Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Диктатура образованцев от искусства

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Главной проблемой российского искусства и культуры вообще, заключена не в цензуре власти, а в диктатуре образованческой тусовки, ставшей непробиваемой стеной на пути российских талантов.

  ...Прочитал статью Мироновой в Газете ру. Толковая статья, много страстных вопросов, есть несколько резких ответов от автора, но тема не раскрыта. А надо бы!
   Я согласен с автором, что в России нет механизма отбора интересных и талантливых людей.
   В качестве примера возьму российское телевидение. Там столько долгожителей, что горцы Кавказа могут позавидовать. Ведущие, работают по двадцать - тридцать лет и естественно собираются там работать до пенсии. Когда они попали на ТВ, то были молодыми, искренними ищущими - по поводу таланта не знаю - может просто чей или чья то родственница или друг дома. Трудно предположить, что в сегодняшней России, можно с одним талантом пробиться через стену посредственностей с родственными и дружескими связями.
  Но вот несколько имён ведущих, которые дурачат уже который десяток лет российских телезрителей и все привыкли и между такими ведущими и зрителями возникают почти родственные, семейственные чувства. Навскидку можно назвать имена Леонида Якубовича, Андрея Малахова, Ивана Урганта, Елены Малышевой, Ксении Собчак... Когда я увидел Малышеву после большого перерыва, ввиду отсутствия в России, то поразился её внешнему виду, однако вспомнив, что она ведёт программу "Здоровье с 1997ого года, перестал удивляться. Или вот Якубович - работает ведущим в передаче "Поле чудес" с 1991-ого года. Кстати, эту передачу ещё называют "Поле дураков" и как мне кажется вполне заслуженно.
  Так бы всё ничего, но стареют ведущие, стареет аудитория и все по-прежнему смотрят "наших" и не интересуются "не нашими". И российское ТВ, постепенно превращается в информационную структуру из "каменного века", в болото из которого трудно выбираться нормальному человеку.
  Невольно встаёт вопрос: когда-нибудь закончится эта "фабрика дураков"? Социологи недаром говорят: каково государственное телевидение, такова и его аудитория. По силе воздействия на умы и чудеса манипулирования, телевидение можно сравнить с опытным гипнотизёром!
  Похожая ситуация во всём, в том числе и в государственном управленческом чиновничестве. Хорошо, если при определённом человеке-руководителе долгожителе, можно видеть, как области или отрасли становятся передовиками в технологическом и социальном смысле. Или, если это касается творческих профессий, то их "продукция" становится востребованной не только в России, но и во всём мире. И ведь получается так, что однажды сев на "кормление", человек остаётся на нём до старости, если не до смерти...
  В литературе, как впрочем в театре, кино и музыке, мы видим похожую картину. Однажды попав в обойму "избранных", человек становится неприкасаемым. Особенно это заметно в российском театре и кино, где разного рода "конкурсанты", известные на Западе своей "чернушной" изобретательностью, становятся кумирами российской образованческой тусовки, сегодня диктующей моду во всём, что касается искусства и культуры. Пользуясь былой славой советского кино и театра, они своим творчеством только дискредитируют это замечательное наследство!
  Особо надо остановиться на разного рода конкурсах, которых в России великое множество начиная с конкурсов "красоты" и заканчивая литературными конкурсами, которых тоже не счесть. Впечатление, что писатели всех уровней работают для конкурсов, а не для читателя! А уж сколько лауреатов появилось - их просто не пересчитать. Посмотришь на автобиографии некоторых посредственностей и в глазах темно - сколько номинаций и сколько выигранных конкурсов на призы "водокачки"!
  Согласен с Мироновой, когда она говорит, что лауреатами конкурсов в России, из принципа, часто становятся не лучшие, а середнячки - общительные, разговорчивые, умеющие соблюдать административную дистанцию. Однако совершенно не согласен с автором, когда она во всём винит власти, которые выбирают только лояльных и угодливых. В принципе, власти нет дела до литературы, театра и кино - у них своих проблем хватает и слава богу, сегодня почти перестали говорить о цензуре, как главной причине отсутствия талантов.
  Но в России, уже появились порядки и новые традиции, которые идут от разделения народа, общества на продвинутых и отсталых. Продвинутые - это грубо говоря корпорация образованцев, кичащиеся своей грамотностью и хорошую память принимающие за талант. Сегодня их так много, они так сплотились найдя врагов в лице "нерукопожатных", что талантливым и интересным просто не пробить эту стену посредственностей, диктующую литературную, театральную и культурную норму.
  Все дело в этой норме, которая хуже цензуры: кино показывают бандитов и продажных полицейских и на этом кормится целая армия сценаристов, менеджеров и рекламщиков; в российском театре, режиссёры, в основном почему-то из Прибалтики, крутят свою картинку, заставляя массовку в "Борисе Годунове" выходит на сцену в зэковских ватниках, и даже в постановках русской театральной классике, норовят приплести либеральную политику.
  А в литературе крутится двадцать - тридцать имен, из которых профессионалов наберётся не больше десятка. Но это всего лишь профессионалы живущие на гонорары, а не имена мирового уровня. И так получилось, что даже эти "избранные" - провинциалы, смотрят на западных деятелей культуры как на особенных авторитетов и учителей...
  Тут дело не в чиновниках, в чём нас пытается убедить Миронова. Дело тут в непонимании главной проблемы культурной реставрации в России, когда образованческий класс подмял под себя всё живое и неординарное, а "вторичное" искусство, их лидеры называют "мировыми бестселлерами". Слово то какое употребляют - бестселлеры. Или вот "Русский букер" - что это за зверь такой никто не может ответить, но ведь есть на западе "Букер", вот и нам надо, только уже русского Букера.
  И уже по этим английским словам, можно определить провинциализм не только русского искусства, но и всей постсоветской культуры.
   Вспоминается Союз Писателей в Союзе. Там в последние годы было около десяти тысяч человек. Конечно многовато - на всех домов творчества не хватало, зато был какой-то минимум профессионализма. Ведь были и редакторы и журналы литературные, театральные и киношные с какими-то заоблачными тиражами, а читали эти журналы миллионы читателей. В творческие Союзы попасть было не так просто, даже суперталантливым - вот там надо было быть лояльным власти. Но всё-таки и уровень был и во многом, за уровень отвечали не только редакторы, но и критики. Конечно и тогда в среде критиков процветала комплиментарность и местечковость, но не в таких же размерах!
  А сегодня, вместо критиков выступает корпоративная этика по которой, гениями и мировыми "бестселлерами - букерами" могут быть только "наши" - проверенные на лояльность этике корпорации "новаторы", видящие и в Пушкине только сексуально озабоченного человека.
  Именно эта корпорация образованцев, стала не только главным отравителем общественного сознания в стране, но и главным цензором, задачи которого "держать и не пущать не наших".
   Вот она - главная проблема сегодняшней российской культуры. И эта проблема не власти или официозные культуртрегеры, а прежде всего круг лиц, ставших уже наследственными номинантами и лауреатами, называющие себя либералами и диктующих моду, даже "начальству по культуре"...
  
  В качестве иллюстрации подобных новаций российской образованщины, перепечатываю свою давнюю статью о пьесе по "Евгению Онегину" Пушкина, поставленную на гастролях в Лондоне театром имени Вахтангова:
  
  "Евгений Онегин" в Барбикане, в Лондоне.
  
  
  "...Лихая мода, наш тиран,
  Недуг новейших россиян..."
  Пушкин. "Евгений Онегин".
  
  
  ..."Кто жил и мыслил, тот не может, в душе не презирать людей!" И эта фраза, в какой-то мере показывает отношение российских "творцов" к своим зрителям и читателям!
  Именно с этих стихов, начался спектакль театра имени Вахтангова в Лондоне, в Барбикане. И произносил их надтреснутым голосом один из ведущих актеров театра.
  Довольно аскетичные декорации сопровождали это начало, но появление на сцене маленького, не-то крестьянского сына не-то беса с балалайкой, совсем не оживили действо и заставили ломать голову, спрашивая себя: "А это кто?"
  Правда потом, на сцене появились восемь граций в ночных рубашках или сарафанах. Они под руководством дамы в чёрном, стали делать балетные па. Трудно разобрать, зачем появилась эта дама и эти балетные экзерсисы. Видимо, эти девушки должны были изображать подружек сестёр из семьи Лариных.
  Вскоре и молодые двойники Онегина и Ленского появились и драма "лишнего человека" в обществе и безответной любви к нему провинциальной мечтательницы, получила своё развитие.
  
  ...Этот известный всем и каждому в России роман в стихах, а в Европе он известен благодаря опере Чайковского "Евгений Онегин", воплотил на сцене режиссёр Туминас и не без задора, с неким романтическим символизмом и плохо скрываемым сарказмом. На мой взгляд Пушкинский "Онегин" скорее ироничен, да и то местами, но сарказм литовского режиссёра, в данном случае видимо объясняется взглядом на творчество Пушкина "со стороны".
  
  Для меня, немного странно, что литовцы стали сегодня чуть ли не самыми талантливыми театральными режиссёрами Москвы. Но тут, наверное срабатывает сегодняшний провинциализм российской "либеральной" публики и актёрской образованческой среды.
  В той же Англии ценят и преклоняются именно перед русской классической культурой, а российские образованцы, сегодня готовы видеть "Европу", даже в выходцах из Прибалтики... (Но об этом в другой статье)
  
  Ленский у Туминаса - какой-то шут гороховый и общий насмешливый тон, особенно в первой половине спектакля, немного коробит. Настораживают и поощрительные смешки среди русской публики, в ответ на шутовство актёров! В "Евгении Онегине" не всё так смешно, как может показаться нашим современникам.
  Поэтому, такая смешливость не всем нравится. Но такова воля режиссёра и он тоже живёт не в безвоздушном пространстве. Сегодня, русскому обществу не до лирики - всё в стране замешано на деньгах, на насмешливых прозвищах (ватники, быдло, колорады) и на недоверии друг к другу.
  А уж ругать и насмехаться над Россией и русским народом - сегодня модный "тренд". Лакейство перед "заграницей" и насмешки над собственной культурой - проявление провинциализма и следствие разрушительного самоуничижения российских образованцев!
  Оглядываясь на Запад, вместо простого и искреннего прочтения и показа реальной жизни, российские творцы стремятся к примитивным усложнениям, которые совсем не вытекают из прочтения оригинала.
  Это касается особенно тех театров, которые гастролируют по Европе. Постановщикам кажется, что европейский зритель жаждет увидеть "тоталитарную Россию" или современную "чернуху"! Но это ошибка провинциалов, глядящих на Европу снизу вверх - не всякие усложнения русской классики понятны даже русскому зрителю и уж тем более зрителю европейскому...
  Вот и в этом спектакле, может быть согласно этому стремлению всё "символизировать", в качестве лиц-символов появилась дама в чёрном - образ совсем непонятный. Она обучает провинциальных девиц-граций балетному мастерству и выговаривает команды на русском-французском, да ещё и хриплым, прокуренным голосом.
  
  Действие продолжает развиваться в шутовском тоне и образ Татьяны, вдруг предстал перед нами в чувственно-истеричном виде, хотя кажется этого нет у Пушкина. Возможно Туминаса, натолкнули на такой образ дневники Толстого, где он говорит, что животное начало в девушках, может испугать кого угодно.
  Кстати для справки о Туминасе из российской "Википедии":
  "Туминас - мастер метафор и иронических загадок. В его спектаклях "живет необыкновенная искренность, блистательная ироничность, строго выверенный театральный гротеск, приподнятое настроение и актерский кураж".
  
  ...Как мне показалось, создателям спектакля хотелось проникнуть за "кулисы" воспитанности и приличий российского мелкопоместного дворянства и показать смятение всех чувств при первой влюблённости.
  Нечто подобное, страстное и откровенное, демонстрировала и сценическая Татьяна, таская на себе тяжёлую скамейку, изображая укрощение едва сдерживаемой, разгоревшейся страсти к Онегину.
  Няня, тоже совсем не кроткая и тёмная крестьянская кормилица, зачем -то, по ходу спектакля курившая трубку, становится конфиденткой Татьяны и поясняет воспитаннице, что эта страстность нормальна и не надо её стесняться. Дескать "любовь зла..."
  
  После метаний и страданий влюблённой "поселянки" Татьяны, случается объяснение Онегина с нею, на той же скамейке. Итог объяснения известен: Онегин пожалел Татьяну и прочитав ей благородную мораль, уехал и затворился в своём имении...
  
  После большого перерыва в отношениях, Онегин появляется в доме Лариных на именинах Тани и начинает очень "сексуально" ухаживать за Ольгой, которая почему-то все время ходит, теперь уже с баяном на груди. Этот баян подарил ей как лиру, поэт и её жених Ленский - это ведь тоже смешно!
  Потом, Ленский ревнует нескромного Онегина и вызывает его на дуэль - правда и было за что. Онегин очаровал Ольгу сексуальными пассами и оставил после танца у неё во рту свою белую перчатку. Кажется, что игривость Ольги можно было изобразить как-то иначе, но такова идиотская задумка режиссёра, намекающая на распущенность, как вневременное свойство вообще женской натуры и конечно русской женской натуры!
  
  Дуэль превращается в убийство, что и было вполне естественно - старый дуэлянт Онегин подходит вплотную к Ленскому и стреляет ему в живот. Туминасу, так хотелось изобразить выполнение правил чести в "варварской" России. Вспомнилось, что в одной из балетных российских постановок, Онегин убивает Ленского ножом!
  ...Ленский убит, похоронен и забыт Ольгой, которая вскоре выходит замуж.
  
  ...Онегин уезжает путешествовать, начинается зима, Татьяна грустит и старшая Ларина собирается к родственнице в Москву. Отец Татьяны, к тому времени умирает и потому, семейство сопровождаемое только восемью грациями, в закрытом вагоне уезжает в Москву. Тут вспоминается Чехов: "в Москву! Хочу в Москву!", ну и конечно бездорожье...
  И вообще всё плохо и всё не так. И невольно хочется спросить Туминаса - а где вообще всё хорошо и всё так?!
  Надо упомянуть ещё раз и некую девочку-мальчика с балалайкой - тоже непонятный символ, который присутствует на сцене от начала до конца и только отвлекает внимание зрителей...
  
  ...Наконец наступил перерыв...
  Мы вышли в фойе и стали обмениваться сдержанными замечаниями. Вспоминали и прошлые постановки увиденные здесь. Театр в Барбикане известен в Европе и потому, тут иногда гастролируют русские театры и режиссёры. Здесь, мы с женой смотрели, в постановке Додина чеховского "Иванова" и "Мастера и Маргариту", в исполнении замечательной английской труппы...
  
  Надо отметить, что в этот вечер зал был полон и кажется больше половины зрителей составляли наши соотечественники живущие в Лондоне. Это становится хорошей традицией, что русские встречают в Лондоне известные русские коллективы как и в России, с восторгом и энтузиазмом.
  Жалко только, что саркастический тон не терпящий сентиментальностей, вызывал у зрителей одобрительные смешки. Но наверное на это и рассчитана эта постановка, потому что и режиссёр, и актеры живут в современной реальной России, в которой мечтательности просто не стало места. Частное предпринимательство и зверские законы первоначального, олигархического капитализма делают своё дело и в культуре...
  
  Любой спектакль - это производное от внутреннего мира его создателей. И Туминас, и актеры вкладывают в постановки свои чувства и свои эмоции, которые в современной России совершенно избавлены от иллюзий, порой уже до определённого уровня цинизма. Как говорят, "бытие определяет сознание!"
  Не очень понравилась и сценография, сооружённая тоже литовским "специалистом". Мне кажется, что аскетизм не был преимущественной чертой барского, дворянского быта. Скорее наоборот. А в постановке, кроме лавок и стульев выстроившихся вдоль "стеночки", нет ничего напоминающего уютный быт семьи Лариных...
  Наши соседки по галерее - тоже русские говорили, что им постановка нравится и на наши возражения о неуместности сарказма как творческого метода, они удивлённо качали головами - дескать мы не "в безвоздушном пространстве живём".
  
  ...Пьеса продолжилась и после фривольной первой части, финал "Онегина", получился вполне драматическим. И даже с небольшим перебором.
  Повалил "снег", началась зима, морозы, лай собак по ночам и даже вой волков.
   Так что жить в провинции стало невмоготу и вся семья съехала в Москву...
  
  А в Москве звонят колокола и девицам, включая Татьяну, шашкой отрезают косы - признак невинности и деревенскости - теперь они в столице!
  Татьяна вскоре выходит замуж за старого воина, израненного в битвах - благородного князя Гремина и становится образцовой женой. Причём, показано это как-то "скороговоркой", но с намёком - что мол любой девушке надо выходить замуж.
  Онегин, возвратившийся "из странствий" ещё более скучающий, поражён её необычной зрелой светскостью и красотой, страдает, признаётся в любви и заслуженно получает отказ. Объяснение проходит в присутствии умершей и лежащей бездыханной на чёрной лавке дамы в чёрном, значение которой в пьесе так до конца и не выяснено...
  
  Спектакль закончился и актёры выходят на аплодисменты аж пять раз, хотя могли бы выходить только три раза. Это тоже показывает некий провинциализм, проявляющийся в нарочитой переоценке себя...
  
  ...Спектакль длинный, закончился в одиннадцатом часу и мы шли домой пешком, по ночному, "пятничному" Лондону, наполненному рьяной музыкой доносящейся из ночных клубов и пабов. Публика, после напряжённой пятидневке, отрывалась на полную катушку, выпивая и танцуя.
  Работают здесь на износ, как рабы и потому, в предчувствии двух дней свободы впереди, все расслабляются "по полной"!
  А мы свернули в сторону от центральных улиц и окунулись в тишину и прохладу - в Лондоне ночью около нуля.
  Придя домой, пили чай и обсуждали с женой загадочную русскую душу. Саркастическая трактовка "Онегина", ей, прочитавшей поэму несколько дней назад, не понравилась.
  А я вздыхал и думал, что увиденное на сцене, вполне соответствует содержанию нынешней российской тусовочной жизни и эстетическим взглядам "креаклов" на прошлое и настоящее России!
  Убожество, если не идиотизм этих новаторов, убивает своим глупым провинциальным стремлением удивить мир - ведь в Европе живут не только экзальтированные любители авангарда.
  Но такова сегодняшняя российская мода, которую частями, разного рода "туминасы" вывозят и на заграничные гастроли!
  
  
   Февраль 2015 года. Лондон. Владимир Кабаков
  
  
  
  Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"