Нет, на самом деле по паре стихотворений в день - благодаря соцсетям. В основном - на актуальные темы. Реже - что-то романтическое, если зацепит с первых строк... Но так, чтобы целый сборник! Это не про меня.
И все же, увидев на импровизированном прилавке во время Партенитского семинара сборники стихотворений Анастасии Шакировой, полистав их, поняла, что обязательно куплю. И обязательно прочитаю.
На тот момент позволила себе только один сборник из двух представленных - "на дегустацию". И, скажу, первое впечатление меня не подвело.
Что же такое "Письма одного королевства"?
Это песни сказочных земель. Сказочных не потому, что их нет на карте нашего мира, а потому что, зачастую, все происходит во времена сказаний и легенд. Во времена, овеянные волшебством необъясненности, чудесами, которые неизвестно происходили на самом деле или были выдуманы менестрелями, рождены из приукрашенных былин и названы сказками.
А песни - потому что едва ли не каждое стихотворение хочется положить на музыку с этническими мотивами и слушать, глядя на живое пламя в уютном очаге.
чтоб написать тебе эту пару строчек, дышать на пальцы нужно, под лампой греть их... ты знаешь, лето здесь раза в два короче, чем разговоры, об этом несчастном лете. проснешься утром - дверь замело сугробом, хоть лезь в окно, хоть жди, пока откопают. кровать же холоднее любого гроба, извертишься, насилу и засыпаешь. безумные и сморщенные знахарки на языке невнятном бормочут песни...
...здесь небо по ночам полыхает ярко, как те гирлянды - помнишь, на елке в детстве? здесь небо выше ста королевских башен, раскинешь руки - и не упасть в него бы... и хочется тянуться все дальше, дальше - лети, расправив крылья, давай, попробуй!
Каждое стихотворение этого сборника - это отдельная история. Правда, не всегда история законченная. Чаще - это зарисовка событий, ощущений, но зарисовка с сюжетом и настолько яркая и живая, что каждая строчка дополняет картину, завораживая, заставляя работать воображение. И, прочтя последнюю строку, читатель остается в плену у этого напева - с ритмами шаманского бубна и звуком варгана.
В стихотворениях Анастасии звучит и таинственный север, и степные напевы, но есть и европейские короли, и драконы, и пираты, что плывут в зеркальных морях за край миров:
мы плыли тридцать дней незнакомым курсом, по карте прожженной, крошившейся под рукой, и море казалось то пурпурным, то зеленым, то древним и черным, как память иных веков.
Край мира, порубежье, черта, за которой неизведанное нечто, грань между жизнью и не-жизнью - этот образ встречается во многих стихотворениях Анастасии, иногда неявно, а иногда почти классический - вроде известной нам по сказкам реки Смородины. И замечательно соединяется известное и тайное, сплетаясь в новые образы... Мне, например, очень понравилось вот это о кошках:
кошки знаю дорогу сквозь ночь, сквозь пески или льды,
кошки смотрят на тени - и видят там руки и лица.
и недаром все кошки боятся проточной воды,
ведь любой, самый мелкий ручей - он течет к Погранице.
Это ведь не просто фантазии автора, это - и наблюдательность, и отзывчивость, восприимчивость к "тонким материям" этого мира, способность видеть мистическое и полагать его совершенно естественным в нашей полной чудесного и неизведанного жизни.
Чтобы бочка меда не показалась слишком уж сладкой - добавлю ложечку критики.
Как по мне, иногда автор злоупотребляет такими именами как Джек, Джессика, Молли и другими, что слишком привычно ассоциируются читателем с английской, а чаще - американской культурой. Не то, чтобы это плохо само по себе, но в некоторых стихотворениях они смотрятся чужеродными, словно грубые штрихи в изящном узоре.
Книга словно сборник сказок, который можно либо читать весь вечер, завернувшись в плед, либо открыть в свободную минуту и зарядиться эмоцией. "Письма одного королевства" можно сравнить и с книгой-альбомом, где каждая поэзия - словно картина, красочная, богатая деталями. Вроде лишь один миг запечатлен - а рассматривать можно долго, постепенно узнавая и прошлое того, что на ней происходит, и будущее.
А еще я бы порекомендовала эту книгу всем, кто занимается творчеством, потому что поэзия Анастасии Шакировой - вдохновляющая. Зная автора еще и как прозаика, я могу предположить, что едва ли не треть произведений сборника можно было развернуть в полноценный рассказ или повесть. И возможно именно потому стихотворения дают мощный заряд вдохновения, незаметно превращая читателя в соавтора недосказанных историй и недописанных картин. Причем это "недо-" не из той серии, когда автор заканчивает произведение, не зная, чем продолжить. Нет - автор сказал все, что хотел, а делать выводы и домысливать совершенно оправданно предоставляет читателю.