Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Происхождение христианского монашества и монастырская жизнь

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Христианское монашество всегда было и есть квинтэссенцией христианского учения и ролевой моделью для праведной жизни в миру.

  "- Они (т.е. христиане) оставляют всякую заботу о временных богатствах и не пекутся о своих имениях, не считая ничего на земле своим, для себя дорогим.
  
  Некоторые же из них, оставляя всякое попечение о житейском, уходят из городов и водворяются в уединенных местах и садах, избегая сопребывание с людьми, несогласными с ними в жизни, чтобы не иметь от них препятствия в добродетели. Воздержание и умерщвление плоти они считают основанием, на котором только одном может созидаться добрая жизнь. Ни один из них раньше наступления вечера не вкушает и не пьет, а некоторые не приступают к пище до четвертого дня. Другие же опытные в толковании и разумении Божественного Писания, будучи исполнены жаждою знания и питаясь духовной пищей богомыслие, проводя время в изучении Писания, забывают о телесной пище до шестого дня. Вина отнюдь никто из них не пьет, и все они не едят мяса, присоединяя к хлебу с водою только соль и иссоп.
  
  Среди них живут и женщины, воспитавшие себя в добродетельной жизни и приобыкшие к ней настолько, что остаются девами до старости. Но девство они сохраняют не по принуждению, а по свободному произволению, возбуждаясь ревностью и любовью к мудрости, заставляющей их отказываться от телесных удовольствий и стремиться к приобретению не смертных, а бессмертных порождений, какие может рождать из себя только душа, любящая и стремящаяся к Богу..."
  Димитрий Ростовский "Апостол и Евангелист Марк"
  
  ...Пытаюсь продолжить цикл статей об основах христианской веры в форме вполне и сознательно ненаучной, без библиографии и ссылок на источники цитат. Такую форму размышлений о вере и христианстве я назвал бы народным богословием, подразумевая, как раз ненаучный характер моих писаний. Стараясь сформулировать своё отношение к вере, к Богу и Иисусу Христу, в такой сознательно упрощённой форме, надеюсь, что мои жалкие попытки систематизировать рефлексии по поводу христианства, как феномена веры, найдут отклик в душах и головах простых читателей далёких от академических богословских дискуссий которые, в свою очередь поделятся своими переживаниями и чувствами о Боге, Иисусе Христе и его учении - христианстве.
  В этом смысле, хотелось бы стать продолжателем и почитателем традиции, восходящих к Иоанну Златоусту, а из современных богословов я считаю себя почитателем проповедника и экзегета Митрополита Антония Сурожского...
  
  Эпиграф:
  
  "Иногда приходится слышать утверждения сторонников литературоведческого подхода к Новому Завету, что тексты представляют собой "самостоятельные литературные миры", со своими собственными законами и архитектурой, и так и следует их анализировать... Но это вовсе не литературные труды, чуждые по своей природе каких-то интересов и нацеленные на удовлетворение эстетических чувств...
  Тексты Нового Завета в высшей степени отражают определенные интересы. На богословском уровне все они нацелены на то, чтобы читатели приняли Иисуса из Назарета как Мессию...
  На самом глубинном уровне они отражают религиозные, а не эстетические чувства. На социальном уровне они могут пониматься как средство создания институциональных и символических ниш, в которых могли бы найти смысл перед лицом враждебного окружения те общины, для которых они и были написаны. Относиться к этим произведениям как к самостоятельным литературным мирам означало бы, по-видимому, забыть о той жизни, которая их и породила"
  Ф. Экслер
  
  
  Иисус Христос говорил: "Не мир, но меч принёс я на землю... И брат встанет на брата, а сын на отца..."
  И это одно из самых загадочных месть Библии! Как кроткий Иисус, который в другом месте говорил: "Если ударили по левой щеке - подставь правую", мог быть так противоречив в своих словах? И ведь апостолы запомнили эти противоречия, потому что они бросались в глаза, а потому цитировали их не решаясь, боясь что - либо изменить в логике учения Учителя...
  
  Некоторое время назад, обдумывая эти кажущиеся противоречия вдруг предположил, что Он в этих словах, этими выражениями, говорил о Революции, но о Революции, которая должна была произойти внутри слушающих и верящих в него людей - в каждом из нас. Иисус из Назарета надеялся на перемену в нас, которая заставит наконец выбрать одну сторону, одно направление в этой жизни - выбрать сторону добра, любви и сострадания, противостоящей стороне, на которой стоит сильное, победоносное, инстинктивное зло, привычно окружающее нас в этой жизни.
  Именно выбор любви, добра и правды - был тем путём к Богу, на который наставлял неустанно Иисус Христос своих учеников и слушателей...
  
  Множество привычных понятий и представлений надо разрушить в себе до основания, чтобы решиться и последовать за Мессией в противостоянии бытовому злу, кажется вечному и неистребимому в нас самих и наших близких.
  И только тогда, когда мы сможем этому противостоять в себе, не на словах а на деле, только тогда, мы можем сказать и людям и себе, что мы дети Христовы, что мы пытаемся по мере наших сил следовать Его Заветам, в том числе следовать и в сторону вечной жизни, в сторону "царствия... не от мира сего".
  Думаю, это самое трудное в подлинном христианстве и кто решается на это, предчувствует, что может быть следуя этим Путём, придётся погибнуть в тяжелейшей борьбе в этой внутренней Революции, которая заставляет подлинных христиан взяться за "духовный меч", и в этой битве с силами зла, олицетворением которого был библейский Сатана, не щадить ни себя, ни близких...
  
  Безусловно, подлинные ученики Иисуса из Назарета, в физическом противостоянии с "обыденным злом" были обречены на гибель, и тому доказательством служит насильственная смерть всех апостолов, за исключением Иоанна, и ещё мучительные смерти бесконечного количества святых и праведников, во все времена становления Христова Учения.
  Но Иисус Христос, словно поддерживая верующих в этой изнурительной борьбе, помогая преодолеть страх смерти, говорит: "Кто погубит тело своё, но душу спасёт - тот останется жить вечно..."
  Обобщая, можно сказать, что пока силы привычного, инстинктивного зла являют себя в законах этого мира, то считающие себя последователями Христа, будут с "мечом" Его Заповедей противостоять греху и гибнуть один за одним в этой вечной Революционной борьбе любви и самопожертвования, против животного инстинкта эгоизма и себялюбия, порождающего алчность, сластолюбие и неизбывную гордыню людской плоти. И так же надо понимать, что эта борьба добра со злом будет вечной до скончания мира, потому что это является стержнем человеческого мира - такая борьба является основой духовного мира человека!
  
  Удел христианина, который предначертал Иисус - это "отвергнуться мира и нести свой крест...", но делать это любя и прощая грешников, противостоящих заповедям Христовым - невольных рабов противника Иисуса - Сатаны, "владыки смерти".
  Чтобы изменить этот мир, "лежащий во зле", мы и будем противостоять своим братьям и своим отцам восклицая, как воскликнул Иисус, в ответ на призыв своих родных одуматься и вернуться в семью, в мир.
  "Кто матерь моя и братья мои!? - вопрошал он своих учеников и слушателей и Сам же отвечал: "Вы мои братья и сестры... - подразумевая, что после приобщения к Новому Завету, Апостолы и ученики Его и есть подлинные, братья и сёстры Его, не по телу, но по духу...
  Хотелось бы в связи с этим отметить, что подлинное христианство стоит на единстве духа и веры, но никак не на родственных связях и в этом, его настоящая революционность. Но именно в семьях верующих, мы можем видеть подлинную любовь и поддержку друг друга среди кровных родственников...
  
  Новый Завет, Евангелия, рисуют нам картину непризнания Мессии, и попытки остановить Его в служении людям и Богу. Вспомните, как негодовали его земляки из Назарета, когда выслушав проповедь Иисуса, с раздражением говорили "он плотник, и сын плотника", и зная его с детских лет, ничего особенного в нём не видели и потому не верили его словам - с горечью Иисус подтверждает слова известного изречения - "Нет пророка в отечестве своём!".
  
  Для многих, призыв Иисуса "нести свой крест" равносилен отказу от всех целей и смысла обыденной жизни, а гибель в борьбе с привычным и потом кажущемся неодолимым, злом, является сумасшествием. Призыв Христа не сдаваться в противостоянии злу, но если надо то пожертвовать собой, многими воспринимался и особенно воспринимается сейчас, как безусловная гибель...
  
  Но мы должны помнить и должны понимать, что погибнуть, в данном случае, значит погибнуть для мира, для рутинного, обыденного бытия, в котором мы все пребываем по многолетней привычке.
  При этом надо помнить, что в отличие от иудеев, Иисус Христос верил в первоначальную доброту человека и потому, призывал своих учеников и сторонников "быть как дети", неиспорченные обыденностью зла и нелюбви - только вырастая и впитывая "законы" грешного мира, мы становимся испорченными и злыми.
  Поэтому читая наставления Иисуса, невольно можно сделать определённые выводы о природе человека, как её видел наш Спаситель...
  
  Человек рождается добр, каким и создал нашего прародителя Адама сам Великий Творец. Однако после грехопадения, сама жизнь человека изменилась и изменила его характер и природную сущность. Поэтому, взрослея и впитывая в себя привычки и отношения между людьми в падшем мире, мы становимся такими как все и забываем свою первоначальную доброту и безгрешность, а вырастая, мы невольно соглашаемся с правилами и законами этого мира, то есть становимся больше плотскими, чем духовными существами.
  Иначе говоря, мы становимся "плотью" и все наши беды, грехи и страдания происходят от этого...
  
  Первохристиане стремились, , преодолеть в себе грехи согласно словам Учителя и потому, противопоставляя себя обыденности, старались соответствовать Его Заветам - они объединялись в общины в которых жили по своему уставу, пытаясь противостоять напору внешнего мира. Об этих общинах коротко рассказывает Апостол Павел, в своих Посланиях.
  Но уже и в этих общинах появились и честолюбцы, и развратники и потому, апостол Павел подбадривая и ругая, старался восстановить христианские отношения в этих человеческих сообществах...
  
  ...Но вот прошли времена отъединения христиан от языческого мира, и при императоре Константине христианство стало государственной религией. Толпы новообращённых устремились в храмы и та жизнь, которой в ранних христианских общинах жили немногие подлинно верующие, вдруг стала доступна для толпы.
  В силу диктата государственной власти, точно так же как христиан гнали в Римской империи в течении долгой, почти трёхсотлетней истории, так стали гнать противников христианства ставшей государственной религией. Еще и поэтому появились в эти времена много псевдо христиан, людей неискренних, привыкших приспосабливаться и маскироваться под сторонников Нового Завета Иисуса Христа.
  Тут можно процитировать пророка Исайю, который говорил о таких людях:
  "Вы чтите меня только своими языками ..."
  
  Так наверняка было и во времена признания христианства Константином Великим и потому из называвших себя христианами в те времена немногие были подлинными христианами.
  И конечно, источник христианского благочестия - богопочитания замутился и общий уровень нравственности и религиозности христианства упал, может быть на самый низкий уровень.
  Наверное, можно образно сказать, что, наконец, Христианская Революция победила, но сторонников прежних верований оставалось так много, что члены ещё недавно преследуемых и уничтожаемых христианских общин, остались в меньшинстве, и подобно зёрнам веры, они затерялись во множестве плевел, то есть неверующих...
  
  И конечно, праведники не исчезли, но жить вместе с неофитами для них стало невыносимо.
  Отсюда и возник мощный поток монашества - людей устремившихся вон из больших городов и вообще из человеческих поселений. И стали они - эти люди - стремящиеся сохранить в неприкосновенности Заветы Учителя о праведной жизни, уходить в пустынные места, в горы, леса и пустыни, организуя сообщества, стремящиеся через праведную жизнь достичь жизни вечной и последовать вслед за Иисусом Христом на небеса.
  С тех пор монашество, уединение, уход от суеты этого мира стало своеобразным зеркалом, глядя в которое большинство людей считающих себя христианами, могли видеть осколки подлинного христианства, а обитателей скитов и монастырей стали чтить как подлинно верующих, которые во всём устройстве своей материальной и молитвенной жизни, старались походить на первых учеников и Апостолов Иисуса из Назарета.
  Появились и великие Учителя монашеской жизни, которые и сами подвизались на этом героическом, жертвенном поприще, и помогали другим, ищущим подлинно Христовой жизни, обрести молитвенный мир и внутренний покой...
  
  Атоний Великий, Василий Великий и ещё несколько знатных имён, открываются нам как учителя аскетизма и молитвы и они же писали и утверждали, в реальной жизни монастырей - больших и малых, законы монашеской и монастырской жизни...
  
  Вот несколько правил из той монашеской жизни, которые привлекают внимание и сегодня...
  Всё ниже рассказанное, я вычитал в замечательной книге, изданной ещё в 1892 году и называется она - "Древние иноческие уставы".
  Все нижеприведённые цитаты, оттуда...
  
  ... Монашество - это каждодневное, ежечасное воспитание и самовоспитание себя в духе Христовом. Об этом постоянно напоминает Василий Великий:
  
  "И когда каждый после всякого испытания людьми, способными благоразумно изведывать подобные вещи (когда человек живший в "сраме греха" сам себя делает обвинителем) признан как бы сосудом благодати".
  
  Попробую перечислять содержание уставов, но, не соблюдая какой-то особой очерёдности...
  
  Начну с работ монастырских...
  Работы монастырские должны быть простые, не угождая роскоши и страстям человеческим - вот что об этом пишет Василий Великий:
  
  "Заниматься подвижнику надобно работами приличными, которые свободны от всякого корчемства, долговременных развлечений и непозволительного прибытка - которые можно большей частью производить не выходя из под своей кровли. А если по необходимости должно было производить работу на открытом воздухе, то и она не воспрепятствует любомудрию..."
  
  ...Выбирать себе послушание монах сам не должен. Должен монах работать не то что нравится, а то, к чему и него, по определению старца есть способность. Вообще, устав древних обителей о работах, учит нас быть работящими и ответственными. Если такая традиция переходит в общественное сознание, тогда вокруг растёт совестливость, благообразие и бытовая устроенность, помогающая каждому члену сообщества жить достойно.
  Василий Великий говорит об этом:
  
  "К работе своей каждому надлежит быть внимательным, заботиться о ней с любовью и тщательностью с внимательным попечением, как бы наблюдает за нами Бог.
  Цель, какую надо держать в сердце при работе:
  
  "То, что занимающийся трудом, должен работать... чтобы исполнять заповедь Господа... не о себе заботиться, а поставить цель помощь нуждающимся. Ибо Господь говорил: "Делая одному из братии Моих меньших, для Меня делаете."
  
  ...Рабочие должны заботиться об орудиях своего труда:
  
  "Ибо хоть употребление орудий труда частное, но польза от работ общая".
  
  Особо заботятся в монастыре, чтобы продажей трудов занимался старец, по опыту жизни честный...
  И ещё одно правило:
  
  "Подвижник должен и низкие работы брать на себя с великим старанием и усердием, зная, что всё делаемое для Бога... велико, духовно и достойно небес".
  
  ...Отношения между братией.
  Василий Великий говорит:
  
  "Не всем всё дозволено, но каждый должен пребывать в собственном своём звании и тщательно исполнять вверенное ему Господом..."
  
  ...Основное правило монастыря:
  
  "Послушание и покорность настоятелю - беспрекословная!"
  
  ...Полный закон послушания монаха состоит:
  
  "Всем власть предержащим повиноваться, то есть требует повиновения мирской власти".
  
  ...Апостол говорит, что даже в самой малости противящийся "закону", противится Богу.
  Далее Василий Великий поясняет, что если закон Божий требует повиноваться "законам" власти мирской, то каково надо слушать тех, кто поставлен над нами Богом:
  
  "Надо подражать Святым в их покорности перед Богом".
  
  ...Наставник - это посредник между нами и спасителем.
  Мы не способны, сами видеть себя и правильно судить о себе, потому что самолюбивы - говорит Василий Великий. Только другой, только внимательный и опытный наставник способен рассказать о нас правду. Он пишет:
  
  "Истинное и совершенное послушание подчинённых наставнику высказывается в том... чтобы без его воли не делать даже и самого похвального... потому что награда за послушание важнее награды за преуспеяние в воздержании".
  
  ...Ещё одно из самых важных правил общежития:
  
  "Тех, кто враждует против заповедей Господних... нужно отсекать, как член тела испорченный до конца, чтобы не повредить тело до смерти, попустительством для непокорных... Человеколюбие к таким людям близко к невежественной снисходительности... Это ложная снисходительность к закореневшим в пороках".
  
  ...Объясняя это в общем-то жестокое правило, Василий Великий поясняет:
  
  "Малая закваска всё тесто квасит" и потому "согрешающего пред всем обличат", чтобы "прочие страх имели" (Тим. 5, 20)
  
  Потребление пищи.
  
  "Потребление пищи, пусть будет соразмерно потребности" - сказано в уставе Василия Великого. Ещё точнее указывается мера пищи:
  
  "Не выше и не ниже силы".
  Потребности же определяются так:
  
  "Нужно иметь власть над чревом; потому что обуздывание чрева есть подавление страстей; а подавление страстей, это безмятежность и тишина души; душевная же тишина - самый обильный источник добродетелей".
  
  ...По поводу собственно постов, в уставах монашеских говорится, что:
  
  "Желать большего по сравнению с другими, даже и в самом хорошем, есть страсть состязания, происходящая от тщеславия". Лучше, как сказал Апостол:
  "Едите, или пьёте, или ещё что делаете, - всё во славу Божию делаете"
  "Неумеренное же пощение, особое, простираемое до того, что не остаётся уже сил исполнять послушание, совершенно осуждается..."
  
  ...Интересное замечание:
  
  "Но поскольку человек "двояк", то и упражнение в добродетели должно быть "двоякое", состоящее в телесных трудах и душевных подвигах. Трудами же телесными надо называть не праздность, а работу... Гораздо лучше и полезнее иметь крепкое, а не расслабленное тело, и содержать его в деятельности для добрых дел, а не доводить произвольно до бездействия..."
  
  ...Вообще, тело предписывается держать в строгой дисциплине, изнурять его и истончать, отрекаясь от всякого телесного успокоения... Тело и душу иногда сравнивают с конём и с возницей. Возница, управляя конём, может приехать куда хочет. И наоборот. Если конь (то есть тело) диктует куда ехать, то и до беды, для обоих недалеко!..
  
  Работы по монастырю:
  
  "Надобно ли заниматься рукоделием? Господь наш Иисус Христос говорит, что не просто всякий и во всяком случае достоин пищи своей, но делатель" (Мтф - 10, 10)
  
  ...В деяниях Апостолов говорится:
  
  "Говорю вам, что подобает работающим заступаться за немощных". (Дея. 20.35)
  
  ...Василий Великий прекрасно понимал значение труда в нашем воспитании, в нашей жизни вообще:
  
  "И какое зло - праздность, нужно ли говорить о сём, когда Апостол ясно повелевает не делающему даже и не есть..." (2Сол. 3, 10)
  
  ...Интересно, что и правила жизни в человеческой коммуне, взято из Библии - "Кто не работает, тот не ест!" - это ведь из Соломона. Сам Господь видел в людях сочетание лености с хитростью и потому сказано:
  
  "Кому многое дано, с того много спрашивается". (Лук. 12, 48)
  
  ...Церемония приёма в монастырь или пострижения в монахи, сопровождалось отречением от прежней жизни гласно, перед настоятелем и братией. Менялись также имя и одежда и давался наставник какого сам изберёт, для научения монашеской и монастырской жизни.
  Древние иноческие уставы - учитывают сложность и разнообразие пороков и соблазнов преследующих человека и в миру, и в монастыре. Этот тонкий психологический документ, полный важных деталей подробностей и нюансов.
  Вот, например слова по поводу отношения к одежде и внешнему виду монаха:
  
  "Но если кто от дорогой одежды отказывается, в рассуждении же дешёвой одежды и обуви домогается, чтобы она была ему прилична, то очевидно, что таковой обуян желанием нравиться людям или человекоугодием и через то, удаляется от Бога, и в самых маловажных вещах, высказывает недуг суетности; ибо всё, что предпринимается не ради потребности, а для прикрасы, подлежит обвинению в суетности...
  
  ...Вот краткий перечень основных статей монастырского устава, который стараются соблюдать и в сегодняшних монастырях - больших и малых...
  
   2010 - е годы. Лондон. Владимир Кабаков
  
  
  Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.comили в литературно-историческом журнале "Что есть Истина".
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"