Аннотация: В фильмах Балабанова присутствует абсурд и гротеск, но в общих чертах, всё это напоминает реальную жизнь!
Кино Балабанова. "Про уродов и людей" и другие фильмы.
"Во всем, на что направлен в наши дни киноаппарат, массы получат возможность взглянуть самим себе в лицо..."
Вальтер Беньямин
...Посмотрел несколько фильмов Балабанова. Впечатления тяжёлые. И если смотреть на русскую жизнь глазами Балабанова, то невольно охватывает нервный смех. Потому что такого в реальности просто не может быть. Но, в России бывает!
Балабанов - певец абсурда и бессмысленной жестокости, которой наполнена наше существование, но которую, большую часть жизни мы просто не замечаем, потому что прямо, нас это не касается.
Мы в этой "романтической" среде не живём или ушли от неё, поменяв статус и уровень обеспеченности. Но внутри, глядя на эти жуткие сюрреалистические сцены из балабановских фильмов, мы вспоминаем свои страхи и фантазии, и понимаем, что это взято из российской жизни, а не придумано художником из ничего.
Фильм "Про уродов и людей", это некое смешение Фрейда с Тарантино. Нас пугают и притягивают жуткие извращения чувств и придуманные герои из добропорядочной русской дореволюционной жизни. Это вдвойне ошарашивает, потому что мы находимся под гипнозом мифов о дворянских правилах чести и доблести, в исполнении героического красавца "поручика Ржевского".
Фильм воспринимается как жестокая и безысходная пародия на, отражённую в нынешней реальности предреволюционную, романтизированную жизнь, которую мы не знаем и которой, как мне кажется не было. Однако "феномен Распутина", декаданс и неудовлетворённость сытостью и благополучием, - это тогдашняя реальность и атмосфера вырождения, толкает героев фильма на рискованные приключения. Люди, в этом фильме живут мелко и низко, а потому, погибают нелепо, не по "благородным правилам"!
Всё происходящее на экране, немножко напоминает злые рассказы Чехова, но в основном, тут присутствует "антиплатонов", то есть замысловатая фантазия, накладывается на искусно выстроенные реалии.
Заправляющийся водой паровоз - это реальность. А бездушный Иоганн, трусливый и наивный Путилов, сумасшедший Виктор Иваныч, злая и мечтательная слепая жена доктора - это выдумка авторов фильма и творческие фантазии талантливых актёров...
Все их персонажи, кажется происходят из "параллельного" мира, как впрочем, из другого мира и одержимость российской публики того времени наивной порнографией.
Невольно возникает вопрос: как и почему такая нелепая тема заинтересовала Балабанова? Ведь и сценарий писал он сам! Но посмотрев год выхода на экраны, вспоминаешь свирепый абсурд послеперестроечной жизни в России и понимаешь желание режиссёра, показать иносказательно общество, сошедшее с ума от вожделения и тоски по мещанскому идеалу!
Живость поднятых проблем беспросветного идиотизма жизни, заставляют нас, зрителей, предположить, что эти люди спасаются через сексуальные фантазии и жажду подлых развлечений от бессмыслицы сытого, но бесцельного существования, постепенно превращаясь в хорошо одетых, цивилизованных животных! Вам это ничего не напоминает?!
Вообще фильмы Балабанова реалистичны, жестоки и безысходны даже тогда, когда имеют "хороший" конец. Его герои, всегда со странностями - сексуальными и социальными. Они с точки зрения нормального человека - извращенцы но при этом, их трудно отличить от этих "нормальных" людей - в толпе, они ничем не отличаются от большинства.
Таких, и в современной России образовалось, несравнимо с другими временами много, и зовут их в России, "отморозками". Наличие подобных "персонажей" делают нашу жизнь непредсказуемой и свирепой.
Знаменитый его Брат - Данила Багров - это типичный русский человек, волею непредсказуемой судьбы и уголовной наследственности, наученный убивать людей, сохраняя детскую наивность и отсутствие страха смерти.
Такого в реальности не бывает, но миф о "безбашенном" защитнике униженных и оскорблённых, созданный Балабановым, живёт, завоёвывая всё новых поклонников и после смерти кинорежиссёра.
Образ Данилы Багрова, дал молодым возможность надеяться на преодоление абсурда жизни и вдохновил на сопротивление провинциальному неуважению себя, силе денег и человеческой злобы. И поэтому, уже сегодня, став людьми среднего возраста, поколения "Брата", сохраняют в себе жажду добра и справедливости, готовность сражаться за эти идеалы.
Иначе, во времена олигархического бандитизма, во что превратилась тогда наша жизнь, было не выжить. А тут, словно по заказу государственников из правительства, появилась "ролевая модель", как говорят англичане, а значит появился герой, под портретом которого, можно "себя чистить".
Жизнь в бандитской России, научила людей многому и одним их самых влиятельных, авторитетных "учителей" последующих поколений, как в добре, так и во зле, стал Балабанов и его знаменитые фильмы.
Мне не понравился фильм "Кочегар" и "Жмурки". Уродство перестроечной жизни доведено в них до абсурда. Хотя, как кинодокумент, если их разбирать в категориях кинокритики, они стали своеобразным зеркалом, правда кривым, в которое полезно посмотреться каждому из нас, ужаснуться и вспомнить годы, когда в российской жизни не осталось ничего святого и даже церковь стала местом отмывания бандитских доходов.
Лозунг того времени: "Деньги не пахнут!" - чудовищный по смыслу и по содержанию, но именно он завоевал сердца и души людей, в те переломные времена, когда зверства первоначального капитализма проявились в России во всей красе.
Чтобы заставить людей понять всю глубину их нравственного падения, и понадобились зверские фильмы Балабанова, этого российского, русского Тарантино.
Будущие поколения россиян, будут с удивлением смотреть фильмы Балабанова, как сегодняшние американцы, с ужасом и отвращением, смотрят кино созданное Тарантино.
В Америке, в период Великой депрессии, как и в России "девяностых", страна погрузилась в бандитский беспредел и приключения какого-нибудь убийцы и главы мафиозного клана были обыденной реальностью, хотя сегодня, воспринимаются как нечто придуманное, мифическое и сказочное.
Остаётся только напомнить, что в России в девяностые, только по официальной статистике, убивали в год по тридцать тысяч человек, в основном молодых, гибнущих в безжалостно-свирепых бандитских разборках.
Эти "герои" из рабочих кварталов, были "романтиками", их завораживало киношное насилие и потому, они вдохновлялись американскими фильмами "экшен" и отчасти воспринимали жестокости Тарантино, как некий кодекс поведения "избранных", то есть по-русски бандитов - самых жестоких и беспощадных молодых людей, изувеченных идеологией первоначального капитализма.
Тогда, во времена экономического и нравственного развала, они, десятками если не сотнями тысяч, умирали в злобе и отчаянии, не понимая, что стали жертвами новых социальных отношений...
Напомню, что в Веймарской Германии, такие молодые любители "земли и крови", стали ревностными сторонниками национал-социализма!
Жаль, что после смерти кинорежиссёра, как и при жизни, никто из киноведов не написал, не постарался объяснить феномен "балабановщины", в российском кино. А ведь такие исследования могли бы стать бестселлером, потому, что объяснили бы притягательность его фильмов для российского обывателя.
Интерес к фильмам Балабанова с годами не убывает и это явление можно толковать по разному.
С одной стороны "Жмурки" и Бригады", вырастили несколько поколений бандитов, а с другой, фильмы "Брат" и "Брат - 2", воспитали и продолжают воспитывать несколько поколений молодых патриотов России...
Подводя итоги этого короткого кино исследования, хочется сказать, что творчество Балабанова противоречиво, иногда страшно своей безумной фантазией, но отражает разлад, "сумбур вместо музыки" в постсоветском обществе, так же как фильмы Тарантино, показывают изнанку американского благополучия и индивидуализма...
Январь 2016 года. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?":