...На одной из богословских конференций, в перерыве заседаний Владыка и его молодой друг вместе пошли обедать в кафе и Робин, с увлечением стал рассказывать о своей книге - "Четыре свидетеля", которую недавно выпустило американское издательство...
Наливая себе зелёный чай из заварника - Владыка, как обычно заказывал себе маленькую чашечку кофе - Робин волнуясь стал рассказывать как он писал эту книгу...
Я хотел в этой работе показать, как изменялся образ Иисуса Христа в писаниях Евангелистов. Многое ведь в христианстве определяется именно этим. Я, как историк, не могу не учитывать личностного фактора, при создании Благой вести...
Ведь Иисус не оставил нам никаких письменных свидетельств. И потому, очень важно, на мой взгляд, знать какими людьми были сами Евангелисты, а зная это, мы можем представить себе ход их мыслей и даже их индивидуальные чувства...
Робин посмотрел на Владыку, а тот потер лоб ладонью, словно разгоняя накопившуюся усталость и начал отвечать.
- Я себе часто представляю, как это было тогда, во времена, когда был жив сам Спаситель. Вот и сегодня, после утренней молитвы я вдруг в тишине раннего утра, внутренним своим взором словно увидел горы Галилеи, Генисаретское озеро в зелёной долине, чистую синюю воду, тихо плещущую небольшими волнами на песчаный берег, дома небольшого городка, а скорее деревушки, у подножия гладкого, травянистого холма...
- А дальше, моё воображение словно сценарий для документального кино, стало рисовать всю ту обстановку и даже монологи и диалоги участников той исторической встречи. Поэтому я расскажу эти видения коротко и почти в сценарных терминах и правилах, и Владыка начал рассказ.
"Обычный глинобитный деревенский домик в Капернауме. Иисус идет мимо, в сторону озера, по улочке раскалённой полуденным летним солнцем. Одет он просто, но чисто. На голове у него серая одноцветная накидка, из под которой выбиваются каштановые длинные кудрявые волосы. Лицо худое, удлинённое, с негустой бородой и усами.
Самое выдающееся в этом лице его глаза, яркие - большие, светло-карие, они словно светятся и потому, привлекают внимание всех прохожих - знакомых и незнакомых. Они полны понимания и сострадания, но смотрят без грусти и очень доброжелательно, отчего появляется желание заговорить с этим человеком.
Поэтому, где бы он не появился всюду его окружают люди, которые хотят говорить с ним или спросить его о самом глубоком и самом заветном. Люди тянутся к нему, словно металлические стружки к магниту...
Подойдя к крайнему дому, на берегу, недалеко от открытой воды, Он садится на старую лодку, давно уже вытащенную на песок, развязывает узелок с едой, который нес за спиной на самодельном посохе и начинает неторопливо есть сухие лепёшки, заедая их овечьим сыром и запивая водой из деревянной фляги, обтянутой выцветшей кожей..."
Владыка снова потер себе лоб пальцами и мельком взглянул на Робина, который забыв об обеде напряжённо слушал стараясь понять, что хочет сказать ему этим рассказом странный русский человек, которого он знает, как известного европейского богослова и как главу православной общины в этом большом городе.
Но Владыка, наверное привычный к этому вниманию и странному напряжению возникающему в его слушателях во время таких рассказов, продолжил говорить, иногда замолкая и вспоминая, увиденное им в воображении...
- И вот, я представляю себе, что мимо Иисуса из Назарета, - так Его тогда называли, - проходят два брата рыбака, направляясь в сторону озера. Это Симон и его младший брат Андрей. Они здороваются с Иисусом и неожиданно садятся рядом с ним на зелёную травку.
В ответ на вопросительный ласковый взгляд Иисуса Симон, позже названный Петром, начинает говорить:
- Мы идём на озеро проверять сети... Но ещё есть время, и мы хотели бы тебя спросить, кое о чём?
- Мы знаем, что ты родился и жил в Назарете. Молва говорит, что ты, будучи плотником и сыном плотника Иосифа, вдруг стал проповедовать и начал ходить по стране Генисаретской, чтобы учить людей праведной жизни в этом мире, и благодаря этому воскреснуть после смерти. Мы простые рыбаки, но то что мы слышали о твоих словах, Учитель, говорит нам, что ты не просто плотник, но подобно нам, которые ловят рыбу, ты улавливаешь души людские. Так ли это?
Иисус, с улыбкой слушавший рыбака помолчал, словно примериваясь, как лучше и проще объяснить происходящее и внимательно глядя в глаза Петру ответил, мягким ровным голосом:
- Я вижу, что вы такого же склада люди как я и потому, поведаю вам, как случилось со мной, что из плотника я вдруг стал проповедником...
Он сделал паузу и припоминая, на минуту загляделся на синюю водную поверхность расстилавшуюся во все стороны и ограниченную на горизонте пологими зелёными холмами.
- В определённый момент моей жизни, словно кто подтолкнул меня и вдруг, я начал понимать образы и символы жизни тайной, той жизни которой мы живём внутри себя когда мы одиноки, несчастны или когда наоборот мы в радости и возбуждении!
Об этом мы начинаем думать каждый день, когда только откроем глаза ранним утром и видим и слышим красоту мира вокруг, чистый свет тёплого утра, яркий цвет листьев и плодов на деревьях в садах, песни птиц небесных, которые радуются тому же, чему и мы радуемся.
Слушатели, простые рыбаки на время забыли обо всём на свете и сосредоточенно внимали словам Иисуса, стараясь не пропустить ни слова.
- Внезапно, я начал чувствовать тоску, которую испытываете вы и вам подобные труженики, когда после яркого светлого дня наступает тихая ночь и ваши души, думая о будущем грустят, что каждый день, вместо того, чтобы радоваться свободе, переживая счастье жить в этом прекрасном мире и говорить об этих чувствах с другими людьми, вы идёте рыбачить и не всегда эта рыбалка успешна.
А потом продаете на рынке что Бог послал в ваши сети, где вас стараются обмануть или заставить продать скудный улов за бесценок.
А дома вас ждут престарелые родители, жена, которой надо ежедневно готовить еду на большую семью. Она сердится на вашу беспомощность и не слушает никаких оправданий, потому что, от такой жизни она сделалась зла и сварлива...
И в сердца ваши, от этой полу нищенской жизни полной забот и тревог, приходит тоска несвободы и несбывшихся надежд.
Это особенно мучительно, когда кругом вы видите благообразие природы, замечательно красивый солнечный рассвет, слышите пенье птиц, видите цветение цветов в садах.
И вот, вместо того чтобы радоваться своей жизни в этих красотах, вы, каждый день, не выспавшись, на рассвете выходите ставить сети, а после полудня проверяете их, с тайной надеждой увидеть среди пойманных рыб ту, у которой изо рта торчит чудесная и дорогая жемчужина, продав которую вы сможете обеспечить себя и семью всем необходимым на долгое время, и станете свободны от этой ежедневной нужды изнуряющей тело и мозг.
- Но истинно говорю вам:
- Бедным принадлежит будущее царствие небесное и они унаследуют его, так как знают цену жизни и свободы в этом прекрасном и яростном мире, который почему - то до краёв наполнен страданиями.
И я говорю вам - станьте ловцами душ человеческих!
Идите от ваших лодок и сетей вслед за мной по дороге новой жизни, впитывая то, что говорю я, наученный моим отцом Небесным, которого я научился понимать и который, в одно прекрасное время сказал мне:
- Встань и иди! Сделайся путешествующим проповедником. Ты найдёшь и друзей и верных учеников, тогда и там, где ты будешь проповедовать услышанное от Меня!
Оставь дом твой и родных твоих, которые тебя не хотят понимать и сделались врагами твоими, ибо не верят в слова и дела Отца нашего - великого Бога-Создателя. Они и сами не входят в царствие небесное и других, в том числе и тебя туда не впустят, если ты будешь им повиноваться. Они хотят, чтобы ты, рождённый свободным, стал рабом своих привычек и их предписаний, и не смел думать об Отце Небесном и о своём предназначении!
Братья в изумлении, напряженно слушали слова этого странного пророка, но его речи невольно находили горячее подтверждение и поддержку в их душах.
А Иисус, видя их удивление и благоговение продолжил:
- Когда я, начинал всем им, моим близким и знакомым, говорить о взаимной любви и свободе на которых должна стоять вся наша жизнь, они усмехаются или прямо издеваются надо мной говоря:
- Ты плотник, сын плотника Иосифа, рождён чтобы умереть в тщетных трудах сделать свою жизнь счастливой, а не мечтать о счастливой и цветущей жизни, которую ведут в нашем реальном мире одни богачи и аристократы.
И вообще, каждый раз послушав меня они начинали визгливо хохотать, насмехаясь надо мной и моими словами.
Вот, я и ушёл от них и сейчас ищу друзей, которые будут не только понимать меня, но и последуют за мной. Которые будут ходить вместе со мною по земле израильской, провозглашая Благую весть о пришествии в мир Нового Завета!
...Иисус помолчал внимательно вглядываясь в глаза слушателей, словно угадывая то, что происходило в их душах, в душах этих рыбаков которых захватили его речи...
- И я говорю вам - голос Иисуса мягкий и звучный, вдруг усилился почти до громового, или это просто показалось Петру и Андрею.
- Близкие ваши - враги ваши, если они не понимают и не хотят понимать то, что я говорю, и что я повторяю вслед за Отцом моим:
- Кто не сможет бросить дом и работу, отца и мать, жену и детей, взамен получив свободу и любовь братьев по вере, тот никогда не вкусит радости жизни, дарованную нам нашим Отцом Небесным, которого, до поры до времени, мы не знаем, не слышим и не видим!
- И я говорю вам! Бросьте всё это - он обвёл рукой берег, лодку и сети в ней, дома деревни на берегу - и следуйте за мной!
Я помогу вам понять непонятное, скажу вам те слова, которые говорил и говорит мне Бог Отец, благодаря которым вы обретёте жизнь вечную после смерти, уже в чертогах Отца нашего!
Решайтесь!!!
- Настал миг вашего просветления ибо вижу, что станете вы учениками и братьями моими, и обретёте вместе со мной после смерти жизнь вечную!
... И так красив был этот загадочный пророк в эти минуты, так решительно и уверенно звучал его проникновенный голос, говоря слова о любви и свободе, так горели глубоким внутренним светом Его глаза что потрясённые братья, став перед Иисусом на колени, заплакали слезами радости и обожания, и воздев руки к небу ответили Ему, не помня себя:
- Боже! Благодарим Тебя, за то, что избрав нас ты послал нам Учителя, за которым мы пойдём теперь, чтобы разделить его учение и получить от него свет и истину, которые сегодня открылись нам с неведомой силой!
Учитель! Приказывай нам, ибо мы уверовали, что Ты несёшь в мир свет вечной истины и наставишь нас как жить и как умереть чтобы обрести жизнь вечную, о чём мечтали и мечтают все люди в нашей многострадальной Иудее!
- Веди нас Учитель, и мы постараемся забыть наши заботы и оставить семьи наши, чтобы обрести благодать вечную!
... Робин, сидел рядом с Владыкой, словно оглушённый рассказом-фантазией, этого необычного человека. Подпав под обаяние тихого, звучно-густого голоса этого странного русского, он перестал замечать окружающее, весь многолюдный город вокруг и представлял цветные картины описанные Владыкойю.
Он увидел фигуру Иисуса Христа сидящего на берегу и рядом - внимательных, взволнованных слушателей Симона-Петра и Андрея, услышал проникновенный голос Спасителя...
"Где, я мог это уже видеть? - спрашивал Робин сам себя и не находил ответа...
- Может быть во сне, когда после чтений Евангелия долго не мог заснуть и в забытьи, представлял себе знойную Иудею, озеро Генисаретское и Спасителя, идущего по песчаному берегу, во главе учеников своих...
Владыка, на время замолчал, давая возможность Робину справится с охватившим его волнением, а потом продолжил:
- А дальше, я представляю себе времена, уже после того знаменательного дня, когда уже двенадцать учеников - Апостолов последовали за Ним, путешествуя по всей Иудее, переходя с места на место и проповедуя Новый Завет, который Иисус из Назарета мягко и терпеливо объяснял им и толковал сложные места, трудные для понимания этими простым, неучёным людям...
- В очередной раз , путники во главе с Иисусом, остановились на ночлег на берегу небольшой горной реки, на участке плоского берега, поросшего травкой, ещё не успевшей пожухнуть от зноя немилосердного солнца, день за днём льющего свои безжалостные лучи на задыхающуюся от жары, раскалённую землю...
... Ученики подступили к Иисусу, в надежде услышать его волшебный, внушающий доверия голос, послушать его тонкие и умные притчи и иносказания с объяснением того, ради чего они все, бросили свои годами налаженные жизни и устремились вслед за ним, не задумываясь о будущем.
Сидя на камне неподалеку от обложенного кусками гранита кострища, он начал говорить:
- Я, учу тому, что будет делать людей лучше, добрее, любовнее!
Ведь наш Отец Небесный создал Человека по своему образу и подобию, и только грехопадение прачеловека Адама, сделало жизнь людей такой злой или страдательной, часто страшной своей несправедливостью и жестокостью.
- Для того, чтобы жизнь переменилась, надо научиться любить ближнего и дальнего и доказывать это каждый день, каждый час тем, что жертвуешь своим имением, своим временем, своей жизнью ради ближних...
А дальних, особенно тех кто враждует с нами, если и не любить также как ближних, то не осуждать, постоянно показывая, что вы можете простить их если они, так же как вы покаются в совершённом злом слове или поступке, предвзятом суждении или недоброжелательности.
- Ибо, человек не рождается злым!..
Голос Иисуса возвысился:
- Но становится им в течении своей жизни и особенно в молодости, подражая своим поведением родственникам и воспитателям. Ведь если нас спросят:
- Когда человек становится злым, что мы сможем ответить, согласуясь с истиной?
Он, человек, становится злым, когда ему один год от роду?
Нет! - ответим мы. - Очевидно, что такой ребёнок ещё не зол.
Когда нас дальше будут спрашивать:
- Он становится злым когда человеку исполнилось пять - семь, десять лет? Мы ответим наверное:
- Нет, он по-прежнему ещё не зол...
- Так когда же он становится злым? - продолжат нас вопрошать любопытные, и мы вынуждены будем ответить:
- Тогда, когда он становится взрослым, в котором уже начинают проявляться заложенные в нём воспитание и образование.
Тут проявляется всё, чему и как его научили, чему и как его воспитывали взрослые, его товарищи и родные словами или личным примером действуя! Именно в этом возрасте, когда воспитание начинает приносить плоды, человек становится или святым пророком, или становится негодяем и предает свой Божественный образ, становясь злым, кровожадным и похотливым зверем!
Но большинство, становится обычными людьми, пожалуй больше хорошими, чем плохими. И беда этих людей в том, что переживая взросление, они становятся равнодушными и этим бесчувствием, словно закрываются от трагедии жизни, делая вид, что зло, которое всюду вокруг нас, которое правит миром их не касается!
- Что надо сделать, чтобы божественная природа человека не исказилась и он не превратился в безбожника и преступника человеческих законов? - спросят нас люди, ищущие свой праведный путь на земле.
И мы должны ответить:
- Перемените законы этого мира или откажитесь от них, и живите надеждой на мир иной, с другими добрыми и справедливыми законами, куда вы, веруя в Господа Бога нашего, сможете попасть после смерти, если вы будете жить здесь, на земле по законам любви и справедливости, и потому на Страшном суде будете оправданы на вечные времена...
- Если вы, - продолжил Иисус, глядя на языки пламени костра - не сможете изменить законы этого мира, жестокого и равнодушного к горю и страданиям других, тогда откажитесь от него, живите там и с теми, кто будет исповедовать Новый Завет который я провозглашаю среди вас с согласия и по велению отца моего Небесного. Это тот Завет, которым своей кровью и страданием я "выкуплю" вас, во славу великого Бога - Отца, у владыки смерти и тления, Божьего противника - Сатаны, который представлен в этом мире во множестве лиц и имён...
Ученики его, сидя на траве у ног своего Учителя, загораясь тихой радостью от всего услышанного, не отрываясь смотрели на Иисуса из Назарета, сосредоточенно впитывая и запоминая каждое Его слово, каждый его жест или движение...
- И я говорю вам: Царствие Моё, не от мира сего! Блаженны нищие, ибо они наследуют царствие Небесное! Ради слабых - будь сам слаб, ради голодающих - голодай, ради жаждущих - страдай жаждой сам, как и я делаю это воплотившись на земле!
- Ещё говорю вам - только голодающий насытится, жаждущий напьётся и страдающий утешится, ибо богатство, гордыня и тщеславие ненасытимы.
Только тот, кто будет в своей жизни искушаем этими греховными соблазнами и отринет их ради жизни праведной - тот спасётся и войдёт вместе со мною в царствие Небесное!
Потому, благотворите тем, кто вас проклинает! Прощайте тем, кто обижает вас! Если ударили по левой щеке, то подставьте правую, чтобы усмирить гнев обидчика - и тогда, после смерти вашей, будете вознесены из мира сего в царственные чертоги на небе!
- Но будьте осторожны, что бы не случилось с вами того, что случится с злодеями не внемлющими гласу Божьему. Ибо не только среди живых, совершивших преступления против Божьих законов случается наказание, но и на небе, среди мёртвых.
Ведь, часто, корни преступлений сокрыты среди людей, но эти преступления становятся очевидны для Небесных судей, которые и будут там судить по Божьему закону и справедливости!
Поэтому, уже здесь на земле будьте "менялами", которые с одного взгляда или одного прикосновения научились отличать монеты подлинные от фальшивых. Так и вы, должны отличать жизнь подлинно верующего в Меня и в Мой Новый Завет, от жизни лицемера и грешника, прикидывающегося праведником!
... Ученики, взволнованно придвинулись к пророчествующему Иисусу и на их лицах проступили выражения преклонения и восторга...
А Иисус посмотрел на небо, где созвездие Большой Медведицы уже проделало свой ночной путь по небосклону.
Зная, что рассвет неподалёку, Учитель потёр ладонями лицо и закончил свою проповедь:
- Я - есть Истина, и Я есть Путь. Отец наш Небесный, послал меня на землю для провозглашения Нового Завета, по которому будут жить все уверовавшие в меня, как в посланца Бога.
- Но все мы должны идти дорогою страданий в этом мире и потому, тот кто последует за мной, должен взять свой крест на плечи и нести его всю жизнь, помня, что в качестве воздаяния за земные страдания, получит после своей трагической, а иногда и мучительной смерти вечную жизнь на небесах!
Все ученики молчали и с обожанием смотрели на своего Учителя и гордились тем, что слушали и услышали Его!
Вскоре устроившись поудобнее и накрывшись, они попытались заснуть, но никто из учеников не смог этого сделать и вспоминал с волнением о тех великих словах, которые их Учитель сказал им сегодня!
...За столиком этого маленького кафе воцарилось молчание и Владыка, допив кофе коснулся мягким жестом руки Робина, который испытал некого рода забытье, похожее на гипнотическое состояние захватившее сознание английского молодого клирика...
- Вы Владыка, волшебник! - с восторгом наконец произнёс Робин глядя на спокойного и даже деловитого русского священника.
- Я увидел в картинках всё, что вы мне рассказывали и это - он помолчал подыскивая слова - это совершенно волшебно и удивительно! Со мной, такого ещё никогда не бывало!
Робин вопросительно глянул в лицо Владыки и тот, улыбнувшись объяснил:
- Мне уже говорили, что мой голос иногда, словно заставляет слушателей засыпать наяву...
- Мне кажется, что тембр голоса изменяется в зависимости от наших внутренних переживаний - может быть потому и мой голос так действует на людей...
Ведь я сам всё рассказанное вам пережил сейчас и сам видел эти картины жизни Иисуса из Назарета и его учеников...
Ошеломлённый Робин приходя в себя, продолжал потрясённо качать головой.
А Владыка глянув на часы поторопил его:
- Однако, мы с вами опаздываем - перерыв в заседании наверное давно уже закончился...
2012 год. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal