Константин К. : другие произведения.

Суперблиц судейский, субъективный, или 3-С бухгалтерия (слабо - средненько - Супер)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Финал СТ-2009, "Возвращение домой".
    Своё мнение не считаю истиной в последней инстанции, потому никогда обзоров и не писал.
    Конкурс окончен. Оценки выставлены, комментарии к обзору закрыты. Радует, что моё мнение о работах настолько совпало с мнением самих конкурсантов - многие вообще ничего не сказали. Видимо, нечего было добавить. Значит, не зря старался.
    Успехов всем!

  Финал СТ-2009, "Возвращение домой".
  Своё мнение не считаю истиной в последней инстанции, потому никогда обзоров и не писал. А тут, - обязанность... Эхххх... Ну, что ж, попробуем :)
  Не всё сразу, конечно, но постараюсь не затягивать. Чтобы было время обсудить и - чем не шутит враг? - изменить мнение :)
  Только, вот ещё, просьба: Пожалуйста, избегайте обид, раздражительности и упрёков. Только конструктив!
  
  
  Бекер В.Э. Халявщик
  В общем рассказ неплохой. Хоть и не без недостатков. На мой взгляд, несколько "сухой" язык. Не очень "свежая" тема. Не убедительны атрибуты фантсоставляющей. Всё, как у Шекли. Конечно, я читал Шекли. И очень уважаю его творчество. Но рассказ "Халявщик" написан не им. А, значит, и стиль написания должен быть авторский, а не от знаменитого дяди. Иными словами, используя стиль Шекли, на мой взгляд, Вы, Владимир Эдуардович, больше потеряли, чем нашли.
  Кроме того, уважаемый родоначальник ироничного фантастического рассказа не просто описывал фантастическую ситуацию, пришедшую ему в голову, но и иронизировал в адрес человека. Умно, глубоко, хлёстко. Без этого, расписывай он хоть какие навёрнутые фантастические ситуации, уверяю Вас, он не стал бы тем, кто он есть теперь.
  Средненько.
  
  Дашук А. Полевая практика с чудовищем
  Очень хорошо Вам далась прямая речь. Просто кажется, что слышишь голоса, угадываешь интонации... Точны выражения, обороты. Различимы характеры говорящих. Вплоть до вызова визуальных образов. Очень хорошо.
  Хуже авторская речь. Мне она показалась диаметральной диалогам по своей организации. Вплоть до диссонирующих ощущений. Читаешь диалог - захватывает, увлекает. Чуть перешли к описаниям - так горькое впечатление нескладности, какой-то.
  Что ещё не понравилось мне, так это ровное, блеклое повествование. Вы писали мистическую историю, почти ужастик, а не воспользовались возможностями ярких, пугающих образов, не попытались извлечь хоть что-то из такого простого приёма, как нагнетание напряжения. Это ведь всё литературные приёмы, проверенные на практике жанра. И без них жанр - не жанр. Он становится пресен, как маца.
   Что касается тематики рассказа, я бы её, скорей, определил лежащей в сфере на самом деле используемых приоритетов в человеческих взаимоотношениях, в отличие от декларируемых, а совсем не о звере, таящемся в каждом из нас. Трагедия неукротимости людского эго, гордыни, мстительность и лживость, мракобесие, беспощадная, слепая жестокость... Это далеко не звериные качества. Звери куда, как честней и добрее. И ошибки, ошибки, ошибки, которые мы сами не хотим видеть, признавать их таковыми, но которые приводят к настоящим человеческим трагедиям. С поломанными судьбами, смертями... Вот, что главное в Вашем рассказе. И ещё - жизнь, по уши во всех этих грехах, воспринимаемая на деле, как нечто обыденное...
  Средненько.
  
  Роженко Н.А. Старая электричка
  Довольно слабая, с точки зрения её литературности, работа. Совершенно ничего нового, Нина Анатольевна, Вам сказать не удалось. Хоть Вы и очень эмоционально описали поездку в прошлое, но говорили о том, что уже тысячи раз говорено-переговорено, говорили сюжетом, который использовался несчётно, говорили сбивчиво, не литературно. В довершение всего Вы некорректно загрузили текст на сайт, используя лишние теги, в связи с чем большая часть предложений порвана совершенно неуместными абзацами.
  Если бы я прочёл эту миниатюру просто, как читатель, то отозвался бы о ней в контексте личности автора. О личности, её качествах, страданиях, мыслях, переживаниях текст говорит очень многое. Вы достойны уважения, сочувствия, сопереживания. Ваш внутренний мир отнюдь не беден. Но всё это пока ещё не нашло своего отражения в мастерстве написания литературных текстов. И потому, рассматривая Ваше произведение, как конкурсный литературный опыт, я не могу оценить его высоко.
  Однако Ваш эмоциональный накал, если Вы не сочтёте за труд старательно поработать над литературной классикой и работами современных писателей, думаю, позволит Вам в будущем стать неплохим автором.
  Слабо.
  
  Никитин Д.Н. Новые гулливеры
  Довольно скупо для автора такого уровня :(
  Простите, Дмитрий Николаевич, но Вы словно репортаж писали о довольно скучном и неинтересном событии. Я не увидел эту новую Землю с новым, измельчавшим населением. Я ничего не понял о взаимоотношениях, возникших между "мелкими" и новыми гулливерами. А они ведь были. И даже философский подтекст рассказа об измельчании людей и будущем разделении человечества по этому признаку не производит должного впечатления, оставляет равнодушным. Возможно, потому, что очень уж тезисно написано, что не хватает тексту эмоции. А одного сюжета, каким бы замечательным он ни был, недостаточно для создания полноценного литературного произведения. Впрочем, думаю, всё это Вам известно не хуже, чем мне. В общем, сходная по теме "Лопата Одиссея," помнится, мне понравилась куда, как больше.
  Слабо.
  
  
  Лебонд К. Белые лебеди на чёрной воде
  Трудно сказать что-то определённое. Можно лишь предположения строить. Похоже, что Вам, Ксения, очень понравились слова известной песни. И по её мотивам Вы решили написать историю любви. Правда, при чём здесь тогда "наколотые" апельсины? Вы только помянули эту тему, но не осветили её. Если Вы хотели сказать, что молодёжь Майдана добилась результата прямо противоположного ожидаемому, то сделали это столь робко, столь зашторено вопросами о любви и верности - почти неразличимо.
  Ну, а если это мои домыслы, желание связать прочитанное с некими проблемами общества, и тема рассказа старая, красивая песня... тогда скажу, что в нём (в рассказе) совсем нет драматургии в отличие от песни. Нет конфликта. Просто одна из миллионов аналогичных человеческих судеб, рассказанная подруге за чашкой кофе, зарисовка, материал для будущего рассказа.
  То же можно сказать и о языке повествования. Мне почему-то пришло в голову сравнение с плохо отшлифованным, занозистым черенком лопаты.
  Слабо.
  
  
  Хабибулин Ю.Д. Фуршет на лётном поле
   Первая часть рассказа произвела впечатление вступления к статье, не очень ладящего с русским языком политолога. Масса повторов казёнными словами, без которых вполне можно было бы обойтись, сократив, тем самым преамбулу статьи если и не в три, то в два раза точно. Думаю, что Вы, таким образом, хотели погрузить читателя в атмосферу хаоса и беспредела, царившего тогда в Грузии. Но эффект погружения не достигается простым, отстранённым повторением крупномасштабного описания событий, да ещё и сделанным сухим, почти канцелярским языком. Это нужно делать опосредовано. Через события, происходившие с героями.
   Вторая часть несколько лучше. По крайней мере, в ней реже встречается канцелярит, нет глобальных полотен, попадаются описательные фрагменты. Есть даже психологические портреты героев. Однако текст всё же не дотягивает по своему качеству до увлекательного, хоть развитие сюжета к этому здорово обязывает.
   Понятны темы, (отсутствие предмета делёжки между простыми людьми, общность истинных человеческих ценностей вне зависимости от национального признака, др.), которые Вы хотели раскрыть в рассказе. Хоть переданы они несколько неуклюже, несмотря на оригинальный замысел представленных аллегорий, думаю, это можно легко поправить, хорошенько поработав над текстом.
   Пришлось для рассказа ввести 4-е "с", поскольку и не "слабо", и не "средненько", и, тем более, не "Супер", а как-то...
  В общем: сыро.
  
  
   Бердник В. "Liberta"
   С чего начать?..
   С того, что слабо.
   Прежде всего, конечно, с точки зрения литературности текста. Рассказ изобилует банальностями, не совместимыми с литературой... Массовые повторы, нестыковки времён, путаница с обстоятельствами мест и времени описанных событий... Некорректное использование слов в описательных предложениях, двусмысленности отношения причастных-деепричастных оборотов к тем или иным персоналиям... Местами неуместные абзацы, разделяющие целостные фразы в самых неожиданных местах... Опечатки, случаи тавтологии...
   Что касается сюжета и тематики - ни то, ни другое не говорит читателю ничего нового. Они примитивны и настолько же банальны, как сплошь разбросанные по тексту давно устоявшиеся в быту фразеологизмы. Тысячи, если не десятки тысяч аналогичных примеров, но написанных куда, как интересней, знает мировая литература. Даже на Самиздате, думаю, можно легко найти очень сходные сюжетные, композиционные, тематические решения в количестве достаточном, чтобы понять их ординарность. Можно, конечно, возразить в том смысле, что в жанре мелодрамы вообще невозможно сказать что-то новое. Отчасти это, возможно, и справедливо... Хотя, не уверен на все сто - сам пытался. Но, тем не менее, вкупе с неграмотным, путанным и скомканным текстом, даже с учётом помянутой невозможности, примитивность описанной ситуации не оставляет читателю шансов на получение удовольствия от процесса чтения.
   Понятно, что описанный в рассказе случай из жизни, или как бы из жизни, Вы, Виктор, как автор, прочувствовали тонко и полно. Но вызвать возможность прочувствовать его же у меня, как у читателя, Вам не удалось. Я не хочу сказать, что такие рассказы писать неправильно, или, там, нельзя... Каждый пишет, как может, выражая волнующие его мысли, чувства, надежды. Но не каждый может сделать это так, чтобы выиграть литературный конкурс.
   Извините, мне рассказ категорически не понравился.
  
   Кишларь С. Буковки
   Хороший, крутого, почти детективного замеса сюжет. Неожиданная, вполне правдоподобная развязка. Качественно раскрытый сложный психологизм ситуации и психологические портреты героев. Всё это, если и не отличным, то довольно правильным русским языком...
   Не буду размазывать - хорошая работа. А когда работа хороша, то обычно не очень-то находится что сказать. Не пересказывать же сюжет :)
   По рекомендации сочувствующего конкурсантам и уважаемого мной Валерия Борисовича, ввожу 5-е 'С' - 'славно'.
  
  
   Токарев С. Славная жизнь
   Хоть рассказ и написан, как мне показалось, довольно 'нескладным' языком, особенно его начало, но интерес вызвал. Несколько оригинальных приёмов, использованных автором, заставили, если и не сразу, но всё же проникнуться повествованием. Хочу признаться, хоть и разглядел я в тематике этой работы и интерес автора к историческим фактам, и его убеждённость в том, что человеческая настойчивость способна творить чудеса... Но, как мне показалось, не только об этом говорит читателю рассказ. А вот о чём именно... Что-то прячется между строк :) Не уловил. Может, чуть позже осенит, как это частенько случается с читателями.
   А пока - выше среднего.
  Повторное прочтение радикально мнения не изменило... Разве что, ещё одна мысль заворочалась в моей не очень сообразительной голове. Все мы по себе оставляем нечто похожее на нас самих и на дела наши, сотворённые при жизни. Дом мне показался похожим на того, кто так стремился его построить.
  
   Сотников О. Новая жизнь Звери Зверявкина
   Великолепная работа!
   Спасибо, Олег, за доставленное удовольствие.
   Не знаю, есть ли в рассказе какие-то технические промахи... Я ничего не заметил. Возможно потому, что был всецело поглощён отлично сделанной Вами работой.
   Прекрасно задуманные, и неплохо воплощённые аллюзии на внутренний мир каждого из нас. Качественно созданная атмосфера. Точны описания и переносы качеств нашей жизни на аллегоричных героев, и на столь же иносказательные обстоятельства.
   Главное достоинство работы, на мой взгляд, в том, что она заставляет думать. Видимо, не всех, судя по оценкам... Но, думаю, что на всех Вы и не рассчитывали. :)
   Возможно, мне так понравилась эта работа за её постмодерновый окрас. Ибо сам тяготею к аналогичным литературно-художественным приёмам... Не знаю. Знаю только, что рассказ очень понравился. Продуманностью, точно выверенным расчетом хорошего художника, вывернутой на изнаночную сторону философией нашей жизни. Ведь и правда - каждый из нас рождается в 'раю'. И живёт в нём, эдаким беззаботным зверёнышем, чистым душою кутёнком, не задумывающимся ни о чём, кто сколько может. И каждый взрослый для нас если и не бог, то полубог - точно. Особенно из числа тех, к кому нам приходится попасть в кабинеты. И каждый из нас, как Вы верно заметили, не просто вырастает из этого 'рая,' но прежде безумеет настолько, что согласен уйти из него, принеся в жертву свою незапятнанную беззаботность, а уж потом низвергается на землю, чтобы в 'небесное' детство не вернуться уже никогда... И исключения из общего числа, так и не обезумевших - человек простого труда. Но тоже не всякий, а лишь тот, кто избрал свою участь себе осознанно, не претендуя на некие блага, презирая их, и довольствуясь минимальным ради вечной возможности очищения, возможности жизни в чистоте, самостоятельно её создавая для себя и остальных, живущий почти в детстве, или в юности своего духа, в мире с собою. И сколь глупы надежды пытающихся 'закосить,' 'отмазаться...' каким-то другим способом. От жизни не 'отмажешься', сколько не пытайся сохранить свою от неё независимость. А как хочется, по прочтении, вернуться в то счастливое время, когда пьянил самый дух свободы, осознания, что вырастаешь, пьянил настолько, что и чаем можно было 'убраться...' Очень хочется вернуться, несмотря на запрет, потому что юность жизни - особое состояние. Состояние непрерывного созерцания радуги внутри себя самого.
   Нет, думаю, всех прочувствованных аллегорий мне не перечислить. Разве что, если обзор в несколько раз, по объёму, превысит объём самого рассказа :))
   Скажу в заключение, что Вы сказали беспощадное слово... Но правда всегда беспощадна, иначе она просто перестаёт быть правдой.
   Спасибо.
   СУПЕР.
  
   Шнейдер Н. Жди меня
   'Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте'.
   Возможно, и нет печальнее, но равные ей, по содержащейся в произведении печали, есть точно. Думаю, настолько же печальна и история, рассказанная в этой работе.
   Грустная, щемящая, страшная, но - правда, несмотря на сказочность сюжета, который я лично воспринял ассоциативно. Да и в части техники исполнения придраться почти не к чему. Мне понравилось.
   Где-нибудь, между 'средне' и 'славно'.
  
  
   Лойт Дерево Сейранты
   Очень интересная сказка. Мне понравилась своей философской, аллегорической составляющей. И тематика широкая. От социальных аспектов, зарегулированности, её пользе и вреде, до личностных связей, отношений между людьми, их зависимости от самых разных деталей. Очень верный, на мой взгляд, вывод о высшем назначении человеческой природы, должной самостоятельно разделять зёрна от плевел. А вот, если лишить его этой обязанности... В общем, актуальна как никогда сегодня тема роботизации человека. И пути к ней могут быть самыми разными, вплоть до воплощения чьих-то благих намерений в отдельно взятой, Богом забытой деревне.
   Славно.
  
  
   Ступицкий С.Л. Ганс
   Неплохо написано. Конечно, проблема копателей, как чёрных, так и белых, проблема захоронений, очень не проста. И, согласен, говорить об этом нужно. И, как бы, кем бы ни делалось это дело, я имею в виду захоронения, оно не может быть плохим. А герой Ваш не плоский. Он объёмен. Не плохой, не хороший. Он настоящий.
   Пока не решил, к какой категории отнести.
  
  
   Паршев О.В. Я вернусь
   Любопытно описано Вами это трагическое путешествие. Только мне показалось, что рассказ является фрагментом другого, более крупного, а потому и более полного произведения. Нет?
   О чём данное произведение я не понял. Зарисовка неплоха, но выводы?! Какие выводы? О чём размышлять? О коварстве Америки, благородстве России, и выборе доброго хозяина Третьим миром? Дык, неактуально. Третий мир давно уже сам мылится на хозяйские места. Причём, на все. И, похоже, это ему удаётся. Да, и Россия с Америкой не столь однозначны...
  Скорее слабо, чем средне.
  
  
   Суржиков Р. Разведчик
   Хорошая работа, Роман. Крупными, импрессионистскими мазками. Хочешь увидеть произведение - смотри со стороны, откуда всё в рассказе встанет на свои места. :)
   Можно сказать, что язык безукоризнен. Или близок к тому.
   И много, очень много вариантов для прочтения, истолкования... Насыщено аллегориями по самые завязочки. Не думаю, что все они (не завязочки) Вами использовались умышленно, но в том и состоит один из признаков таланта - читатели находят в произведении больше, чем сам автор.
   Думаю, вот, 'славно,' или 'супер?' :)
  
  
   Минасян Т.С. Остаться человеком
  Этого рассказа я прежде не читал, хоть с Вашим творчеством знакомился, если и не всеобъемлюще, то основательно. И должен сказать, что здесь я не смог разглядеть явных социальных, или нравственных проблем, столь характерных для Вас, как для автора. Мне они тоже близки и потому довольно часто вызывают интерес, как в тематическом своём аспекте, так и в вопросах реализации. В 'Остаться человеком' есть жажда жизни, есть образец снобизма, граничащего с безумием... Но всё, что в рассказе содержится, носит характер описательный. Не думаю, что уход матери героини, принятый ею как предательство, был основным замыслом рассказа.
  Порадовало, что здесь мне совсем не хочется Вам пенять на сухость языка. Был приятно удивлён хорошими, качественными картинками чужой планеты. Удалось. Настолько, что я видел перед собой золотые закаты Амфитриты. Но я бы не упустил возможности добавить красок к морскому периоду жизни героя.
  Правда, и это ещё не всё :)))
  Потакая своей страсти искать в читаемых работах символы, я обнаружил таковые и в 'Остаться человеком'.
  Символичным мне показалось помещение ГГ в водную среду, олицетворяющую приобщение горних тайн через 'отмывание' человеческого несовершенства. И через это погружение, благодаря своей устремлённости, ему удаётся всплыть, чтобы впоследствии быть взятым на свою исконную Родину. А спутники его, отказавшиеся смыть с себя чванство, снобизм, гордыню... Остаются в затерянном посреди космического холода, чужом мире, погребёнными, как и подобает людям после смерти, в земле. Пусть домовины их и не столь просты, как прежде, не так вычурны, как ныне, а технически почти совершенны, как может оказаться в будущем. Дела, вот, только, это не меняет. Земля пухом и царствие небесное - разные вещи, хоть часто поминаются рядом. А 11 километров водной толщи над ними, ничто иное, как символ так и не взятого ими рубежа возрастания. Так что...
  Скажите, Татьяна, это так и замышлялось? ;)
  
  
   Миндаль Продавец Судеб
   Да, о том, как недопустимо впопыхах менять свою судьбу, говорилось многими авторами. Фантастами в том числе.
   Вы поместили таковую недопустимость в свой сюжет... И что? Что изменилось в связи с тем, что коктейль был приготовлен на просёлочной дороге, а не в пустом баре на окраинной улочке Нью-Йорка?
   Справедливости ради, скажу ещё, что написан рассказ совсем неплохо. Что, на мой взгляд, говорит о необходимости обретения Вами 'своей' темы. Найдя её, думаю, Вы сможете сказать по ней всё, что только пожелаете. Возможности у Вас для этого, несомненно, есть.
   А пока - средне.
  
  
   Габдулганиева М. Спаси меня
  При всём моём к Вам уважении, Марзия, вынужден пенять за стилистические недоработки. Путаница с временами, несвязные, несогласованные предложения. Несбалансированны компоненты, складывающие повествование.
  Темы, конечно, актуальные. И внечувственное восприятие, и проблема юношеской наркомании... Но представлены как-то скупо, скрыты в тени явно затянувшегося анализа сновидений и, местами прорывающейся сквозь него, материнской любви.
  В общем, Вы умеете и можете писать значительно лучше.
  В это раз - слабо.
  
  
   Шауров Э.В. Три дня на вечность
  Ваши работы, Эдик, мне традиционно нравятся. Никогда этого не скрывал. Нравится Ваш стиль. Ваш язык. Поднимаемые темы. И хоть в этом рассказе Вы говорите о способности к самопожертвованию - казалось бы, кто только не говорил о ней - но сделано это мастерски, что доставляет массу удовольствия читателю. Многие авторы не понимают, что картонность их персонажей не даёт возможности почувствовать атмосферу, мысли, эмоциональный накал... У Вас герои никогда не бывают безликими. Они говорят и ведут себя, как нормальные, живые люди. Без всякого позёрства и лозунгов.
  Но, как мне кажется, Вы не ограничились одной лишь темой. Удалось мне разглядеть и подтексты. По крайней мере, мне так показалось. Не является ли слепком с нашей планеты сам 'Фараон' и обитающее в нём сообщество? И не есть ли способность к самопожертвованию - в полном согласии с христианской нравственной доктриной - единственным средством, способным продлить путь человечества в его будущее?
  Славно.
  
  
   И в заключение, рассказы, которые, будто и неплохо написаны, но для моего понимания оставшиеся недоступными. Видимо, слабо моё воображение для восприятия столь мощных авторских ассоциаций.
  
  
   Беленкова К. Доппельгангер
  Мне рассказ показался потоком. Не сознания, а воображения, ассоциаций на какую-то свою, животрепещущую для автора тему. С активным участием многих литературных и прочих персонажей. Я этого ряда ассоциаций, увы, не понял.
  Повторное прочтение и справки, наведенные в обзорах коллег, несколько прояснили для меня и тематику и структуру... И в завершение можно сказать, что рассказ немного недоработан, по моему мнению. Тема "превращения человека в тень," полагаю, тоже должна быть освещена. В существующем же виде рассказ предлагает нам "тень," как данность. Будто ею все мы изначально являемся, а не уподобляемся лишь в некоторых условиях.
  Собственно, несогласие лежит исключительно в контексте немного разнящегося философского подхода к теме. В остальном... можно попенять ещё на сложность ассоциаций, но, боюсь, это уже будет выглядеть придирками :))) Буду считать, что оченка должна быть между славно и средне.
  
   Масленков И.В. Люцифер Сэм
  Читал. Давно. Не понял. У Вас, Игорь Витальевич, спрашивал... Впрочем, ответа тоже не понял. Абстрагированное одиночество... Сейчас перечитал. И снова не понял. В общем, 'Чугун-метеорит' мне больше по нраву. Хоть, повторюсь, написано выразительно и красочно.
  
   Сотникова О.С. Кузнечик на ленте Мёбиуса
  Похоже на размышление 'в лицах', по прочтении очередных нескольких глав из Фрейда...
  
  Всё, написанное в обзоре, повторюсь, довольно субъективное и предварительное мнение, которое ещё будет обдумываться, возможно, обсуждаться, с желающими обсуждать, и к окончанию финала выразится, надеюсь, в максимально оптимизированных оценках.
  Конкурс окончен. Оценки выставлены, комментарии к обзору закрыты. Радует, что моё мнение о работах настолько совпало с мнением самих конкурсантов - многие вообще ничего не сказали. Видимо, нечего было добавить. Значит, не зря старался. Успехов всем!

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"