Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Иисус Христос и духовная эволюция человека

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Религиозная морал во все времена служила человеку в движении к будущему, а христианская мораль помогла становлению европейской цивилизации.

  Эпиграф-1
  
  "....Какова же была деятельность Христова?
  Во-первых, она не определялась предметом; она определялась милосердием, любовью, жалостью. Все случаи исцелений, которые мы находим в Евангелии (воскрешение сына вдовы Наиновой или Лазаря), все чудеса, которые Христос творил над природой (как усмирение бури на море Тивериадском), определяется только одним; Ему жалко в самом сильном смысле этого слова, жалко погибающей твари и он вступает и что-то делает по милости, по милосердию.....
  А второе - выражаясь по-человечески и конечно несколько грубо: если кто был неудачником, то это Христос, потому что если посмотреть на жизнь Христа и на его смерть вне веры - это катастрофа.....
  В этом отношении мы должны быть очень осторожны, когда думаем о христианской деятельности, как о такой деятельности, которая целесообразна, планомерна, успешна, которая обращена к определённой цели и её достигает, которая так проводится, что венчается успехом..... не в них сущность христианского момента, Христова момента в деятельности. Сущность его в том, что Христос во всей Своей деятельности, в каждом слове, в каждом деле, во всём Своём бытии выражал, делал конкретной, реальной волю и любовь Божью...
  Вот почему Христовы действия, Христовы слова так совершенны, и вот что они собой представляют..."
  Митрополит Антоний Сурожский. "Человек перед богом". Глава "Созерцание и деятельность". Москва. 1995 г.
  
  
  ЭПИГРАФ-2:
  
  "Белковая молекула несет информацию о той клетке, которая ее наработала, о том, в чем эта клетка нуждается, что эта клетка может дать для других клеток. На каждое изменение внутренней или внешней среды белковая молекула отвечает изменением своей вторичной и третичной структуры в виде изомерных превращений. И ту связь, которую она считает наиболее ценной, она архивирует и делает более прочной, более устойчивой. Когда молекула достигает высшей устойчивости, становится регидной, малоподвижной - она перестает функционировать..."
  Академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор Владимир Николаевич Шабалин.
  
  Последнее время, мнения учёных о способностях видовой эволюции, начинают склоняться к выводу, что эволюционируют, или иначе - развиваются те виды, а внутри вида те особи, которые наименее приспособлены к среде обитания или проживания. То есть, бактерии и морские моллюски, способные выживать при разбросе температур в сотни градусов и изменений среды, от благоприятной на неблагоприятную, при этом сохраняя способность выживать и размножаться - не развиваются уже миллионы лет. Получается, что вид, который наиболее приспособлен на данный момент, впадает в стагнацию, попадает в "эволюционный тупик" или, со временем, при резкой смене климатической и геологической ситуации, быстро вымирает.
  Нечто подобное происходит и с духовной составляющей всего живого, и прежде всего вида "человек разумный".
  Вспоминается тезис Фрейда, который утверждал, что человеческая культура, это продукт борьбы за выживание человечества, следствие давления обстоятельств и неблагоприятных ситуаций, мобилизующих человеческие способности...
  
  Что касается, человеческого общества, то существует несколько гипотез определяющих причины и возможности эволюции человеческого духа, той эволюции, которая помогла не только взлететь в космос, но и создать информационные технологии, способные подтолкнуть человечество к достижению состояния "бессмертия", в начале всего человеческого общества, а потом и конкретного человека.
  Поэтому, знание корней и причин эволюции интересует не только учёных биологов и физиков, но и богословов. Однако, определённого, однозначного ответа, сегодня, на этот счёт не существует.
  Таким образом, проблема определения смысла эволюции и её значения в нашей жизни - одна из самых актуальных на сегодня. От уровня её понимания, зависит дальнейшее развитие, прежде всего духовного мира человека...
  
  Вот что пишет об эволюции, Академик РАМН Владимир Николаевич Шабалин:
  
  "На Земле прошло несколько эволюционных этапов. Первый - физическая эволюция, в результате которой были созданы атомы, далее химическая эволюция обеспечила создание молекул, в том числе больших молекул, пробионтов. Итогом следующего этапа - биологической эволюции - явилось создание клеток, многоклеточных организмов, биологических видов, в том числе человека. В настоящее время эволюция сосредоточила своё внимание на головном мозге человека как высшем достижении структурно-функционального развития живой материи. При этом мы переживаем принципиально важный переломный момент в развитии жизни - переход к интеллектуальному этапу эволюционного развития. Дело в том, что наш интеллект развился до такого уровня, когда он начинает вмешиваться в эволюционный процесс, когда от принципа движения к совершенству путём проб и ошибок он заставляет эволюцию переходить к направленному поиску новых структур жизни..."
  
  ...Если сравнивать современного человека, по уровню приспособленности в природной среде, в которой он существует, то в этом он проигрывает почти всем животным окружающим его в этом мире. Человек, чувствует себя комфортно лишь при температуре в + 18 градусов или около того и мало приспособлен к любым переменам климата или привычного ареала обитания. Видимо поэтому, он эволюционировал и продолжает изменяться несколько тысячелетий подряд, прежде всего в интеллектуально - духовном измерении. Ведь именно интеллект и позволяет этому "существу", приспосабливаться и даже менять природные условия, "подправляя" их под свои потребности. Уже никого не удивляет, что для того чтобы не мёрзнуть, человек носит тёплую одежду, а чтобы не "париться" при жаре изобрёл кондиционеры...
  И вместе с тем, век каменных орудий отделяет от современности каких-нибудь десять-двадцать тысяч лет, что представляется в историческом масштабе, как почти незаметный отрезок длительности.
  Особенно поражает воображение, неостановимое движение человека в будущее, в последние две тысячи лет. В определённом смысле, история человечества на Западе в её современном виде, началась после рождения Иисуса Христа в маленькой, дальней провинции Римской империи Иудее! Недаром ведь сегодня, всю историю человечества мы разделяем на два периода: до рождения Иисуса из Назарета и после его чудесного появления.
  Но христианство дало толчок развитию человечества и человека не только на Западн, и силу этого толчка, мы ощущаем и по сию пору.
  Именно христианство в разных его формах и видах, стало покровителем образования и знания вообще. Все старейшие школы и университеты Европы, возникали на базе религиозных объединений и именно религиозность была причиной реализованной тяги к знаниям. Только много позже, университеты превратились в очаги светской науки...
  Но и христианскую историю, как мне кажется, можно разделить на два базисных периода - развитие христианства и его становление в течении полутора тысяч лет и последующий период человеческой истории, начавшийся с возникновением Реформации и возврата к Писанию и Новому Завету, как основе христианского учения.
  Реформация недаром совпала с великими научными и географическими открытиями - именно за последние пятьсот лет человечество, не только открыло весь мир, но изобрело поезда, теплоходы, автомашины, самолёты , ракеты, компьютеры и наконец мобильные телефоны!
  Совсем недавно человечество устремилось в просторы космоса и недалёк тот день, когда люди полетят к другим планетам, а потом и к звёздам!
  Думаю нет смысла перечислять открытия в науке и изобретения в технологиях жизни, которые перевернули все представления человека о вселенной и о самом себе, и поток таких открытий нарастает лавинообразно. Это показывает усилившуюся интенсивность духовно - интеллектуальной эволюции человека.
  Всё это подтверждает гипотезы учёных о избирательности процессов эволюции, как видовой, так и внутривидовой.
  
  ...Нечто подобное видовой эволюции, происходит и в внутри эволюции "человека социального". При этом, повышенная приспособляемость человеческого сообщества к изменению среды, ничего общего не имеет с социальным дарвинизмом, адепты которого утверждают, что внутри человеческого общества, в результате непрекращающейся борьбы, побеждают сильнейшие особи, а слабейшие умирают, освобождая дорогу "победителям".
  Ряд социальных революций, начиная с Революции английской и заканчивая русской революцией, воплотили чаяния великого множества "неудачников", заявить о себе и показать, что "простые" люди - это не "пыль на ветру", что они не только способны на подвиг саморазвития, но и в предстоянии перед Творцом, ничем не отличаются от аристократов или богачей...
  Вопреки утверждению социал - дарвинистов можно говорить, что наибольшим весом, в развитии человечества обладают именно нравственные, религиозные, в высоком смысле люди, те, кто руководствуется в жизни принципами любви и сострадания, кто вынужден заменять отсутствие физической мощи или богатства, умственным, интеллектуальным напряжением.
  
  Огромную роль в этом процессе продвижения человечества в сторону бессмертия, играют религиозные идеи и учения, выдвинутые такими "умницами", как Лао-цзы и Конфуций в Китае, Будда и его последователи в Индии, Моисей и иудейские пророки, древнегреческие философы, арабский пророк Мохаммед, и конечно Иисус Христос, который оставил для нас учение названное Новым Заветом и который основал не только христианство как религию, но и христианскую цивилизацию, наследниками и носителями которой, в сегодняшнем глобализованном мире, является по сути всё человечество.
  
  Попробуем разобраться в основах учения Иисуса из Назарета, увсающихся эволюционного развития человечества...
  Анализирую христианскую доктрину, мы приходим к выводу, что это учение прежде всего касается "неудачников", "нищих духом", как выражался сам Иисус Христос утверждая, что "будущее" принадлежит этим человеческим "отбросам", людям далёким от успешности и социальной "продвинутости". Иисус, утверждает, вполне согласно с современной точкой зрения эволюционистов, что "страждущий утешится и голодный насытиться".
  Его категорическое утверждение , что "Царствие небесное не от мира сего...", ещё раз подтверждает тезис современных биологов о том, что неудачники - "лузеры", в современном понимании, могут и хотят двигаться вперед, опережая остального человечества, тогда как "успешные" особи удовлетворены тем, что они имеют и не хотят никаких перемен!
  Отсюда, можно сделать революционный вывод, что страдания, неуспешность и неудовлетворённость, подталкивают человека к работе над собой, заставляют задуматься над изменением мира, "погрязшего во зле".
  Здесь вполне применим тезис из христианского катехизиса, когда покаяние, то есть самокритика и неудовлетворённость своими действиями, подталкивает к перемене, улучшению себя и ближних, а это ведь и есть предпосылки для внутривидовой эволюции духа и социальной эволюции в том числе!
  
  Одной из особенностей учения Иисуса Христа, вытекающей из понятия человеческой греховности, то есть "несовершенства", является стремление к самоумалению, к превращению верующего в слугу для других людей.
  Об этом говорил Христос в своей Нагорной проповеди, которая и является кратким изложением нравственных принципов верующих в Новый Завет Мессии.
  Одним из главных принципов христианства, - является скромность и аскетизм в "этой" жизни, что во многом определяет посмертное воздаяние. Христос говорил: "Не копи сокровищ в этой жизни, а думай о сокровищах жизни небесной..."
  Иначе говоря, жизнь здесь и сейчас не была для него единственным предназначением человека - любовная вера в добро и справедливость, жизнь по "Новому Завету", позволяла человеку преодолеть роковую греховность и наказание за неё и смерть, была тем рубежом, который отделял жизнь земную от "райского существования", для верующих в Иисуса Христа, на небе, то есть после смерти.
  Отношение Учителя к смерти конкретного человека, можно проиллюстрировать тем, что он говорил о смерти зерна, которое, через смерть возродится и увеличится многократно:
  "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода...".
  Из Его слов, можно сделать вывод, что смерть освобождает дорогу для последующих поколений, но именно умершие вносят вклад в развитие человечества, в его будущее!
  
  Тут уместно привести ещё одно высказывание Академика Шабалина, отчасти иллюстрирующее эти слова Спасителя:
  
  "- По аналогии с тем, как мы не выражаем сожаление о смерти одной из миллиардов клеток нашего организма, биосфера тоже не слишком обеспокоена, когда уходит из жизни кто-то из нас. Ведь он выполнил свою жизненную функцию. В пределах, предоставленных ему геномом, он внёс свой вклад в совершенствование структуры живой материи и дал ей новые возможности..."
  
  Таким образом, учёные, сами приходят к оправданию и пониманию значения глубоких истин высказанных в Новом Завете и начинают объяснять, всем простым смертным, это великое значение
  
  ... В Евангелие от Матфея, в Нагорной проповеди Иисуса из Назарета, изложена сущность учения Богочеловечества и может быть потому, это Евангелие стоит на первом месте в Новом Завете...
  Вспомним, что Учитель говорил "на горах", собравшимся послушать Его:
  
  "Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
  
  Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  
  Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  
  Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  
  Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  
  Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  
  Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  
  Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  
  Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  
  Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
  
  Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
  
  Вы -- соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям..."
  
  Именно такая позиция Иисуса, оправдывающая страдания и самопожертвования, позволяет нам назвать его первым и главным "революционером" в истории человечества, а его учение и по сию пору является главной, нестареющей идеологией человеческого общества, направляющей пути развития человечества в сторону обожения всех людей, и в конечном итоге, достижения бессмертия и вечной жизни, прежде всего любящим добро людям.
  
  Успехи сегодняшней науки, дают нам основания надеяться, что через двести - триста лет, человечество, благодаря новейшим технологиям, будет способно создавать, не только физических "клонов", но и духовных "аватаров", которые смогут вместит в себя память и знания накопленные за всё время развития человечества.
  Память и "карма" отдельных личностей, собранная и систематизированная в одном месте, в одном носителе, позволит человечеству сохранять обобщённую ноосферическую "жизнь" в течении многих будущих веков и тысячелетий.
  Таким образом, чаемое всеми человеческими религиями бессмертие, будет достигнуто уже в недалёком будущем, что и станет главным итогом человеческой цивилизации.
  Именно в такое будущее человечества верил не только Иисус Христос , но и многие пророки, отцы церкви и святые, в число которых входят и некоторые современные богословы, социологи и философы.
  Особо хотелось бы отметить русского мыслителя Николая Фёдорова, который призывал своих учеников и слушателей заботиться не только о сохранении памяти о своих потомках, но и стараться оживить их, используя для этого все достижения современной мировой науки...
  
  И тут уместно вновь процитировать Академика Шабалина:
  
  "Следует подчеркнуть тот факт, что развитие головного мозга человека происходит в течение всей его жизни, до самой глубокой старости. И если к 70-80 годам начинает нарушаться системная организация головного мозга, то его локальное совершенствование продолжается. Так, например: почему у пожилых людей ухудшается память? Потому что разрушаются межклеточные связи, через которые информация из блоков памяти передаётся в аналитические отделы головного мозга, т. е. снижается возможность вызова из архива нужной информации. Однако сам "архив информации" сохраняется и может пополняться. То есть индивид даже в старческом возрасте продолжает делать свой вклад в общее развитие интеллектуальной материи. Другой вопрос: почему эволюция сохранила не только физиологические пути развития живой материи, но и патологические? Почему человечество потенциально несёт в себе тысячи различных болезней? Дело в том, что при патологическом состоянии человек вырабатывает особые защитные структуры, которые не могут быть выработаны при физиологическом развитии организма. Затем, в процессе жизнедеятельности биосферы, эти структуры встраиваются в другие живые организмы, обеспечивая им соответствующие свойства..."
  
  Сегодня, наблюдается на первый взгляд парадоксальное сближение религии и науки, хотя ещё двести лет назад, в интеллектуальной среде был популярен лозунг, который обвинял религию в "обскурантизме" и преследованию науки и учёных.
  Конечно трудно отрицать существование в религиозных кругах сторонников "обратного хода", желающих всё оставить и в интеллектуальных областях на уровне двухтысячелетней давности. Однако, не эти "батюшки" сегодня определяют пути развития религиозных исканий, и тем более пути развития современной науки.
  Сегодня же, можно видеть, как космологи и физики-ядерщики становятся людьми верующими и наоборот, многие священники приходят из мира науки и даже искусства!
  
  ... В этой связи, мне хотелось бы остановиться на личности католического проповедника и учёного Тейяра де Шардена.
  В своей книге - "Феноменология человека", он показывает эволюцию духа человека вдохновленного исканиями веры в Иисуса Христа, страдающего, кающегося, но свободного и обладающего деятельным и глубоким разумом. Проблема зла, в этой книге, отступает в тень исследования путей достижения любовного единения всех людей на земле.
  В этом, Тейяр де Шарден следует примеру Иисуса Христа, для которого проблема зла решалась очень просто: чем больше в мире будет добра, самопожертвования и взаимной любви, тем меньше мы будем обеспокоены проявлениями зла в человеческой жизни...
  
  Среди современников, русских православных теологов я бы хотел отметить Владыку Антония Сурожского и отца Александра Меня, которые многое сделали и уже после своей смерти продолжают влиять на мировоззрение русской православной церкви. Именно они предстают перед своими учениками как умные, глубокие учителя веры и сторонники объединения верующих россиян во всенародный Собор, - общество любящих и сострадательных.
  Они тоже были оптимистами и верили во всепобеждающую силу добра и во вторичность, зависимость зла от количества противостоящего ему добра...
  
  ... Но возвратимся к цитированию Нового Завета, который и пролагает пути в будущее, который, хотелось бы верить, в ближайшие уже годы определит и направление развития идеологии геополитики, которая объединит всё человечество под уже известным лозунгом, Великой Французской революции: "Свобода, равенство и братство", всего лишь повторяющий основные мотивы учения Иисуса Христа...
  Иисус Христос не единожды утверждал, что - "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное", подчёркивая, что - "царствие моё - не от мира сего", погрязшего в алчности и взаимной ненависти.
  Это выражение, прежде всего подразумевает тех учеников и последователей Мессии, которые ничего не имели и не имеют не только в материальном смысле, но и в духовном плане не имеют вечных" догм и потому, стремятся найти себе учителя и учение, способного помочь им достичь блаженного совершенства, через любовь и сострадание, к таким же как они - нищим и безродным.
  Здесь, невольно вспоминается лозунг Маркса: "Пролетариату (то есть нищенствующим) нечего терять, кроме своих цепей".
  
  На мой взгляд, будущее безусловно принадлежит такой теории развития, такому учению, в которых любой человек, будет представлять незаменимую ценность для всего человечества.
  В этом и сказывается глубина и провидческая сущность Нового Завета Иисуса Христа, учение которого, было и остаётся главной идеологией развития всего человечества и прежде всего тех, кто ищет "царствия небесного", то есть устремлён в будущее.
  Любовь и свобода являются для таких людей главной целью в жизни, а подтолкнул их к этому, трансформированный в христианскую этику современности Новый Завет, оставленный потомкам, страдающим и жертвующим собой Иисусом из Назарета, ради спасения человечества!
  
  ...Уже не один раз отмечено несоответствие капитализма и его идеологии христианству и потому, будущее за новыми формами человеческого общежития и основой такой "новой" идеологии можно признать христианство.
  При этом надо уметь различать христианство Священного писания и Евангелий, и "предание", которое во многом является человеческими вымыслами, приспособленными для нужд несправедливого мира.
  Об этом говорил сам Иисус Христос, отвечая на обвинения фарисеев в неповиновении Закону - такое "предание" являлось и является "учением старцев", следованием "установлениям человеческим", ничего общего не имеющим с подлинным христианством Нового Завета, с подлинным учением Иисуса Христа изложенного в Писаниях!
  
  Возвращаясь к теории эволюции человеческого общества, можно с полным правом утверждать, что Иисус Христос предугадал пути развития человечества, и в этом состоит вечность и божественная сущность Его учения. Именно Он указал, что только через любовь и самопожертвование в отношениях между людьми, можно подтолкнуть к развитию безмерные человеческие способности.
  Недаром, в Ветхом Завете утверждалось, что человек создан "по образу и подобию Божиему" - именно обожение человека и воссоединение всех с Богом - Творцом в будущем, было главной целью учения Иисуса Христа!
  
  
   Июль 2011 года. Лондон. Владимир Кабаков.
  
  Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.comили в литературно-историческом журнале "Что есть Истина".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"