Как : другие произведения.

О папе, Волке и французе...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    история - бесконечная тема...

   Историческая справка. Французская фамилия Дю... латинского происхождения и означает "происходящие от чистого, от очистившегося". Основателем этой фамилии считается римский легионер Марций-галл. Тот самый, что стоял в ночь с субботы на воскресение в карауле на Горе...
   ... Историю Европы, как и любую историю, можно изучать бесконечно. "Шатенёф дю пап" - вина из резиденции папы - не очень раскрученный, но известный брэнд. И у них в прайс-листе это было, правда, больше "в нагрузку" и "для приличия". Рядовой потребитель до этих вин из папского погреба, прошедших семь границ, кучу таможен и прочих чиновников и бизнесменов "при кормушках", до этих вин не только рядовой потребитель, но даже "средний класс" не дотягивал. Кошельком, естественно, не дотягивал.
   Исторически эти вина идут от тринадцатого апостола (в Библии классически только двенадцать упоминается) - святого Марциала. Этот мужик был послан (хм, неточное выражение, некоторые современные братья могут упрекнуть), был отправлен Иисусом и Петром в Авиньон - один из старейших замков в долине Роны, тогдашней Галлии, а нынешней Франции. Отправили - прибыл, наказали - сделал, в смысле, основы христианства привил и местных "дикарей" виноградарству и виноделию научил по современному (по той поре) итало-израильскому опыту (вот откуда пошла всемирно известная винно-коньячная французская слава). Есть, правда и другая версия об основной цели этой бессрочной командировки... О 13-м апостоле, конечно, со временем подзабыли, как подзабыли и о 31-м и о 113-м. Но через тыщу лет с лишком вспомнили...
   ... Тяжко жить папе в Италии (а уж как тяжко жить его маме - и не спрашивайте). Все папу норовят облапошить, объегорить, опарафинить. Кто камень за пазухой держит, кто маму его нехорошими словами вспоминает, а кто и прямо в папский карман лезет... Неправильно поэт сказал - "я б засосал стакан - и в Ватикан", тут бы и два засосал, и три - и из Ватикана. Тяжёлая жизнь у папы - каждый день эту тупую беспонтовщину со всей Европы принимай - рыцарей всяких и монархов. Да ещё и благословлять их всех надо, и их немытую свиту - в очередной крестовый поход. Сказать нельзя, но когда ж они сами, наконец, догадаются, сволочи тупорылые? Когда догадаются, что не надо отвоёвывать гроб господний? Не надо, потому что Христа никто в гробу не хоронил, потому что не хоронили его вообще, потому что он не насовсем умер, а сразу воскрес после распятия и вознёсся впоследствии прямиком к отцу своему небесному. И плащяницу его искать не надо, и Грааль (чашу его), поскольку он, как любой начинающий идеолог, не имел такого имущества. Господи, как это всё надоело. Может быть, придуркам этим, ещё пару праздников в календаре нарисовать? Типа Пасхи - чтобы меньше по Евразии шарахались, пусть лучше у себя дома винище жрут, турнирным спортом занимаются, да экономику регионов поднимают...
   Тяжко жить папе, теология и софистика на "крышу" давит. А тут ещё местная аристократия понтуется - мы, мол, не простые рожи, а, в натуре, дожи. Может и дожи, но рожи ещё те (другой "папаша, дож венецианский, любил, папаша, ох, пожрать, любил папаша сыр голландский вином бургундским запивать", а ещё козни любил строить против папы - такая, понимаешь, была в то время тяжёлая обстановка и нездоровая конкуренция на Апеннинском полуострове). Хуже того, босота местная тоже постоянно чего-то требует и талдычит - мы - римляне, наследники великой римской империи, мы патриции. Где ж вы были, римляне-патриции, когда разные варвары и проходимцы вашу империю на куски разрывали, как тузик грелку? В Пелопонесские катакомбы на летний отдых временно выезжали, что ли?... И со всеми надо "разрулить", всем угодить. А куда денешься? - ни земли, ни армии, ни богатства - по большому счёту ничего нет, одна религия и должность только. Вот и приходится крутиться, как та ужака под вилами, на одной только идеологии и философии и личной харизме крутишься. А тут ещё евреи достают. То ноют и плачут - защити от репрессий, ты же самый милосердный, уже тыщу лет с лихвой отстрадали-отмучились за предательство Христа - скильки можно? А то кредитик или сделку выгодную подсунут, а опосля "обуют" по полной. Недаром их всех (и евреев, и дожей) Вилька Шекспайер в своём "Венецианском купце" "протянул" (но это уже чуток позже)...
   Надоела такая тяжкая жизнь папе. Засосал он стаканов немеряно и принял он прынцыпиальное решение. Сваливаем всем кагалом во Францию (а кто не свалит - епитимью наложу лет эдак на 700 - до середины века 21-го). Тем более, что там в перспективе сделка неплохая прорисовывается. С одной не сильно умной представительницей Анжуйской династии. С королевой Иоанной, которая за индульгенцию об отпущении постельных и прочих грехов, городок нам "подгонит". Одной буллы маловато будет, конечно, придётся профурсетке этой ещё и флорентийских дукатов подсыпать на макияж...
   Историческая справка:
  - город Авиньон, стоящий на берегах Роны, во время пребывания папского двора был отстроен и благоустроен примерно через сорок лет после переезда туда папы Клемента Пятого (в 1309 году) папой Клементом Шестым (получившим за это прозвище - Клемент Расточительный), и в настоящее время является одним из известных архитектурных памятников Франции...
   Клемент 6-й больше известен не как папа, простивший очередной библейский грех очередному королю или королеве (за деньги и преференции, как тогда, так и сейчас всё и всем прощали и прощают). И не за расточительство при масштабном (по тем временам) строительстве и обустройстве Авиньона. Он больше известен как Клемент Милостивый. В городе Карленштрассе (дословно - город, основанный на пути Карла Великого - первого короля франков) до сих пор хранится "Булла разрешения" - официальный документ, которым Клемент 6-й разрешил евреям (изгнанным французским королём Филиппом Красивым и предшественником К6 на папском престоле) на прежних условиях вернуться в этот город. И это во время пандемии чумы, в которой вся ойкумена (и христиане, и мусульмане) обвиняли евреев...
   Город Карленштрассе известен не только тем, что это поселение возникло на одном из последних (или на одном из предпоследних?) отрезков великого похода Карла Великого. Этот город - родина небоскрёбов. Евреи, постоянно вынужденные жить в Европе в гетто (слово итальянского происхождения), из-за условий ограничения ("черты оседлости" в муниципальном смысле) именно в этом городе в 14-м веке впервые начали строить небоскрёбы - дома, растущие вверх...
   Город Авиньон известен не только как временная резиденция римских пап и кардиналов (кроме К6, здесь немало хорошего сделал его последователь Этьен Эбер). Город (замок) Авиньон часто упоминается в современной англоязычной литературе стиля фэнтези, в рыцарских и романтических романах и т. д...
   Город Авиньон известен также тем, что там хранится "Арс нова" - первая в истории (датируемая 1320-1340-м годами) нотная рукопись, позволяющая любому мало-мальски грамотному человеку воспроизвести музыку (высоту и долготу звуков) не только по памяти, но и по записи. Можно, таким образом, предположить, что именно отсюда и пошла современная музыкальная культура, все Моцарты и все шмоцарты (в смысле "фанерщики" и попсура), все Бахи - и все разбабахи (в смысле "хэви мэтал фо фулишь пипл")...
   Естественно, что и по сю пору в Авиньоне проводятся разного рода мероприятия и церемонии, связанные с виноделием и так называемыми папскими винами...
   Впрочем, век 14-й знаменит не только тем, о чём рассказывается выше. Но, пожалуй, самое важное, что было в том веке - это то, что Европа начала осваивать всё то, что в самом конце 13-го века привёз из далёких азиатских стран итальянский купец Марко Поло: компас, секреты изготовления пороха и фарфора и много чего другого, без чего невозможно представить себе европейскую цивилизацию. Или не привёз? Вроде бы почти всё это в Европе и сами придумали, как делать, и многое задолго до Марко Поло. Да и логики в этом мало. Вот считается, что китайцы порох изобрели ещё в 9-м веке. А огнестрельное оружие чего же не придумали, одними фейерверками ограничились? Воевали же не меньше европейцев между собой и с соседями. Мутная какая-то история с этим "привозом", да и с китайской историей мутная история, да и с историей вообще. Вообще история и должна быть мутной, по крайней мере, письменная. Небось, победители во всех странах её не раз переписывали (чтоб себя возвысить, а побеждённых унизить). И прежние исторические записи, небось, не только переписывались, но и попросту массово уничтожались, чтобы и памяти никакой не осталось о тех, кого они победили да как к власти пришли...
   Что-то важное мы в этом рассказе всё же упустили. Ах, да, долина Роны...
   Говорят, где-то далеко-далеко, в солнечных долинах Луары и Роны, есть много старинных замков. Говорят, несколько из этих замков когда-то принадлежали старинному роду Дю..., роду известному ещё со времён Капетингов. Говорят, что даже одна из всемирно известных торговых марок обязана своим названием этой фамилии. Люди много что говорят, может, и вправду. Люди сейчас много путешествуют, много видят, много знают...
   А что мы знаем о наших предках? О наших пра-, пра,- пра...? Да ничего не знаем. Мы и об отце с матерью мало что знаем, не говоря уже о знакомых, дальних родственниках и пращурах. А ведь когда-то все они были молодыми и красивыми, и сильными, и умными, и настойчивыми, и терпеливыми. Иначе быть и не могло, если бы они такими не были, то и нам бы жизнь не дали, не было бы их таких - и нас бы не было. Не хуже нас они были, а лучше. Они нам жизнь дали и всё самое главное оставили, а мы кому и что оставим?..
   Вот даже такой простой вопрос возьми, как наши фамилии. Что мы о них знаем, откуда, от чего или от кого они произошли? Так, в общем, где-то как-то. В смысле, если Иванов, то от Ивана какого-то, а если Зинин - от Зины какой-то что ли? Ну, с русскими фамилиями ещё так-сяк понятно. Окончания принадлежности к кому-либо или чему-либо "-ов", "-ин" до сих пор сохранились в русском языке, все ими пользуются и все смысл этих окончаний понимают. И с польско-русским окончанием "-ий" (ый) тоже вроде понятно, в языке оно широко и посейчас используется во множестве прилагательных. Обережный - осторожный или защищённый, Котовский значит из Котовска, Лещинский - скорее всего, из Лещиновки, из лесной деревеньки, где лещины (лесного ореха) много, или из деревни приречной, где много ловили когда-то лещей. А как с украинскими фамилиями быть? Нет, с такими, как Бондарь, Чумак, Мирвода, Подопригора и Передайчаркучерезкоромысло, вроде тоже кое-что понятно. А вот такой простой вопрос - почему большинство украинских фамилий на "-ко" заканчивается? Тут и иной лингвист сразу не ответит. А ответ простой: "-ко" - трансформированная форма уменьшительно-принадлежного суффикса "ок" (точнее, этот суффикс в родительном падеже). Суффикс "ок" до сих пор существует в славянских языках в различных формах - "юк" (Гнатюк - потомок Гната, Игната), "ик" (хлопчик - маленький хлопец (маленький паренёк), горобчик - маленький воробей), "ёк" (конёк-Горбунок - маленький конь с небольшим горбом), "ак", "як"... Если раньше говорили Петренок, то все понимали, что это сын Петра, а про детей Петренка, внуков Петра, говорили - Петренки, Петренковы, Петренка дети, Петренко дети. А Коваленки-Коваленко так же, как и русские Ковалёвы - потомки ковалей (подручных кузнеца или молотобойцев), а Мельниченки-Мельниченко от мельников свой род ведут... Кое-где и до сих пор так говорят, и ещё до середины 20-го века в литературе сохранялось добавление окончаний и склонение по падежам украинских фамилий, заканчивающихся на "-ко" даже в литературе...
   В украинских сёлах плохо говорят по-украински. Также, как и в русских плохо говорят по-русски, или в английских - плохо по-английски. Язык народа всегда отличается от официального языка правителей и их свиты, и от того литературного языка, которым пишут романы, поэмы и вирши писатели и поэты. Для Украины эти отличия особенно сильные, потому что украинцы - относительно молодой этнос, в формировании которого до сих пор принимают участие многие этнические и языковые группы. Уроженцу восточных областей трудно понять западенцев (у тех польско-галицийский говор и говорят они намного быстрее), северяне не все слова южан правильными считают и наоборот. А в центральных областях вообще по-всякому разному говорят...
   В больших украинских сёлах много разных фамилий. Чисто украинские, само собой, русские, белорусские, польские, молдавские, еврейские, румынские, литовские, на юге греческие и татарские, немецкие, даже шведские и французские встречаются. Разные народы маты-Украйна в разные времена принимала и привечала. В украинских сёлах, также как и в русских, селяне редко называют друг друга по фамилиям. Обычно называют по каким либо уличным прозвищам. Если говорят - Кирилловы, то все понимают, что это - дети или внуки какого-то Кирилла (совсем с другой фамилией), если зовут кого-то Ганчины, то это, скорее всего - отпрыски тётки (или бабы) Ганны...
   Имя у него было самое простое, самое обычное - Василий (как и многие имена, это имя греческого происхождения и означает "царский, царственный"). И фамилия у него самая простая была - Сидоренко. Эта фамилия происходит не от слова "сидор" (как стали называть солдатские вещевые мешки со "времён очаковских и покоренья Крыма"), а от личного имени Сидор, которое является сокращённой формой от греческого Исидор. В свою очередь, в греческий язык имя Исидор пришло из Древнего Египта и означает - сын Изиды, богини плодородия, любви и смерти. А по-уличному его звали Вовк.
   Некоторые думают, что волк - злобное и жестокое животное (по крайней мере, в некоторых сказках его так изображают). Это не так. Волк, конечно, хищник, но в отличие от собаки, например, не убивает просто так, по злобе или потому что хозяин приказал. И шеей волк не вертит, и хвостом перед человеком не виляет, как собака, и не трусит (а с собаками это часто бывает). И на цепи волк не сидит (а только в клетке, если загонят-поймают), и за хозяином не бегает. И умнее волк собаки намного, ему миску никто не поставит, самому надо о пропитании и защите своего семейства заботиться. Волком обычно называют в сёлах человека не жестокого или злобного, а независимого, смелого, свободного...
   В колхоз он не пошёл - не по нему это было, хотя и пугали, и о жене, и о трёх дочерях каждую секунду помнил. Ни к чему этот бесплатно-подневольный труд (на панов и то так не работали). Землю отберут, испокон вечную крестьянскую кормилицу? - И то не страшно: он и плотник, и печник, и бондарь, и скорняк, семью и без надела прокормит. Ну, раз не хочешь в колхозе работать, города и стройки кормить, найдём тебе другое место, где будешь социализм строить по утверждённым партией планам. И нашли - отправили на Беломорканал, первую широкомасштабную ГУЛАГовскую стройку. Может, и не попал бы туда. Может, и вступил бы в тот колхоз, если б дали время подумать-одуматься. Не дали, сразу в кулаки записали, и сразу отправили, хорошо, хоть семью не тронули. За что звание кулака присвоили? За 15. Нет, не за 15 десятин земли, и не за 15 коней в сарае (ничего у него этого не было), и даже не за 15 кур во дворе. А за 15... тыкв-гарбузов, что на их огороде выросли. Вот дела какие делались тогда, и вот какие помощники у молодой Советской власти на местах были. У таких сельских "вершителей людских судеб" и самому Сталину не грех было бы поучиться и всей подручной верхушке его... Ничего, построили канал, вернулся через три года. Пешком пришёл с того канала. Сактировали его, списали как отработанный человеческий материал за ненадобностью. Обессилел от истощения, и дистрофия у него была, и цинга, и заражение крови пошло - вот и списали-сактировали из сталинского концлагеря... Когда вернулся, кому из местных начальников в селе что сказал или какую справку показал (может, и не на бумаге писаную, а из железа точеную) - неизвестно, а в колхоз сильно настойчиво больше не звали...
   Ещё двое девчат родилось у них с женой, и старшие двое вот-вот заневестятся, а тут - война. Тяжко ему было пятерых и саму-шёстую жену оставлять, да ничего не поделаешь - святое дело и правое землю родную свою защищать, что человеку, что зверю. Это даже собака и прочая скотина понимает, хотя, что скотина - где скотину покормят - там ей и дом. Только и смог сделать, уходя, что словами совет да наказ жене и дочерям дать (когда немцы придут, в погребе прячьтесь, а если выходить надо - лица сажей мажьте, да в тряпьё-рваньё погрязнее одевайтесь). Недолго повоевал - полгода всего (а, может, это и долго по тем временам), а потом - окружение, плен и три года немецких концлагерей.
   В лагере поначалу терпимо было. Даже табак немцы выдавали поначалу. Курить он в лагере сразу бросил, а табак на продукты менял. Так рассудил: что табак? - одна отрава, а если на какой-нибудь комбижир выменять, глядишь - что-то в желудке зацепится, месяц-другой лишний протянешь, может, и до девчат своих дотянешь...
   Потом похуже стало, в другом лагере. Но тут повезло немного - случайно на кухню в наряд попал. Но с другой стороны, как сказать "повезло" и "случайно"? Многие на кухню в наряд попадали, да не каждому такой случай везеньем оборачивался. Многие красноармейцы в лагере сразу следить за собой переставали, ходили грязные, оборванные, небритые. А он всегда возможность находил и помыться, и побриться, и подшиться-подремонтироваться. По опыту тех, сталинских, лагерей знал, кто быстрее опускается наружне, тот и духом быстрее падает, и дорога к смерти тому короче. А у немцев и ещё короче - немцы "орнунг" (порядок, то есть), больше нашего любят, а к тем, у кого внешнего порядка в одежде или на лице нет - и относятся хуже...
   На кухне поставили картошку чистить. Чистить картошку красноармейцы не умели, за них всю жизнь жёнки, да мамки, да няньки разные это делали. А Василию это дело привычное - пока жена в колхозе трудодни отрабатывала, ему кроме своих мужских дел и по дому много кое-чего приходилось из женской работы делать, картошка - это мелочи. Вся их команда из девяти человек один казан начистила, а он один - такой же казан, да так, что каждая картофелина - как пасхальное яичко, а очистков - в две жмени взять можно все. Немец конвойный аж за шеф-поваром побежал - "Гут, гут" и дальше лопочут по своему, мол, так даже моя либен фрау на фатерлянде не умеет чистить, когда война закончится, и нам тут поместья фюрер даст, я этого солдата к себе на кухню заберу (он по-немецки немного понимал, но со своими знаниями не высовывался). На несколько месяцев задержался на кухне. И помощников себе подобрал с разрешения немца более-менее сноровистых трёх, и каждый день они выносили из кухни за пазухой вчетвером полмешка картошки и очистков и половину своего барака подкармливали... Тот немец-повар и ещё раз Василия спас. Лагерь переполнен был, а пленные (и гражданские) всё прибывали. А в их бараке народ уже в целом слабый, отощавший, одни из первых кандидатов на смерть. Вот немцы и решили в их бараке "контингент освежить". На разводе построили их барак, и немец-начальник говорит - "Кто хочет к мамке? - два шага вперёд". Кто ж к мамке не хочет? Весь барак и шагнул. Просто от лишений и голода отупели люди, стали доверчивыми и глупыми. И Василий со всеми шагнул, и у него от истощения ума не хватило всю тонкость немецкого юмора оценить, за правду он эту фразу принял, и надежда какая-то смутная затеплилась. Налево, шагом марш - и барак пошёл. Уже почти из лагеря вышли, как немец тот (мимо кухни они шли) Василия увидел и из строя выдернул. И Василий очнулся, сообразил, к какой мамке их ведут, и успел ещё двух земляков из колонны выдернуть... А потом начался тиф. Немцы тиф лечили просто: больной? - в траншею. Страшный был тот лагерь. По несколько эшелонов (а в каждом поболее тысячи народу) принимал тот лагерь каждый день и столько же выдавал - в траншеи и печи. И Василия черёд пришёл. Ослаб от болезни, не смог подняться на развод - тут же вынесли из барака и на специальной подводе (вперемешку мёртвые и полумёртвые) - в траншею. Повезло Василию - первым его скинули и сверху другими телами закидали-завалили. Траншеи те были длинные и глубокие, и немцы их сразу не закапывали (зима, новые траншеи медленно роются, а пленные умирают быстро), под "завязку" почти заполняли. А чтоб случайно не выполз никто (из уже не ходячих, но ещё не умерших) - гранатами каждый "свежий слой" закидывали...
   Повезло Василию - и гранатами не зацепило, и сил хватило из-под того завала тел выбраться, и из траншеи выползти, и от лагеря отползти-уйти. Километров за двадцать ночью ушел и на село наткнулся. И тут повезло в первой от края хате, куда он заполз. Ветеринар там жил. Посмотрел ветеринар на Василия, лишь головой качнул - видно, что и дошёл мужик, и что в тифу, и руки, и ноги обморожены. Руки ветеринар ему спас, а на ногах пальцы отрезал сразу (иначе нельзя было). Заставил Василия стакан самогонки выпить, прокалил на керосиновой лампе обычную ножовку и отпилил пальцы... Немцы по горячим следам за ним не пошли тогда, ещё один тифозник в лагере никому не нужен, через три недели забрали, когда и от тифа оклемался, и ноги подзажили. И в другой лагерь отправили, на польско-немецкой границе, на аккумуляторном заводе работать (его правнучка потом в этом городе побывала, студенткой по учёбе ездила)...
   Разные были случаи, и предложения, и возможности разные, но горла за кусок никому не рвал, и не предал никого, и шеей не вертел и хвостом совсем не вилял. Медалей и орденов у него не было, и пенсию ни какую не получал, ни от Советского правительства, ни от правительства Германии, не за что пенсию ему было платить - в колхозе не был, а за шесть с лишним лет концлагерей в то время не платили. И на собраниях праздничных не выступал, и День Победы особо никогда не праздновал. А что тут праздновать - то, что сам полгода убивал, а потом его три с лишнти года убивали?
   Говорят, дикие животные живут намного меньше своих собратьев, приручённых людьми. Например, волки в среднем живут меньше собак. Это как сказать, смотря, какой волк и какая собака, и какие хозяева у собаки...
   Дид Вовк умер на девятом десятке. И девчат своих вырастил-поднял, и замуж поотдавал. Двух - за хлопцев с обычными украинскими фамилиями, одну - за "молдаванина", одну - за "немца". И внуков дождался всех, вот только правнуков не всех успел повидать. На той неделе, когда умер, шестой правнук родился. А первые четверо правнуков и правнучек от старших внучки и внука у него были, от детей старшей дочери. А старшая его дочь была замужем за "французом"...
   ... Звали его просто - Фёдор, а фамилия у него была французская. Кто знает, как тот их предок-француз к их селу прибился. Может, когда Наполеон отступал, раненого с обоза в селе оставили (знали, что не довезут). А, может, улан или драгун какой в лесах заплутал, выехал к селу, встринув дивчину деяку, та и закохався з переляку. По месту фамилию их, конечно, на местный лад немного переделали - непривычное для уха французское "ю" более простым "у" заменили и ударение на первый слог перенесли...
   У колхозпу Хвэдору не ндравилось. Робышь-робышь, а копийки ниякой нэма, и в нидилю робышь, и по праздниках, а всэ однаково - задарма. А ще собранья всяки да митинги - слухай писля роботы (або до) на ногах стоючи. И дурницы богато, ланковый кажэ - тэ робы, а тоди - кидай, робы другэ. Колысь, вин за цэ хотив выступыть, да добрэ - батько рядом був, зупиныв - мовчи сынку, мовчи, як богато балакать будэшь - побачишь тэ, шо и Вовк нэ бачив. Однэ тильки Хвэдору у колгоспу ндравилось - як на конный двир робыть посылали, конэй вин любыв...
   Плохо ли, хорошо ль, но не долго Хвэдору пришлось в колхозе быть - в армию забрали. Служить попал в отдельную фельдъегерскую часть войск НКВД, и от дома не совсем чтоб очень далеко - под Брестом. В армии намного Фёдору больше понравилось, ниж у ридному колгозпу. Одэжу выдали справну и взуття справне тож, и годували по часах и добрэ (у ридного батьки так нэ йив). А як з пакетом кудысь йихаты, то сухпай дають, або гроши, шоб пидйив десь у городу. Хвэдор тэи "едовы" гроши економил, одкладал, шоб, як прыйдеться до дому йихаты або в отпуск, шо-небудь на подарунки куповаты. И порядку набогацке бильше в армии було, и навчали разному...
   Только уснул Фёдор, как сон ему снится. Будто с отцом вышли они ещё до колхозной работы сено подкосить по неудобьям. Солнце только поднимается, росяно ещё, а на той стороны речки уже людей полно. А ближе всего к ним дивчат двое. Приглядывается Фёдор (далековато всё же) и не поймёт, чьи? Вроде Вовковы обе дви старшие. Только разглядел, а тут вдруг ветер налетел, и гроза загрохотала. И люды побиглы уси, и Вовчины дивчата побиглы, до их побиглы, а вин до их побиг, да за шось зачепывся и падае... А старшина за плечо трясёт - Подъём. Строиться.
   Построились во дворе - Война, хлопцы (а вокруг грохочет-громыхает). Границу нам не удержать (знал старшина, видно, силы немцев и возможности своего полувзвода). И до Бреста не пробиться, отрезан уже Брест от нас. Будем отступать. Шинели, сидора, личные вещи оставить, фуражки снять, взять боекомплект, перевязочные пакеты, фляги на ремень и сухари по карманам рассуйте. Построение через пять минут.
   А кони ж як? - не выдержал Фёдор - На дорогах немцы, а по лесу нам с конями не пройти. Выведи коней, Федя. Конь - животина умная, дорогу сами найдут, к крестьянским дворам прибьются...
   ... Памятник бы поставить тому старшине. Да такой памятник, чтоб за сотни вёрст со всех сторон было видно - и из Руси Белой, и из Малой, и из Великой. Да только вот нет на земле материала такого, чтоб памятник тот сделать. Ни мрамор, ни гранит, ни бронза, ни золото тут не подойдут...
   Всех вывел старшина, никого не потеряли, и царапины ни на ком даже нет. Только ноги кое у кого сбиты. Это у тех, кто первую солдатскую науку - как портянки мотать, плохо усвоил. Прошли и леса, и болота белорусские, и до Украйны дошли. Как ни быстро идёт-отступает солдат в пешем строю, а моторизированная пехота и танки наступают быстрее. Не оторвались от немцев, наоборот, немцы их опередили уже на несколько дневных переходов. И не прорваться им, фельдъегеря необстрелянные, да и стреляют плохо, прорываться с боем с ними - только в землю положить всех. Построил старшина всех на полянке, скомандовал в последний раз - "Смирно! Вольно", потом - "Садись. Дальше - расходимся, идём по одному или кому с кем сподручно. Знаки различия и отличия снимите. Документы и оружие закопайте. При возможности переоденьтесь в гражданское" - старшина уже не приказывал, а советовал, наказывал, как старший товарищ. Расстелил плащ-палатку и сам сел. А на палатке большую командирскую карту-трёхвёрстку развернул. И по-украински сказал, чтоб им понятнее было, - "Дывытэсь хлопцы, та надывляйтэсь. Хто як надывэться - тому таке и життя будэ. А як хто не додывэться - то и зовсим нэ будэ ниякого"...
   Карабина Фёдор не бросил - добрый карабин, и лёгкий (раза в два легче батькового кремневого ружья), и к плечу прикладистый, и пристрелянный хорошо, и убойный. Может, когда ещё придётся поохотиться. И хворму сымать нэ став (тильки петлицы споров), одэжа справная, а гражданьску шо - красты чи шо ще?..
   ... "Наудаль шашка рубит, вслепую пушка лупит, а пуля знает точно - кого она не любит..." - это из песни в одном из кинофильмов 70-х. "Где был бы я? Иль вовсе б не был? В каких теперь бы жил мирах? Когда бы батьку снайпер выждал в тех переспевших клеверах?" - а эти строки из сборника 60-х-70-х 20-го века "Поэты о войне". Но это не поэтический вымысел, и не рассказ поэта о чьей-то частной судьбе, так действительно было, и не с одним...
   ... Самую малость не дошёл Фёдор. Глупость сделал Фёдор, поторопился, забыл то, чему учил старшина ("на открытую местность и дороги не выходите..."). Да как тут не поторопишься, как не забудешь, когда - вот оно, совсем рядом. В соседнем районе он уже, места знакомые, по дороге до ридной хатыпо дороге восемьдесят километров, а если навпростец - и пятидесяти нет, за день можно успеть.
   Вышел на край посадки, присмотрелся, прислушался - вроде тихо, никого нет. Сделал десяток шагов по полю и получил пулю.
   Второй глупости Фёдор не сделал - упал сразу, как учил старшина ("получил пулю - не думай и не строй героя, падай сразу, подумать и героем стать ты успеешь, если жив останешься, а будешь стоять и думать - вторую получишь"). Грохнулся плашмя, перекатился и замер (карабин из руки не выпустил, хоть плечо жгло). Но и вторую пулю тут же получил - в ногу, то ли у немца это контрольный выстрел был, то ли заметил снайпер его перекат по качнувшимся верхушкам трав...
   Долог день до вечера, если делать нечего. А когда пуля в ноге, и плечо кровью истекает, и ничего нельзя сделать - ни отползти, ни перевязаться, ни попить, ни пошевелиться - ох, как долог этот горячий летний день. А рядом товарищ-земляк хрипит, кровью истекает, умирает. Вдвоём они шли и вдвоём на то поле вышли. И не помочь товарищу, чуть пошевелишься - сразу "довесок" получишь к тем трём пулям, что уже на двоих получили.... Перележал Фёдор немца, перетерпел, выждал, высмотрел. Уже полкруга солнце прошло и на захид склонилось, когда на той стороне поля на берёзе стёклышко блеснуло. Не стал торопиться Фёдор, час ещё подождал, чтоб закатное солнце немцу оптику посильнее засветило. Потом карабин передёрнул (минуты две затвор тянул, чтоб не клацнул), прицелился чуть пониже того места, где стёклышко видел, и выстрелил. И следом второй раз, тут уже или пан или пропал.
   Не вскрикнуло, не гупнуло, только берёза покачнулась. Видно, немец тот удобно сидел, раз не упал, и немцу тому он в сердце попал. Теперь можно и назад в посадку отползти, перебинтоваться и на дорогу выходить, к людям, лесом до дому уже не дойдёшь - сил не хватит...
   ... Кудой ты, доню, збираишься? - До Кийева, мамо - Тю, ты шо, здурила зовсим? Забула, шо батько казав? (Как немцы придут, из дома лишний раз не выходите, в платки кутайтесь, лицо сажей мажьте, если что - в подпол прячьтесь или в погреб) - Ни, нэ забула - Так сиды дома - Люды кажуть, шо дэсь пид-за Кийовом лагирь е, дэ нимцы чорвонноармийцев держуть - Ну и шо? - А ще кажуть, шо як хто з семьи прийиде, то нимцы раненых отдають - Дак шо? - Сусидчина титка з Малькивки казала, шо хтось там Хвэдора Кирилова бачив, и раненый вин - Дак шо? Хай його маты йиде и заберэ - Вона нэ можэ, слабуе, и мала приболила - Дак шо?! - Я пойиду, мамо. Жинкой назвусь и заберу його.... Нипогана дивчина выросла Мария. Нэ лядаща, и роботяща, и до людэй приветлива, смирна, розумна, послушна. Да только иной раз девичьему сердцу и мать приказать не может. Задумала, решила, сказала и сделала, вточь як батько ейи...
   Выходили-вылечили Фёдора мать да Мария. Да ще родычка одна допомогла - трав дала. Кажуть, що у тэй родычки якись дар був, и до дочки ейи, титки Ольги, той дар передався. А до дочкиной дочки - ни, бо та внука в город пойыхала, да за гроши спевала, а як хто шось таке за гроши робыть, то дар пропадае. Ну цэ - уже иньша гистория...
   После освобождения потаскали Фёдора несколько месяцев по разным следствиям и комиссиям. Потаскали да отпустили обратно в колхоз. А что ему в вину вменить было? С немцами не сотрудничал, в полицаях не был. А то, что по приказу в 41-м отступал и всего одного немца убил - так сколько таких, что без приказов отступали и ни одного врага не убили? Сколько просто так в землю полегли, ни за что ни про что? Не самый слабый и не самый бесполезный боец оказался он в той ситуации...
   В 45-м дочь у них с Марией родилась, а в 49-м - сын. А в 51-м они погорели. Молния ночью в соломенную крышу ударила, и хата и сарай мигом занялись. Фёдор сам на ночной охоте был, а Мария еле успела из хаты выскочить с детьми на руках, да с той подушкой, на которой дети спали. Хорошо ещё, соседи корову выгнать из сарая помогли, всё остальное сгорело, и живность, и рухлядь, и документы, и гроши, хоть малые, да нужные... Много чего ещё в жизни было. Целых шестьдесят пять лет отмерила богиня жизни и смерти ему от тех двух пуль, от которых должен был умереть. Должен был, но не умер, не захотел, может, за то и отмерила. А так щедро отмерила, может потому, что на одной из её праправнучек женился...
   ... Его сын проходил срочную службу в Восточном Берлине в составе ГСВГ. В 1968 году во время чехословацкого конфликта неделю невылазно вместе с другими товарищами по службе сидел в заведённых и готовых к бою танках в пятидесяти метрах от Берлинской стены. Через двадцать лет побывал в служебных командировках в Западной Германии, Италии, Франции. В долины Луары и Роны, правда, не получилось съездить...
   Младший сын его сына не служил в армии. После университета устроился на работу в филиал известной немецкой фирмы. Украинского языка почти не знает, зато (кроме русского) знает два иностранных. Часто ездит в командировки, в том числе и в Германию. Три года как женат, но детей пока нет. Живёт в минипентхаузе и ездит на "Тойоте". Отдыхает там, где обычно отдыхают топ-менеджеры - в Турции, Таиланде, Малайзии. Он не помнит той великой войны и того маленького конфликта, не переросшего в войну, и почти не вспоминает деда...
   Прошло время, и у младшего сына, внука деда Фёдора уже три дочки-красавицы - жизнь продолжается... и четыре дочки уже. Родственники шутят - ты "подвиг" дида Вовка повторить хочешь...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"