Совсем недавно вышла седьмая книга о юном волшебнике и любимце огромного количества детей мира Гарри Поттере. Утихли страсти по поводу кончины главных героев, проигравшие рыдают над потерянными деньгами, а букмекерские конторы подсчитывают барыши. Для большинства людей выход новой книги и нового фильма являются всего лишь ярким событием. Поводом лишний раз сходить в кино, или порыться в Интернете в поиске "незаконного" народного перевода. И только для христиан, в особенности православных, это не просто выход последней части эпопеи, но некое культурно-воинственное событие, требующее самой жесткой критики.
Приведу небольшой пример: "Гарри Поттер - провозвестник антихриста, он готовит почву для того, кто придет подменить собой Христа"! И дальше: "Мы, служители православия, приложим все силы для того, чтобы не допустить в трепетные сердца смиренных чад богомерзкое заграничное изобретение. Но вопрос я бы поставил шире - кому понадобилось оглуплять страну? Не мешало бы об этом задуматься нашим политикам..." http://www.pochaev.org.ua/?p=listok/listok30
Довольно необычная реакция на постороннее для Церкви событие вызывает некое недоумение. Конечно же, с одной стороны, пастырь должен следить за всеми событиями в жизни своей паствы и назидательным образом реагировать на любое "реакционное" действие. Но странно, чтобы такое незначительное событие заслуживало такого острого к себе внимания. Почему-то многие православные люди считают, что всё, где нет слов "церковь", "святые", "Русь" и т.д., не заслуживает одобрительной или просто нейтральной оценки. Пытаясь создать некий стереотип "православности" и "неправославности", они разделяют весь мир на два полюса, создавая некое противостояние правильного и неправильного, православного и неправославного, при этом, мягко говоря, вообще слабо представляя себе, что есть критерий данного определения, которое, как известно, принадлежит только Богу и соборной Церкви - как телу Христову. Людям хочется нарисовать примерные рамки хорошего и плохого, того, что правильно и неправильно, разграничив мир на чёрное и белое, но при этом забыв главный принцип мироздания, говорящий, что нет чёрного, есть отсутствие белого.
Зло - не что-то цельное, отдельное, личное, зло - это лишь недостаток добра, вызванный сознательным отвержением блага. Материя не несет в себе зла, потому что всё, созданное Богом, благо и прекрасно. И когда мы говорим о зле, то, прежде всего, говорим о злой воле, которая по собственному желанию отвергла Бога и выбрала сторону противления. Но нельзя, смотря на мир, ставить на всём однозначное клеймо: "вот это - зло", "это - добро", потому что, сегодняшнее завтра может послужить благу. Хорошо бы рассматривать каждый отдельный случай в определенном контексте времени и места.
Касательно Гарри Поттера - то это сказка, рассказ о мальчике, борющимся со злом как внутри себя, так и с его носителями в этом мире. Судить, хорошая это сказка или плохая, должен читатель. А мы знаем, что многие дети именно благодаря этому персонажу снова взяли в руки книгу как таковую. Колдовство же, которое используется в поттериане, можно приравнять чуду и магии, которые есть в любой сказке. Если же мы всё-таки хотим оградить детей от данного произведения, то нужно выдвинуть альтернативу, способную вытеснить из детского знания образ мальчика-волшебника, заменив его другим, более светлым образом. Вряд ли им окажется какой-нибудь персонаж из "Рассказа про Божью коровку" монаха Лазаря.
Если быть честным, детская православная литература в большинстве случаев - это интересное чтение для женщин после сорока лет и позже. Нужно учесть, что дети наши растут не в колониях закрытого типа, а в реальном мире, где есть их неверующие сверстники, которые рано или поздно просветят их о Гарри Поттере, а то и чем похлеще. Важно не запрещать смотреть фильм или читать ту или иную книгу, закрывая ребенка в "идеальной" резервации. Важно объяснить детям те принципы жизни, на которые должен опираться христианин. И тогда ребенок сам сможет, с помощью родителей, ставить оценку героям книжных бестселлеров. Ведь в любом произведении, какие бы резкие оценки оно не вызывало, есть место добру и благу. Нужно научиться их видеть. Это не значит, что следует читать и смотреть всё подряд. Просто, если перед нами находится продукт масскультуры, от которой мы не в силах ни защититься сами, ни защитить своих детей, то должны, или даже обязаны, научиться отделять истинное от ложного. Возогревать в себе дух разумного рассуждения, который помог апостолам, проповедовавших в языческом мире, не разрушить старое, а вопреки этому - использовать его опыт для создания нового, более возвышенного, направляя, таким образом, мирскую мудрость в правильное благодатное русло.
Вместо осуждения и запрещения нужно научиться принимать и преображать, следуя апостольскому принципу: "Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает" (1Кор.10:23)