Аннотация: Путешествие по России длинной в двадцать пять тысяч километров!
В качестве эпиграфа:
"Первое сильное ощущение, когда мы встречались с людьми и просто наблюдали за жизнью России - это большая, разнообразная и сильная страна. И россияне, при всем различии взглядов и идеологий, встанут на её защиту, если начнётся война... Такого ощущения не было ещё пять лет назад..."
... Возвратившись из России, где мы с английским фотографом Продиптой Дас, набирали материал для книги о России на английском языке "R is for Russia", я коротко записал свои впечатления от увиденного.
Напоминаю, что это было уже больше десяти лет назад и сегодняшняя Россия, очень изменилась, даже по отношению к тому времени!
Я считаю, что о России, её чудесах, загадках и проблемах, даже сами русские знают очень мало, а уж в Западной Европе практически не знают совсем, тем более дети. А ведь дети - это будущее, будущее наших отношений с Европой, и с Англией в том числе...
...После той поездки, возвратившись в Англию, я заболел. Через неделю простуда прошла, и я отправился в Ричмонд - парк, посмотреть и послушать оленей во время гона. Я, это делаю каждую осень, и по возможности снимаю на видеокамеру и записываю примечательные факты в дневнике, который уже перерос в большую статью о оленях их повадках и привычках...
Район Ричмонда, в Лондоне, один из самых красивых и богатых. И вот вглядываясь в чистые улицы, богатые витрины магазинов ресторанов и кафе, любуясь красотой и ухоженностью парка, видя аккуратных и вежливых прохожих на уютных улицах и дорожках парка, глядя на многочисленные стада диких оленей, пасущихся в двадцати шагах от гуляющих, слыша крики гусей и лебедей, на парковом озере, я вдруг осознал, что мой оптимизм по поводу "светлого будущего" России, немножко экзальтирован и преувеличен.
Я начал понимать, что Российская Федерация отстала от Европы, и от Англии в частности, в человеческом измерении на несколько десятилетий если не нескольких поколений и что это отставание, может быть преодолено только ценою технологического, а потом и культурного шока, подобного Октябрьской революции или сталинской коллективизации и индустриализации...
... И тут мы плавно переходим к рассмотрению теории технологической Революции, которая потребуется России для преображения внутренней жизни и обыденной культуры. Ведь Россия до сих пор представляется необъятными пространствами дикой природы, в океане которой, то тут, то там видны маленькие островки человеческих поселений. Из космоса это наверное особенно заметно.
... Я видел карту ночного свечения Земли и в Европе, огни горят почти сплошным ковром, особеннонад Западной Европой. Но над Россией повисла темнота, кое - где светящаяся неяркими огоньками посёлков и городов.
И сегодня, на этих громадных, "тёмных" пространствах живут немногим менее полутора сотен миллионов человек, для половины из которых элементарные жилые удобства мало знакомы, и дороги в большинстве своём представляют пыльные, каменистые просёлки, по которым, в случае снегопадов или дождей, практически невозможно проехать.
Кстати вспомнилось, что в Иркутске, мы отложили поездку в Восточный Саян на день, из-за того, что всю прошедшую ночь и весь день шёл первый снег и потому, Транссибирское шоссе на сутки было закрыто для движения...
Об этой истории я расскажу позже, но этот пример показывает, как далеко ещё Россия от обыденных удобств, не только из технических и экономических соображений, но и психологических обстоятельств, и соображений "удобства" жизни...
Горячей воды, например, нет в большинстве сельских посёлков и даже в некоторых провинциальных городках, а тёплый туалет в деревне считается чудом, верхом роскоши и цивилизации...
Тут невольно надо коснуться проблемы деревянной архитектуры, традиционной для России, и потому, очень недолговечной.
Гниение и пожары не дают людям выстроить более или менее продолжительные очаги семейного материального благополучия, что естественно отражается на мировоззрении и обычаях народа.
К тому же, за последние тридцать лет разрухи и стагнации, по настоящему ничего нового или масштабного в этом смысле не было создано, а то что имелось - или разрушено, или разворовано...
Оставляя в стороне техническое отставание, надо, также отметить "псевдо философский", народный подход к целям и задачам реальной жизни. Социальные, военные и материальные катастрофы, особенно разрушительные в двадцатом веке, выработали в российских людях неосознанное, своеобразно стоическое отношение к жизни, которое я и называю "философским" отношением.
Коротко, это отношение можно выразить так:
"День прожит - и слава Богу... О будущем не стоит и задумываться..."
Иначе говоря, многие россияне живут одним днём и потому, каждое поколение, как бы начинает жизнь с чистого листа.
Большое значение, для формирования такого отношения к обыденности имеет сущность российского православия, которое, тоже в определённой степени стоит на Христовых принципах выраженных в максиме: "Не заботься о том что тебе есть и что тебе пить... Ибо Бог позаботится об этом... если вы будете веровать в него..."
...Такое отношение лишает людей воли и упорства в достижении материального благосостояния, и делает большинство верующих православных - фаталистами. Во всяком случае, многие русские не очень доверяют человеческой инициативе.
И может быть, большую роль в этом сыграла православная Церковь, конечно с учётом условий трудной, часто героической жизни Российского государства.
Ко всему новому, и сегодня в России многие относятся с подозрением, а европейский комфорт и благоустройство хвалят, но не торопятся делать в России жизнь на западный манер, но с сохранением самобытности.
Но ведь известна и другая притча Иисуса Христа о денежной единице - таланте, которые Хозяин раздал работникам и когда через время возвратился, то похвалил того работника, который приумножил количество талантов и наказал того, кто "закопал таланты в землю".
Так что многое в жизни, зависит от верного толкования слов Иисуса Христа в Евангелиях...
... А тут ещё дискуссия в газетах - строить или не строить высотку в Питере, в которой на стороне охранителей выступил министр культуры. Для меня, эта дискуссия показывает уровень культуры в России, где охранители и сторонники "обратного хода", подавляют любое стремление сделать жизнь удобной, красивой и главное современной: без вонючих деревянных туалетов даже во дворах провинциальных гостиниц, без разбитых дорог и разрушающихся построек пятидесятилетней давности, - потому что нового, за эти прошедшие пятьдесят лет, построено совсем немного и эти "новинки" мало заметны, не видны на фоне разрушающихся зданий.
Хотя, за последние десять лет, есть и очевидные "подвижки", в лучшую сторону: идут реставрационные работы в церковных храмах и объектах культуры, развивается сфера туризма, открывают новые парки и скверы, ремонтируются и модернизируются городские улицы и дороги.
В Питере, может быть благодаря губернатору Матвиенко и её команде, многое изменилось в лучшую сторону.
Например появилась замечательная "развязка" на въезде в город, на Таллиннском шоссе. Ещё, появились в городе, на Малой Охте, райончики похожие на отдельные кварталы европейских городов...
Однако сила сопротивления этим новым тенденциям такова, что в любой момент, немногочисленные новшества могут быть осуждены "охранителями", и возврат к разваливающимся коммуналкам и крысам на Невском, совсем не невозможен...
... Однажды, лет двадцать назад, в период "либеральной диктатуры", на Невском, днём, я увидел крысу, которая выскочила из подвального помещения и помчалась по тротуару в поисках укромного уголка, а потом нырнула в щель на фасаде одного из бывших дворцов, и исчезла. Тогда, я содрогнулся от гадливости и подумал, что при экономической разрухе и временах наступления гражданской смуты, всегда выигрывают: в городах - крысы, а в деревне - волки.
Крыс, я и до этого видел в самых неподходящих местах, например на лестничной площадке своего бывшего дома на Охте, а следы волков и последствия их деятельности,я наблюдал под Питером, в окрестностях реки Тосно.
Там, в семидесяти километрах от "столичного" города, они, в опустевших бывших колхозных деревнях, съели всех собак, а в окрестных дремучих лесах уничтожили почти всё поголовье диких копытных: кабанов, лосей, косуль...
Хорошо ещё что хоть на людей не начали нападать.
И всё это стало следствием "вторичного одичания", которое установилось в России, в период разрухи и безвременья, устроенного, может быть и без злого умысла, а просто по глупости, молодыми "либеральными" деятелями и политиками.
Они, в большинстве своём и сегодня стеной стоят за "экологию", очень жалеют животных, в том числе и волков (вспомните их теорию - "волки, санитары леса"), но к простым людям - жертвам их придуманных реформ, часто относятся с брезгливой ненавистью.
Сегодня, эти российские "охранители", переключились на защиту "исторического облика города", в этом направлении солидаризируясь с откровенными ретроградами. И такой союз опасен, потому что хитрые образованцы, часто используют ура-патриотов "в тёмную"...
Ещё поэтому, строительство высотки на Охте я считаю делом благим и общественным. Но охранители, движение которых зародилось вместе с началом развала советского общества, всегда радеют за "светлое" далёкое прошлое, в котором осталась их молодость, которую они, на подсознательном уровне, пытаются вернуть.
Помню, как неистово спорил с редакторшей на иркутском телевидении, делая очерк о современном архитекторе, - она тоже хотела сохранить деревянные трущобы в центре города как исторический памятник, тогда как сама жила в сталинской квартире с трёхметровыми потолками и с большой ванной комнатой.
Я так тогда разошёлся, что наступал на неё, требуя, самой переселится в этот "исторический центр", с грязными помойками, деревянными туалетами на улице и крысами в подвалах и на кухнях.
Тогда она, уже пожилой человек, пряталась от меня за углом стола, отбивая мои эмоциональные атаки на лицемеров - охранителей, живущих в больших благоустроенных квартирах, но требующих сохранения полусгнивших, "подкрашенных" домиков предвоенной застройки, выдавая этот "новострой", за традиционно - сибирский архитектурный стиль...
Сам, я тогда, жил в деревянной развалюхе на краю Нахаловки - самовольно застроенного посёлка и боролся с крысами, как мог.
У меня были маленькие дети, а крысы были неотъемлемой частью поселкового ландшафта...
Таким образом, я стал невольной жертвой некоторых сторонников "консервации" окружающей среды, называющих себя "охранителями". Поэтому ещё, я против разного рода сентиментальных любителей сохранения "нетронутого прошлого".
Эти люди, сами пользуясь всеми благами современной цивилизации, фальшиво ностальгируют о "красивом" и "потерянном" рае. В качестве примера, можно привести некогда популярную картину Говорухина: "Россия, которую мы потеряли".
Пряничное изображение идеализируемого прошлого, иногда вызывает волну естественного протеста, против лицемерных идеалов "охранников" этого прошлого.
Часто, за охранительством, скрывается целая психология привычного националистического обскурантизма! И странно, что молодые люди поддерживают это движение.
Но видимо такова социальная отсталость и подмена понятий в России, такова сила промывания мозгов и влияния "прозападных" мифов, что даже молодые, сбитые с толку этой пропагандой "обратного хода", расходуют свою энергию не на улучшение или обновление жизни, а на защиту старого, но привычного строя жизни и быта.
Что касается делового центра "Охта", то создание делового Сити - это проблема, которая давно назрела в Питере и которую надо было решать ещё сорок - пятьдесят лет назад. Ведь очевидно, что даже самые ярые охранители, хотели бы видеть С-Петербург современным центром и второй столицей России.
Для создания такой столицы, необходимо построить деловой Сити недалеко от центра города и Охта, как нельзя лучше подходит этому проекту...
В районе Охты, надо построить ещё и большой торговый центр, который будет обслуживать не только работников этого делового центра, но и всех правобережных жителей Невы.
Необходимо продумать приход к этому центру метро, электричек и автобусных линий, связывающих с новой "Охтой" все районы города и его окрестностей.
Учитывая холодную и промозглую погоду зимой, этот центр надо укрыть разного рода прозрачными крышами и навесами, которые бы давали возможность людям быть здесь под защитой от природных капризов. Современная архитектура умеет это делать, создавая самые комфортные условия, как для южан, так и для северян...
Но я отвлёкся от нашего с Продиптой путешествия по России.
... В этот раз, подъезжая к центру Питера на автобусе по Таллинскому шоссе, увидев первую современную шоссейную развязку в Питере, я обрадовался и подумал, что городские власти действуют в правильном направлении.
Однако, читая заметки о борьбе охранителей с "высоткой" на Охте, мне подумалось, что без шоковой технологической революции, на манер сталинских станций метро, или сталинских высоток в Москве, в России не обойтись - немногочисленные, но хорошо организованные, самые активные образованцы будут стеной стоять против всего нового и современного.
Их надо победить, хотя бы один раз, чтобы и они могли увидеть преимущества современного города, в котором гармонично, усилиями архитекторов и социологов, сочетается старое и новое дополняя друг друга и создавая комфортную жилую среду.
Если этого не сделать, то отставание в уровне жизни от западных, да и богатых азиатских стран будет только увеличиваться. Все эти шествия и митинги, против нового за сохранение привычного старого, производят в России удручающее впечатление...
Тягостное впечатление остаётся и от Мариинского театра, который по сравнению с лондонским Роял - Опера, похож на давно не ремонтируемый совхозный клуб, в который "сельские" жители ходят в сапогах и бушлатах, потому что всё внутри состарилось и обветшало и не противоречит по форме и содержанию, рабочей одежде.
Вспоминается мой опыт работы в интерьерной команде, когда сделанные нами колхозные клубы превращались в настоящие дворцы, куда как раньше, уже боязно было приходить пьяным и в грязной одежде...
... Есть и европейский опыт реконструкции и реставрации, о котором я хотел бы коротко рассказать.
В конце этого лета, перед поездкой в Россию, мы путешествовали с женой на машине по Северной Англии, по Нортумберленду. В одном из крупных городов Севера Англии, в Ньюкасле, который ещё пятьдесят лет назад был задымлённым промышленным городом серо- чёрного цвета, сегодня сделали театральный и музыкальный дворец с двумя залами, в форме серебристого громадного жука, на берегу реки.
Здание это, снаружи напоминает "божью коровку" размерами сто на сто метров и высотой в пятьдесят метров, а внутри, является образцом современного дизайна и архитектуры, с учётом всех требований зрительских удобств и акустики...
Вход внутрь театра свободен и мы, войдя в зал, посидели несколько минут разглядывая деревянные панели на стенах и сиденья из гнутого дерева, которые не "мешают" звуку и удобны для пользования.
Мы с восхищением качали головами, а я невольно вспомнил затрапезный вид Мариинки и порадовался, что наконец - то, в Питере начали строить вторую, новую сцену этого театра.
Там же, в Ньюкасле, мы попали в высотку, которая ещё двадцать лет назад была одним из складов пшеницы, а сегодня, перестроенная архитекторами и рабочими-строителями, превратилась в музей современного искусства. Такие преображения стали нормой для Англии, и для Лондона.
Например, в одной из бывших тепловых электростанций с громадной квадратной трубой, переоборудовав её, открыли филиал "Тэйт - модерн", куда каждый день тысячами приходят туристы и жители Лондона, посмотреть выставки и причудливые инсталляции.
Работа талантливых архитекторов, с каждым годом обновляет и украшает не только столицу Англии, но и её провинции...
Вот ещё пример - в том же Ньюкасле, лет двадцать назад построили торговый центр на окраине города, на пересечении автомагистралей, который какое - то время был самым большим "магазином", в Европе, и куда жители города и окрестностей приезжают на целый день, чтобы сделать не только покупки, но и пообедать в недорогих ресторанах или кафе, посмотреть кино отдыхая между походами в роскошные современные магазины, расположенные под одной крышей и представленные большими европейскими и американскими торговыми фирмами.
Таким образом, происходит и уравнивание возможностей городских и сельских жителей, что приводит к сглаживанию и замирению социальных конфликтов и осовремениваю сельской или промышленной глуши. Всё это сделано по подсказке социологов и социальных философов и разработано архитекторами и дизайнерами с участием вышеозначенных философов и социологов...
Вот бы в России такие центры построить, подумал я, хотя бы по одному на каждую область! Вот было бы радости и детишкам и их родителям из глухих деревень и сельских окраин больших городов...
Но тут мы выходим на проблему социального отставания России в разработке новых идей и нового стиля жизни. Надо отметить, что страны Западной Европы, сегодня представляют так называемую "машинную" цивилизацию, в которой личные автомобили и хорошие дороги, по сути уравняли всех жителей страны в путях доступа к современной культуре и искусству и решили на основе этих основополагающих перемен, проблему сближения города и деревни.
В России же, несмотря на прибавление количества личных машин, не решены проблемы дорог и даже проблемы городских стоянок.
Поэтому, современные города в России, это - "проект будущего", пока не поменяется психология российского обывателя.
Как пример такой привычной, но вынужденной отсталости, предстаёт знакомая картина - за чертой официального городского центра, на задах домов стоят жалкие коробки и коробочки личных гаражей, которые ещё называют "ракушками".
Происхождение этого термина скрыто во тьме ещё с советских времён, но содержание этого слова очень точно отражает происходящее в городах и посёлках - все дворы и улицы "замусорены" такими личными и кооперативными гаражами...
...Вовремя нашей поездки по России, из окон Транс - Сибирского экспресса, мы в течении недели наблюдали преимущественно грунтовые дороги, которые в случае непогоды превращаются в труднопроходимые. Но это привычный ландшафт гигантской России, в которой бездорожье уже давно мешает приходу "новой", современной жизни.
И конечно же, после такой много тысячекилометровой поездки по стране видно, что строительство дорог в будущем, по масштабам можно сравнивать с совершением новой индустриализации. Без этого, любые попытки достичь уровня развитых стран будут обречены на провал и Россия, так и останется мировой провинцией...
Ещё один пример - теперь уже из жизни русских в Англии...
Мы с моим другом возвращались через Гайд - парк к метро, после службы в православном храме.
Шли по дорожке, разделённой белой полосой - по одной стороне шли прохожие, а по другой ехали люди на велосипедах и на роликовых коньках. Впереди резвилась группа молодых людей, и когда одна из велосипедисток приблизившись, засигналила, они с недоумением стали на неё оглядываться.
Я по одежде и по манерам узнал русских. Они с видимым неудовольствием посторонились, и только после следующего велосипедиста, едущего по той же стороне, начали понимать значение разделительной полосы. А я подумал, что русские, как и все люди не плохи и не хороши, а часто просто не привыкли к правилам, которых в России просто нет. Отсюда и недоверие и раздражение на тех, кто пытается жить по "правилам"...
Но повторяю, самое важное сейчас - это поменять отношение россиян к содержанию своей рутинной жизни...
Даже известные архитектурные ансамбли в России, находятся иногда в плачевном состоянии...
Например, знаменитый театр Мариинка, о котором я уже упоминал, произвела на меня тягостное впечатление не только интерьерами, изношенными и поблекшими, но и отношением к театральному зрелищу, когда среди спектакля из лож сверкают вспышки фотоаппаратов, и когда по звонку мобильника из зала выскакивают поговорить с абонентом в коридоре.
... Однажды вечером, уже перед отъездом из России, мы с Продиптой - он делал снимки для книги о России - прошли в зал театра раньше всех и не хотели снимать куртки в гардеробе, потому что надо было сразу по окончанию спектакля убегать и ехать на вокзал. Однако пожилая женщина - капельдинер, с нескрываемой ненавистью к нашей "некультурности", приказала нам сдать куртки, иначе она нас в зал не пустит...
Во время разговора с нами она сидела, и будучи младше нас по возрасту, не постеснялась вычитывать нам абсурдные правила поведения в театре, которые придумали, такие же как она - "служители муз". Когда, я сказал ей, что в том же Роял - Опера, люди спокойно входят и садятся на места оставляя с собой верхнюю одежду, она мне не поверила. Я понимаю, что зимой, когда в России минус двадцать и все ходят в шубах, эта одежда может как то мешать сидящим в зале. Но ведь была тёплая осень и на нас были лёгкие куртки...
Ещё один сюжет. В перерыве спектакля, в уголке, за колоннами, люди в серебристого цвета костюмах, очередная мода в среде богатеньких русских, распивали со своими дамами шампанское и это было бы нормально, если бы не наличие строгих "законов", запрещающих распитие спиртных напитков вне буфета. Изахотелось спросить, а где же была та "строгая дама, ополчившаяся на нас, ввиду нашей демократической одежды?..
Всё выше описанное перекликается с историей наших попыток снять и Мариинский и Академию имени Вагановой легально, по звонку в администрацию...
Когда я первый раз позвонил из вестибюля Мариинки секретарю Гергиева - какой - то даме с усталым голосом - то она пообещала мне, что спросит у "шефа" о данном им обещании ещё в Лондоне, помочь Продипте Дас снимать сюжет для нашей книги...
Это происходило в Лондоне, как рассказывал Продипта, после "концерта мира", на котором дирижировал Гергиев. В ответ на вопрос моего соавтора о разрешении снимать, маэстро обещал помочь чем сможет... Но вот мы в Питере и что же?
На следующий день, после очередного звонка, выяснилось уже через другую даму, что Гергиев забыл об этом разговоре и нам не разрешили даже попасть в Мариинский. Тогда, пресс - атташе театра судя по голосу молодой девушке, позвонил уже сам Продипта, иностранцам, почему-то такие девушки - клерки при "шефе", доверяют больше, чем своим соотечественникам и получил заверения, что она - это тоже была дама, но молодая и говорящая по английски - узнает и перезвонит нам или вечером или утром следующего дня. Однако звонка мы не дождались и в ответ на наши звонки, на другом конце постоянно бросали трубку...
В Вагановском училище, которое сегодня кажется называется "академией танца", нас тоже встретили неласково. Какая - то девушка, с выправкой бывшей балерины, выйдя к нам объяснила, что нам надо было согласовывать свой визит заранее и только получив разрешение, приходить. Я пытался объяснить, что мы через два дня уезжаем и что хотим снять всего несколько фото для книги о России для английских школьников, и тем самым сделать для Вагановки неожиданную "рекламу" в Англии.
Однако, девушка не слушала наших доводов, и заговорила о том что Вагановка в рекламе не нуждается, что её и так знают во всём мире. Мы так и ушли из училища "не солоно хлебавши", ругая бюрократический произвол, ставший во многих местах уже законом жизни...
В этом привычном, местечковом самодовольстве, можно упрекнуть многих российских чиновников разного уровня. Они почему - то уверены, что жизнью России интересуются все и во всём мире. Очевидно, что это не так, но этим самодовольством, во многом объясняются провалы в информационной политике, от которого Россия проигрывает не только на культурном, но и на экономическом уровне.
Всё выше описанное, показывает отношение к работе этих дам и их совершенную, непрофессиональную манеру вести дела. А во вторых, это показывает атмосферу жизни в театре, где даже разрешение для журналистов должен визировать "великий" маэстро... У меня есть подозрение, что Гергиев так и ничего не узнал о нашем приезде, а отказ - был инициативой этих "маленьких чиновниц", которые продемонстрировали нам свою власть "держать и не пущать"!
Надо сказать, что я был в своё время, ещё до того, как он стал "великим", знаком с Гергиевым, хотя и очень поверхностно. Это было в конце восьмидесятых...
Тогда, после знакомства в театре, он водил нас по Мариинке и показывал репетиции балета, и репетиции оперы, которой дирижировал его тогдашний шеф тетара - Темирканов.
В те давние, демократические дни, мы сидя с английской моей женой и дочерью за спинами Темирканова, во все глаза смотрели на сцену и я помню, как Темирканов в один из моментов репетиции, вскочил с места, прошёл на сцену по краю оркестровой ямы держась за низ ложи и показав какой - то солистке, как нужно держать голову - в данной сцене. Надо отметить, что сделал он это не совсем вежливо, но артистка наверное на всю жизнь запомнила это вмешательство известного дирижёра и постановщика в "творческий процесс". Позже Темирканов возвратился в зал и продолжил репетицию. Это была постановка "Пиковой дамы" и актёры-певцы и певицы, были одеты в обыденную одежду, поэтому, всё происходящее на сцене обретало если не комический, то весёлый оттенок...
Но я помню и ещё встречу с Гергиевым, которая произошла в один из новогодних праздников лет двадцать назад, когда он с приятелем, вдруг пришёл в мастерскую нашей общей знакомой, известной питерской художницы. Мы сидели тогда несколько часов, в скучной для него компании и я пытался вызвать его интерес, расспросами о знаменитом дирижёре Мравинском, к тому времени уже умершем. Тогда, Гергиев интересно рассказывал о нем и его строгости, которая позволяла делать из оркестра настоящий творческий коллектив. Стоило Мравинскому сдвинуть брови и оркестр затихал, а любое дирижёрское требование исполнял с благоговением...
Надо сказать, что в те времена, быть музыкантом - профессионалом, значило быть на виду, потому что народ вовлечённый в культурное строительство и осваивавший азы искусства, с энтузиазмом и страстью любил своих мастеров. Денег тогда музыкантам платили немного и потому, они ценили хотя бы это социальное предпочтение. При социализме, деятели искусств мало чем внешне отличались от обывателей, и преображались только на спектаклях или концертах. Наверное поэтому их тогда любили как "своих" - горячо и нежно. На мой взгляд, это и был подлинный демократизм, к которому сегодня, ещё не приблизилась ни одна из самых демократических стран Запада...
Сегодня, в России всё совсем не так. Тот же Гергиев, стал фигурой недосягаемой, даже для своих бывших друзей и знакомых. Он стал персоной известной во всём мире и его наверное, можно сравнить с суперзвездой эстрады типа Аллы Пугачёвой или Киркорова. Возможно, так и должно быть, однако для меня Маэстро был и остался тем дружелюбным и любезным музыкантом, которого мы встретили ещё задолго до его большой известности.
Сам Гергиев, необычайной внутренней энергии человек, который во многом помогал русско-советской классике стать на Западе чрезвычайно популярной, а он сам - превратился в одного из известнейших дирижёров мира. На мой взгляд, Гергиев, является на сегодня одним из ярчайших представителей того мирового культурного феномена, который называется - "русская, классическая музыка"!
Что касается вовлеченности в искусство народных масс, то оно поубавилось изрядно, и стоит умереть последним представителям публики, ещё родившейся в СССР, и народ перестанет ходить в оперу или на классику.
Ничего, ровно ничего не делается в сегодняшней России для того, чтобы эту тенденцию изменить - оболваненные российским ТВ публика, всё больше "подсаживается" на иглу второсортной "попсы" и проамериканских бандитских фильмов прямого действия - то есть неприкрытого насилия! Такой зомбированный "народ", потом очень трудно заманить на нечто более серьёзное, чем фильмы Тарантино или Сталлоне... А люди в серебристого цвета костюмах, предпочитают классике попсу или сплетни о попсе и потому, привыкают сочетать несочетаемое - и "Гамлета" посмотреть и шампанского с пивком выпить, где-нибудь в закоулочке знаменитого" оперного театра...
... Ещё забавная деталь из русской жизни. И в Москве и даже в Нижнем, мы с Продиптой видели множество многоместных длинных, как драконы "крайслеров", сопровождаемых свадебными парами и их друзьями. Рядом суетятся полупрофессиональные фотографы с длинными объективами фото и кинокамер. И обязательно мужчины в серебристого цвета, разных оттенков костюмах, которые фотографируются на фоне исторических памятников, стараясь разделить с этими памятниками хоть частичку вечности, присущей всему старинному.
В этой "моде", есть что-то низменно плебейское, как это присуще буржуа в первом поколении, когда они попадают на художественную выставку или на концерт, тем паче в оперу. Им это внове и немного неловко и скучно и поэтому, они норовят поскорее выпить, чтобы снять ощущение неестественности и неловкости. В России, в поведенческом смысле, становится некоей социальной стигмой и эти длиннохвостые кадиллаки, и эти серебристого цвета костюмы, и эти полупьяные невесты, в белоснежных кисейных платьях и фате, мечтающих поскорее бы добраться до супружеской "лежанки", которую большинство из них, "опробовали" уже задолго до свадьбы.
Элемент пошлости и даже низкопробной моды, сопровождает этих нуворишей до самой могилы. И их разочарование "сладкой" жизнью приводит часто, к жизненной катастрофе.
В то же время, при крепчающем бюрократическом маразме, простые русские люди по прежнему полны добродушия и приветливости, в противовес разного рода мелкой чиновной "обслуги", которая делает из своих чиновных мест кормушку и средство повышения социального статуса. Отличительной чертой такой новой поросли чиновной номенклатуры, являются цинизм и откровенное презрение ко всем человеческим ценностям, не обусловленным дополнительными чаевыми или взятками, пусть даже "борзыми щенками". Знакомство и культ "своих" людей, опутывают страну всё больше и больше. Эта подлая привычка - делать дела и делишки через "знакомых" - пришла из далёкого пост имперского, советского прошлого.
... Автоматически, после нескольких лет подлинного революционного энтузиазма и неподкупности, партийная и чиновная бюрократия возродилась в Советском Союзе, и почти выкорчеванная злыми сталинскими законами, вновь расцвела в нашей стране после пятьдесят третьего года. "Свои люди", как социальный феномен, стал необходимой деталью жизни, и во многом привёл к возрождению взяточничества и чиновного прислуживания. "Начальник", во многом стал похож на "статского генерала". Вспомните рассказ Чехова, когда "маленький человек" чиновник, нечаянно чихнувший на лысину главы департамента, умер от тоски и ужаса...
Во многом, Советский Союз потерял волю к жизни ещё и потому, что комсомольцы семидесятых освоили этот принцип чиновной бюрократии, который и опутал Союз невидимыми сетями телефонного права, сервильности и распределения привилегий по "знакомству".
Мы с Продиптой, в случае глупого немотивированного отказа чиновников, с сарказмом поминали известное, ещё советское "нез-зя"... На нечто подобное мы натолкнулись и в столице нашей родины - Москве, в самом её сердце - в Кремле. Купив билеты на экскурсию в Кремль и предчувствуя открывающиеся красоты и сокровища, мы подошли к металлоискателю. И вдруг получили приказание сдать наши фотокамеры в камеру хранения, потому что, как заявил один из "телогвардейцев" на входе, камеры разрешены только до семидесяти миллиметров , а у "вас, камера семидесяти двух мелиметров".
В ответ на моё возражение и просьбу увидеть администрацию, этот же человек ответил, явно издеваясь над нашей беспомощностью "... что главным администратором для нас является президент России Владимир Путин, но если хотите, то подавайте заявление в письменном виде, на разрешение, к коменданту Московского Кремля, которое он рассмотрит в течении двух недель..."
Продипта наотрез отказался сдавать свой "инструмент" в камеру хранения, и мы ушли от Кремля, что называется "не солоно хлебавши". К несчастью, пока мы стремились в Кремль, Красную площадь тоже закрыли на какие - то манёвры или на праздненства для ВИП персон. Это нас почти уничтожило... Надо же быть такими невезучими!
Я, называю вышеописанный случай, совковым реликтом в отношениях между людьми и полу крепостнической сущностью "мундирной демократии". В России, процесс жизни, всё больше и больше, зависит от чинов и мундиров, а маленький человек становится винтиком, колёсиком в государственной машине. Даже в церкви, сегодня, происходит разделение на уровни веры. Подлинно верующими и "начальниками, там становятся активисты, служители клира, а простой прихожанин должен ещё доказать, что он достоин общения с "посвящёнными".
Помню, как в одном из разговоров с молодым православным епископом, я сослался на Патриарха, процитировав его. Епископ, глянул на меня строго и сказал, что то по смыслу похожее на: "вы слишком простой человек, чтобы цитировать "великого" главу русской православной церкви". Я немного растерялся и уже потом понял, что для епископа, чины, даже в христовой церкви имеют большое значение. И тут, я вспомнил высказывания Митрополита Антония Сурожского, который говорил, что священники, которых любят прихожане, должны быть слугами для православного народа, а не начальниками, которых верующие бояться.
А от себя хочется добавить, что только на Страшном суде окончательно выясниться, кто веровал и жил как христианин, а кто делал вид, что верует - людские чины или людская молва на этом суде - немногое будут значить...
... Ещё одна особенность современной России, - множество милиционеров и охранников, которых мы видели и в Мариинке, и на вокзалах, и тем паче на Красной площади - похоже, что человек в погонах и в униформе, стал непременным атрибутом российской жизни. Если вдуматься, то миллионы и миллионы молодых людей цветущего возраста, становятся "сторожами" в стране, где воровство стало одним из непременных атрибутов нормальной жизни. А ведь эти миллионы могли бы стать рабочими и учёными, космонавтами и хлеборобами.
"Почему это случилось? - спрашиваю я себя и нахожу ответ только в давней формуле - "Сторожа нужны чтобы охранять имущество и состояния граждан, объявивших себя властителями страны..." Для меня, очевидно, что столько милиционеров и охранников слоняющихся по улицам без дела, только провоцируют взяточничество и воровство!
...Ещё одно сильное впечатление от "внешности" страны - Россия стала страной торговцев и покупателей. Ни в одной стране Европы я не видел такой назойливой, а иногда и нагло-лживой рекламы. Нигде я не видел столько банков и столько обменников на центральных улицах, как в Москве и других крупных городах. И почти в каждом, особенно в мелких банках берут комиссионные или специально занижают курс на рекламе, надеясь выманить денежки у неопытных держателей валюты...
Всё это навело меня на мысль, что работа и создание "нового продукта" - в России не в почёте. Множество людей, стараются зарабатывать деньги на деньгах, часто эксплуатируя низменные потребности или элементарное любопытство. Из всего увиденного, можно сделать вывод, что большинство людей не хотят и не умеют работать и потому, "прислуживают" прихотям людей имеющих деньги...
Для оболванивания и внедрения этой позорной тенденции, служит идеологическая поддержка в виде глянцевых гламурных журналов, телерекламы и отделов в газетах и даже на сайтах интернета. Жизнь кино и поп-звёзд, сегодня в России известна в самых интимных подробностях. Жёлтая пресса отравляет сознание и воображение обывателя не хуже радиации, невидимо и незаметно проникая в человеческие души, калечит их промывая мозги идеалами "сладкой, богатой" жизни, идеалами мира потребления. И если на Западе люди участвующие в движении битничества и хиппи, ещё почти полвека назад, страстно выступали против подобного принижения, оскотинивания человека, то в России, против этого никто похоже и не возражает.
Ведь все средства такой "агитации и пропаганды", принадлежат "новым русским", которых беспокоит только выгода и прибыль. В определённом смысле, они заинтересованы в том, чтобы кругозор российских людей, был на уровне "от ларька, до нашей бакалеи" - как в своё время пел Высоцкий...
Следующие из этого выводы, - только технологический шок, наподобие сталинской индустриализации, поможет России, выйти на передние позиции в науке и в технике. Для этого, надо, как я уже говорил, заняться дорогами и сделать тёплые туалеты в каждом российском доме. Именно с этого уровня начинается приобщение к современной цивилизации, к чему стремятся, через разного рода "ускорения" и "модернизации" российские власти, совсем не понимая с чего следует начинать.
А начинать надо не с "селиконовых долин", а с того, что сделать смывной туалет и горячую воду доступной в самых отдалённых, глухих уголках страны...
Как это сделать подскажут специалисты, а верховным властям, надо будет отнестись к этому как к "большой войне" с бытовой отсталостью, во время которой не щадят ни сил, ни денег!
Вслед за технологическим шоком, должен последовать шок образовательный, когда каждый взрослый человек сможет иметь университетское образование. Вспоминается замечательный афоризм: "Знание - сделает нас свободными!"
Ну а пока, асфальтовые дороги и тёплые туалеты в каждом деревенском доме - необходимое условие для смены стиля жизни в такой большой стране с разным уровнем жизни, как Россия.
... Всё это возможно только в том случае, если первоначальный капитализм будет заменён на сочетание частной инициативы и социалистических методов распределения производимого продукта. Земельная рента, национализация недр, бесплатное образование и воспитание - всё это средства для поворота в сторону технологической революции... Осуществление того, что Гегель в своей теории исторического развития называл Синтезом - единственная возможность выйти из полосы непрерывного кризиса, в котором находится страна уже более тридцати лет...
Кризис начался в эпоху чиновно - номенклатурного социализма, подготовившего Контрреволюцию и продолжающегося по сию пору, при существовании социальной системы по имени - первоначальный капитализм. Развал государственной власти был лишь следствием развала социалистических отношений в экономике и социальной жизни...
Мне кажется, что опыт социалистического Китая, который учёл все ошибки "старшего брата" - СССР, и сегодня, не обращая внимания на кризис западных ценностей, на всех парусах устремляется в будущее, может сыграть для России большую роль. В то время, как в полунищей России всё больше и больше сторонников "обратного хода" пытаются реставрировать первоначальный капитализм, социализм китайского образца может помочь стране выбраться из этой "идеологической ямы...
Надо отметить, что российские капиталисты, сегодня, самые циничные и равнодушные люди - иначе им не выжить. Погоня за деньгами, как идеология, сделала многих россиян злыми и завистливыми, вполне несчастными людьми. Особенно это заметно в столичных городах. Люди всегда и всем недовольны и в этом, странно, винят правительство и Президента. Можно предположить, что главной причиной такого недовольства всем и вся является зависть. Ведь в столицах живёт так много богачей, которые живут роскошно, на фоне совсем небогатой жизни остальных!
Именно от них, от русских богачей, нам не удавалось получить в нашей работе ни помощи, ни понимания. Они и на нас пытались делать деньги, потому что им всё казалось, что мы с Продиптой на этой книге собираемся сделать для себя большую прибыль. Тут можно сказать, что всякий судит о других по себе...
Но в России были и другие случаи и другие люди, которые были далеки от известности и "связей" с Западом, и потому, помогали нам дружелюбно и бескорыстно.
Например в Москве, в бывшем Дворце Пионеров, нас встретили радушно и после встречи с Виктором Ермолаевичем Соболевым - заместителем директора Детского Ансамбля имени Локтева, нам открылись "все двери".
Мы снимали и юных космонавтов, и юных танцовщиц, и юных гимнасток. Помогали нам в этом педагоги. Мы, во время съёмок, поговорили с тренером детей - гандболистов и пообщались с руководителями шахматной секции, руководителями детского планетария и тренерами по художественной гимнастики, с хореографами ансамбля и руководителем оркестра народных музыкальных инструментов. И все эти люди понимали значение нашей книги для знакомства английских детей с Россией и как могли помогали нам собирать материал для этого.
Прощаясь, мы договорились, что Продипта Дас попробует связать Дом Творчества Юных с лондонскими школами, для обмена опытом. Я некоторое время работал в Лондоне в подростковых клубах и мне кажется, что опыт работы с подростками в Советском Союзе может пригодится англичанам и сегодня. Конечно, если удастся наладить контакты на детском уровне между Москвой и Лондоном - это будет замечательно!
Кстати сказать, уже много позже, визит ансамбля в Лондон состоялся, но это уже другая история.
(Продолжение следует)
2010 год. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal