Аннотация: Современное авангардное искуссиво - это проявления процесса деградации мировой культуры!
Посещение музея королевы Софии в Мадриде.
Из книги очерков - "Путешествие по Испании"
...На следующий день в Мадриде, пошли в музей королевы Софии, то есть в музей современного искусства.
Этот музей - нечто невообразимое - здесь выставлены работы авангардистов, начиная с Пикассо (кстати здесь и его самая известная работа "Герника), "детскими" рисунками-каракулями Миро и сюрреализмом Дали, уже не говоря о прочей братии!
Были тут плакаты времён Гражданской войны, которые я смотрел с интересом, и фильмы о Всемирной выставке в Париже, в 1937 году. Понравился большой сюжет о павильоне Советского Союза, который в те предвоенные времена, посетило пожалуй больше всех зрителей. Тогда, экономическое и социальное возрождении России - Советского государства - интересовало многих интеллигентов и интеллектуалов - увы, сегодня стараются об этом не говорить - антисоветизм стал информационной модой что на Западе, что в России!
Были там и наивные фильмы Бунюэля времён двадцатых годов, глядя на которые с очевидностью можно понять, как в зверскую, опасную сторону изменился весь мир и особенно Запад!
Этот музей с десятками малых и больших залов заполнен изысками современных художников, архитекторов, кино режиссёров, и всё это с претензией на современность и главное, на рекламную оригинальность!
Смотрели знаменитую Гернику Пикассо, которая воспринимается как головоломка и шарада по разгадыванию символов, хотя и выражает весь ужас и бессмыслицу войны!
Современное искусство, представляется мне объектом рационального толкования, нагромождения разного рода непонятных символов, чем и отличается авангард от искусства Ренессанса и даже соцреализма, где задачей художника было пробуждение чувства в зрителе!
Глядя на картины Рафаэля, Леонардо да Винчи, на скульптуры древнегреческих скульпторов, Лев Толстой говорил, что если вас трогает увиденное на картине, или восхищает скульптура, то значит задача подлинного творчества реализована, а если нет, то автор - или дилетант или мошенник!
Соглашаясь с Толстым хочу сказать, что современное искусство делают не сами художники, поэты или актёры-режиссёры, а критики-толкователи будь то живопись, скульптура, архитектура или даже литература!
Поэтому, такие современные "творцы" обожают говорить о своём творчестве и готовы платить не только за статьи о их работы, но и за любое лестное упоминание их имени в СМИ.
В начале века, в Париже и "бунтари" от искусства и молодые критики, вместе "водку пили" и рассуждали, как отправить классиков в живописи, в скульптуре, в литературе на "свалку истории". Сами они ничего сделать не могли и не умели, но вот болтать языками в пьяном угаре, о "новом искусстве", были здоровы. И рядом с ними сидели "писатели" - теоретики модерна, которые и стали писать о тех, кто следовал их примитивным теориям!
С другой стороны, авангардизм, стал реакцией на превращение искусства в развлечение для буржуа и денежных мешков. Эти богачи хотели искусства, которое станет их социальным отличием, вне зависимости от его профессионализма и эстетической ценности - в бездарных "революционерах от искусства" они нашли своих преданных клиентов!
Большую роль в пропаганде такого бесчувственного, бездушного искусства сыграли льстивые критики, также купленные деньгами. Именно критики начали пропагандистскую акцию воспитания "нового вкуса" и в конце концов, именно они воспитали несколько поколений зрителей и читателей, которым уже ничего кроме "революционной халтуры" не нужно!
Это "воспитание" можно сравнить с воспитанием читателей или зрителей, которых с детских лет подсадили на детективы и стрелялки-экшен - сегодня они выросли и уже неспособны воспринимать любые душевные переживания или то, что заставляет задуматься над смыслом жизни и красоты.
Так и здесь получилось и потому, большинство "продвинутых" зрителей, читателей, слушателей, уже не способны на глубокие чувства и сопереживание. Во многом, этим и объясняется нарастающая опасность жизни, неспособность воспринимать трагедию и восторг подлинных произведений искусства!
Вспоминаю одну маленькую картину, увиденную в Ленинграде, в Эрмитаже. На ней изображён крупный пожилой мужчина с седой головой, который стоит рядом с полузаросшим дотом, оставшимся после войны. И сразу становится понятно, что мужчина вспоминает события той кровопролитной войны, в которой он выжил, а многие его друзья погибли!
Картина называется "Воспоминания" и эта картина, взволновала меня своим суровым реализмом!
А с другой стороны, многие мои знакомые начитавшись хвалебных статей хитрых критиков, восхищены невнятицей и сексуальными фантазиями Пикассо, или даже каракулями Миро.
Надо признать, что эстетической независимостью, сегодня обладают единицы среди зрителей, но даже среди художников и художественных критиков. Многим просто думать лень, а многие "плывут по течению" модных "гениев", о которых забывают уже через одно-два поколения образованных ценителей искусства! Но даже у этих единиц, при виде "голого короля", не хватает духу сказать - а король то голый!
Сегодня, можно говорить о "зоне комфорта" в которой пребывает современный Запад и эта зона довольства собой и своими, может быть разрушена в одночасье природной или социальной катастрофой, например пандемией, войной или простейшим отключением электричества. Тогда всё остановится, в том числе лифты в многоэтажках, вода в кранах престанет течь, поезда и самолёты начнут останавливаться и падать, а люди начнут умирать как писал Шекспир "даже не болев", потому что их отключат от зоны комфорта!
Или вот мене трагическое - нарушится Вай - Фай, пропадёт интернет и отключатся мобильники...
Я это к тому, что прогресс постепенно уничтожает традицию, в том числе традицию в искусстве и может получится так, что вскоре, вокруг нас вместо скульптур будут стоять непонятные оплывшие или рогатые "чудовища", а мы привыкнем к этому, и даже не будем замечать разницу между Рафаэлем и Миро. Кстати, этих современных чудовищ, например в Лондоне, уже полным полно!
На примере падения древних цивилизаций в Европе - Древнегреческой и Древнеримской, сегодня уже можно говорить, что человеческие сообщества и государства достигшие зоны комфорта, через некоторое время погибают!
Понятие "зона комфорта" включает в себя понятия материального, эстетического и эмоционального комфорта, то есть довольство не только собой, но и тем, что называется современным искусством. В этом случае, неразличение красоты и безобразия, добра и зла приводит к декларации относительности всего и это уже прямой путь к саморазрушению.
А в искусстве, такое неразличение красоты и безобразия или фальшивые ложные авторитеты, приводит к равнодушию не только художников, но и тех, для кого это создаётся! Сегодня мы видим, как "новое искусство" убивает образ земной красоты, и под лозунгами назад у примитиву, такое псевдо искусство становится диктатором человеческой моды!
Август 2022 года. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com
или на страницах журнала "Что есть Истина?": www.Istina.russian-albion.com