Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Поездка в Турцию. Часть-1

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Турция поразила меня современностью, дешевизной жизни и замечательным Старым Базаром, которому около пятисот лет!

  Первые впечатления.
  В самолёте все места заняты и все турки. Через четыре часа прилетели в Стамбул, уже в темноте.
  В аэропорту Стамбула, на контрольном пункте давка - сразу несколько рейсов проходят контроль. Нечто подобное было в Нью Йорке, когда мы туда прилетели несколько лет тому назад.
  Прошли проверку, затратив на это много времени и выйдя на улицу не знали, что делать - такси через гостиницу заказали, но прошло уже больше часа после приземления и нас похоже никто не ждал. Мы бродили среди таксистов выстроившихся вдоль дороги и спрашивали не нас ли ждут. Подскочил какой-то паренёк и стал спрашивать на плохом английском, кого мы ищем и куда нам ехать. Су показывала адрес на бумаге заказа гостиницы, но это никому ничего не говорило.
  Повторяю, был хаос, позвонить в гостиницу мы не могли потому что не поменяли симкарту на турецкую и одним словом попали в неприятную ситуацию...
  Я тихо матерился, Су нервничала и нас какое-то время водили от одного человека к другому. Наконец подъехал микроавтобус, недоумевая и подозревая мы сели туда, по указке одного из незнакомых мужиков, и поехали.
  Су знала, что ехать из порта в гостиницу надо далеко и немного успокоилась, хотя несколько раз повторила водителю, который не говорил по-английски, что мы уже заплатили гостинице за такси из аэропорта. Я сидел и ворчал про себя подозрительно оглядываясь - мы оба не знали правильно ли нас везут.
  Надо отметить, что большинство улиц в Стамбуле тёмные, машин много и потому причины нашего беспокойства понятны!
  Наконец такси остановилось, появился хозяин гостиницы, наш багаж подхватили и понесли вначале в рисепшен, а потом, после оформления документов, наверх, на четвёртый этаж. Помогал это делать парень говоривший по-русски, а Адем - владелец этой маленькой гостиницы и заодно администратор, немного говорил по-английски. Наш носильщик оказался тридцатишестилетним туркменом, который говорил по-русски и его завали Сердар, то есть Сергей.
  Это нам на первых порах сильно помогло разбираться в происходящем...
  
  Гостиница новая, без лифта, крутая мраморная лестница вела в номер, который тоже был полу оборудован, но мы обрадовались, что не надо будет ночевать где попало. Хозяин, Адем, недавно, сразу после ковида отреставрировал здание и потому, многое было недоделано, хотя желание сделать хорошо у него было.
  Устроившись в номере спустились вниз, в ресторан, и заказали еду, которая по лондонским меркам была дешевле чем в Англии в несколько раз! Первое большое впечатление - это необычайная дешевизна жизни - всё стоило просто смешные деньги.
  Поужинав и расплатившись мы пошли гулять. Надо отметить, что отель находился на берегу бухты Золотой Рог, почти у моря и в самом центре большого города. Это было удобно, потому что все достопримечательности Стамбула были всего несколько остановок на трамвае...
  Стамбул особенный город - всюду магазины, магазинчики, кафе, рестораны со столиками на улице. Трамваи длинные, современные, больше похожие на электрички где-нибудь в Японии. И вообще город, вопреки моим ожиданиям современен, хотя своеобразен и не похож на города европейские.
  Утром, проснувшись и приняв душ сели на трамвай и поехали на площадь Ат Мейдани - бывший римский ипподром, основанный в начале третьего столетия после смерти Иисуса Христа.
  Было холодно, но мы сели в одном из уличных кафе на площади и хорошо позавтракали обсуждая всё увиденное. Площадь полна архитектурных памятников древнеримской эпохи и эпохи оттоманской империи и я подумал, что Стамбул - бывший древний Константинополь - один из самых "живых" старых городов мира!
  В общей сложности Древний Рим, продолжаясь в Византийской империи, просуществовал около двух тысячелетий и Турция - наследница Оттоманской империи, ещё около шестисот лет. Получается очень изрядно. Так получилось, что Султаны унаследовали эту историю, добавив свой колорит ортодоксального мусульманства!
  Но кроме этого, Константинополь связан с узаконением и развитием христианства и о его присоединении в России, мечтали многие русские императоры! Хотя сегодня об этих мечтах русского православия и о Святой Софии, о которой так красочно писал Мережковский, в начале двадцатого века, современное православие даже не упоминает!
  После завтрака пошли гулять и сразу увидели две громадных мечети - одна мечеть Ахмеда, а вторая, сложенная из розового камня с множеством пристроек-надстроек - это знаменитая Ая София, выстроенная ещё в Византии, за пять лет с 532-ого по 537-ой год, императором Юстинианом. После падения Константинополя, в 1453-ем году стала мечетью.
  Вот что писал в начале двадцатого века об Ая Софии Дмитрий Мережковский - писатель и рлигиозный человек:
  
  "Когда издали, с Босфора, в конце узкого мыса между Золотым Рогом и Мраморным морем видишь Святую Софию, она представляется почти геометрически правильным, как игральная кость, четырехгранником с наложенным на него плоским куполом цвета темно-серого, как осиное гнездо, между четырьмя длинными и узкими стрелками минаретов, разумеется, позднейшей мусульманской пристройки. Просто, даже слишком просто, почти бедно, хотя и огромно, потому что сразу видишь, или не столько видишь, сколько угадываешь, что это самое большое здание города.
   Но когда входишь внутрь храма и видишь его весь сразу (в этом его особенность, что видишь его сразу, с первого взора весь), душе понятным делается его величие: душа хочет крыльев. Ничего, кроме светлого, безмерно огромного, небу подобного, свода. Чувствуешь, что здание построено для этого свода. Все для него, все от него, все в нем. Он покрывает, соединяет, согласует, просветляет все. Никогда на земле не было более совершенного образа вечности, и почти невозможно поверить, что это создание рук человеческих.
   Кроме главного, среднего, есть другие, меньшие, своды. Три в глубине: один над алтарем, два по бокам, прообразующие три неслиянные ипостаси Святой Троицы -- Отца, Сына и Духа. Над этими тремя -- один, больший, как бы объединяющий эти три; в нем выражено нераздельное единство ипостасей троичных. И, наконец, над ними, над всеми -- главный, средний, самый широкий, -- последнее соединение Святой Троицы с миром, Бога с человечеством, последнее совершение вселенского и Божеского в явлении богочеловечества, Церкви торжествующей, Святой Софии, Премудрости Божией, последнее совершение времен и вечности, когда все будет в Боге и Бог будет во всем.
   Своды подымаются без тамбуров, прямо от стен. В основании сводов расположены сплошным рядом низкие полукруглые окна, наполняющие свод ясным, тихим светом, так, что, кажется, купола реют в воздухе, сами воздушные, солнечно-золотистые, неимоверно высокие, легкие-легкие и несокрушимо твердые, как твердь небесная, "плоть духовная", святая плоть..."
  
  В 1934-ом году, уже при Ататюрке создавшем Турецкую республику, Святая София стала музеем и вот совсем недавно, уже при Эрдогане музей закрыли и вновь она стала мечетью и главной достопримечательностью Стамбула!
  Мы конечно сразу направились туда и в числе многочисленных туристов, вошли внутрь, предварительно сняв обувь - этот обычай мне понравился - в молельню - святое место нельзя входить как в обычный дом! Мало того - у каждой мечети есть место, где мусульмане перед молитвой могут помыть ноги, так сказать "отряхнуть прах земной"!
  Как и внешность, внутреннее пространство этого христианского храма, ставшего сегодня мечетью, поразило меня - громада центрального свода - купола и симметрично расположенные полукупола, удивляют высотой и объёмами!
  Центральный купол можно символически назвать небом, а полукупола, добавляли этому разнообразие уровней, хотя тоже могли быть сравнимы с "малыми небесами"!
  
  Думаю, что построенная как христианский храм Ая София, как и заметно позже построенные мечети, сохраняют суть и структуру древнеримских базилик - то есть наполненное ожиданиями большое пустое молельное пространства. В этих куполах и даже маковках русских церквей, просматривается преемственность архитектурных религиозных идей нескольких тысячелетий!
  После легализации христианства и запрете разного рода древнеримских культов, христиане в базиликах стали создавать свои церкви, точно так, как сегодня Ая София сделана мечетью.
  Однако в Европе есть и примеры обратного процесса, например мечети переделанный в христианские храмы, после реконкисты в Испании. (Но о поездке в Испанию, в следующем очерке).
  Тем не менее, сегодняшняя Ая София находится в полузапустении - штукатурка местами обвалилась, и главное исчезли замечательные, древние мозаики, которыми славилась эта жемчужина древнехристианской архитектуры.
  
  К описанию Ая Софии я ещё вернусь, но на площади расположена ещё одна замечательная мечеть - Голубая, построенная при султане Ахмеде и потому названная в его честь. По размерам она мало в чём уступает Ая Софии, но выстроена почти на тысячу лет позже и потому, сохранила не только интерьеры, но и чистую структуру внешнего вида.
  Мы вошли туда и долго сидели на ковре у стенки задрав головы и всматривались в голубые завитки орнамента, который для мусульман заменяет человеческие изображения, обычные для христианских церквей! Тишина в мечети стояла необыкновенная и вдруг запел, заголосил муэдзин восхваляя Аллаха и его создания, прежде всего святого пророка Мохаммеда!
  После мечети Ахмеда перешли в его усыпальницу, которая похожа на малую мечеть и тоже с большим и высоким куполом! Внутри стоят простые саркофаги - самый большой для султана Ахмеда и рядом несколько поменьше для жен и детей.
  Выйдя на Конскую площадь, так она сегодня называется, мы стали осматривать два больших гранитных столба. Первый, которому около трёх тысяч лет, привезён ещё во времена Византийской империи, а второй мене величественный, но тоже древний и многозначительный!
  Чуть позже, отдохнув, пошли в музей исламского искусства, расположенный на той же Конной площади.
  Ретроспектива выставки показывает, что Ислам в искусстве ещё с самого начала имел свои, непохожие на Рим каноны искусства, обусловленные религиозными началами. Во многом, развитие орнамента, как аналога фигуративного искусства в исламе, запрещённого изображения человеческих и звериных тел, на мой взгляд происходит от орнаментализма арабской письменности, которая породила такой жанр как каллиграфия.
  Ислам отношением к телу отличается от христианства и буддизма и в этом тоже есть религиозные корни...
  Возвращаясь вечером в гостиницу, и проходя через мост, разговаривали с Су о том, что Стамбул разделён Босфором на две части и Конная площадь, Ая София, Голубая мечеть и дворец Султанов стоят в старой части города, а другая, с башней Галата на склоне - это более современная часть города...
  
   Июнь 2022 года. Лондон. Владимир Кабаков
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"