Аннотация: Праздник беженцев, в одном из районов Лондона, стал настоящим фестивалем национальных культур!
Праздник беженцев в Лондоне. Очерки о России и Англии
...На подходе к школе в Илфорде, нам с женой шли навстречу нарядно одетые люди в индийских, африканских, азиатских одеждах, а из-за школьных зданий доносилась громкая музыка.
В воротах нас встретили приветливые люди - представители оргкомитета праздника и мы показали пригласительные билеты - жена-англичанка долгое время работала в этом районе в образовательной системе...
...На широком асфальтированном дворе школы на первый взгляд собралось не менее тысячи человек, в большинстве дети и подростки. Но много было и взрослых, ярко и красочно одетых, улыбающихся и в праздничном настроении.
По краю школьного двора расположились аттракционы: карусели, резиновые крепости и дворцы внутри которых веселилась прыгала и скакала детвора. В другом конце давал представление кукольный театр. По асфальту ездил поезд на резиновых колёсах и вагоны были заполнены улыбчивыми детьми-пассажирами.
В левом углу большого двора, под лёгкими навесами расположилась большая столовая с блюдами из национальной кухни многих стран: Польши, Колумбии, Конго, Уганды, Бангладеш, Литвы ... Всего более чем из двадцати стран и все это бесплатно!
Я попробовал польский бигус, карибский салат из зелени и кукурузы, индийский рис с острыми приправами и литовское мясо. Разговорился с литовцами, которые не показывая удивления говорили со мной по-русски. Один круглолицый светловолосый мужчина лет сорока, вспомнил благодатные годы, когда можно было на ночном поезде приехать в Ленинград, провести там день, а вечером уехать назад в Вильнюс или Каунас.
А я вспомнил как мы однажды в Вильнюсе сидели с друзьями в гостинице в ожидании номера, и вдруг литовская девушка узнав о нашей беде пригласила нас переночевать в пригородной гостинице, проводила нас до места, где мы разместились удобно и недорого.
Я часто вспоминаю этот случай и думаю, что нелюбовь литовцев к русским в советские времена сильно преувеличена сегодняшними СМИ...
Мой собеседник поддержал меня:
- Мы жили в Союзе как хорошие соседи. Я всё собирался съездить на Кавказ, но откладывал, думал ещё успею...
Не успел! - вздохнул он. - Я думаю, что развал Союза - это дело чиновников, так называемой элиты, которой все время хотелось иметь больше власти. Кто притеснял литовцев или эстонцев, или армян с грузинами? Мы были как одна страна. Но чиновная номенклатура, воспользовалась ситуацией, трудностями и глупостью в том числе и русских, советских чиновников и Союз пройдя через кризисы спровоцированные националистами и теми кто их поддерживал, распался!
Народу, простым людям, которых всегда большинство, стало хуже...
Я согласился поддакнув и позже, думал о том что сегодня наступили времена искажённого видения прошлого, когда все что было в Союзе, представляется некоторыми людьми, часто и не живших в те времена сознательной жизнью, чёрными красками. После длинной паузы литовец закончил:
- Сегодня мы здесь и нам неплохо...
Он обвел рукой вокруг и вздохнув закончил: - Но дома было бы лучше!
Я кивал, но заметив, что жена и дочь во время нашего разговора ушли к концертной эстраде извинился , попрощался и пошел догонять своих. Мужчина вслед мне крикнул: - Сегодня и наши дети будут выступать!
На сцену в этот момент вышли польские цыгане: женщины, подростки и девочки в длинных платьях. Зрители расположившись тесным полукругом захлопали. Цыгане запели и заплясали: это было зажигательно весело, темпераментно, громко. Почему-то многие слова их песен были русскими и я всё понимал, да что там понимать?
Ведь цыгане, везде цыгане. Ромалы! А кто не знает: "Две гитары за стеной, жалобно запели..."
Потом были поющие женщины из Зимбабве в длинных жёлто -коричневых платьях и шалях- накидках. А потом, в зелёных клетчатых костюмчиках, блондинистые дети хором спели литовские народные песни с притопами и прихлопами и сплясали литовский танец.
Я смотрел, слушал и думал: "Почему здесь нет русских? Может быть потому, что в России сейчас не помнят ни народных песен ни танцев.
Это тоже отчасти проделки чиновников от образования и не только. Может быть поэтому русские, которых сегодня много в Лондоне, собираются только, чтобы потанцевать на английской дискотеке.
Даже в России национальная культура в загоне и встречается только на концертах национальных ансамблей.
Пока, слава богу, русских объединяет " великий и могучий" русский язык, но ведь не секрет, что дети эмигрантов часто плохо знают русский, а во втором поколении почти не знают.
Может быть поэтому русские везде так не дружны, не могут постоять за себя, да и не привыкли - ждут пока кто-нибудь скомандует.
И как следствие - с одной стороны униженное самосознание, которое порождает велико - державный шовинизм, а с другой, - оголтелый национализм. И в этом я вижу "заслугу" кучки людей, которые называют себя демократами и либералами. Вспоминаю, как эти радетели, "западной демократии" называли любого, кто заговаривал о возрождении национальных традиций ксенофобом, а людей протестующих против монструозного правления Ельцина, против обнищания народа и наживания миллиардов олигархами, называли красно-коричневыми или комунно-фашистами.
И если бы это было только глупостью, но в мутной воде раздоров, эти люди ловили и ловят свою "золотую рыбку".
Однако вскоре я отвлёкся от своих невесёлых мыслей - на сцену вышли африканцы из Конго. Ритмичная музыка и приплясывающий певец завели публику: все заулыбались и прихлопывая в ритме песен. Рыжий мальчуган двух - трёх лет отроду, не сдерживая восторга плясал около сцены веселя добродушную публику. Рядом танцевали другие дети и подростки: коричневые, белые, чёрные!
Праздник был в самом разгаре, но день клонился к вечеру и мы собрались уходить.
В машине я спросил у жены - англичанки, чем отличаются беженцы от иммигрантов.
Она долго думала, а потом сказала: - Беженцы- это те кому грозит физическая или психологическая расправа в странах где они жили. Ну а иммигранты - это люди, которые ищут лучшей жизни, в других благополучных странах".
Я вздохнул и подумал: "Что касается русских, то они сейчас беженцы даже тогда, когда ищут лучшей жизни в чужих странах. Всё-таки эмиграция очень болезненный, драматический процесс. Жизнь на чужбине нелегка - надо жертвовать своей судьбой ради детей. Но кто знает каково будет в чужой стране русским детям?".
И ещё я подумал, что хорошо бы устраивать такие праздники беженцев в России - может быть тогда, русские, слушая чужие песни, глядя на чужие танцы, стали бы грустить о своих песнях и танцах и пришли бы, через сожаление об утраченном, к пониманию необходимости восстановления национальной культуры и традиций, которые объединяют народ, людей в нацию!
"Однако всему своё время" - подумал я и снова вздохнул. За стеклом мелькали старинные церкви, скверы, колледжи, госпитали и все это ухоженное красивое, просторное...
Мне стало грустно...
В качестве послесловия:
Хочу добавить несколько слов, как можно и нужно продвигать русскую культуру за границей.
Во времена Советского Союза, мягкая сила русской, советской культуры, работала в той же Англии намного эффективней. Я встречал на концертах российских коллективов англичан, которые были например членами клуба русского балета. Они были настоящими фанатами и попутно, старались изучать русский язык.
В те времена работала большая русская библиотека, о которой знали многие из тех англичан, кто хоть немного говорил и читал по-русски.
Ещё помню, что при посольстве был русский актив, который изредка собирался и обсуждал очередные русские культурные мероприятия в Лондоне.
Одна из моих английских знакомых, которая писала свой диплом в Оксфорде, по тогда ещё советскому журналу "Новый мир", какое-то время жила в Союзе, хорошо говорила по-русски, и потому преподавала русский в Вестминстерском колледже. На один из уроков она пригласила меня, и я пообщался с её студентами по-русски!..
Одним словом много чего хорошего было касательно мягкой силы, но постепенно, начиная с самого начала двухтысячных, всё это было забыто, в том числе из-за неумелой работы атташе по культуре при посольстве, ну и непродуктивной работе Россотрудничества с "аборигенами", то есть с англичанами!
Например, не было проведено ни одной встречи с теми писателями и историками, которые писали и пишут о истории России и Советского Союза. А ведь тема истории России и Союза по-прежнему популярна в этой среде и в больших книжных магазинах Лондона "Русская тема", представлена чуть ли не в больших объёмах, чем другие европейские страны.
Другой вопрос, что эти английские авторы не всегда в "материале", но чтобы это полу-знание устранить и надо устраивать встречи этих авторов с русскими читателями - как правило эти авторы сносно говорят по-русски!
И главное, хватит потчевать английских зрителей, слушателей и читателей "чернухой", по которой англичане судят не только о современной русской культуре, но и о жизни в России!
Странно, что российские деятели "по культуре" уверены, что англичане только и ждут обличения и критику русской жизни. Уверяю вас, что это не так и потому нельзя слушать только антисоветчиков - русофобов, в том числе и чиновников с английской стороны, читающих только Солженицына и подобных ему, уже современных российских "чернушников"!
Я мог бы ещё многое сказать, но нехорошо, когда послесловие превращается в полноценную статью!
2003-2023 год. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal