Петр Бородинский (Калашников Виктор Иванович) : другие произведения.

Самый главный

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Книга о хлебе для детей


   Пётр Бородинский (Виктор Калашников)
  
  
   Самый главный
  
   Кто самый главный на нашем столе? - Конечно, хлеб, он всему голова. Вот о нем мы и расскажем в этой книге.
  
   Первые мельницы
   Еще древний человек понял, что жевать зерно не очень вкусно, всё время приходится сплевывать жесткую шелуху. А вот если эти зерна раздавить или размолоть, то получится вкусный такой порошок - мука.
   А из неё, из этой муки, можно хоть кашу варить, хоть хлеб печь.
   Постепенно приходил опыт, становилось понятно, что нижний камень, на который насыпают зерно, должен быть неподвижный, а растирать зерна вторым, верхним, камнем. И он, конечно же, должен свободно двигаться. Тысячелетиями именно так и растирали зерна в муку между камнями.
   Хорошо, если нужно немного муки, на одну семью, а если выпала необходимость смолоть много муки, чтобы на всё село, а то и на целый город, хватило? Как тут быть? Замучаешься тереть одним камнем по другому.
   Надо было бы приспособить к работе того, кто никогда не устает. Но есть ли такой на свете, такое или такая? Конечно, есть! Это вода, которая без устали течет в море! И камни, которые ей попадаются по пути, они с легкостью переворачивает. Надо только её заставить поработать на людей. Так появились водяные мельницы.
   Как использовать силу ветра, люди додумались только в средние века. Ветряные мельницы были повсюду, даже в каждом монастыре.
   Русский хлеб начинается с каши.
   У нас в старину, заходя в дом, вместо "здравствуйте", чаще говорили: "Хлеб да соль!". А вошедшему отвечали: "Хлеба кушать". Что означало: садись с нами за стол и поешь. Хлебом, солью принято было угощать всех, хоть знатных гостей, хоть нищих странников. Наши предки верили, что как ты к людям относишься, так и они к тебе отнесутся. Может, завтра с тобой случится беда и тебе нечего будет есть. Не беда: добрые люди всегда найдутся, помогут тебе. И накормят, и напоят, и обогреют. Поэтому была такая поговорка: "Брось хлеб-соль на лес, пойдешь - найдешь". То есть, всё, что отдашь, к тебе же потом и вернется.
   Жизнь каждого человека, от его появления на свет и до самого конца, была неразрывно связана с хлебом. Не зря ведь говорилось: "Родись на Руси человек - и краюшка хлеба готова". Как только рождался мальчик, так сразу семья для будущего землепашца получала дополнительный надел земли. И по случаю его появления на свет в избу приносили сноп с колосьями и зернами.
   Ребенка старались пораньше окрестить в деревенской церкви. И в этот важнейший для себя день, когда ребенок получал имя, родители готовили обрядное или крестильное блюдо. Что это такое? Это каша, сваренная из зерен тех растений, которые потом будут постоянной заботой ребенка. Чаще это зерна пшеницы, ячменя или ржи.
   Какие бывали на Руси пироги?
   Когда ребенок подрастал, начинали справлять его день рождения, на который полагалось испечь именинный пирог.
   Пироги в жизни ребенка появлялись, когда ему исполнялся один год, потом сопровождали его всю жизнь. В свой первый день рождения ребенку только давали попробовать пирог, всё остальное шло на угощение гостей. Потом именинный пирог появлялся на столе год ...и десять, и двадцать, и тридцать, и сорок лет спустя. Бывало, что если изменник позовет гостей, а пирог забудет приготовить, то его заставляли лезть под стол. Сам виноват, гостей надо уважать.
   А пирог на Руси знали великое множество.
   Можно было испечь пироги с начинкой - горохом, с кашей или грибами. Если внутрь положить мясо или рыбу, то это уже будет не просто пирог, а кулебяка. Если пирог со всех сторон закрыт и начинки не видно, то это пирог защипанный (края пирога пальцами как бы щипали), а, если сверху пирог открыт, то его название - расстегай (он и, правда, будто расстегнут). Но и тут свои хзитрости. Вот пирог закрытый со всех сторон, защипанный, а начинки никакой нет. Такой пирог с ничем, называли пирогом "с аминем".
   Если в пирог положили творог и оставили сверху дырку, то это уже не расстегай, а ватрушка.
   Если пирог высоко поднялся, дрожжей в него положили много, то он - подовый, а, если масла не пожалели, то пирог - сдобный.
   Пироги бывают длинные или круглые (если с куриным мясом, то их называли курниками).Треухи - это треугольные пироги. О тортах, сверху украшенных кремом, цукатами и прочими сладостями, говорить не будем, их и там все пробовали и хорошо знают.
   У крестьян обычно пирог подавали не к обеду, а после него, на закуску. И не всегда это были сладкие пироги. И даже на именины не всегда пекли белые пироги из пшеницы, бывали и попроще пироги, темные, из ржаной муки. Ну, а уж крупитчатые пироги могли себе позволить только богатые купцы. Это пироги, на приготовление которых пошла самая лучащая пшеничная мука самого тонкого помола. Еще на мельнице, когда смололи пшеничные зерна, муку просеяли через сито - так и получили крупитчатую муку. А хлеб из неё получался самый нежный. Да не самый полезный. Нет для здоровья лучше хлеба чем из муки грубого помола, да еще и с отрубями.
   Были и особые пироги - обещанные или обетные, как говорили в старину. Например, обещала хозяйка испечь пирог в празднику Ивана Купала. Дала себе обет исполнила его - к празднику пирог был готов. Да не для себя, а специально, чтобы им нищих угощать.
   Зимой,19 декабря праздновали Николу зимнего. И тоже пекли пироги для бедных, голодных и мерзнущих. Любой из них мог постучаться в дверь крестьянского дома, где его обязательно и обогреют, и накормят, специально к этому дню испеченными пирогами. Потому говорили: "Красна изба не углами, а пирогами".
   Бывало цари собирали с подданных пошлину пирогами. Приезжал в деревню сборщик пирогов, нагружал ими телегу и вез во дворец. Конечно, царю всего этого добра было не съесть, так он родственников угощал.
   Рождественская кутья
   Конечно, из муки готовили не только хлеб и пироги, но и много других кушаний. Например, кутью. В старину кутью готовили чаще всего из пшеницы, реже из ячменя. Зерна толкли в ступке, но так чтобы не раздробить их, а только содрать с них шелуху. Потом кутью стали делать из риса. Первоначально кутью готовили с медом или сытой (разведенным медом). В поздние времена в кутью стали добавлять маковое молоко (запаренный и растертый мак), изюм, а также измельченные орехи и сахарный сироп. Продукты, из которых готовилась кутья, имели символическое значение. Зерно - символ новой жизни. Вот его закопали в землю, будто похоронили. Зерно всю зиму проспало, а весной проросло - началась его новая жизнь.
   Мёд - это богатая, сладкая жизнь и здоровье. Кто ест сладкое, у того и жизнь будет сладкой. Ну, а то, что мёд полезен для здоровья и помогает от многих болезней, все знают.
   Ну, а сколько в головке мака зерен, столько и у вас будет денег - не сосчитать!
   Верили, что чем богаче кутья, тем лучше будет урожай и больше достаток в семье.
   Кутью готовили перед Рождеством и по ней гадали, каков будет следующий год. До появления первой звезды на небе старались ничего не есть. А когда появлялась на небе первая звезда, выносили кутью и ставили ее на стол покрытый соломой. Из-под скатерти отец семейства вынимал соломинку и по ней гадал: попалась длинная - в следующем году будет хороший урожай пшеницы. А, если вынулась короткая, то надо затягивать пояса потуже, голодно будет.
   После Рождества, на Новый год варили вторую кутью. На праздник Крещения - 19 января, варили третью кутью.
   Ночью перед Рождеством дети ходили от дома к дому, пели специальные песенки о рождении Христа и получали за это разные подарки, в том числе и пирожки. Эти походы с восьмиконечной звездой в руках назывались колядованием, а сами маленькие певцы - колядниками.
   В эти зимние праздники люди были сыты и веселы. Никто не сердился на детей и их щедро угощали сладостями.
   Долго так продолжаться не могло. Перед праздником Крещения уже нельзя было петь песен, танцевать, просить угощений.
   Но дни летели друг за другом и наступало время прощания с зимой, наступал веселый праздник Масленицы с вкусными блинами.
   Масленичные блины.
   Масленица - очень древний праздник. Он длится семь дней и за это время нужно попрощаться с зимой и подготовиться к встрече весны. Главное в это время поесть блинов и как следует порезвиться, сбросить с себя зимнюю сонливость.
   Каждый день масленицы имеет своё название и расписание. Первый день, понедельник, называется - встреча. Нужно было строить горки для катания и качели. С первого до последнего дня нужно было печь блины. С древнейших времен люди верили, что блин - это маленькое солнце. Он как солнце - круглый, желтый и горячий. Съел такое "маленькое солнышко" и стало веселее, теплее, будто уже в весне оказался.
   В первый день блины отдавали нищим. Чтобы они помолились за дедов и прадедов хозяев. Второй день назывался - заигрыши. Почему? Потому, что в этот день молодежь начинали играть и кататься с горок. Поел блинов и - катайся! Поиграл, ешь блины.
   Потому и говорили: "У нас горки готовы, и блины испечены - просим пожаловать!"
   Тритий день Масленицы- среда. Название у этого дня вкусное - лакомки. В среду люди ходили в гости к родственникам, к "теще на блины".
   Четверг -- широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным пирушкам.
   И самая главная игра - взятие снежного городка. Это старинная народная игра. Немецкий ученый Иоганн Гмелин, который жил и работал в России в 18 веке, так описал эту игру: "Городок" строился на реке, или на площади города, селения. Обычно "городок" состоял из двух стен с воротами между ними. Стены из снега, облитого водой. На воротах из снега устанавливали разные фигуры: чаще всего это были петух".
   Молодые ребята делились на две команды. Одна команда защищала крепость. Другая команда должна была её захватить и разрушить.
   Основное оружие - снежки.
   Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем. После игры победителя валяли в снегу.
   Было еще одно испытание. Высокий гладкий столб натирали свиным салом. От этого он становился скользким. На столбе закрепляли приз. Например, жареного поросенка или красивый женский платок.
   Нужно было залезть по скользкому столбу и взять приз. Потом парень платок вручал любимой девушке. Или нес домой, чтобы отдать матери.
   В пятницу, на "тёщины вечорки", можно было отдохнуть. Те, кто принимал гостей в среду, теперь сам и шли в гости. Главным угощением были блины.
   И в субботу тоже ходили в гости. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок, сестер мужа. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок. Потому этот день назывался золовкиным посиделками. И в этот день главной едой были блины. Они не надоедали, потому что были очень разными.
   Были блины гречневые, постные, блины с яйцами, луком или снетками, блины скороспелые гурьевские, царские блины, пшенные, манные, блины пшеничные, пшеничные со взбитыми сливками и так далее. Тесто для блинов может быть простым и сдобным, пресным и дрожжевым. Блины ели с икрой, со сметаной, с маслом. Из блинов делали блинные пироги.
   Последний день Масленицы -- прощёное воскресенье. Сначала все шли в церковь, а затем, выходя оттуда, кланялись друг другу и просили прощения. За что? За те обиды, которых ты и сам не знаешь. Обидел кого-то и не подумал об этом. Вот за это и проси прощения. На это отвечали: "Бог простит". И самому попросить прощения. Может, ты и сам обидел человека и забыл об этом.
   Как кисель людей спас
   Кисель - и питьё, и еда. С древнейших времен его готовили из овсяной, ржаной и пшеничной муки.
   В самой древней русской летописи "Повесть временных лет" рассказывается о том, что 10-ый век на Руси выдался тяжелым: шла великая беспрерывная война с кочевыми племенами, которые совершали постоянные набеги на русские земли. Однажды печенеги осадили Белгород. Долго длилась осада, и начался в городе сильный голод. Тогда собралось народное вече, и порешили горожане: лучше сдаться печенегам, чем всем умирать с голода. Но сказал один старец: "Не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю". Велел старец собрать со всего города остатки овса, пшеницы и отрубей, приготовить из них цежь (кисельный раствор) для варки киселя, да поискать меду и сделать из него пресладкую сыту (медовый взвар, разварной мед на воде). Затем приказал выкопать два колодца и поставить в них кадушки вровень с землей. В первую кадушку налили кисельный раствор, а во вторую медовый напиток. На другой день пригласили горожане нескольких печенегов и привели их к колодцам. Почерпнули ведром из первого колодца, сварили кисель, стали его есть сами, да запивать медовым напитком из второго колодца и угощать печенегов. Подивились те и решили, что кормит русских сама земля. Вернувшись, поведали печенеги своим князьям, все что было, те сняли осаду и пошли от города восвояси".
   Русский колобок
   Наверное, всем в раннем детстве читали сказку про колобка. И не всё было понятно в этой сказке. Например: " Пошел старик по сусекам скрести, по коробам мести. Собравши немного муки, стали месить колобок. На масле смесили, на сковороде прягли и на окне студили".
   Что это за сусеки такие?
   В самом лучшем словаре русского языка, его автор Владимир Даль, объясняет, что сусек это ящик на складе, в котором хранилась мука
   .У кого богатые запасы, тому и голод не страшен. Поэтому и говорили: "Не то хлеб, что в поле, а то хлеб, что в сусеке".
   Ну, а кто ж такой сам колобок?
   Это маленький колоб. А колоб от "коло" - круг, круглый хлеб.
   Но колобок пекли не всегда, а, как и рассказывается в сказке, когда весь припасенный хлеб уже съеден, а кушать ужас как хочется! Вот тогда и делали колобковое тесто.
   В такое тесто годилось всё, что можно было отыскать - смесь разной муки, ржаной и пшеничной, гречневой и ячменной. И закваска тоже годилась.
   И снова вопрос, а что такое закваска? Это такое вещество, которое позволяет хлебу стать высоким и пористым. Обычно для этого используют дрожжи.
   Вот и клали в смесь разной муки побольше закваски, чтобы получить колобковое тесто. И получался из остатков удивительно пышный хлеб - не плоская лепешка, а круглый шар! И он очень долго не портился. Ну, как в сказке: сколько ни катился колобок по лессу, а не зачерствел, не заплесневел...На свою беду - потому его лиса, ам, и съела!
   "Каравай, каравай, кого хочешь выбирай!"
   Мы уже рассказали, что на праздники на Руси пекли пироги. Но был совершенно особый хлеб, который пекли даже не на каждый праздник, а на очень большой праздник. Например, на свадьбу. Это каравай. Не могло быть свадьбы без каравая. И при подготовке, выпечке и потом, делении каравая, нужно было соблюдать строгие правила, которые ни в коем случае нельзя было нарушать.
   Каравай готовить должна была специальная женщина, каравайница. На эту должность годилась только счастливая, замужняя женщина, у которой было несколько детей. Какая каравайница, такой и каравай она испечет. Вручат такой хлеб молодоженам и у них тоже жизнь будет счастливой и богатой.
   Если гостей должно было собраться много, то и каравайниц должно было быть несколько.
   Они не должны были работать молча. Обычно пели песни:
   "Ты пекись-дерись каравай, толще печки кирпичной, выше столбика дубового".
   Иногда это пожелание сбывалось и каравай получался настолько пышным, что приходилось разбирать печь, чтобы его вынуть.
   И, конечно, женщины должны были читать молитвы: "Отче наш" и "Борогодицу". В первой молитве есть такие слова: "Отче наш, иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь..."
   Каравайница перед работой должна была умыться и надеть на шею крестик.
   А вот отправить каравай в печь должен был мужчина, каравайник.
   Потом на испеченный хлеб клали кисть красных ягод калины и несколько колосков пшеницы. Калина означала любовь, пшеница - богатство. Такие пожелания были для молодых.
   Когда жених и невеста после венчания возвращались из церкви домой, их встречали родители жениха и подавали на вышитом полотенце каравай.
   Каравай был многослойным, и делил его крёстный отец жениха или невесты. Верхушку отдавали молодым, среднюю часть -- гостям, а низ, в который часто запекали монеты, -- музыкантам. Вместе с кусочком каравая молодые делились с гостями своим счастьем. Гости в ответ благодарили жениха и невесту подарками.
   Традиция выпекать на свадьбу праздничный обрядовый хлеб была известна не только славянским народам, но и соседям. Так, татары на свадьбу пекут праздничный пирог, губадию, который во многом похож на каравай.
   Чем землю пахали, сеяли и косили?
   Как и во всяком деле, начинать ваыращивать хлеб нужно с самого трудного - со вспашки поля. А чем разрыхлить землю, слежавшуюся за зиму? Конечно, мотыгой. Наверное, в самой древности это была просто заостренная палка. Может быть, обожженная на конце - чтобы была покрепче и служила подольше. Потом к ней приделали железную лопатку. Но такой мотыгой можно обработать небольшой участок земли, а не целое поле. Для такой работы нужен иной инструмент. Какой же? В древности оно называлось рало (орало). А тот, кто пахал землю ралом назывался оратай. У рала, как и у мотыги, на деревянное основание надевался железный наконечник - ральник. Но было и важное отличие. Это отличие называлось дышло - в него впрягался скот, вол или лошадь. Они-то и тащили по полю рало. Оратаю нужно было сзади налегать на рало, поворачивать скот, когда доходили до конца поля и нужно было начинать новую борозду. Ну, и подгонять скот тоже надо было.
   Потом появились соха и плуг. Соха была легче плуга, зато и в землю зарывалась не очень глубоко. Каждый крестьянин мастерил свою соху сам для себя. Потому и говорили: "Соха на соху, пашня на пашню, лошадь на лошадь, лето на лето не похожи".
   Как бы ни трудна была работа пахаря, но она только подготовительная, хотя и очень важная. Чтобы собрать урожай, нужно еще посеять зерна в землю. Говорили: "Как посеешь, так и пожнешь". А как сеяли? Очень просто - разбрасывали руками. Получалось не очень хорошо: в одном месте зерна упали густо, а в другом пусто. А те, что лежат на поверхности, птицы склюют. Конечно лучше сеять зерна с помощью специальных приспособлений - сеялок.
   Но вот урожай созрел. Чем же колосья косили? Женщины косили серпом, мужчины - косой. У серпа закругленное лезвие для срезания травы и деревянная ручка. Когда косили серпом, наклонялись к траве.
   Для работы косой не нужно было наклоняться, у косы - длинная ручка.
   А теперь в поле работают уборочные комбайны. Вот так и получается, что машина заменяет и косарей, и молотильщиков и вместо веялки работает. Раньше всё это делали отдельно: косили, потом били скошенные колосья молотилами, затем просевали, отбирая золотые зерна от плевел. А теперь комбайн делает это всё сам, да еще и вяжет сено в аккуратные снопы.
   Гостиница для зерна и дом для хлеба
   Мы уже рассказали о том, что в древности люди растирали зерно между камней, потом для этих целей стали использовать водяные мельницы, а затем и ветряные. А что делать, если ветра нет, а зерна всё везут и везут?
   В 19-ом веке стали использовать паровые машины, затем перешли на двигатели внутреннего сгорания, на электричество, послужил мукомольному делу и сжатый воздух. Теперь к элеватору зерно привозят на грузовых автомобилях, по железной дороге или по воде на теплоходах. Поднимают зерно в элеваторы с помощью пневматических машин.
   А что такое элеватор - это зернохранилище, дом для зерна, где в отдельных "квартирах" живут твердые сорта пшеницы, мягкие сорта, рожь и ячмень. На разных этажах отдыхают зерна первого и второго сортов, третьего и четвертого, а зерно, зараженное вредными насекомыми, держат и вовсе отдельно.
   Муку на хлебозавод привозят в специальных машинах, муковозах. С помощью сжатого воздуха муку перегружают из машин в большие бункеры. Там мука будет хранится, оттуда её будут брать, сколько нужно. И вновь добавлять из приехавших муковозов.
   На хлебозаводе, как и на элеваторе, всё делается автоматически, и муку принимают, и бункеры пополняют, и из бункеров для производства выдают. Оператор только на кнопки нажимает, а муки перемещаются - будто по волшебству, из одного места в другое.
   Казалось бы, муку уже много раз просеяли, отобрали негодную от хорошей, но на хлебозаводе ее вновь просеивают. Даже между магнитами пропускают - а вдруг в муку частички железа попадут? Нельзя допустить, чтобы эти частички в хлебе оказались.
   А из очищенной муки уже можно и тесто приготовить. И тут работают автоматы, строго отмеряя положенное количество воды, дрожжей, опары. Опара - это жидкие дрожжи с добавлением сахара и муки.
   При этом нужно следить и за температурой, при которой происходит замес теста, и за временем этой работы. Чуть погорячее, чуть похолоднее, чуть побыстрее, чуть помедленней - и всё, тесто испорчено! Но автоматы умеют быть точными. И всё у них получается, как надо. Тем более, что за машинами следят операторы, готовые исправить ошибки железных помощников.
   Казалось бы, мягкий белый хлеб требует больше труда и умения, чем темный, ржаной. На деле же всё получается наоборот.
   Самое сложное приготовить закваски. Что это такое? Ржаная закваска готовится из ржаной муки и воды. Эта смесь должна постоять, чтобы скиснуть, только тогда её можно добавлять в тесто.
   Нужно точно знать, сколько и чего нужно положить в закваску, сколько она должна стоять, прежде чем ее можно начать использовать. И она всегда должна быть одинаковой, чтобы вы могли есть именно такой хлеб, какой вам больше всего нравится. А то в один день вы будете есть кислый хлеб, на следующий - горький, а послезавтра - сладкий.
   Чтобы этого не происходило, машины на хлебозаводе в течение нескольких минут за­ме­ши­вают тесто, которое бродит положенное ему время и затем направляется в следующий цех, где уже другие машины делят готовое тесто на куски и придают ему форму будущих хлебов: батона, буханки, булки, каравая.
   Но что-то эти булки и хлебы очень бледные? Самое время отправить их в печь, чтобы они там подрумянились.
   Печи на хлебозаводах тоже особенные. Во-первых хлеб в них двигается по бесконечной ленте, конвейеру. Во-вторых, эти печи огромные и закрытые и работают непрерывно. За сутки они успевают испечь 10 или даже 20 тысяч буханок хлеба.
   Много это или мало? Да, в общем, не очень много. Есть такие печи, которые могут приготовить в четыре раза больше хлеба. Этих буханок хватит, чтобы накормить людей в небольшом городе.
   А в большом? Таком, как Москва?
   В Москве непрерывно работают 28 больших хлебозаводов, в каждом и по несколько огромных печей для хлеба. Есть еще множество маленьких пекарен.
   И все они каждый день пекут ароматный хлеб. Оттуда хлеб, белый и черный, булочки и пироги, торты и куличи развозят по магазинам. И каждый день мы можем, зайдя в булочную, купить свежий хлеб.
   Хлеб войны.
   Мы так привыкли к тому, что в булочной всегда есть свежий и самый разный хлеб, что уже и не представляем, как может быть иначе. И, действительно, хлеб у нас выпекали всегда, даже в самые трудные времена, хотя тот хлеб был не такой пышный, как сейчас.
   Наверное, вы слышали о том, что во время Великой Отечественной войне город Санкт-Пнтербург, а тогда Ленинград, оказался в осаде. Он был блокирован со всех сторон немецкими войсками и потому эту осаду назвали блокадой. Муку для голодающих ленинградцев везли по льду ладожского озера.Ночью и под обстрелом. И всё равно хлеба было очень мало. Каждый человек получал в день маленький кусочек черного хлеба. И этот блокаждный хлеб был не похож на "бородинский":там, кроме ржаной муки была хвоя ёлок и другие добавки. И всё равно ленинградцам такой хлеб казался самыми вкусным. Многих он спас от верной гибели.
   Был и специальный хлеб для солдат, воющих на фронте, для тех, кто защищал Сталинград, был отвратительный хлеб, который выдавали фашисты в концлагерях.
   И этот,далеко не такой вкусный и питательный хлеб, давал сил для того,чтобы сражаться с врагом, чтобы выжить в тылу.
   Об этом нужно помнить и знать.
   Космический хлеб.
   Хлеб неразрывно связан с землей и с теми, кто на ней работает. Без хлеба нам еда не еда. Человек не может обойтись без хлеба даже в космосе.
   Известно, что еду для космонавтов делали полужидкой, чтобы можно было выдавливать её прямо в рот из тюбика. Но разве можно представить такой хлеб? - Нет, конечно. И вот в 1988 году решили сделать специальный хлеб для космонавтов. Почему, специальный? Потому, что он не должен был крошиться, а то крошки в невесомости разлетятся по всей кабине. Как их потом отлавливать?
   Хлеб должен был небольшим и легким, чтобы не нужно было его резать на куски. Взял его в руку, откусил раз, другой и съел.
   Он должен был вкусным и всегда свежим.
   Всё это удалось сделать российским и французским ученым.
   Но потом встал вопрос - а нельзя ли пшеницу выращивать в космосе, прямо на корабле? Задумано, сделано.
   В 1998 году космические "фермеры" Геннадий Падалка и Сергей Авдеев посеяли на борту станции "Мир" 50 семян пшеницы сорта "Апогей".
   Посеянные зерна пшеницы дали хорошие всходы. Теперь нужно научиться собирать урожай, обмолачивать зерно, молоть его и выпекать космический хлеб.
   Следующий шаг - посевы ржи и пшеницы в оранжереях на ближайших к нам планетах.
  
  
  
  
  
  
  
   .
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   12
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"