Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Философия Старости и Смерти

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Смерть является естественным окончанием Старости!

  "О старости либо хорошо, либо ничего".
  
  
  "У старости есть свои удовольствия, не меньшие, чем удовольствия молодости. Старость находит удовлетворение в собственной совершенности. Она сбросила путы эгоизма. Душа, наконец-то ставшая свободной, радуется быстротечному мгновению, но не молит его помедлить..."
  Сомерсет Моэм
  
  "И почему это именно в старости человек следит за своими ощущениями и критикует свои поступки? Отчего бы в молодости ему не заниматься этим? Старость и без того невыносима... В молодости вся жизнь проходит бесследно, едва зацепляя сознание, в старости же каждое малейшее ощущение гвоздем сидит в голове и поднимает уйму вопросов..."
  Антон Павлович Чехов
  
  ...Последнее время меня беспокоит один вопрос - почему мы так мало знаем о старости?
  Казалось бы, все рано или поздно проходят этот сужающийся коридор, который в конце концов приводит в тупик, но так мало мы знаем об этом состоянии жизни!
  Спрашивается, почему?
  Может потому что старые люди уже не способны описывать свои внутренние и физические состояния? Или тут нежелание травить душу, сталкивается с равнодушием, которое с возрастом нарастает? А может быть процесс старения мало кого интересует, а самих стариков эта тема волнует и заставляет избегать всяческих упоминаний старости?
  Наверное тут всё вместе и главное, никому не хочется думать о том, что мы из себя представляем, когда нам за семьдесят, а то и за восемьдесят.
  Расскажу свои ощущения и размышления о происходящих изменениях во мне самом - может быть это кому то будет интересно...
  
  
  ...Исходя из выше сказанного, можно попробовать сформулировать философию старости. Но перед этим, я хочу дать обзор мнений о старости интересных философов и мудрецов древности.
  
  Бенджамин Франклин: "Настоящий трагизм жизни заключается в том, что старыми становятся слишком рано, а мудрыми слишком поздно..."
  
  
  Андре Моруа: "Искусство старения заключается в том, чтобы быть для молодых опорой, а не препятствием, учителем, а не соперником, понимающим, а не равнодушным..."
  
  
  Шопенгауэр: "С точки зрения молодости жизнь есть бесконечное будущее; с точки зрения старости - очень короткое прошлое..."
  
  
  ...Надо отметить, что в молодости, мы совсем не думаем о старости, потому что природа так устроила живую жизнь, которая обязательно, пройдя через старость - тем кому повезёт - и заканчивается смертью. Иисус Христос говорил: "Пусть мёртвые хоронят мертвецов" и перефразируя можно сказать: "Пусть старики думают о старости и смерти".
  И ещё природа придумала так, что молодые не думают о старости, но и не верят в то, что они тоже когда-нибудь умрут - в этом одна из самых глубоких мудростей природы!
  Однако бывает и так, что в молодости нам не нравится жизнь и мы не хотели бы дожить до старости - у меня этот период продолжался лет до сорока пяти. Однако пройдя через испытания взрослой жизни, через драмы и комедии отношений с другими людьми, мы вдруг понимаем, что жизнь очень длинная штука и если не стареть душевно, то можно ещё многое исправить, осуществляя самые заветные мечты. Хотя очевидно и другое - уже прожитая жизнь кажется нам очень короткой!
  Читая авторов пишущих о старости и смерти, прихожу к выводу, что квинтэссенцией философии старости, является творчество китайского мудреца Лао-Цзы. Его афоризмы и крылатые фразы, несут в себе бездну смыслов и его мудрость - это мудрость пожилого, умного человека, который с ранних лет понял главную истину, которую, так точно выразил Экклезиаст: "Всё суета сует и всё суета. Всё что будет уже было..."
  
  Надо отметить, что философия старости тоже бывает разной. Например философия Лао Цзы - это философия умная, не боящаяся сказать правду не только о жизни человека, но и о его смерти.
  Бывает философия обывательская, которая до последнего скрывает суть человеческой драмы, которую коротко и жестко сформулировал Фридрих Энгельс: "Жить - значит умирать". Такая философия старается заманить человека инстинктивными, животными ценностями, отчего происходит и атеизм, и нравственный релятивизм, и в конечном итоге нежелание отвечать не только за свои поступки, но и за свои слова.
  Но вначале рассмотрим умную философию старости Лао-Цзы. По легенде, когда Лао Цзы Родился ему уже было восемьдесят лет. И эта легендарная деталь, даёт нам указание, что уже от рождения Учитель Дао был философом старости, который отрицал любые уловки философии потребления и эпикуреизма. И действительно, все его максимы говорят о жизни с точки зрения стариков, точнее людей уже проживших длинную и наполненную жизнь и сделавших из этого процесса определённые выводы.
  
  Вот часть высказывания Учителя о старости и смерти:
  
  "Жизнь коротка, и поэтому не следует терять времени, нужно наслаждаться ею..."
  "Для того, чтобы жить доброй жизнью, нет надобности знать о том, откуда ты явился и что будет на том свете. Думай только о том, чего хочет не твоё тело, а твоя душа, и тебе не нужно будет знать ни о том, откуда ты явился, ни о том, что будет после смерти. Не нужно будет знать этого потому, что ты будешь испытывать то полное благо, для которого не существуют вопросы ни о прошедшем, ни о будущем..."
  "Все в мире растет, цветет и возвращается к своему корню. Возвращение к своему корню означает успокоение; согласное с природой означает вечное; поэтому разрушение тела не заключает в себе никакой опасности..."
  
  "Если вы находитесь в депрессии, значит вы живете прошлым.
  Если вы встревожены, значит вы живете будущим.
  Если вы в состоянии мира, значит вы живете настоящим..."
  "Жизнь ; серия естественных и спонтанных изменений. Не сопротивляйся им; это не приведёт ни к чему хорошему. Позволь действительности быть действительностью. Позволь всему течь своим чередом.."
  
  "Человеку не дано познать истинную суть жизненного круговорота, он может только созерцать. Сознанию людей доступно Дао с именем - оно символизирует конечность земной жизни. Только принявший скоротечность и временность своего физического существования познает Дао и станет частью вечности..."
  
  ...Суть даосизма - поиск истинного пути. Даос стремится стать единым целым с окружающим миром, обрести просветление. Дао бесконечное и многозначное, оно - универсальный закон бытия и познать его органами чувств нельзя. Только умозрением можно ощутить присутствие дао в мире и только в момент просветления, которое длится мгновение и напоминает мираж в пустыне!
  
  "Будьте последними. Идите по миру так, словно вас и нет. Не будьте компетентны, не пытайтесь доказать свою значимость - это не нужно. Оставайтесь бесполезными и наслаждайтесь. Вы оцениваете людей по их полезности. Я не говорю, что вы не должны делать ничего полезного. Делайте полезные вещи, но помните, что настоящий и величайший опыт жизни и экстаз приходят от делания бесполезного. Он приходит через поэзию, живопись, любовь, медитацию. Величайшая радость наполнит вас, только если вы способны сделать что-то, что нельзя свести к товару. Награда - духовная, внутренняя, она проявляется энергией. Итак, если вы чувствуете бесполезность - не волнуйтесь. Вы можете стать огромным деревом с большой кроной. И люди, которые вступили в полезную активность... им так нужно иногда отдохнуть в тени..."
  
  ...В принципе, все мудрые люди понимают конечность жизни, но например Эпикур - древнегреческий философ которого считают певцом удовольствий в жизни, тоже понимал временность бытия, но однако советовал наслаждаться жизнью, пока мы живы. Во многом, такие наслаждения принадлежат к проявлениям животного инстинкта в человеке и не всем это нравится. Есть люди, которым жизнь не нравится с самого начала, во многом потому, что они с молодых ногтей предчувствую драму старения и смерти. Но для большинства, независимо оттого сознательно или бессознательно это происходит, именно инстинктивные удовольствия являются главной целью и смыслом жизни: вкусная еда, мягкая постель, богатство которое служит им заменителем свободы, ну и конечно секс, без которого не обходится ни один любитель жизни.
  Но судите сами - вот несколько высказываний Эпикура:
  
  "Вера в бессмертие родилась из жажды ненасытных людей, безрассудно пользующихся временем, которое природа отпустила им. Мудрый найдёт это время достаточным, чтобы обойти весь круг достижимых наслаждений, и когда наступит пора смерти - насыщенному отойти от стола, освобождая место другим гостям. Для мудрого достаточно одной человеческой жизни, а глупый не будет знать, что ему делать с вечностью."
  
  "Не думайте о смерти: пока ты жив - её нет, когда она придёт, тебя не будет."
  
  "Прежде смотри, с кем ты ешь и пьёшь, а потом уже, что ешь и пьёшь. Ведь нажираться без друзей - дело льва или волка."
  
  "Счастье - это вытеснение страдания и беспокойства".
  
  "Смерть для нас - ничто: ведь всё и хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений".
  "Удовольствие - это начало и конец счастливой жизни".
  
  "Тот более всех наслаждается богатством, кто меньше всех в богатствах нуждается".
  "Никакое наслаждение само по себе не есть зло; но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждений".
  
  ...Казалось бы чем отличаются Лао Цзы и Эпикур - оба говорят о вечности и смерти, только один согласен с тем, что в жизни умного человека, стремление к удовольствиям является суетливой глупостью, а для другого - сутью и смыслом жизни!
  
  
  
   Рассуждения о смерти
  
  
  
   ...Недавно я задумался о том, как связана наша старость со смертью и решил перепечатать старое эссе, с добавлениями: "Логика смерти". Думаю, что после описания старости, вполне уместно подумать о смерти.
  
  
   Раньше, я замечал, как быстро и невозвратимо стареют люди: знакомые и соседи, родственники и друзья. Но сам для себя я казался вечно молодым. И вдруг, такое разочарование - и мне не удастся быть исключением в этом неудержимом, драматическом потоке развитии жизни.
   Оказывается, это происходит и тогда, когда живёшь не обращая внимания на возраст, ещё флиртуешь с молодыми женщинами, однако старость подстерегает тебя за каждым прожитым годом и вдруг, в голову приходит осознание неизбежности старости, а за ней и смерти!
   Постепенно к собственной смерти начинаешь относиться философски, хотя смерти близких людей нагоняют грусть и тоску. Нетрудно поверить в то, что мы все смертны, но трудно соглашаться и оставаться равнодушным, когда умирают, исчезают из нашей жизни наши близкие. На их месте остается невосполнимая пустота и чем больше близких умирает, тем больше пустеет наша эмоциональная жизнь!
   Религии не дают нам возможности завершить жизнь самоубийством и главным аргументом остается утверждение, что Бог дал нам жизнь и только он может ею распоряжаться.
   И в этом есть житейский, бытовой стоицизм, который толкает человека сознательно поучаствовать, в личной драме постепенной аннигиляции нашего тела и исчезновения из мира живых!
   И надо обладать немалым мужеством, чтобы сохранять оптимизм в безнадежной ситуации, когда логика смерти не оставляет нам ни одного положительного шанса. В этом проявляется трагедия человеческого существования, когда нашей судьбою, нашей жизнью распоряжаются посторонние силы, неодолимые и неподвластные человеку!
  
  
  
   Эпиграф:
  
   "...Каждое утро думай о том, как надо умирать. Каждый вечер освежай свой ум мыслями о смерти. Воспитывай свой разум. Когда твоя мысль постоянно будет вращаться вокруг смерти, твой жизненный путь будет прям и прост. Твоя воля выполнит долг, твой щит станет непробиваемым..." Из заповедей японских самураев
  
  
   ...Я часто думаю: "А почему и зачем существует на белом свете смерть?!"
   В Библии, о которой Михаил Пришвин говорил, как о записной книжке человечества, рассказано, что согрешив, Адам и Ева отрезали себе путь к бессмертию. В грехопадении, зло победило добро и так мы стали смертны.
   Если смотреть шире, то логика смерти должна вписываться в эту логику борьбы добра и зла. То есть, размножение, понятое как проявление греха и есть то, что спровоцировала смерть.
   Не будь коварного змия и не соблазни он простодушную, наивную Еву, жила бы эта парочка вечно и общаясь с Богом соблюдала все запреты, используя их себе на благо. Но человечества, как чего то самостоятельного, не существовало бы и по сию пору!
   Именно грех рождения "новых" Адамов и Ев, а точнее их детей, привёл в мир то, что мы называем смерть.
   Интересно - в Библии, насколько я знаю, нет даже малейшего упоминания о том, как, когда и где умерли Адам и Ева и эта деталь о многом говорит - писавшие её, кажется избегали грустных тем.
   Но тема смерти, была и остаётся актуальной и обусловлена бесконечностью биологической жизни вида, в лице наших предков и потомков!
  
   Однако люди, не только существа плотские, но ещё и создания духовные и потому, есть надежда, что "биологическое", уступит в конечном итоге духовному и мы, утратив тело, станем духом!
   Об этом и говорится в Новом Завете - праведники спасутся и станут бессмертными. Но при этом, на основе духовности обретут свою божественную плоть!
  
   Не в этом ли состоит главная задумка Создателя, который вылепив человека из праха мирского, вдохнул в него сущность, сделал стержень для плоти в лице Духа, то есть сотворил некое подобия Бога, его частичку, любовно взращённую эволюцией в нашей душе?!
   Холодно рассуждая надо полагать, что смерть - как инструмент эволюции, существовала изначально. Именно смерть даёт возможность развития не только отдельных биологических видов, но и жизни вообще.
   Благодаря несметному числу поколений, сменяющихся одно другим, мы имеем возможность совершенствоваться и эта способность к совершенству называемая эволюцией, позволяющей двигаться в сторону подлинного, уже духовного бессмертия!
   И вот сегодня, человечество стоит на пороге обретения бессмертия в форме интегрированной электронной личности, в которой аккумулируются опыт жизни и смерти всего человечества.
   На основе компьютерной модели, уже сегодня создаются программы, способные к воспроизводству, что собственно и является главной чертой органической жизни...
  
   В последние годы, с успехами реаниматологии, появилась возможность, несмотря на разрушение мозга, поддерживать жизнь в теле. Известен случай и наверное уже не единственный, когда мёртвая мать, благодаря аппаратам искусственного дыхания и искусственной системе кровообращения, через четыре месяца после смерти мозга родила сына с помощью кесарева сечения. Её Дух покинул тело, однако плоть была жива и она стала носителем или инкубатором новой жизни...
   Рассматривая концепцию вечной жизни в Библии, мы можем задать вопрос: - Когда человек воскреснет, будет ли он иметь те же самые молекулы и атомы, из которых состояло его тело до момента распада, иначе говоря до физической смерти?
  
   Я склонен думать, что не только тех тел не вернуть, но и физических тел не будет, а будет царство духа, живущее параллельно с царством, в котором человечество останется пребывать "во плоти", вмещающей в себя душу живую.
   И если задуматься над единством духа и тела, то можно сделать вывод, что именно в процессе непрерывной эволюции физического мира, загорелась первая искорка духовности, что именно приключения физического, человеческого тела и приводят в конечном итоге к самоусовершенствования духа.
   И смерть в этом приключении живого в мире неподвижного и мёртвого, является основой не только возникновения души, но и сопутствующим фактором её эволюции.
   Трудно представить себе метаморфозы духа в отрыве от физического тела и приходится согласится с тем, что это единство было задумано изначально и стоит в основании мира...
  
   Недавно услышал афоризм "Смерть - это одежда жизни!" и постепенно стал понимать его значение...
   Все мы смертны, но "древо жизни вечно зеленеет"! И если бы не было в физическом мире смерти, то не было бы и жизни!
   Интересно, что даже в том случае, когда мы каждый день видим, на примере наших родственников и родителей, процесс старения и превращения в "биологический мусор", мы не можем представить себя на их месте.
   И этот природный оптимизм, порождённый инстинктом жизни, не покидает нас до самой кончины.
  
   Страшно подумать, но именно смерть и стала тем стимулом, который подталкивает человеческую природу к самоусовершенствованию, а мечты о физическом бессмертии и есть та "морковка", за которой устремляется в будущее "через тернии, к звёздам", все живое и прежде всего Человек.
   Или, если перефразировать, - "через смерть мы приближаемся к вечности", которая сможет примирить смертное тело и бессмертный дух!
   По сути, вопрос бессмертия стал главным смыслом всех религий. В одних, условием бессмертия становится нравственная жизнь святых и подвижников. В других, путь в вечность обусловлена чередой перерождений и в конечном итоге, прекращением страданий сопровождающих нашу жизнь. Но во всех религиях, смерть рассматривается как беспримесное зло, а жизнь - как деятельное добро!
  
   Удивительным образом, обстоятельства нашей смерти, определяются сущностью нашей жизни - добрые умирают с надеждой на вечную жизнь, а злые, со страхом ожидают после смерти муки ада!
   Но в любом случае, жизнь в человеческом понимании всегда ассоциируется с добром, а смерть является олицетворением зла!
  Но об этом в другой статье...
  
   ...Я кратко записал свои "коротенькие" мысли о смерти, как факте человеческого бытия, но призываю всех кто прочтёт этот текст, подумать над проблемой бессмертия и поделиться этими мыслями с автором!
   Надеюсь, что может получиться интересная дискуссия...
  
  
   2015 - 2020 годы. Лондон. Владимир Кабаков
  
  
  Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"