не золото, тебя,
  Раз закопав, не откопают снова.
  
  ***
  Да, виноградная лоза к пятам
  Моим пристала, на смех дервишам.
  Но из души моей, как из металла,
  Куется ключ, быть может - к небесам.
  
  ***
  Не смотри, что иной выше всех по уму,
  А смотри, верен ли он слову своему:
  Если он своих слов не бросает на ветер -
  Нет цены, как ты сам понимаешь, ему.
  
  ***
  Твой разум дел мирских не повернет,
  Жизнь по твоим желаньям не пойдет,
  Дашь иль не дашь вина - ты помни, кравчий,
  Что все пройдет, все в бездне пропадет.
  
  ***
  Когда все тайны мира изведал ты, мой друг,
  К чему печали столько и бесполезных мук?
  Не по твоим желаньям идут дела - так что ж?
  Весельем жизнь наполни, покуда есть досуг.
  
  ***
  Тужить о чем? Не все ли мне равно,
  Прожить в нужде ли, в холе мне дано.
  Наполню чашу! Ведь любому вздоху,
  Быть может, стать последним суждено.
  
  ***
  Сейчас, сейчас, коль можешь ты, пойди,
  От скорби ближнего освободи,
  Ведь царство красоты и от тебя
  Уйдет, - смотри, день этот впереди!
  
  ***
  Влагу доброй лозы - ведь невинна она! - не пролей!
  Ничего, кроме крови святоши-лгуна - не пролей!
  Кровь двух тысяч тупых лицемеров пролей, если хочешь,
  Об одном умоляю: и капли вина - не пролей!
  
  ps Я вот не хочу кровь двух тысяч лицемеров проливать, оно мне не нужно...
  Кстати волки действительно санитары. Сначала отбивают у стада слабых...
  
  ***
  Посыпь же главу прахом, друг, и неба и земли;
  С возлюбленною пей вино и душу весели,
  Забудь укоры навсегда, не время для забот -
  Ведь в мир ушедшие иной обратно не пришли.
  
  ps почему-то предупреждение Перуна жрецам вспомнилось "Губительны лучи иномирья"...
  
  ***
  Из кожи из мышц, костей и жил дана Творцом основа нам.
  Не преступай порог судьбы. Что ждет нас, неизвестно там.
  Не отступай, пусть будет твой противоборец сам Рустам.
  Ни перед кем не будь в долгу, хотя бы в долг давал Хатам.
  
  ps Пояснения из другого издания: * Рустам - легендарный богатырь, герой эпических сказаний древних иранцев, является одним из основных действующих лиц 'Шах-наме' Фирдоуси. *Хатам (Хатем, Хотам) ибн Абдаллах Аттаи (кон. VI - нач. VII в.) - доисламский арабский поэт-воин, прославленный во многих ска-заниях своей щедростью и благородством. Источник: https://imwerden.de/pdf/omar_khayyam_rubai_1986.pdf
  Но если не искать пояснений то чисто по стихотворению можно определить, что Рустам человек или герой, который имя которого для современников Хайяма служит образом бойца или борца непобедимого. То-же из Хатамом - образ щедрого и не требующего отдавать даденое человека. Но поскольку это образы то пусть тебе пришлось встретиться в жизни с необоримыми силми - не отступай. Пусть тебе достался какой либо дар, например, от рождения - не зарывай его в землю - используй.
  
  ***
  Зачем имам нам проповедь долбит?
  Ведь нам, как книга, небосвод открыт.
  Пей, друг! Вино ничем не заменимо.
  Оно любую трудность разрешит.
  
  ps фактически призыв прислушиваться к себе и указание на то, что посредников между Богом и взывающим к нему нет...
  
  ***
  Цветком я не закрою солнца свет.
  Сказать о тайнах жизни - силы нет;
  Из моря мысли жемчуг я извлек,
  Но не сверлю его - страшусь я бед.
  
  Читая Хайяма...
  Чтоб не свихнутся мне от муки
  Или под гиканье толпы
  Возьму я книгу лучше в руки
  Иль делом простеньким займусь.
  Итак, продолжу, други.
  
  
  ***
  Пью не ради того, чтоб ханже насолить
  Или сердце, не мудрствуя, развеселить, -
  Мне хоть раз бы вздохнуть глубоко и свободно,
  А для этого надобно память залить.
  
  ***
  Мне дервишевским рубищем жбан затыкали,
  Омовенье землею трущеб совершали.
  Может быть, и отыщем в пыли погребка
  Жизнь, которую мы в погребках потеряли?!
  
  ***
  Ты, муфтий, нас беспутнее подчас,
  Мы во хмелю тебя трезвей в сто раз.
  Пьешь кровь людскую, кровь лозы мы тянем, -
  По чести: кровожадней кто из нас?
  
  ***
  До коих пор униженный позор терпеть от низких людей?
  Доколе гнет столетья сносить, что прежних столетий подлей?
  Будь радостным, друг, ведь пост миновал и снова праздник настал,
  Давай же рубиновое вино и чаши скорей налей!
  
  ***
  Если хочешь покоиться в неге блаженной
  И у ног своих мир этот видеть надменный -
  Перейди в мою веру, учись у меня -
  Пей вино, но не пей эту горечь вселенной!
  
  ps Омар Хайям был выдающимся ученым своего времени. Его перу принадлежит ряд трудов по философии, астрономии и математике. О каком вине он говорит и о какой вере? О науке и умении мыслить.
  
  ***
  Нет мне единомышлнника в споре,
  Мой вздох - один мой собеседник в горе.
  Я плачу молча. Что ж, иль покорюсь,
  Иль услышу и скроюсь в этом море.
  
  ***
  О, доколе сокрушаться, что из этой майхоны
  Ни конец мой, ни начало мне в тумане не видны.
  Прежде чем в путь безконечный соберу свои пожитки,
  Дай вина мне, милый кравчий! Поясненья не нужны.
  
  ps майхона - кабак, пивная.
  
  ***
  Бык Землю держит испокон веков,
  Телец - вверху, за толщей облаков.
  Вглядись глазами разума - увидешь
  Ты сборище ослов меж двух быков.
  
  ***
  Покамест ты жив - не обижай никого.
  Пламенем гнева не обижай никого.
  Если ты хочешь вкусить покоя и мира,
  Вечно страдай, но не угнетай никого.
  
  ***
  
  Долго ль будешь ты всяким скотам угождать?
  Только муха за харч может душу отдать!
  Кровью сердца питайся, но будь независим.
  Лучше слезы глотать, чем объедки глодать.
  
  ***
  Приемли, что дает круговорот времен,
  И с полной чашею, как шах, садись на трон,
  Будет и покорность - прах пред лицом Аллаха, -
  Испей же свой фиал, что миром поднесен!
  
  ***
  Как хотел, так себя ты и тешил всю жизнь,
  Пил с друзьями ижен своих нежил всю жизнь.
  Перед тем как уйти, оглянулся, и - что же:
  Все приснилось, как будто и не жил всю жизнь.
  
  Да, так у всех. Живем себе, живем... А когда задумываемся, что же было с нами раньше воспоминания похожи немного на сны...
  
  ***
  Если небо враждою опять не повеет - не чудно ли?
  Не побьет нас камняями, как рассвирепеет, - не чудно ли?
  Если кадий, достоинство, честь на вино променяв,
  Банг у нас в медресе не посеет - не чудно ли?
  
  ps кадий - судья, банг - канопля.
  
  ***
  Я люблю свой кабак, ибо, что ни скажи,
  Благородные здесь обитают мужи.
  Медресе я разрушил бы - только ханжи
  И выходят из этой обители лжи.
  
  ***
  Просило сердце: "Поучи хоть раз!"
  Я начал с азбуки: "Запомни - "Аз"".
  И слышу: "Хватит! Всё в начальном слоге,
  А дальше - беглый, вечный пересказ"
  
  Хайям писал на фрси, насколько я помню. Переводчик слегка адаптировал? Но тоже странно "Аз" первая буква не азбуки, не алфавита, а БУКВИЦЫ... в вики, правда приравняли все и с датами не заморачивались. А Хаййям жил в начале первого тысячелетия (родился в 1048 https://ru.wikipedia.org/wiki/Омар_Хайям)
  
  ***
  Что ищешь рдости? Миг - жизни всей итог.
  Кубада, Джама прах - то пыль земных дорог.
  Дела земли - да нет, вселенной все дела -
  Обман, мираж и сон, сто разум в плить облек.
  
  ***
  О друг, нам время не подчинено,
  Нам не навечно бытие дано.
  Пока в руках мы держим наши чаши -
  В руках мы держим истины зерно.
  
  ***
  И сияние рая и ада огни
  Мне мерещились в небе в давние дни.
  Но учитель сказал: "Ты в себя загляни -
  Ад и рай, не всегда ли с тобою они?"
  
  ***
  Шел в кабак я, тепля в сердце веру чистую одну,
  Что зуннаром светлых магов там я стан свой затяну.
  Там я так вином упился, что служитель харабата
  Выбросил мои пожитки, после вымыл майхану.
  
  МАГ - глаголящий мысль ас. Зуннар - пояс какого-либо цвета. В бойцовых искуствах сохранилось цвет пояса определяет дан воина. Некоторые считают, что зуннар - символ отречения от ислама, и приводят в доказательство этой идеи рубаи Хайяма. Далее две строчки повествуют, что служитель харабата применил к мечтателю одну народную примету (не убираться в доме пока кто-то в дорогу из дома вышел) наоборот... Да Хаайям признавл наличие бога и космических челноков или караблей - одно другому у него не мешало.
  
  ***
  Если сердце захочет свободы и сбросит аркан,
  То куда же уйти ему, кравчий? Ведь мир - океан!
  И суфий как сосуд узкогорлый - неведенья полный,
  Если выпьет хоть каплю -ей-богу, окажется пьян.
  
  ***
  Можно ль первому встречному тайну открыть?
  С кем о том, что я знаю, мне здесь говорить?
  Я в таком положенье, что суть моей тайны
  Перед миром, увы, не могу возгласить.
  
  ***
  Творенья океан из мглы возник.
  Но кто же до глубин его постиг
  И жемчугу подобными словами
  Изобразил непостижимый лик?
  
  ***
  Наполнить камешками океан
  Хотят святоши - безнадежный план!
  Пугают адом, соблазняют раем...
  А где гонцы из этих дальных стран?
  
  ***
  С людьми ты тайной не делись своей,
  Ведь ты не знаешь, кто из них подлей.
  Как сам ты поступаешь с Божьей тварью,
  Того же жди себе и от людей.
  
  ***
  Скорбеть о скорби будущей доколе?
  Поверь, нерадостна провидцев доля.
  Будь радостен, не тесен мир для сердца,
  А изменить судьбу - не в нашей воле.
  
  ***
  Доколе жаловаться мне, свое невежество кляня?
  Я стал добычей стольких бед, что сердце сжалось у меня.
  Теперь зуннаром повяжусь, стыдясь тяжелых прегрешений.
  Стыдясь, что мусульманин я, я белого не вижу дня.
  
  Кстати на это рубаи и ссылались, написав, что зуннар - символ отречения от мусульманства. Хотя я думаю, что Омар Хайям стал жрецом и ведающим сам. Обрезание в мусульмнстве делают еще очень маленьким детям.
  
  ***
  О живущий в плену четырех стихий и семи планет!
  Ты - игралище их, ты влачишь ярмо вереницы лет,
  Пей вино! Ведь я тысячу раз тебе повторял:
  Коль уйдешь, то уйдешь навсегда - и возврата нет!
  
  ***
  Познай все тайны мудрости! - А там?..
  Устрой весь мир по-своему! А там?..
  Живи беспечно до ста лет счастливцем...
  Протянешь чудом до двухсот!.. там?..
  
  ***
  Коль ищешь ты, чем пропитаться б мог,
  Одеться чем, - не ждет тебя упрек.
  Все прочее того не стоит, право,
  Чтоб жизни цвет ты гибели орек.
  
  ***
  Слезами омиваясь в день трикраты,
  Доколе будешь сам терзать себя ты?
  Пируй сегодя, пой и пей вио,
  Пока не разомкнется круг заклятый!
  
  ***
  Коль в роде отличишь моем ты признак родовой, саки,
  То сто различий видовых возникнут пред тобой, саки.
  Охотно отрекусь от них, а ты мне вдосталь дай вина,
  И пусть я перестану быть тогда самим сабой, саки!
  
  ***
  К познанью божества прямым путем идущий
  Чуждается себя и Боге весь живет.
  Себя не признавай! Верь: Бог един есть сущий!
  "Божественен только Бог" к тому же нас зовет.
  
  ***
  Гостившие здесь прежде поколенья
  Дремали в грезах самообольщенья.
  Садись и пей! Все речи мудрецов -
  Пустынный прах и ветра дуновенье.
  
  ***
  Коль станешь твердым - как копье начнут тебя метать,
  А станешь мягким - словно воск положат под печать.
  Согнешься, выпрямят тебя перед огнем, как лук.
  А выпрямишься - как стрелой начнут тобой стрелять.
  
  ps На всех не угодишь, мой друг.
  
  ***
  Под вечным куполом всю жизнь мечась, ты все ж,
  Как муровей в тазу, ни щели не найдешь,
  С повязкой на глазах, - а в сердце страх и дрожь, -
  Как бык на мельнице, по кругу ты идешь.
  
  ps с учетом рубаи про то, что как ты будешь обращаться с божьей тварью так и с тобой будет. Повязка на глазах у быка, идущего по кругу день и ночь - знак бережного отношения к быку... Так и человеку не дано видеть все последствия своих действий.
  
  ***
  Твой дух почуяла душа в струе зефира
  И, кинув здесь меня, сама по дебрям мира
  Пошла тебя искать; а тело в стороне.
  Твой дух она себе усвоила вполне.
  
  ***
  Зачем томишь ты ум в кругу исканий строгом
  И плачешь о тщете излюбленной мечты?
  Ведь ты от головы до ног проникнут Богом,
  Неведомый себе, чего же ищишь ты?
  
  ***
  Ты муж, коли влавствовать в силах собою,
  Других не коришь слепотой, глухотою,
  Кто падшего топчет - тот мужества чужд,
  Поднявшего - имени "муж" удостою.
  
  ***
  Если в прах ты, судьбою униженный, пал,
  Если купол небесный тебя покарал,
  Но и воду живую из рук подлецов
  Не бери, хоть бы даже в огне ты сгорал.
  
  ***
  Ты обойден наградой? Позабудь.
  Дни вереницей мчатся? Позабудь.
  Небрежен Ветер? в вечной Книге Жизни
  Мог и не той страницей шевельнуть...
  
  ***
  Дорогой веры следует идти, -
  Решил один, другой надеется найти
  Тропинку истины. Когда-нибудь им скажут,
  Что оба шли не по тому пути.
  
  ***
  Хоть превзойдешь наставников умом,
  Останешься блаженным простаком.
  Наш ум, как воду, льют во все кувшины,
  Его, как дым, гоняют ветерком.
  
  ***
  Подвижники изнемогли от дум,
  А тайны те же сушат мудрый ум.
  Нам, неучам, сок винограда свежий,
  А им, великим, - высохший изюм.
  
  ***
  Вино - не только друг. Вино - мудрец.
  С ним разнотолкам, ересям - конец!
  Вино - алхимик: превращает разом
  В пыль золотую жизненный свинец.
  
  ***
  Завел я грядку мудрости в саду,
  Ее лелеял, поливал - и жду...
  Подходит жатва, а из грядки голос:
  "Дождем пришла и ветерком уйду".
  
  ***
  Будь мягче к людям. Хочешь быть мудрей? -
  Не делай больно мудростью своей.
  С обидчицей-Судьбой воюй, будь дерзок,
  Но сам клянись не обижать людей.
  
  ***
  Закрой Каран. Свободно оглянись
  И думай сам. Добром всегда делись
  Зла никогда не помни. А чтоб сердцем
  Возвыситься - к упавшему нагнись.
  
  ***
  Из мудрости ныне халат не скроишь,
  Зато скудоумному всюду - барыш,
  Налей-ка нам полные чаши: глядишь,
  В хмелю поглупеешь - судьбе угодишь.
  
  ***
  Умы мудрейшие, ученые мужи,
  Познаний светочи, целители души,
  Из тьмы ночной не выбрались на свет,
  Свое оттворотив, покоятся в тиши.
  
  ***
  О тайнах сокровенных невеждам не кричи
  И бисер знаний ценных пред ними не мечи,
  Будь скуп в речах и прежде взгляни, с кем говоришь,
  Лелей свои надежды, но прячь от них ключи.
  
  ***
  Рок громоздит такие горы зол,
  Их вечный гнет над сердцем так тяжел!
  Но если б ты разрыл их! Сколько чудных,
  Сияющих алмазов ты нашел!
  
  ***
  Не доверяй ханжей пустому суесловью,
  К чему тебе Аллах? Свой день укрась любовью.
  Покуда кровь твою не пролил злобный рок,
  Ты кубок наполняй безценных гроздий кровью.
  
  Следующие рубаи "Так устроен мир, или Спор с Богом"
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"