Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Образование и проблемы воспитания в России

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Образование делает из человека специалиста, а воспитание - личность!

  ...Послушал лекцию Теодора Шанина, профессора, президента Московской высшей школы социальных и экономических наук на "Полит ру" - приятно слышать здравые мысли от человека науки и вместе практика.
   Шанин, уже пожилой человек и учёный со стажем, многое знает о системах образования и побывав в Англии, он узнал о том, что английская высшая школа готовит "способных" людей для работы после университета, независимо от профиля факультета.
  Действительно, многие выпускники - гуманитарии идут здесь работать в банки, рекламные конторы и так далее - главное, чтобы они умели мыслить самостоятельно!
  Я тоже думаю, что в школе, особенно в высшей школе, важно научить человека думать, а значит и учиться всю оставшуюся жизнь, а система тюторов в английском образовании, этому помогает - английское общество находится в постоянных поисках "способных" людей, потому что они помогают обществу двигаться вперёд!
  Однако прослушав лекцию до конца стал думать, что Шанин, пропускает главный вопрос бытия человека: "Зачем надо учить человека думать?!"
   Живя в Англии долгое время, я начал понимать очевидную вещь - религиозные принципы жизни, постепенно перетекли, растворились в народной культуре и стали для большинства нравственным законом!
  Большие религиозные праздники - Пасху и особенно Рождество, здесь отмечают многие, в том числе и агностики, и даже атеисты, которые в обычное время и в церковь то не ходят. Они не верят в догматы, но их привлекает нравственная сторона религии - ведь если разобраться, то атеизм, это протест против "неправильной" формальной религии, выступающий против предрассудков и суеверий.
  
   И вот в такие праздники, церкви, по-прежнему стоящие на каждом углу в больших городах и в маленьких деревнях полны и все присутствующие, дружно, с воодушевлением поют красивые гимны, которые наполнены христианскими смыслами и заветами.
   Поэтому, как мне кажется, здесь в Англии, как впрочем и в Европе вообще, жизнь становится лучше год от года, хотя проявлений антихристианства хватает и здесь!
  Но и образование, как в школе, так и в университетах, тоже находится под сильным влиянием нравственных идей Христа и во многом поэтому, тут и работает тюторская система. Иначе говоря учительство, во многом повторяет принцип религиозного воспитания, изложенного в Новом Завете Иисуса из Назарета!
  Такое образование-воспитание формирует структуру социума и в определённом смысле способствует социальному лифту, уходя от сословности и феодальных клановых отношений.
  Как раз в России, просматривается обратное направление и "тюторство", если его не наполнить религиозными принципами, станет работать в сторону восстановления сословных, феодальных отношений - cтранно, что Шанин этого не замечает?!
  
  Вспоминается очерк известного журналиста, "Молодые людоеды". В нем, рассказывается о том, как успешные студенты московского вуза, совсем не против сократит человеческий "балласт", в стране любыми средствами и возможно, что этих молодых людоедов, учили по передовой для России тюторской системе!
  ...Шанин, после поездки по Англии утверждает, что главная цель тютора не говорить, а слушать студентов, а когда надо, тактично поправлять их, и я с этим согласен.
  Однако Шанин умолчал об очень большой проблеме английской высшей школы, тем более сегодняшней русской, в том числе и школы, в которой Шанин президент - она платная и немногие могут себе позволить там учиться.
  Вновь избранный лидер лейбористов Корбин, выступает за восстановление бесплатного образования и его, за такие призывы, начинают травить как консерваторы, так и многие лейбористы. И никто не вспоминает, что ещё совсем недавно университетское образование в Англии было бесплатным!
  Вполне возможно, что высшую школу сделали платной, в том числе и для того, чтобы отсечь "кухаркиных детей" от привилегии иметь высшее образование - ведь кто-то и руками должен работать?!
  
  Одним словом, и в Англии, не такая безоблачная и благостная атмосфера, как может показаться - "естественное" деление на богатых и бедных граждан, быстро идёт и в Англии, я уже не говорю о России.
  Тут есть ещё одна проблема - школьное обучение в Англии, тоже делится на платное и бесплатное, на частное и государственное.
  И я с трудом представляю, что ученики из государственных школ, валом валят в университеты, или допустим, жители Брикстона, - район в Лондоне, где живут цветные бедняки, - делегируют в Оксбридж, такое же количество студентов, как Хайгейт или Челси - есть богатые районы Лондона!
  Такое же неравенство существует и в школах - трудно представить, что дети из государственных школ, хотя их большинство, когда-нибудь сравняются с количеством детей, поступивших в университеты из школ Харроу и Итона.
  Об этом Шанин умолчал: или специально, или неумышленно и вопросов об этом ему после лекции не задавали.
  А для России, сегодня, этот вопрос очень актуален, потому что кое-кто из "образованцев", а это часто неглупые люди и специалисты, хотят построить "новое" сословное государство, на развалинах государства социалистического.
  Хочу отметить, что ведущий на этой лекции, постоянно показывал, что он знаком с английским языком и повторял: "О, кей! О, кей!
   Меня, такой примитивный, простодушный провинциализм немного настораживает - за этим видится некое идолопоклонство и неуважение к русскому языку, своей, российско-советской образовательной традиции! (Но это детали).
  
  ...Немецкая система в России, построенная на дисциплине, учила и учит говорить преподавателей, а студенты должны "слушать готовое". И это, конечно наложило свой отпечаток, даже на русский национальный характер, отнюдь не помогая в области общения с аудиторией. Многие русские люди совершенно не публичны и будучи разговорчивыми в своём кругу, с трибуны или во время важных дебатов, совсем не умеют формулировать свои мысли. Часто это мешает и в работе, потому что не позволяет эффективно отстаивать свои взгляды.
   Я немного знаком с английской системой, потому что моя жена - классический тютор - она ведёт курсы для выпускников школ, собирающихся поступить в университеты.
  Наши дети закончили университеты, а старшая дочь, даже два - Кембридж и Кингс - Колледж. Поэтому, я невольно кое-что узнал о тюторской системе.
  Конечно, такую систему сформировали в Англии особые условия становления общетва. Когда, в России, ещё только начиналось татаро-монгольское иго, в Англии уже появился договор о чести и достоинстве граждан, регулирующий отношения между королём и рыцарством - Магна Карта.
  Во многом, такое отношение к собственному человеческому достоинству и демократические традиции, определили свободный способ преподавания в университетах, хотя в школах конечно всё было немного иначе.
  В России было по другому и определяющим фактором было "феодальное право" - крепостничество, которое отменили сверху, повторяю - сверху, всего полтора столетия назад!
  И это историческое наследие продолжает проявляться во всех сферах жизни - "выдавить из себя раба" работа трудная и на долгие времена.
  так же надо армеить, что первый университет появился в России, на несколько столетий позже чем в той же Англии!
  
  Одной из особенностей английской системы обучения - это написание курсовых работ и сдача многих экзаменов в письменном виде. Когда ты пишешь, то невольно анализируешь и запоминаешь лучше, если ты это написал, а не просто проговорил...
  Но на собственном опыте я понял, что советское образование превосходило английскую систему, хотя бы в одном случае.
  Тогда, школьники начинали читать взрослые книги очень рано, имея много свободного времени, но ещё и потому, что в школьную программу по литературе входили в основном классики - русские и советские.
  СССР действительно был самой читающей, самой мечтающей страной и наверное поэтому, в Союзе и в России ещё остались люди широкого кругозора не зашоренные специализацией и плотным графиком школьной программы.
  Эти люди, с малых лет с упоением читали книги, во многом потому, что реальность, заметно проигрывала книжному миру и ещё потому, что не существовало ни телевизора, ни тем более интернета и мобильников.
  Отсюда и самообразование, а точнее само воспитание, в том числе нравственное на книгах, которое часто превосходило воспитание в исполнении школьных учителей. Через книги дети получали не только "ролевые модели" для подражания, но и знания, которые лишними не бывают.
  Помню, в пятом классе, один из таких книгочеев, обратился к учительнице немецкого языка, с просьбой, рассказать о "пивном путче" в Германии, чем вызвал настоящий шок в аудитории - учительница ничего об этом не знала!
   Другая картина, даже в хороших школах в Англии - одна моя знакомая, была первой ученицей в хорошей частной школе в Лондоне, но она не читала, не только "Войну и мир" Толстого, но и Достоевского "Бесы" и "Братья Карамазовы". Конечно она читали английскую классику, но была лишена возможности читать что-либо ещё, кроме школьной программы по литературе.
   И не читала потому, что она была абсолютно лучшей ученицей по всем предметам в этой привилегированной школе, и была занята учёбой с утра до вечера! Может быть поэтому, уже в университете, она стала такой, как все...
  
  Прочитанные книги вне программы, часто дают ту широту взглядов, которой всегда славились русские интеллигенты и чему удивлялись и удивляются в Западной Европе, я уже не говорю об Америке.
   Чтение книг в свободное от учёбы время - это по сути индивидуальное обучение и воспитание, со всеми вытекающими из этого последствиями!
   А в английской школе просто нет времени на серьёзное чтение, особенно в старших классах. Детективы - это пожалуйста, но только в виде отдыха от занятий.
  Отсюда, у многих выпускников не только школ, но и университетов неразвитая чувствительность к драме жизни, плоский прагматизм и простота, которая иногда "хуже воровства"!
  
  Но возвратимся к обсуждению лекции Шанина.
   Он совершенно справедливо говорит, что в процессе обучения - воспитания очень важны неформальные отношения между профессорами и студентами -это отучает смотреть на преподавателей, как на начальство.
   В России, к сожалению, за исключением Новосибирска и некоторых вузов в столицах, сохраняется иерархическая система в университетах и принцип там приблизительно таков - преподаватели начальство, а студенты их работники. Тут уместно перефразировать русский афоризм: "Я профессор - ты дурак! Ты профессор - я дурак!"
   Такая система отношений, к сожалению транслируется из поколения в поколение.
  
   Отвыкание от этой привычки, - подчиняться начальственным авторитетам - помогает преодолевать застой в развитии и стимулирует не только дискуссии, но и практику, которая как известно - критерий истины!
  Здесь, я с Шаниным тоже согласен.
   Конечно, свобода студента в отношениях с преподавателями, должна быть сбалансирована, то есть ограничена привычными традициями отношений старших и младших, которая позволяет выработать самостоятельный взгляд на предмет, да и на мир в целом, именно с помощью старших, в данном случае не только родителей, но педагогов и преподавателей в том числе!
  Таким образом, на старших курсах университетов в Англии, тюторство постепенно уходит и студенты - выпускники, в этом смысле мало чем отличаются от молодых преподавателей.
  Но различия сохраняются и в этом случае, начинает работать традиционная, для английского общества "кастовая" вежливость - при внешнем, формальном панибратстве, в отношениях между взрослыми и детьми, студентами и преподавателями, начальниками и подчинёнными, каждый должен знать своё место.
  
  Я уже писал, что в английской бюрократической системе, дисциплина часто почище армейской - например, с любыми предложениями не принято перескакивать через голову "начальника" - это неписанные законы, которыми никто не пренебрегает.
  Ну а вежливость, тоже работает как ограничитель безбрежной свободы - в том числе для студенчества - младшие, должны уважать старших, хотя в дискуссиях, преподаватель не просто говорит: "Нет! Это не так!", но вынужден, да и привык вежливо перебивая, говорить: "Да, это верно - но..."
   И так, университет не заставляет запоминать слова преподавателя, но заставляет слушать замечания, делать выводы и стараться думать самому!
  
  Россия и Англия, в отношениях между учеником и учителем, между студентами и профессорами заметно отличаются и потому, прямое перенесение методов английского преподавания и воспитания на почву России, могут принести много новых проблем.
   Шанин говорит об этом касательно России -
  здесь, новые учебные технологии, благодаря особенностям национального характера -- встречаются на ура и поспешно вводятся в обиход, что иногда становится карикатурой на английскую систему и в этом случае, лучше недоделать, чем переделать!
   Мне вспомнился разговор с способным русским мальчиком из провинции, который учился по какой-то новой системе в спец школе и признавался мне, что его так ничему и не научили - эти "новаторы" открыли школу не в столицах, а в сибирской провинции!
  Поэтому, жажда "нового" иногда побеждает здравый смысл - эту тенденцию, этот провинциализм в России я называю "индейством" - известно, что разноцветные бусы очень привлекательны для дикарей!
  
  ...Отношения между начальством в ВУЗах и профессорами, надо налаживать самим преподавателям, благодаря активной борьбе за свои права - говорит Шанин, и я с ним согласен.
   Что касается воспитания в вузе, то тут основная роль профессоров - это подача личного примера. Иначе говоря, для многих студентов умный, вежливый, демократичный профессор и есть та воспитывающая "ролевая модель", которая требуется в этом возрасте!
  А воспитывать дисциплину необходимо в семье и в школе - если ребёнок научен убирать за собой, не лгать и не красть конфеты, то он таким и останется на всю жизнь. И ответственность в этом возрасте в выборе специализации и направления роста, лежит, прежде всего на взрослых - родителях и учителях.
  
  И ещё, я бы в России создал в школах должность психолога-советника по выбору направления или даже профессии, соответствующей характеру и особенностям ученика. Это во многом поможет школьникам выбрать свой жизненный путь, согласно личным талантам и интересам.
  Ведь, даже взрослые люди, сами себя "не видят" и не знают и потому, им нужно "зеркало", то есть другой человек, желательно с навыками психолога.
  Мой опыт родителя и педагога научил, что нельзя сваливать ответственность за образование и воспитание на самого ребёнка, мотивируя это свободой воли человека. На мой взгляд это глупая, опасная и циничная философия, похожая на сбрасывания ребёнка в море жизни, не научив его плавать в этом бурном море!
   И действительно, как может маленький человечек выбирать между добром и злом, если он не знает, что есть добро, а что есть зло?!
  Любой адекватный родитель и учитель понимает, что нормальный ребёнок всегда идёт по линии наименьшего сопротивления и вместо того, чтобы учить нудные уроки, он будет до глубокой ночи играть на компьютере.
  Конечно, детей, надо принуждать и заставлять учиться работать и быть в работе последовательным и аккуратным.
  
  Иногда, чтобы настоять на своем надо и наказывать, в том числе физически -это называется воспитание через боль! В маленьком человечке, ещё очень много животного начала и чтобы стать настоящим человеком, надо эти всплески инстинктивной жизни уменьшать, купировать, часто не словами которые он не понимает или не хочет понимать, а физическим наказанием.
   Я читал, что в буддистских монастырях, маленьких послушников, стегают бичом, если они нарушают дисциплину, при всём при том, что одним из главных принципов буддизма является ненасилие!
  
   Вспоминаю воспитание родителями одного знакомого мальчика. Его отец, часто говорил с ним серьёзно, после того как наказывал, иногда вполне осознано шлёпая рукой по мягкому месту - иногда таким образом он заставлял сына играть на ненавистной скрипке по часу каждый вечер, после выполнения школьных домашних заданий.
  Ребёнок, протестуя плакал и говорил, что он не собирается быть скрипачом, а родитель, настаивая на своём, объяснял не только сыну, но и его сердобольной матери:
  "Ты не можешь понять моих мотивов, пока сам не станешь отцом. Поэтому я беру на себя ответственность по твоему воспитанию, а ты берёшь на себя труд подчиняться моим требованиям, пусть пока не зная и не понимая, для чего это нужно!"
  
  Прошло время и сын этого человека стал концертмейстером в школьном оркестре и часто слышал от дирижёров-профессионалов похвалы в свой адрес. И постепенно он зауважал себя и пока спонтанно начал понимать, что упорный, иногда кажущийся бессмысленным труд, со временем приносит и свои радости и удовлетворение...
  Прошло уже много времени, мальчик вырос, закончил университет и стал работать в рекламной фирме. На радость отца и матери он стал завидным "хардвокером" и быстро начал подниматься по карьерной лестнице, но главное, так работать ему самому нравилось!
   Мне кажется, что это очень поучительная история...
  
  И в завершении статьи, хотелось бы сказать, что очень важно понять, и прежде всего педагогам, зачем нужно учиться думать и вообще учиться и вот об этом Шанин тоже умолчал.
  А все мыслители, и религиозные в том числе говорят, что учиться чтобы зарабатывать много денег - это напрасная трата времени.
  Намного важнее, чтобы твои знания служили людям, а не твоему раздутому Эго.
  И вот тут, воспитание не только в школах, но и в университетах, выходит на первый план.
  И мне показалось, что Шанин, не говоря об этом, просто верит, что это знают все педагоги и административные работники в системе российского образования!
  
  
   2015-2022 год. Лондон. Владимир Кабаков
  
  Остальные произведения автора можно прочитать на сайте "Русский Альбион" http://www.russianalbion.narod.ru/
  или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?" http://russianalbion.narod.ru/linksIstina.htmlќ
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"