Открытия делать легко, а создавать новые теории ещё проще. Главное правильные вопросы задавать, и открытия и новые теории не заставят себя ждать. Например, спросим педагога, желающего стать кандидатом наук. То ли педагогических, то ли психологических - он сам не знает, денег на обучение "на кандидата" у него не хватает, пару "вышек" ещё хочет получить, но больше о них мечтает по той же причине малоденежья. Итак, спрашиваем: - С точки зрения психологии, на чём вся педагогика основана?- На воспитании и обучении. - Хорошо, на чём основано с точки зрения психологии воспитание и обучение?- На мышлении, памяти, способностях.- А мышление, память, способности на чём основаны?- На синапсических связях?- Вот видишь - одно открытие уже сделали (причём безо всяких затрат на дополнительное образование и специализированное обучение) - оказывается педагогика, которой много тысяч лет уже и которая старше математики даже, основана на синапсических связях, про которые люди узнали всего лет 100 назад. - Издеваемся? - Почему издеваемся? 99% кандидатов и 90% докторов сделали примерно такие же открытия, за которые и получили свои учёные степени. - В психологии, философии, социологии, педагогике наверное ещё больший процент. Никому не нужные исследования, пустословие... - Именно про эти области и говорится... А стоит ли для этого "вышки" получать дополнительные и за аспирантуру платить? Пустословить можно и бесплатно. Но всё же - на чём вся педагогика основана?- ?- Основана она в основном на 2-х из 4-х специальных эффектах психики, которые, кстати, присущи не только человеку, но и многим высшим животным. Вначале, с младенческого возраста большей частью применяется мимезис, потом (в дошкольный, начальный школьный период и далее) используется и стимулируется эффект Зейгарник. - А остальные 2 эффекта? - В принципе и эффект внутреннего удержания развивается целенаправленно вплоть до старших классов. По крайней мере, хотя бы формально в рамках классической школы и методика и программа на это направлены.
- А 4-й эффект?- Эффект полиэгоизации? Его целенаправленное индивидуальное развитие происходит только в рамках так называемых "элитарных" школ (правильнее было бы сказать - социально-специализированных). А общее развитие этого эффекта в массовых школах вообще как цель не рассматривается, поскольку эти школы готовят среднего человека, человека массы, человека, которому полиэгоизация сверх допускаемой средней нормы не нужна и даже противопоказана...
Эффект Зейгарник - один из самых известных в психологии. Только экспериментальных проверок его, проверок, документально зафиксированных, было проведено за неполные сто лет более трёх тысяч. Это только по прямой формулировке эффекта. А сколько было этих проверок проведено по опосредованным проявлениям эффекта? Десятки, сотни тысяч или более - кто знает? И каждая проверка каждый раз подтверждала правильность первоначального постулата, выдвинутого автором и, более того, каждый раз давала одни и те же цифры статистически точного математического подтверждения, что в принципе, большая редкость для такой науки, как психология.
Такое настойчивое стремление психологов раз за разом пытаться проверить и опровергнуть столь известный и устойчивый эффект объясняется всего лишь одной причиной. Автором его, как известно, была женщина, причём женщина довольно молодая (23 года) и, не то что не имевшая в своё время достаточно научного авторитета, но даже специального научного образования. Зейгарник - это её фамилия по мужу. А главными психологами и в то время, и сейчас, как известно, были мужчины. И им было и есть обидно, что одну из самых важных вещей в психологии они "прошляпили", а какая-то девчонка открыла...
Начало двадцатого века, время великих перемен, великих идей и великих людей. Она была обычная интеллигентная девочка, которой немного повезло в начале жизни. Успела получить неплохое по тем временам образование, выйти замуж и избежать ужасов революции и гражданской войны. Это потом ей не повезло, когда она вернулась в Россию, потеряла мужа и много чего ещё. А пока она жила с мужем в Германии и интересовалась новомодной тогда наукой - психологией. Пока она сидела в кафе и обсуждала со своим учителем-профессором эту интересную науку психологию.
Её заинтересовал официант, обслуживающий посетителей кафе. Официант ничего не записывал, но ничего и не путал, помнил все заказы, хотя обслуживал сразу всё кафе, где было больше десяти столов, занятых посетителями. Когда она спросила официанта, а помнит ли он уже оплаченные заказы, официант растерялся. Он их не помнил...
Эффект Зейгарник называют по формулировке автора эффектом незавершённого действия. Его классическая (первоначальная) формулировка звучит так: "Отложенное психическое действие запоминается намного лучше, чем завершённое". Насколько намного - это зависит от самого действия, его важности и обстоятельств. Для стандартного психического действия все проверки дают одну и ту же величину - на 90%, для экстремальных и особо важных действий разница может быть в разы и в десятки раз...
Вообще-то правильнее было бы назвать этот эффект эффектом отложенного значимого ожидания или эффектом директора, или эффектом Шахерезады, или ещё как-нибудь. Тем более, что на практике этот эффект известен уже не одно тысячелетие. А маленькая молодая женщина всего-навсего просто открыла его для психологов и для других учёных, которые не видят дальше собственного носа.
Почему эффектом Шахерезады? Потому, что именно сказочница Шахерезада очень эффективно его использовала. Во второй половине ночи любви (ночи, после которой её должны были убить - именно так поступал женоненавистник шах со всеми своими наложницами после одной проведённой с ним ночи) она начала рассказывать шаху сказки. Одну рассказала, а вторую начала и прервала на самом интересном месте. Потому что рассвет наступил, и её должны были казнить. Но шах, заинтересованный сказкой, отложил казнь до следующего утра. И снова ночь прошла, и снова наступило утро, и снова интересная сказка не была досказана. Так прошла тысяча и одна ночь, и Шахерезада стала, в конце концов, любимой женой шаха.
Женщины очень часто, в разных формах и по разному поводу используют эффект Шахерезады для управления мужчинами, причём в большинстве случае довольно эффективно. В одном старом советском фильме даже эпизод на эту тему такой смешной есть. Главный герой говорит героине - "Давай, поцелуемся!". А та отвечает - "Ой! Если мы сейчас поцелуемся, то что мы тогда будем делать завтра?"...
Впрочем, и мужчины довольно эффективно используют этот эффект, который в их исполнении правильнее называть эффектом директора. Почему директора? Потому что анекдот такой есть. Анекдотами, как известно, называют смешные или не очень смешные, коротенькие рассказики о случаях из жизни. А этот анекдот такой. Приходит к власти новый руководитель (не важно чего, завода, колхоза, района или целой страны). Предыдущий сдаёт ему дела. В оконцовке пересдачи достаёт из ящика стола три запечатанных конверта и вручает новому. Тот - "Что это? Зачем это?". А старый отвечает - "Это на тот случай, если у тебя дела плохо пойдут. Распечатаешь один конверт и прочитаешь, как дела поправить. Когда опять с управлением справляться не будешь - второй открой. Ну и третий, если уж совсем худо будет"...
Начал руководить, да не очень получается. Не идут дела, так как надо и как хочется. И подчинённые недовольны. Открыл конверт, а там написано - "Критикуй меня". Начал критиковать предыдущего и его порядки. Народ подчинённый оживился, горы свернул и на другое место переставил и его чуть ли не родным отцом считать стал. Да только на одном энтузиазме далеко не уедешь, в наше время ещё и техника нужна, и технология и финансирование правильное для подкрепления энтузиазма. Опять дела плохо пошли. Открывает второй конверт. "Обещай" - написано. Начал обещать, опять народ энтузиазмом заразился и новые горы свернул. Да что-то толку мало, не видит народ ни улучшения жизни, ни экономического эффекта, недоволен народ, ворчит и вопросы неприятные задаёт. Придётся третий конверт открывать. Открыл, а там написано - "Готовь 3 конверта"...
Конечно, современные мужчины (и не только руководители) поумнее стали. И не три, а поболее "конвертов" про запас держат. И открывать последний не торопятся, и не ждут, когда им кто-то конверты подарит, а сами себе впрок заготавливают. Почему? Потому что болтать (критиковать, обещать, хвалить, интриговать, "наезжать" и т.д.) всегда легче, чем реальные дела делать...
Эффект Зейгарник - это своего рода психологическое орудие и оружие, которое каждый использует сам, в меру своего таланта и умения им пользоваться и сообразно со своими целями. Но есть такая сфера человеческой деятельности, где этот эффект используется против людей как оружие массового поражения. Это конвейерная работа, во время которой человеческий мозг автоматически ждёт завершения деятельности, но конечного результата всё нет и нет, всё повторяется снова и снова. И человек постепенно тупеет и медленно сходит с ума...
Не только конвейерный - любой, механически повторяющийся монотонный труд, убивает и душу, и разум человека. Неважно, труд ли это раба на галерах, рудниках и плантациях, или труд рабочего у станка и на стройке, или труд клерка в офисе над бумагами и у компьютера. Любой труд, который не завершён ожидаемым и необходимым вознаграждением - убивает человека...
Эффект Зейгарник - один из самых сильных эффектов, не просто открытых наукой, но ещё до рождения науки применяемый на практике против человечества...
Эффектом Зейгарник пользуются все люди без исключения. Более того, им пользуются многие высшие животные. Работаете ли Вы, учитесь, играете в шахматы или карты, читаете газету или смотрите кино, собираетесь попить кофе, идёте куда-нибудь по делам, готовите завтрак или готовитесь к праздничной вечеринке - всегда Вы используете эффект Зейгарник. Любое не инстинктивное действие психически основано на эффекте Зейгарник. Этот эффект - один из четырёх основных эффектов (психических реакций), составляющих основу человеческой психики и определяющих всю культурную историю и эволюцию человечества, как в прошлом, так и в будущем. Другое дело, как его использует человек по отношению к другим людям...
Эффект Зейгарник может быть и таким -
"Весна была в самом разгаре. Конец мая. А чего же ещё ждать от природы? Она пробуждалась сама и пробуждала к жизни всякое живое существо. Яркое солнце слепило, свежая нежно-зелёная листва на деревьях радовала глаз. В воздухе смешивались ароматы цветущей черёмухи, сирени, яблонь и акации, создавая ни с чем несравнимый цветочный букет запахов.
Утром, едва только забрезжит свет, неугомонное щебетанье и чириканье птиц, живо славящих радостное событие под названием весна, не давало досмотреть самый сладкий утренний сон.
Люди на улицах тоже, как будто обновились. Сменили тяжёлые зимние одежды, преимущественно тёмных тонов, на лёгкие и светлые. Хмурые и сосредоточенные выражения лиц сменились улыбками. Все стали, как будто повежливей, перестали хамить в транспорте. Вместо "куда вы лезете со своими сумками?" теперь слышалось "будьте любезны, передайте, пожалуйста, деньги на билетик". В общем, В-Е-С-Н-А!
Ей было лет 15-16. Все страхи позади, последний экзамен сдан. Впереди целых три месяца безмятежного счастья у тётки в деревне. Школьный двор был залит солнцем. Ох, какая же я счастливая, подумалось ей. Воздух словно пьянил.
И вдруг она подумала: "Вот, во мне течёт моя кровь. В ней есть моя жизнь и информация обо мне, код ДНК". И тут она почему-то увидела, как кровь течёт по её венам и артериям: насыщенно красная, горячая и пульсирующая. И всё её существо неожиданно наполнило невиданное чувство силы жизни в ней. "А когда-нибудь, - подумала она,- из этой же моей крови возьмёт и свои силы к жизни новая жизнь, которая во мне зародится. Это будут мои дети. Их сейчас ещё нет, но в то же время, они как бы и уже есть во мне и моей крови..."
"Милые мои дети,- опять подумала она,- как же я вас люблю!" И тут она почувствовала, что тело её перестало повиноваться закону земного притяжения. Она парила над землёй! И её сознание стало необъятно широким. Она была едина с природой, со всем человечеством и всей вселенной. И она теперь существовала вне времени и вне пространства...
Она не знала, сколько времени её не было в земном измерении. Но постепенно она вернулась к земному бытию. Грудь наполняли неведомые силы, радость и нежность переполняли её. Ей было так хорошо, как никогда не бывало прежде. "Я буду мамой!" - радостно подумала она. И ей так захотелось кому-нибудь рассказать о своём радостном открытии!
"Пойду к Катьке",- решила она. Это была её самая закадычная подруга. Они дружили ещё с садика. Они были такие разные! Но это не мешало им. Они могли разговаривать днями и ночами обо всём на свете. И разговоры никогда не кончались. А сколько вместе они всего натворили!
Трамвай подошёл прямо мгновенно. В этот день всё было, как будто специально для неё.
Катька открыла дверь заспанная и слегка взлохмаченная. Она с порога кинулась к ней обниматься и целоваться. "Ты знаешь, Катька, сегодня со мной было такое, такое...". И она с ужасом подумала, что у неё не хватит слов, чтобы описать, что с ней произошло. Она просто их не знала. Она, конечно, попыталась ей описать и то, о чём думала, и то, что почувствовала. Но Катька только непонимающе смотрела на неё. А когда она сказала, что уже любит своих ещё не существующих детей, то та приставила палец к виску, покрутила им и сказала: "Ну, ты и дура". Но это было совсем необидно. Между ними не было обид. "Она просто не понимает меня,- решила она, - ну и ладно". Мысли её переключились и понеслись галопом уже в другом направлении..."
Надежды, мечты, ожидания, тревоги, открытия и даже сама любовь - всё это существует в человеке благодаря эффекту Зейгарник...