Качан Эдуард Николаевич : другие произведения.

19 января. Крещение Господнее. Богоявление

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Православный праздник - что это? У многих людей при мысли о православных праздниках возникает образ вереницы бабулек с кошелками, спешащих к православному Храму для того, чтобы батюшка освятил им яблоки. Но если серьезно - освящение фруктов или меда - дело десятое. На самом деле православный календарь составлен очень мудро. Если относиться к нему всерьез, вглядываться в него, то можно многое понять и в православном христианстве, и в Святом Писании, и в том, как нам нужно жить. Вот мы и попробуем это сделать - вглядеться и понять. Если честно, этот текст уже есть на странице - он включен в сборник рассказов "Богдан и его семья (беседы о православных праздниках)". Но сборник довольно большой, более 30 рассказов, а толстые книги не все любят. Поэтому и было решено поместить каждый рассказ по отдельности, для того, чтобы читатель мог выбрать - посмотреть ему маленький рассказик на пару страниц, или же всю книгу сразу.


  
   Введение.
  
   Богдан - подросток. Как и всякий подросток, он учится в школе, гоняет с приятелями на велосипеде и даже иногда ходит на рыбалку. Конечно, у Богдана есть мама и папа. А еще - две младшие сестры, погодки Тоня и Таня. Тоня серьезная и вдумчивая, Таня шумная и шаловливая. В общем - обычная семья.
   А еще родители Богдана ходят в Храм Божий. И детей, конечно же, берут с собой. Сколько Богдан себя помнит, жизнь его семьи тесно связана с Церковью, с православным христианством. Утренние и вечерние молитвы, исповедь и Святое Причастие - все это хорошо знакомо и Богдану, и Тане, и Тоне.
   Конечно, в семье чтят православные праздники - и двунадесятые, и великие, и дни памяти святых... И у Богдана, и у его сестер возникает множество вопросов. В честь какого события Священной Истории установлен тот или иной праздник? Что мы приобретаем, когда празднуем его? И так далее...
   Папа с мамой стараются отвечать так, чтобы их любимым чадам было понятно. А иной раз об одном и том же празднике происходит несколько бесед - и такое бывает.
   Мы подслушали некоторые их разговоры, и передаем их вам.
  
  
  
  
   19 января. Крещение Господне. Богоявление.
  
  
   Однажды Богдан обратился к папе:
   - Пап, я тут кое-что не понимаю.
   - По геометрии? - спросил папа. - Опять задачу решить не можешь?
   У Богдана были трудности с этим школьным предметом.
   - Нет, - ответил Богдан. - Я тут читал "Первое послание апостола Петра". Мне вот что не понятно...
   Богдан открыл Библию, нашел нужное место.
   - "Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его, - начал Богдан. - Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его... Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились" (1 Петр. 2, 22-24).
   - Тебе не понятна последняя фраза? - спросил папа. - Здесь апостол Петр напоминает, что сбылось пророчество Исайи. В 53 главе пророк Исайя говорит о будущих страданиях Мессии, Спасителя мира. И есть там такие слова: "Нет в Нем ни вида, ни величия; мы видели Его, и не было в Нем вида, который бы привлекал бы нас к Нему... Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши; наказание мира было на Нем и ранами Его мы исцелились" (Ис. 53, 2-5). Все так и было, сынок - большинство иудеев не узнали в Иисусе Христе Того, Кого они сами ждали. В Нем ведь действительно не было величия, как скажем, в земных царях, а люди ведь так падки на внешнее! И иудеи действительно думали, что убивая Христа, делают Богоугодное дело. А на самом деле он понес грехи наши и мы исцелились чрез Его крест - то есть его страданиями. Все сбылось, и Петр не устает говорить об этом.
   - Я именно это и хотел уточнить, - сказал Богдан. - Вот смотри - Христос ведь не сотворил греха (1 Петр. 2, 22)?
   - Не сотворил, - согласился папа.
   - Как же мог вознести на Свой крест наши грехи Тот, у Кого и Своих-то грехов не было?! - воскликнул Богдан. - Когда к Христу... - он замялся, подыскивая слово, - ну... прилипли, что ли, наши грехи?
   - Вот что тебя волнует, - сказал папа. - Я когда-то - то ли читал, то ли слышал объяснение, которое мне очень понравилось. Подробности я забыл - много лет прошло - но суть попытаюсь тебе передать. Скажи, сынок, сколько Евангелистов писали о детстве Иисуса Христа?
   - Два, - ответил Богдан, немного подумав. - Матфей и Лука.
   - А о Преображении Господнем?
   - М... - Богдан замялся. - Кажется - три!
   - Да, именно три, - сказал папа. - Матфей, Марк и Лука. А о воскрешении Лазаря, который пролежал в гробу несколько дней, сколько евангелистов упоминают?
   - Только Иоанн, - ответил Богдан. - Другие евангелисты, наверное, не сочли этот случай таким уж важным - ведь Господь и без того сделал множество чудес.
   - Правильно, - сказал папа. - Зато все без исключения евангелисты пишут о страданиях Господа, Его крестной смерти, и о Его воскресении из мертвых. И не удивительно - ведь это очень, очень важно. Но есть еще одно событие, о котором пишут все евангелисты. Это - крещение Господне в Иордане.
   - Да, все писали! - согласился Богдан.
   - И ведь действительно, в этот день совершилось многое, и такое великое! - сказал папа. - Тут и Христос подал пример всем нам, показывая, что крещение необходимо, и тот, кто крестится, исполняет правду (Мф. 3, 15). Тут и Иоанн указал на Иисуса Христа как на Мессию, на Агнца Божьего, Который берет на Себя грехи мира (Ин. 1, 29). Да и Богоявлением этот праздник назван ведь не зря! Явился людям Бог, более того - Свою Троичность открыл! Ведь был Сын Божий, принявший на Себя образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став, как человек (Флп. 2, 7); был Дух Святой, сходивший как голубь и ниспускался на Христа (Мф. 3, 16); был и глас от Отца, который сказал: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф. 3, 17).
   - "Ибо три свидетельствует на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино" (1 Ин. 5, 7) - сказал Богдан, который знал эти слова апостола Иоанна и любил их повторять.
   - Да, - согласился папа. - Но в тот раз случилось и еще кое что. Представь себе - в Иордан один за другим входят люди, каются, и река непостижимым образом смывает их грехи. А потом в эту реку, несущую в себе всю тяжесть наших грехов, входит чистый, безгрешный Иисус. Он не имел нужды в покаянии, и потому оказался единственным, Кто вышел из воды не очистившийся от грехов, а отягощенный грехами, только не своими, а нашими! Мне кажется, что именно тогда Агнец Божий взвалил на свои плечи грехи мира!
   - Пап, я все равно не все понимаю, - сказал Богдан. - Ну, те люди, которые крестились у Иоанна - это понятно. Они как-то оставили в воде свои грехи, а Господь каким-то образом их на Себя взял. Но мы-то живем после этого события! Для нас оно - что? Ничего не значит?
   - Мы живем после этого события, - кивнул папа. - Вот только Бог живет вне времени. Вот смотри - в наших Храмах, над Царскими вратами, откуда выходит священник, неся чашу со Святым причастием, часто помещают икону Тайной Вечери. Там изображены апостолы, которые присутствуют на первой Литургии во вселенной. А почему в Храмах именно эта икона, сынок? А потому, что мы верим - мы тоже участвуем в той же самой Тайной Вечери! Господь живет в вечности, и поэтому на каждой литургии, в каждом православном Храме мира происходит прорыв во времени и в пространстве! Это мистерия, таинство, сынок! Господь не только апостолам протягивает Чашу со Своим Телом и Кровью, Он и нам дает ту самую Чашу!
   - То есть - литургия всего одна?! - спросил, пораженно, Богдан.
   - Для людей, для человеческой истории - нет, - ответил папа. - Нам кажется, что совершается множество литургий во многих Храмах мира. Но мистически, для вечности - да, одна!
   Папа посмотрел на сына.
   Тот молчал - услышанное требовало осознания.
   - А теперь я кое-что скажу тебе о воде, - сказал папа. - Есть такая штука - круговорот воды в природе.
   - Да, я знаю! - сказал Богдан. - Это когда идет дождь, а потом вода становится паром и опять поднимается к облакам...
   - Да, - папа жестом остановил сына. - Были ученые, которые писали об этом круговороте. Они утверждали, что молекулы воды на земле так перемешаны, что в каждой чашке кофе, которое мы пьем по утрам, есть хотя бы одна молекула воды, которая в тот великий день касалась Тела Христа, когда Он заходил в Иордан!
   - Да?! - изумился Богдан.
   - Так утверждают ученые, - сказал папа. - И если они правы, значит и в каждой купели, в которой крестится христианин во имя Отца и Сына и Святого Духа есть хоть одна молекула воды, которая касалась Христа в Иордане. А поскольку Христос, как Бог, живет вне времени...
   - То Он в Иордане взял на Себя грехи и нас, современных людей! - воскликнул Богдан.
   - Да, сынок, - кивнул папа. - Дивны дела Господни, и рассуждать о таинственном не легко. Но мне кажется, что я не ошибусь, если скажу, что тогда, в Иордане, Господь взял на себя всю греховную поврежденность нашей человеческой природы. Именно поэтому Он смог потом вознести эту греховную поврежденность и пригвоздить ее к своему Кресту. Именно поэтому отец греха - дьявол - так боится Креста!
   - Не зря о Крещении Господнем написали все четыре евангелиста! - сказал, пораженно, Богдан.
   - Не зря! - согласился папа.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"