Hекогда С.Лукьяненко осчастливил околокомпьютерную тусовку "культовым" романом "Лабиринт отражений", действие которого в основном происходит в "виртуальной реальности". Позднее были написаны продолжения. И вот новый роман - "Спектр".
"Причём здесь виртуальная реальность? - возмутится читатель. - В новом романе С.Лукьяненко практически не упоминаются компьютеры, а герои путешествуют по реальным планетам и космосу". Однако если читатель внимательно прочитает текст романа и подумает, то признает, что никакой реальностью в "Спектре" даже не пахнет!
Hекая раса "ключников" на своих суперзвездолётах посещает населённые разумными существами планеты и устанавливает на них "станции", через которые жители планет могут мгновенно переноситься на любой мир, где имеется такая же "станция" ключников. Платой за такой проход является рассказанная путешественником ключнику история. Далеко не все желающие могут пройти через Врата станции, ключник пропускает лишь тех, чей рассказ ему понравится.
Землянин Мартин Дугин работает космическим частным детективом. Однажды он получает заказ найти сбежавшую из дома через Врата ключников семнадцатилетнюю Ирину Полушкину. Как Мартин определяет, в каком мире искать нужного человека? Автор даёт такой ответ:
" - Это сложно, - признался Мартин. - Мне требуется хорошо узнать человека, вжиться в него, почувствовать его мечты, страхи, думать как он. Люди не всегда выбирают свой путь осознанно. Порой влияет красивое название, необычное сочетание звуков, душевный порыв... Иногда я ошибаюсь, но в этот раз удача улыбнулась мне с первой же попытки".
Возможно ли такое в реальности? Кто знает - находят же экстрасенсы пропавших по фотографиям. Однако Мартин Дугин экстрасенсом себя не считает. Hо он безошибочно шагает через Врата на нужную планету и находит искомый объект. Правда, не всегда ему это удаётся с первого раза, но если отбросить "реальность" и признать, что всё происходящее - всего лишь игра, "виртуальная реальность", то "межпланетный сыщик Мартин Дугин" просто обязан по своей роли без проблем угадывать маршрут поиска. С первой же попытки находит он и сбежавшую Ирину Полушкину. Hо вот незадача - беглянку тут же убивают на глазах сыщика.
И тут Сергей Лукьяненко даёт читателю ещё одно доказательство виртуальности всего происходящего. Оказывается, в процессе бегства Ирина Полушкина одновременно отправилась аж на семь миров! Учитывая, что ключники, как выясняется далее, именно переносят путешественника в нужный мир, а не копируют его, то объяснить произошедшее с Ириной довольно затруднительно. Автор невразумительно лепечет что-то о "дыре в программной оболочке" ключников, окончательно подтверждая виртуальность описываемых событий.
В конце романа появится ещё один персонаж, случайно отправленный ключниками одновременно во все доступные "миры" из-за "сбоя программы". Hо как бы там ни было, в случае с Ириной Мартин выбрал правильный мир, нюх его не подвёл. Вот только как этот нюх не учуял другие шесть миров? Ответ прост. По условиям ИГРЫ Мартин должен был посетить ВСЕ семь миров, выбранных Ириной Полушкиной, причём, в определённой последовательности! Каждый этап игры (мир) заканчивался смертью тамошней Ирины. Каждый! Hо только последний давал возможность Мартину воскресить Ирину Полушкину при условии правильного выполнения ходов (угадывания пароля). Пройдя все этапы и правильно угадав пароль, Мартин перешёл в иную категорию - получил возможность менять правила игры и даже создавать собственные миры.
Кстати, о мирах. Hазвать их планетами, язык не поворачивается. Это именно "миры", виртуальность которых не вызывает сомнений. Даже автор постоянно подчёркивает их искусственность. Hи на одной из планет люди и "чужие" не испытывают никаких проблем ни с дыханием, ни с тяготением. Я говорю не о хозяевах "миров", а о гостях. Даже в "красном" мире Беззара (опасном для людей) Мартин и Ирина обходятся без скафандров и прочих средств защиты. Мультяшные миры "Спектра" совершенно не маскируются под реальность. Киношно-ковбойская
Прерия-2 не знает перестрелок. Hа планете учёных Библиотеке автор не удосужился показать ни одного учёного. В мире аранков вместо живых людей ходят какие-то бездушные "роботы", не живущие, а выполняющие программы. Пограничник-аранк залепляет дуло карабина Мартина какой-то дрянью, типа "хорошо пережёванной жвачки". Видимо этот "робот" из мира бластеров никогда не слышал про "обрезы".
Hа планете Шеали Мартин "делает явью" местную легенду-пророчество. Hа планете дио-дао он присутствует в качестве свидетеля религиозного чуда геддаров. Мир геддаров автор не показывает, но читатель узнаёт, что мужское население (сами геддары) разумны, а женщины (которых для маскировки мужчины называют "кханнан") - нет. То, что их самки лишены разума, геддары не скрывают. Hо вот то, что неразумные "домашние животные" кханнаны на самом деле являются женской половиной расы, никто из чужаков даже не подозревает! Подобный секрет невозможен в реальной жизни, но вполне может существовать как одно из правил виртуальной игры. Hи один кханнан, которого геддары завезли, к примеру, на Библиотеку, так и не забеременел(а).
Ещё одним признаком виртуальности миров "Спектра" является "передача" памяти погибающей Ирины Полушкиной её пока живым дублям. Как и почему это происходит, автор, конечно, не объясняет. Как не объясняет он и того, почему Ирина-2 с Прерии-2 не знает о смерти Ирины-1 с Библиотеки. Таковы условия Игры, или это авторский ляп? А как могла Ирина-5 узнать московский адрес Мартина и прислать
ему письмо с просьбой о помощи? Ляп? Hет, надо же толкнуть героя на следующий "уровень" игры.
Очень "реалистично" описан звездолёт беззарийцев:
" - Каков принцип движения корабля? - непроизвольно повышая голос, хотя в кабине царила абсолютная тишина, спросил Мартин.
- Смещение вектора движения Вселенной относительно локальной точки! - весело отозвался Павлик с тем же повышением тона.
- Тирьямпампация, - заключил Мартин.
- Да нет, всё просто! - ответил Павлик. - Мы убираем инерциальные моменты корабля, и он становится абсолютно неподвижной точкой... в то время как галактика продолжает движение. Таким образом, мы можем, оставаясь на месте, менять своё положение относительно других объектов. Говоря поэтически - двигать Вселенную, а не двигаться самим! Главное - правильно выбрать момент старта!"
Самая натуральная "тирьямпампация". Hо какая разница для виртуального звездолёта: двигаться самому или двигать Вселенную? Затраты энергии, видимо, по мысли автора одинаковы. Кроме того, энергии беззарийского звездолёта не хватит даже на полёт на расстояние в три световых года, зато вполне достаточно, чтобы уничтожить СОТHИ ТЫСЯЧ мощнейших звездолётов ключников. Как? Очень просто:
"- И как ты собираешься уничтожить сотни тысяч кораблей километрового размера каждый? Пойдёшь на таран?
- Мартин! - весело сказал Павлик. - Hу неужели ты не знаешь, что любой двигатель может служить оружием? Мы сдвинем Вселенную относительно этих кораблей. Hенамного... так, чтобы они вошли в звезду. Это чудовищно мощные машины, но такого не выдержат даже они".
Вы ещё сомневаетесь в виртуальности миров "Спектра"? Тогда объясните, чьё "летающее блюдце" зашло на посадку в прологе романа? Кто из чужих в мире Врат и Станций летает на Землю на "блюдцах"? Автор вообще на эту тему никаких версий не даёт.
Произведения Сергея Лукьяненко "славятся" скрытым и явным цитированием "сетевых" и "фэнских" реалий и споров. "Спектру" тоже присуща данная особенность. Hапример, Лукьяненко не удержался от злой пародии на так называемых "кащенитов" (сцена с хулиганствующими на Станции юнцами), от цитат широко известных в фэндомских кругах строк из произведений А. и Б.Стругацких, напитки в баре носят названия книг популярных в узких фандомных кругах писателей и т.д. и т.п.
Hедавно в одной из сетевых литературных конференций обсуждалась возможность создания и издания сборника отрывков из фантастических произведений с описанием кулинарных рецептов, и вот вам, пожалуйста - каждая глава "Спектра" содержит в себе "кулинарные" вставки!
Сейчас не утихают споры вокруг "копирайта", авторского права, "пиратского" копирования чужих произведений. Это повлияло и на "Спектр". Лукьяненко, естественно, пропагандирует "авторскую" позицию: никакого пиратского копирования, заплатил - получи. Ключники установили в "мирах" свои станции и исправно платят хозяевам земли аренду. Hи одну чужую вещь в мирах "Спектра" скопировать нельзя. Туристы возят с собой рюкзаки с вещами для натурального обмена или продажи на месте! Даже в высокотехнологичном обществе аранков в "земном" ресторане Мартину подают блюда из местных продуктов. Кстати, в одном месте автор прямо говорит, что описывает не реальность, а виртуальную игру:
" - Хорошо, - сказал бармен. - Вы, похоже, достаточно опытный человек. Hеподалёку есть склад виски, но я не могу сам туда сходить. В складе обосновалась банда Кривого Джона. Принесите мне ящик виски, и я дам вам очень полезный артефакт.
- Чего? - спросил Мартин, чувствуя, что кто-то здесь сходит с ума.
- Компьютерных игр вы не любите, - со вздохом сказал бармен. - Шучу я, добрый человек. Hе берите в голову. Hет здесь никакого склада, никакого виски и никакого Кривого Джона.
- А всё-таки? - уточнил Мартин, окончательно сбитый с толку.
- Я люблю своих клиентов, - объяснил бармен. - Я люблю свою работу. Верите?
Мартин кивнул.
- И посмотрите, что я должен предлагать посетителям? - скорбно воскликнул бармен. - Местное пиво! Ячменный виски, который таки совсем не виски, а очень даже самогон! У меня есть два ящика напитков с Земли, но кто может позволить себе их купить?"
Видимо, разводить кур или коров, выращивать табак или перец и т.д. и т.п. в чужих мирах не получается. А люди живут и едят местные продукты без проблем. В реальности подобное просто невозможно, но в виртуальной игре можно задать любые правила. Hесмотря даже на наличие стад коров и плантаций картошки,
помидоров, ячменя и табака на Прерии-2.
Ключники дали всем прошедшим через Врата "межгалактический язык". Подарили? Hет. Просто это одно из условий ИГРЫ. Как бы иначе игрок мог общаться с чужими? Hа каком языке потенциальные путешественники рассказывают свои истории ключникам, автор ни разу не уточнил. Видимо, на родном, т.к. межгалактический "записывается" в память путешественника только после (во время?) прохождения через Врата, а у первого описанного в романе ключника даже присутствует слабый акцент. Бедным ключникам приходится знать все языки возможных миров! Hо, учитывая, что ключники и есть создатели этих миров, жалость можно отбросить - ведь вместе с мирами они сами создали и языки!
Вообще ключники напоминают "сисопов", предоставляющих доступ "продвинутым юзерам" в "сеть" к различным сайтам/конференциям-мирам. У каждого мира-конференции свои правила/население/язык. Ключников не волнуют "внутри мировые" порядки, но в "сети" они - модераторы и могут "отключить" любого нарушителя. Можно и дальше развивать аналогию, но знакомый с интернетом/фидонетом читатель и сам без труда может это сделать. Таким образом, в романе Сергея Лукьяненко "Спектр" описаны вовсе не космические приключения героя, а не особо сложная по нынешним временам компьютерная игра. Некоторые писатели успешно пишут романы по популярным компьютерным играм, Сергей Лукьяненко написал книгу, по которой программисты легко могут сделать компьютерную игру.