Аннотация: Ленин был настоящим вождём Революции и именно поэтому разного рода буржуа стараются отомстить ему за решительность и ум, шелмуя не только его жизнь, но и его дела!
Ленин и современность.
"Никто не повинен в том, если родился рабом, но раб, который не только чуждается стремления к своей свободе, но приукрашивает и оправдывает своё рабство, есть внушающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам..."
В.И. Ленин
...Прочитал на сайте "Взгляд" простенькую статью - "Почему не умирает Ленин" Бориса Межуева - философа и известного политического эксперта.
И не поверил, что это он писал - создалось впечатление, что Межуев из философа превратился в благополучного обывателя, который драму человеческой истории понимает, как театральную постановку.
В статье, он сверху вниз рассуждает не только о Ленине, но и о "электорате" - так он называет избирателей - так их называют и представители российского среднего класса, самоназвавшие себя креативным классом:
"Ленин завещал похоронить себя рядом с могилой матери в Петербурге, но вот уже почти целый век его бальзамированное тело лежит на Красной площади в Мавзолее из красного гранита. И никто не решается предать его земле. Причина - нежелание злить ностальгирующий по временам СССР электорат, который в пребывании тела вождя на поверхности земли видит свидетельство того, что с ним, с этим советофильским электоратом, новые власти еще считаются..."
Цитаты из статьи: "Почему не умирает Ленин". Сайт "Взгляд". 22.04.2020.
...Интересно, что все требующие захоронить Ленина, или не знают или замалчивают, что в христианстве и восточного, и западного извода, реликварии с косточками рук и ног и даже фаланг, святых и великомучеников, самые почитаемые останки их тел.
Останки царской семьи, как классово близких героев и мучеников пострадавших от Ленина и большевиков, совсем недавно с такой помпой перезахоронили именно интеллигенты, которых я называю образованцами.
Но именно эту интеллектуальную элиту, к которой, как выясняется принадлежит и сам Межуев, он возводит в ранг современных вождей.
Ну, а близкого пролетариату Ленина, российские образованцы готовы вытащить из Мавзолея, кости разбросать в грязь на Красной площади, а голову насадить на пику и выставить над Кремлём. Они могут и хотят сделать российские сторонники реставрации с Лениным, потому что сегодня их сила! Уж очень им хочется вернуть Россию в сословное государство.
Кстати, так сделали реставраторы монархии в Англии с Кромвелем, который, как сегодня оказалось, был и остался отцом английской демократии для одних, и извергом и диктатором - для фальшивых демократов из числа английского среднего класса!
...Межуев как и многие представители образованцев, постепенно становится сытым учёным обывателем и не хочет понять, что Русская Революция была естественным ответом народа на века угнетения и рабства в монархической стране, где существовало "крепостное право".
И странно, что Межуев - совсем неглупый человек, так упрощает не только историю России, но и историю мира, где Революции случались задолго до Русской революции. А первой, самой заметной из всех революций, которая влияет на жизнь человечества по сию пору, была нравственная революция совершенная Иисусом из Назарета, ценою своей жизни и страданий!
...Меня, простодушие современных русских интеллектуалов поражает. Неужели Межуев думает, что революцию сделал Ленин, а супердержаву под названием СССР выстроил Сталин?
Хочется спросить - а как же народ - движущая сила истории?
Об этом креативщики и сам Межуев умалчивает, в силу их высокого мнения о себе и слепой вере в культ либеральных вождей, среди которых вдруг проявились братья Стругацкие - властители дум интеллигентов в шестидесятые, семидесятые годы.
Я помню время, когда сюжеты и книги Стругацких стали библией советских интеллектуалов, но ведь это были всего лишь фантастические сюжеты, которые никак не были связаны с жизнью и увлечения такими книгами, с возрастом проходит - удивляет, что Межуев цитирует Стругацких, как марксисты цитируют Гегеля и Маркса:
"Но, помимо причин политических, есть вероятно причины мистические. Ленин не похоронен отчасти потому, что он еще не совсем умер. А не умер потому, что до сих пор не понят по-настоящему. Что на самом деле он хотел сотворить с Россией? Во что ее превратить? Какую цивилизацию создать взамен той, что была разрушена Гражданской войной и военным коммунизмом? Что он имел в виду, когда говорил о диктатуре пролетариата? Какой смысл вкладывал в выражение "Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны"?"
Такие вопрошания, это простенький ораторский приём и попытка принизить значение фигуры Ленина - подлинного вождя Пролетарской Революции.
Русская Революция выступала под лозунгом, "Свобода, равенство и братство", провозглашённый ещё Великой Французской Революцией, а лозунг "Пролетарии всех стран соединяйтесь" выдвинули Маркс и Энгельс и он, показывает окончательную цель любой революции, которых в мире, после победы Октября, произошло великое множество.
Кстати, Ленин и большевики один к одному копировали Парижскую Коммуну - Комиссары, Комитеты, Товарищ - всё оттуда.
Неужели Межуев не догадывается - хотя в это трудно поверить - что этот лозунг о свободе и братстве, впервые провозгласил Иисус из Назарета, позже названный Христом. Тогда его распяли, не только с согласия Понтия Пилата, но и по приговору Синедриона, в который входили и древние "интеллигенты" - фарисеи и книжники?!
Неужели философ Межуев не помнит слова Иисуса о этих лживых прислужниках богачей и оккупантов-римлян?!
В конце концов, откуда такой умный философ Межуев произошёл?
Разве он не знает, что 80% процентов россиян в дореволюционной монархической России были неграмотны? И неужели он не знает, что именно крестьянские дети ставшие учёными, учителями, генералами и маршалами в Советском Союзе - детище Ленина и Сталина - победили интеллигентного Гитлера, его народ философов и музыкантов, его европейских прислужников?!
Странно слышать от умного человека такой презрительный тон, по отношению к большевикам и Ленину - объективно вождю международного движения за свободу и равноправие.
Можно было бы понять Межуева, если бы он родился в девяностые годы и его взросление прошло в годы контрреволюции и реставрации, осуществлённой парт номенклатурой и её интеллигентными прислужниками из рядов преподавателей марксизма - ленинизма и экономистов, работавших в партийных журналах!
Но ведь он уже в возрасте, хотя таким отношением к реальной истории России, напоминает подростка из девяностых, который упивается интеллектуальными фантазиями псевдо либеральной элиты.
Но если вспоминать, то революционеры в России, в том числе дворяне и были той интеллигенцией, которая чувствовала за собой вину за оправдание рабского состояния русского народа и потому, стала революционной интеллигенцией и в лице большевиков - Ленина, Троцкого, Сталина, Дзержинского и прочих, и потому же, променяли жизнь благополучного обывателя, на опасную, но благородную жизнь защитников народа.
Иначе говоря, под их руководством, бесправный и забитый народ - те самые "нищие духом" о которых говорил Иисус - совершив революцию старались выстроить подлинную демократию, а не ту "буржуазократию", которую выстроили в сегодняшней России и которую так восхваляет Запад, гордясь этой ловкой подменой смыслов!
Вот Межуев и вопрошает:
"Но что влекло его лично, (Ленина) какую цель он перед собой ставил? Зачем ему, образованному дворянину, выпускнику Казанского университета, была так уж нужна диктатура пролетариата? Вопрос, разумеется, не к одному Ленину. Почему все эти интеллигенты, инженеры, профессора и публицисты так потянулись к социал-демократии, к тому движению, к той идеологии, которая вроде бы не очень допускала если не их участия, то их верховной роли?"
...Этот философ словно не знает, что многие большевики и прежде всего Ленин, кроме всего прочего, имели личные причины ненавидеть царский строй. У Ленина повесили старшего брата, Дзержинский отсидел по ссылкам и тюрьмам более одиннадцати лет, где заработал туберкулёз, а остальные так или иначе сидели и ссылались.
И неужели Межуев, обвиняя большевиков и Ленина, не знает, что в Гражданскую войну, белый террор развязали тоже интеллигенты, что они выступали как теоретики этого террора на стороне "белой гвардии", а реализовывали на практике бывшие российские аристократы и большинство бывшего дворянства. Поучаствовало в этом терроре и белое казачество, а оставшиеся и сбежавшие, во Время Великой Отечественной служили Гитлеру!
И конечно, Межуев не знает, что белый террор был намного страшнее красного, о чём пишут даже иностранцы - современники и свидетели Гражданской войны - в интернете есть их воспоминания как объективных свидетелей производимых зверств, по приказам романтических личностей типа адмирала Колчака.
И ненависть потерявших власть дворян - аристократов к народу, была никак не меньше, чем ненависть народа к этим представителям "белой кости"!
Другой вопрос, что об этом сегодня умалчивают интеллигенты - образованцы, последователи и сторонники диктатуры элит, к которой безусловно причисляет себя и Межуев - он же дипломированный философ и известный обозреватель!
Эти новые господа, начисто лишены религиозной саморефлексии и ни о каком христианском равенстве и братстве слышать не хотят, хотя эти интеллектуалы тоже потомки рабочих и крестьян, Хотя Межуев возмущается теми же парт деятелями периода развала Союза, в их незнатном происходении!
И уж совсем Межуев не понимает, что монархическая Россия, в начале двадцатого века, отжила свое и уже не могла существовать как страна, а власть Буржуазного Временного правительства, показала неспособность буржуазии удержать завоевания февраля и даже сохранить государственность - при них Россия неудержимо начала разваливаться на части!
Что касается интеллигенции - царской, советской и постсоветской - то сегодня это российская образованщина никогда не была самостоятельным классом, а всегда прислуживала силе, потому что интеллигенты тогда и сейчас, никаким образом не касались ни собственности, ни производства. Они всегда только нахлебники, прислужники и идеологи правящего класса, хотя сегодня, в век информационной диктатуры, они вышли на первые роли и требуют себе привилегий и даже власти!
Межуев в этой статье, упрекает интеллигенцию в отсутствии властных амбиций в прошлом, а нынешних российских образованцев, называет сегодняшней реальной властью:
"Ну хорошо, им всем не нравился самодержавный строй. Почему не вступить в ряды либерального земского движения, поддержать "Союз освобождения", затем стать членом одной из либеральных партий? Ну даже при наличии социалистических убеждений - почему не стать народным социалистом, или же, на худой конец, социалистом-революционером с верой в особую миссию интеллигенции? Почему надо было фактически отрекаться от своего реального социального происхождения и создавать партию пролетариата, партию того класса, к которому большинство ее лидеров не имело никакого отношения?"
...И ведь действительно, для сегодняшних образованцев это вопрос дня - они ведь презирают народ, как это делали и делают все интеллектуальные выскочки, которых можно охарактеризовать народной поговоркой: "Из грязи да в князи".
Дальше, Межуев ссылается, козыряя своим "многознанием", на загадочные фигуры либерала Слонимского и "марксиста" Ратнера, и толкует о их дискуссии о роли интеллигенции в жизни государства как о чем то судьбоносном. Но лучше бы он сослался на "Вехи", где действительно были представлены русские интеллигенты - либералы.
Межуеву нравится Слонимский, который критиковал теорию Маркса и говорил о значении интеллектуально труда, и Ратнер, "защищавший" Маркса от критики Ленина и большевиков:
"Ратнер отвечал с цитатами из "Капитала" в руках, что Маркс прекрасно учитывал роль интеллектуального труда, и даже настаивал на том, что выражением "рабочий класс" он описывает не только человека физического, мускульного труда, но также и участвующего в производстве наемного интеллектуала..."
...Уцепившись за аргументы Ратнера, Межуев сожалеет о том, почему Революцию делали большевики - марксисты, а не люди "интеллектуального труда", грустит, что в Гражданскую войну на стороне красных воевали рабочие и крестьяне, а на стороне белых именно "интеллектуальная элита", объединившись с казачеством. О них переживает и их жалеет Межуев, считая их угнетаемыми в тридцатые годы, в период подготовки СССР к Великой Отечественной войне.
Судя по всему, он один из тех современных "интеллигентов", которые помнят только о жертвах "сталинских" чисток и жалеют коллаборационистов и предателей типа Власова, совсем не вспоминая о тех десятках миллионов рабочих и крестьян погибших на фронтах, на оккупированных территориях, в Ленинградской блокаде и в тылу.
Странным образом, российские образованцы постепенно превращаются в ненавистников не только Великой Победы, но ненавидят и советских людей, народ - победитель!
Это их усилиями, за тридцать лет после переворота в девяностые, россияне вновь разделились на две неравные части!
С одной стороны, это подавляющее большинство народа не имеющее представителей ни во власти, ни в средствах массовой информации - все российские СМИ принадлежат образованцам, а с другой - так называемый креативный класс, который и представляют разного рода социологи, философы и прочий "средний класс" ставший в России "высшим"!
Дальше Межуев продолжает:
"Но если это так, то почему "пролетариями" мы должны называть обязательно людей, стоящих у станка, а не людей, разрабатывающих эти самые станки? Но если это так, то разве не должны мы совсем иными глазами взглянуть на идею "диктатуры пролетариата"? Совсем не абсурдной должна показаться мысль, что она должна была быть отнюдь не диктатурой промышленных низов, но авторитарной властью научно-технической интеллигенции, опирающейся действительно на эти самые рабочие низы, но при удержании в сознании только им понятной высшей цели...".
Исходя из этих его высказываний, можно представить Межуева теоретиком того классового подхода к истории Советского Союза, который выражает и финансист Герман Греф - сторонник сословного государства, с самых высоких трибун призывающий к разделению российского общества на "новых аристократов" и подвластный им народ, чем тебе не фашизм в отдельно взятой стране!
...Ну а дальше, "Остапа понесло" - Межуев утверждает:
"А высшая цель - это общество, в котором постоянный и неуклонный прогресс науки, не отягощенный ни корыстными экономическими расчетами, ни заботами о социальном равновесии, ни религиозными табу, будет обеспечивать постоянный и неуклонный переток людей из низшей, "рабочей", то есть мускульной, страты в страту высшую, (Особо хочу подчеркнуть это слово "высшее"! - ВК) интеллектуальную. В том числе за счет автоматизации производства, расширения сферы массового образования, переподготовки кадров и т. д.
Переводя этот идеал на наши сегодняшние реалии, можно сказать, что самым близким аналогом "диктатуры пролетариата" оказалась бы диктатура Академии наук, при условии, что освобождаясь от бремени отчужденного труда, ряды этой Академии наук в союзе скажем, с Академией художеств, расширялись бы до бесконечности, пополняясь новыми и новыми кадрами.
Братья Стругацкие в своих ранних повестях попытались художественно запечатлеть этот идеал в виде Мира Полдня, и советские интеллигенты буквально влюбились в него, не сознавая, что перед ними - та самая "диктатура пролетариата", которая с кровью и болью пробивала себе дорогу в 1920-е годы..."
...Это о каком перетоке Межуев говорит, когда в монархической, а потом и в буржуазной России, неграмотное крестьянство было задавлено нуждой и опутано псевдо верой, которую и тогда, и сейчас называют православием! Неужели уважаемый философ не понимает, что даже Манилов, о таком "перетоке" постеснялся бы говорить!
...Ну а дальше, вновь ссылаясь на Стругацких - владетелей интеллектуальными умами в позднем Союзе откуда сам Межуев "родом", он рассуждает о "Новой Атлантиде" Френсиса Бекона и неумении пролетариата видеть свои жизненные ценности и выгоды:
"Попытка воссоздать Новую Атлантиду в виде "диктатуры" якобы пролетариата за счет установления советской власти с одной стороны и электрификации с другой привела к безжалостному уничтожению как бы лишних, не нужных для этой утопии групп населения - военной аристократии, казачества, купечества, почти полному истреблению духовенства..."
Резюмируя все предположения и мечты российской буржуазии, автор статьи жалуется, что диктатура буржуазия пришла в Россию слишком поздно:
"И кончилось все это тем, что в 1930-е годы самая идеологизированная часть марксистской интеллигенции наконец с ужасом для себя обнаружила, что в отсутствие вот этих якобы лишних сословий она осталась один на один с хищной и безжалостной новой номенклатурой, выходцами, как правило, из мелкого крестьянства, которая в этих интеллигентах небезосновательно видит причину своих несчастий.
Вот к чему приводит в истории прямой путь к социальной мечте, вот чем оборачивается каждый новый рывок в попытке приблизить Новую Атлантиду. И оказывается, что этой утопии не хватает дворянской чести (она ушла вместе с самим дворянством), не хватает экономической смекалки (она погибла вместе с купечеством), ей явно недостает чувства трансцендентной истины (она загнана в подполье вместе с духовенством). И каждое истребленное этой утопией сословие мстит за себя классу-гегемону, которым, как мы уже говорили, на самом деле является этот самый "мыслящий пролетариат".
...Не знаю, сознательно или по умолчанию Межуев упускает из виду и Победу Советского Союза в Великой Отечественной, и полёт Гагарина в космос и построение супер державы!
Иногда, странные провалы памяти бывают у сегодняшних интеллектуальных буржуа, возомнивших себя солью земли русской!
Ну а дальше, для того чтобы показать свой русский патриотизм, Межуев, кстати никогда не живший на Западе и не понимающий сути западной жизни, обрушивается с критикой на западных либералов, которые могут сменить Ленина в качестве духовного вождя.
Это лакомая тема для критиков западных левых активистов и такие критики, стеной стоят за Реставрацию, не замечая, что становятся реакционерами и интеллектуальными фашистами!
И вот совсем невпопад, Межуев завершает свои филиппики против "пролетариата":
"Ну что, разве мы не видим, что там, на Западе, Ленин уже практически воскрес, правда, зовут его иначе и говорит он немного другими словами..."
Где Межуев и такие философы как он увидели Ленина в западных странах, странах с современным Трампом, Макроном, Джонсоном и прочими?!
Вот там то, на Западе, Ленина похоронили глубоко - глубоко, чтобы уже без помех править либеральному среднему классу - образованческой буржуазии - и радоваться, что Ленин уже никогда не воскреснет!
Апрель 2020 года. Лондон. Владимир Кабаков
Смерть Патриарха. Повесть.
"Революция есть идеал, вооруженный мечом."
Виктор Гюго
Вместо предисловия:
"...10. и дал мне Господь две скрижали каменные, написанные перстом Божиим, а на них [написаны были] все слова, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания.
11. По окончании же сорока дней и сорока ночей дал мне Господь две скрижали каменные, скрижали завета,
12. и сказал мне Господь: встань, пойди скорее отсюда, ибо развратился народ твой, который ты вывел из Египта; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им; они сделали себе литый истукан.
13. И сказал мне Господь: [Я говорил тебе один и другой раз:] вижу Я народ сей, вот он народ жестоковыйный;
14. не удерживай Меня, и Я истреблю их, и изглажу имя их из поднебесной, а от тебя произведу народ, который будет [больше,] сильнее и многочисленнее их.
15. Я обратился и пошел с горы, гора же горела огнем; две скрижали завета были в обеих руках моих;
16. и видел я, что вы согрешили против Господа, Бога вашего, сделали себе литого тельца, скоро уклонились от пути, которого [держаться] заповедал вам Господь;
17. и взял я обе скрижали, и бросил их из обеих рук своих, и разбил их пред глазами вашими.
18. И [вторично] повергшись пред Господом, молился я, как прежде, сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, за все грехи ваши, которыми вы согрешили, сделав зло в очах Господа [Бога вашего] и раздражив Его;
19. ибо я страшился гнева и ярости, которыми Господь прогневался на вас и хотел погубить вас. И послушал меня Господь и на сей раз..."
(Библия. Второзаконие. Глава 9.)
...Первого марта 1887 года, через шесть лет после убийства царя Александра Второго, группа молодых студентов решила убить его сына, царя Александра Третьего...
Сумерки медленно спускались на обледенелую площадь перед громадой Исаакиевского собора. Студенты, продрогшие, промерзшие от промозглого тумана, испытывающие внутреннее напряжение от волнующего ожидания предстоящего покушения, шумной толпой ввалились в трактир. Зябко потирая руки, они пили обжигающе горячий чай, когда в трактир, громыхая сапогами и сабельными ножнами, вошли жандармы.
- Господа, - обратился к студентам молодой, щеголеватый пристав, - вы арестованы! Прошу не сопротивляться и не усугублять своего положения...
Тут же на них надели наручники и увезли в жандармское отделение. Один из заговорщиков уже несколько дней был под пристальным надзором сыщиков охранки, что и помогло арестовать всех участников заговора...
Прождав до утра вестей о результатах покушения, но ничего не получив, Александр Ульянов ушел со своей квартиры и провел день у друга - соученика по факультету биологии.
Вечером в дверь квартиры постучали. Пришли арестовывать...
Мария Александровна, мать Александра, приехала в Петербург на седьмой день пути из Симбирска. По приезду, она написала прошение на имя царя с просьбой разрешить ей встречу с сыном. Александр Третий разрешил, написав на прошении резолюцию: "Я думаю можно разрешить свидание, чтобы мать могла увидеть, каков ее "прекрасный сын".
Надо думать, Мария Александровна в прошении описала множество положительных качеств, обладателем которых был её сын Александр Ульянов.
И действительно, Александр был замечательным молодым человеком: серьёзным, умным, правдивым. Он окончил симбирскую гимназию с золотой медалью, как впрочем и его брат Владимир. Поступил в Петербургский Университет на биологическое отделение и первые годы вовсе не интересовался политикой. Большую часть времени он проводил над микроскопом и лишь последнее время увлекся чтением "Капитала" Карла Маркса. Участвуя в студенческих демонстрациях, которым яростно противостояла полиция, он вдруг осознал всю трагическую жкстокую сущность самодержавия.
И как всякий характерный, цельный человек уже не мог делать вид, что судьба простого народа его не интересует. Со страстью молодости он окунулся в водоворот конспиративной деятельности и нашел свое место в студенческой боевой организации, поставившей целью убийство царя. Александр даже написал манифест на будущую смерть царя: "...Дух России жив и правда не забыта в сердцах её сыновей... В ....... 1887 года царь Александр Третий был казнен".
Оставалось только проставить дату...
Когда Мария Александровна увидела Александра в камере свиданий тюрьмы, она, не удержавшись заплакала. Он похудел, его лицо заострилось и глаза лихорадочно блестели из-под густых бровей. Александр обнял мать.
- Прости,- проговорил он дрогнувшим голосом, - я не мог иначе. Я не мог спокойно жить и учиться, зная о страданиях миллионов людей вокруг меня.
- Но ведь это страшный Путь,- вытирая слезы платком, возразила Мария Александровна.
Сын твердо ответил:
- Другого пути нет!..
...Суд проходил в присутствии сенаторов. Полиция и жандармерия окружили здание суда, не впуская посторонних. Мария Александровна сидела с дочерью Анной и смотрела на пятнадцать подсудимых, которые обвинялись в самым страшном преступлении: попытке покушения на императора.
В ходе судебного заседания Александр отказывался отвечать на вопросы, но услышав о смертной казни для всех участников заговора, в своем последнем слове, сказал:
- Нашей целью было освобождение несчастных русских людей. Против... правления, которое подавляла и подавляет свободу, убивая любое стремление работать для процветания народа и его просвещения. Законным средством, единственным методом борьбы является - террор. Террор есть наш ответ на государственный терроризм. Это единственная возможность уничтожения деспотизма и получения народом политических свобод...
Заканчивая свою короткую речь, Александр сказал, обращаясь к товарищам, сидящим позади него:
- Я не боюсь смерти, потому что нет смерти почетнее, чем смерть за общественное благо!
- Как хорошо Саша говорит, - шептала Мария Александровна дочери.
Её глаза загорелись. Её сын, обычно молчаливый и сосредоточенный, вдруг проявил себя как оратор и вожак. Во время допросов и суда он, спасая друзей старался всю вину взять на себя. А ведь он даже не был в числе метальщиков бомб. Он был химиком, ученым, который делал бомбы, как Кибальчич делал это для народовольцев...
Наступило утро восьмого мая 1887 года. Прохладный ясный рассвет проник в камеру через окно, снаружи прикрытое козырьком. Александр не спал всю ночь, ходил по камере и вспоминал Симбирск, высокий берег Волги, безбрежную степь за рекой, спокойное течение громадной реки...
"Жизнь прекрасна, нет слов, - думал он, - но ведь я биолог и знаю, что все погибнет сменяясь и обновляясь. Умру и я. Рано или поздно - это уже не имеет значения. И на смену придут другие борцы, которые будут знать, как бороться и победить тиранию. Я прожил короткую жизнь. Но грусть умирания надо перебороть надеждами на возрождение Отчизны"...
В коридоре звякнули ключи, раздались шаги и приглушенный разговор.
"Это за мной" - подумал Александр и, надев тюремный халат, застегнул его на все пуговицы...
Вошел караул во главе с офицером.
- Собирайтесь - коротко приказал он, и сердито уколов глазами, отвернулся. Солдаты с винтовками, поблескивая штыками, стояли полукругом у входа в камеру. Рыжеватый, худой солдатик, тот что посмелее, искоса заглядывал в камеру, рассматривал приговоренного и думал:
"Поеду в деревню, в отпуск, будет что рассказать - солдатик зевнул украдкой - а он и на злодея - то не похож, хотя сам наверное из чувашей или из татар. Глаза-то вон какие узкие... И бледный... Боится значить умирать то..."
Ульянова повели на плац, где уже ждали другие приговорённые и рота конвоя. Александр шел и вдыхал полной грудью свежий, тепло-влажный весенний ароматный воздух. На востоке разлилась уже светлая заря, оттесняя серую мглу к западу.
"Тяжело умирать весной - подумал он серьёзно и грустно вглядываясь в фигуры товарищей. Лица их желты и словно немного помяты после бессонной ночи. Глаза из тёмных впадин подбровий глядели тревожно и испуганно.
Вдруг загремели барабаны и все вздрогнули.
"Как в страшном, нереальном сне" - отметил Александр, и стал вслушиваться в приговор, который зачитывал незнакомый, рослый полковник в золотых эполетах. Несмотря на представительный, бравый вид, голос его при чтении дрожал от волнения и прерывался, когда полковник в сумраке рассвета вглядывался напряжённо в неясный текст...
- ...Приговорены к смертной казни через повешение... - наконец закончил он.
Вновь зарокотали барабаны и в этот момент порыв ветра перелетев через стену, пронёсся по двору, пошевелил полами солдатских шинелей, раскачал верёвки виселиц над невысоким помостом. Крупный, сильный студент стоящий первым в ряду приговорённых, вдруг грузно упал, повалился в обморок. Засуетились конвойные. Доктор, дрожащими руками совал упавшему под нос какую-то склянку.
"Чудовища, - думал Александр, и гневно сжал кулаки, - И эта орава вооруженных людей против нас, безоружных, отчаявшихся... Нет! Всё правильно! Те, кто управляет этим, кто стоит во главе, кто благословляет все это - достойны смерти!.."
Вдруг из-за спин солдат быстро вышел священник в тёмной длинной рясе, с серебряным крестом в руке. "Целуйте и Господь вас помилует - бормотал он несмело, переминаясь с ноги на ногу и протягивая крест в сторону Александра. Тот сердито глянул на священника и твёрдым голосом произнёс: "Не надо! Ну, зачем вы!"
Священник стушевался, застеснялся и почему-то шепотом попросил полковника: "Ради бога, отпустите, не могу" - видно было, что он здесь впервые и всё происходящее его пугает...
Не слушая, полковник поднял руку. Загремели барабаны. Палач в теплой поддёвке, в брюках, заправленных в начищенные, хромовые сапоги, приземистый, круглолицый, с отвислыми, бритыми щеками, картинно, в развалку подошел к первому приговорённому, лицо которого в этот момент побелело. Силясь что-то проговорить, он только мычал и отшатывался. Помощник палача, вынырнув откуда-то из-за спины, обхватил арестанта сзади, прижав руки. Палач ловко, привычно надел на голову осужденного полотняный мешок, а помощник связал руки за спиной...
Словно оглушённый, приговорённый не сопротивлялся.
Палач, сильной рукой ухватил несчастного за локоть и повлек к виселице. Александр вглядывался в происходящее, сердце заколотилось и в голове мелькнула злая мысль: "Животные!"
Загремели барабаны... Палач выбил подставку из-под ног и умирающий извиваясь, закачался, но вскоре тело обмякло и он повис неподвижно...
Пока читали приговор, пока откачивали упавшего в обморок, свет залил округу и стали видны отдельные кирпичи в кладке стены, мрачная тюрьма с решетками на окнах, серые облака медленно плывущие по небу от горизонта...
Александр был последним в строю приговорённых. Когда к нему подошёл палач, он словно в тумане увидел его бесцветные глаза, зло глянувшие из-под густых бровей, почувствовал тошнотворный запах водки и чеснока. Когда палач одел ему на голову мешок и связывал руки, он не удержался и произнес: "Скотина!".
Палач дернул его посильней и Александру захотелось сопротивляться, проявить себя, но усилием воли он сдержался...
"Все там будем" - повторил он поговорку, которую часто слышал от их дворника в Симбирске. Мешок мешал дышать полной грудью и он, уже не сдерживаясь, произнёс: "Да быстрее...". Александр не успел закончить...
Тело, потеряв опору, повисло, шейные позвонки хрустнули, волна боли и яркого света залила сознание и Александр Ульянов, судорожно пытаясь протолкнуть воздух сквозь охваченное петлей горло, конвульсивно задергался и безмолвно затих...
"Целая гирлянда - пробормотал полковник, глядя на тела повешенных, особенно отчетливо видимых на фоне яркого весеннего дня. Он поморщился и зябко передёрнул плечами. Все присутствующие зашевелились, задвигались, заговорили полушепотом. Резкие команды нарушили тишину утра и солдаты, гремя оружием и топая сапогами, строем двинулись к выходу с тюремного плаца.
Худой солдатик, часто оглядываясь, уходил за ворота, видел повешенных и ему вдруг стало страшно. Он перекрестился украдкой и подумал, "Ведь только что были живые, а сейчас уже как большие куклы без голов" - мешки скрывали лица и головы. Его губы невольно шептали "Спаси и сохрани..."
...Император Всея Руси Александр Третий сидел за своим рабочим столом в кабинете Зимнего Дворца и читал показания террористов, схваченных в начале марта. Сквозь зашторенные окна кабинета прорывался луч яркого весеннего солнца и, высвечивая пылинки в воздухе, пересекал комнату поперёк. Когда царь поднял голову от бумаг, луч солнца отразился в его орехового цвета глазах. Мотнув головой, он резко встал, прошелся по кабинету взад и вперед неся свое мощное тело атлета легко и уверенно. Потом опять сел, и кресло заскрипело под его семипудовым весом...
Террорист Александр Ульянов, выступая на суде, говорил: "Я несу моральную и интеллектуальную ответственность за подготовку покушения и отдавал этому все свои знания и способности". Царь подчеркнул эту фразу и написал, удивительно несоответствующим его виду, неловким почерком: "Эта твердость даже трогательна". А потом вслух произнес: - Но правильно, что повесили!
Отложив ручку, Александр откинулся на спинку кресла и ушел в воспоминания о событиях пятилетней давности...
... "Тогда, после убийства отца, все были шокированы, испуганы, растеряны. Победоносцев писал ему в одном из писем: "Проверяйте все запоры на всех дверях, когда вы ложитесь спать. Проверяйте, не обрезаны ли провода на сигнально-тревожных звонках..."
Александр Александрович криво усмехнулся, погладил привычным жестом бороду: "Кто-то, тогда советовал помиловать террористов, но я был за повешение, что впоследствии оказалось очень правильным."
Царь вспомнил утро той казни...
Была, как и сейчас, ранняя весна, морозное утро. Колотый лед и снег высокими кучами лежали вдоль дороги. Две телеги с осужденными, которых было всего только пять - казнь беременной приговорённой женщины отложили - двигались посреди зевак настроенных против цареубийц.
На первой телеге ехала маленькая Софья Перовская, испуганный до полуобморочного состояния молодой Рысаков и гордый, ничего не боящийся Желябов. На второй - спокойный, сосредоточенный Кибальчич, рядом - силящийся порвать ремни и освободиться Михаилов. Гремели барабаны, шли войска - боялись, что оставшиеся на воле террористы попытаются отбить своих товарищей. Но предатели очевидно выдали всех. Хотя Желябов на суде говорил о множестве исполнителей, ссылаясь на то, что это первая удачная попытка...
Царь встал, заходил по кабинету чуть поскрипывая сапогами. Мысли продолжали свой привычный бег: "Казалось, что все кончилось. А тут вдруг эти... А этот Ульянов, говорят из семьи порядочных служащих. Сын статского советника. Да и остальные почти все из дворян. Как так получается?"
Царь вздохнул: "Ничего не остается, как казнить. На силу - силой..."
В кабинет постучали и вошел сын Николай - девятнадцатилетний юноша, робкий, застенчивый:
- Папа, мы собираемся в Царское Село,- сообщил спросил разрешения сын. - Мы хотим в лаун-теннис поиграть.
- Поезжайте, - махнул рукой отец.
Сын тихо вышел.
- Наследник, - коротко констатировал царь и подумал: "Слаб и нежен, как девчонка".
...Владимир Ульянов теперь каждое утро ждал, когда откроется аптека в которой продавались газеты. Девятого мая придя домой, он отрыл её на последней странице, где печатались объявления и со слезами на глазах прочел: "Заговорщики казнены" и увидел имя Александр... Бросив газету на пол, он заплакал и, размахивая руками закричал:
- Я им отомщу за эту смерть! Я клянусь!
...16 июля 1918 года в Екатеринбурге, в доме купца Ипатьева был казнен царь Николай Второй (Романов) вместе с женой и пятью детьми. Первоначальный план суда над самодержцем в Москве был отменен, ввиду надвигающейся опасности окружения Екатеринбурга бело-чехами. Смертный приговор Уральского Совета был приведен в исполнение...
...После отречения от престола в марте 1917 года, бывший царь, а ныне гражданин Николай Романов поселился в Царском Селе, под охраной приставленной решением Временного правительств.
В это время, Николай вдруг почувствовал необычайное облегчение. Ему нравилась обычная мещанская жизнь в кругу семьи, когда не надо было никуда торопиться или мучительно думать, принимая непростые решения. Не надо было ничего решать, зная, что за каждым решением стоят судьбы, а часто и жизни тысяч и тысяч людей. Громадная тяжесть ответственности свалилась с его плеч. Он играл с детьми в домино, читал им вслух "Графа Монтекристо", копался в саду, молился и спал так тихо и спокойно, как никогда прежде. Однако, в глубине души знал, что за все уже содеянное придется отвечать, отвечать не перед Богом, а перед людьми и не на том свете, а на этом.
В середине августа, когда в Петербурге стало неспокойно, его, вместе с семьей и небольшой свитой: адъютантами, поварами, парикмахером и даже двумя спаниелями, перевезли в Тобольск. В октябре 1917 года произошла Пролетарская Революция. Спокойно прожив некоторое время в Тобольске, по решению Уральского совета царь и царица, а затем и их дети были перевезены в Екатеринбург.
По дороге они проезжали село Покровское, родом из которого был "друг семьи" Распутин. Они видели его дом и лица его детей в окошках этого дома... Так в последний раз пересеклись пути судеб трех человек, которые ещё так недавно определяли жизнь Российской Империи...
Проехали Покровское, но Аликс долго ещё сидела неподвижно, глядя прямо перед собой и с грустью вспоминала Старца.