Аннотация: Английская жизнь, во многом отличается от российской. Это бругой национальный характер, другие традиции и нравы, другое восприятие мира. Вот об этом моя книга.
Классика в Лондоне.
ПРОМC
Эпиграф:
"Ликует буйный Рим. Рукоплесканьями полна широкая арена......."
М. Лермонтов
ПРОМС - это ежегодный фестиваль классической музыки в Альберт-холле, одном из самых больших концертных залов Европы
Первое впечатление от Альберт Холла - громадная арена. Следующее впечатление - внизу, в овале партера стоячие места, тусовка. И на самом верху, на галерее тоже. Посередине - места для благополучных граждан. Неистовствует обычно партер. Там и народ побойчее и очередь подлиннее. Цена билета и вниз и на галерею одна и таже-3 фунта. Внизу еще фонтан. Те, кто приходит раньше, садятся вокруг фонтана. Остальные размещяются на полу. Да, чуть не забыл: фонтан конечно работает до начала концерта...
Очередь. Все терпеливо ждут, когда начнут "пускать" - сидят далеко от входа, на тротуаре, чтобы не мешать. Ходит человек в красном пиджаке, служитель. Считает. Наблюдает. Потом очередь идет через кассу, никто без очереди не лезет. Платят за билеты монетками, чтобы быстрее. Народ сознательный...
Альберт Холл был построен принцем Альбертом - мужем королевы Виктории и покровителем наук и искусств, около ста пятидесяти лет назад и был тогда может быть самым большим концертным залом в Англии. Он вмещяет более пяти тысяч человек. Не Колизей конечно, но для классической музыки аудитория громадная. Поэтому здесь любят выступать "звёзды" и в их числе знаменитые русские: Рождественский, Гергиев, Плетнев, Ашкенази, Темирканов, Венгеров, Кисин... Всех не перечислить...
Если говорить о композиторах, то я думаю русская школа самая популярная в Англии: Чайковский, Мусоргский, Глазунов, Рахманинов, Скрябин, Стравинский, и послереволюционные: Шостакович, Прокофьев, Свиридов, Щедрин...
Два года назад поклонники Альфреда Шнитке, в их числе французский дирижер и пианист Баренбойм, устроили посмертный концерт композитора. Для английской публики метод Шнитке - музыкальный коллаж - непривычен, но энтузиазм был неподдельный: слушатели неистово хлопали в ладоши, кричали, свистели выражая восторг...
Альберт Холл, это не только зал. Это пожалуй еще образ жизни и своеобразный социум. Есть фанаты, есть частые гости и есть "чайники", то есть новички, случайные люди. Иногда не понять, кто есть кто. Я видел, как на галерее, где собираются фанаты, пожилой полный мужчина в сопровождении жены расположился на полу и во время перерыва стал закусывать.Он достал из рюкзака бутылку вина, открыл её, выпил со смаком этак стаканчика два, заел выпитое и прилёг. Вскоре зазвучала музыка, которая вовсе не мешала ему спать.Он даже захрапел, но жена толкнула под бок и он перестал. Конечно такие слушатели курьёз и исключение, однако...
Английские фаны классической музыки настоящие знатоки и ценители её собираются здесь как на праздник, изо дня в день. Бывают и гости из других стран: Франции, Голландии, Италии, Германии...Из России редко...Что делать? Российский бизнес, представители которого приезжают на острова - народ жёсткий. На гладиаторов они бы сходили, а вот на классику...
В Англии за последние пятьдесят лет музыкальная классика становится всё популярнее. Я знаю, что почти в каждой хорошей школе есть симфонические оркестры, а то и по два -три, согласно с возрастом. Музыка стала частью образовательной системы. Созданы детский, юношеский и молодёжный оркестры Лондона. Вспоминаю блистательный концерт ЛССО - Лондонского школьного симфонического оркестра в Барбикан-центре с известнейшим в мире скрипачём - виртуозом Иври Гитлисом. Мастерство виртуоза поразило всех в зале, и слушателей и оркестр. Юнные музыканты, играя с ним могли глубже понять и прочувствовать музыку Чайковского, которую он исполнял. По окончанию концерта дети устроили маэстро бурную овацию. ЛССО ездит каждое лето на гастроли: в Японию, Аргентину, в города Англии. Играют в нём дети с 13-14 лет. Вырастая они уходят учиться экономике, бизнесу, литературе. Редко музыке. Но любовь и понимание классики остаётся на всю жизнь. Кстати, читая английских классиков я узнал, что музыка была одним из основных предметов образования детей в аристократических кругах...
Вот такие юноши и девушки, мужчины и женщины ходят на концерты в Альберт Холл, на ПРОМС. И думаю, что очень скоро в Англии появятся и выдающиеся композиторы и исполнители, которыми будет гордиться весь мир. Такова логика развития музыки: где много хороших, знающих слушателей там появляются творцы музыки...
Во многих домах страны слушают радиотрансляции с ПРОМСов и наверное количество таких слушателей достигает сотен тысяч. Пропагандистом и организатором этих концертов стал 3-ий канал ФМ. Вы можете не только слушать прямую трансляцию, но и интервью с композиторами, дирижёрами и исполнителями-солистами. Кроме ПРОМСа на этом канале бывают передачи из Метрополитэн- опера в Нью-Йорке, концертов в Фестивал холле и Барбикан - центре. На этом канале мы слышим трансляции церковных служб в больших храмах, в том числе из Темпла - англиканской церкви на Флит стрит. Оттуда же ведутся репортажи о выступлениях органистов и хоров. Большие и малые хоры есть во многих церквях, университетах и школах. На Рождество и на Пасху, энтузиасты устраивают сборные постановки "Страстей" и церковного пения. Приглашают знакомых музыкантов и певцов-любителей. Кто же откажется? Святое дело!..
Замечательно, что главной составной частью церковных хоров становятся детские хоры, участники которых приобщаясь к хоровой музыке учатся понимать церковные службы и уставы, становятся активными членами общин.Часто участники этих хоров получают большие стипендии, дети в том числе.
В ПРОМСе иногда исполняются композиции с почти тысячным составом хоров профессионалов и любителей. Вот например, исполнение 8 симфонии Малера. Впечатляющая картина: могучий орган, тысячный хор, пять тысяч слушателей ...и оркестр. Орган и хор конечно взяли верх над оркестром, настолько это масштабно звучало и выглядело. Апофеоз музыки и пения!..
ПРОМС - это центр классической музыки в Англии. Он обьединяет, рассказывает, показывает. На завершающем концерте сезона многочисленные слушатели собираются в парке, напротив Альберт - Холла, и слушают радио трансляцию из зала... Недавно к музыкальному ПРОМСу присоединился ПРОМС поэтический. И это закономерно - большое культурное событие как магнит притягивает малые.
ПРОМС показывает, что классика может успешно противостоять и конкурировать с эстрадой и даже футболом. Увлечение классикой становиться приметой культурного человека. Иначе говоря, классическая музыка стала одной из характерных черт просвященного класса Англии. Под обаяние классики попадают люди всех национальностей, и богатые и бедные. Не количество денег и не социальный статус тут главное. Скорее это вопрос уровня родительских притязаний и темперамента. Достаточно захотеть, а учить ребёнка можно начать с четырёхлетнего возраста по системе Сузуки.
При этом родители могут сами учиться азам нотной грамоты и начать осваивать инструмент. Это трудно но интересно. Затем можно отдать ребенка в музыкальную школу, которая работает по субботам, водить его на каникулярные недельные курсы. Дети постепенно овладевают инструментом. Музыка воспитывает их. Но я отвлекся...
ПРОМСу уже более ста лет. Но он не стареет, а становится все солиднее, всё известнее. Побывать на ПРОМСе, увидеть и услышать его, стремятся любители классики со всего мира. Остаётся пожелать нашим соотечественникам появления в России своего "принца Альберта" и своего "ПРОМСа".
Даст Бог, такие энтузиасты найдутся...
2010 год Лондон Владимир Кабаков
Представление в Шекспировском "Глобусе", в Лондоне.
Я много лет собирался сходить на представление в Шекспировском театре "Глобус", открытом лет двадцать назад на том же месте, где располагался. собственно театр, в котором играл и ставил свои пьесы, Уильям Шекспир.
Это круглое здание стоит на другом берегу Темзы, неподалеку от величественного собора Святого Павла.
Когда идёшь через подвесной пешеходный мост "Миллениум", открытый к двухтысячелетию современной цивилизации, начавшей отсчитывать годы своего существования от дня рождения Иисуса Христа, то с него, открывается прекрасный вид во все стороны. Позади высится громадный купол и видны стены собора. На южной стороне реки, метрах в ста от моста, белое, с соломенной крышей, здание "Глобуса". Вниз по Темзе - виден мост, ведущий к крепости Тауэр, а вверх по реке, тоже на южном берегу, высится громадное колесо обозрения, которой называют "Глаз Лондона". И действительно, в верхней точке, из стеклянной капсулы посетители могут видеть всю панораму Лондона...
Билеты на "Макбета", мы заказали ещё весной и тогда же сходили на представление Шекспировской "Бури". Театр расположен на открытом воздухе и потому, по весне там бывает холодно. Но в тот раз, ещё дул холодный ветер вдоль реки и несмотря на то, что мы взяли с собой одеяла, я замерз "как бобик" и едва досидел до конца представления. Может быть поэтому, я плохо запомнил то, что происходило тогда на открытой сцене. Я жалел актёров, которым приходилось выходить на сцену иногда полуголыми...
Но в этот раз было тепло и мы, пройдя по мосту и полюбовавшись на виды Лондона, вошли в театр и разместились в партере, справа, в окончании полукруга "трибун", выстроенных из дерева и поднимающиеся на три яруса над уровнем пола, на котором тоже было много зрителей. Но они, как и настоящем шекспировском театре стояли весь спектакль на ногах, вплотную к выступающей вперёд, сцене.
Сцена была прикрыта портиком и актёры, в случае дождя, были в сухом месте. Не так со зрителями. В дождь, те кто стоял перед сценой, вынуждены были открывать зонтики, или мокнуть под дождём...
Наконец, спектакль начался и на сцену вышли актёры с большими барабанами, одетые в костюмы того давнего времени. Держались они непринуждённо, и через какое-то время, я уже не обращал внимания на кожаные ботфорты, длинные юбки, чепчики, камзолы и шляпы с пером. Барабаны били громко и тревожно, предвосхищая события, которые мало назвать жестокими. Представление сопровождала старинная музыка, а музыканты располагались над сценой и нам были видны их головы.
Макбет, высокий красивый мужчина, с мечом и в кирасе, возбуждённый выигранным сражением вышел на сцену быстрым шагом и узнав, что король наградил его титулом правителя герцогства Кодор, радовался и победе и награде.
Потом к нему выскочила радостная леди Макбет, маленькая, чёрненькая и очень "громкая", как говорят англичане. Она радовалась награде мужа ещё больше чем он сам, но ей этого было мало и она стала уговаривать героя Макбета, стать королём. Для этого надо было только убить самого старого короля Дункана, который кстати, собирался ночевать в замке этой супружеской пары, следующей ночью.
Сам Макбет, вспомнил, что три ведьмы, которых он встретил после сражения, пообещали ему что он получит в награду герцогство Кодор и вскоре станет королём...
Наконец король приехал, была пирушка и после Дункан лёг спать, а леди Макбет, уговорила своего мужа убить его. Тот, в конце концов согласился, сходил за сцену и убив, возвратился назад с окровавленными руками. Леди Макбет увидев, что он забыл кинжал в спальне, где убивал старика, побежала туда, схватила кинжал и принесла его мужу...
Актёры ходили по сцене рядом с зрителями, чуть не задевая кнчиками ножен голов зрителей и один раз, когда Макбет пил вместе с другим полководцем Банко, то плеснул выпивку на пол, попал и на головы зрителей, правда только слегка обрызгав их...
Здесь первое отделение закончилось и мы пошли в фойе размяться и съесть мороженное. Сидеть на деревянных лавках было жёстко, хотя мы прихватили из дому подушки. Да и в театре выдавали мягкие подставки и даже тёплые пледы.
Из тех, кто стоял внизу перед сценой, кто-то упал в обморок во время представления и его усадив в коляску, увезли, тихо и почти незаметно. Зрителей, и тех кто сидел в деревянных "ложах", расположенных по периметру, и тех кто стоял набралось человек семьсот и естественно, "никто не заметил потерю бойца" в таком многолюдье...
Началось второе отделение...
Насколько Макбет после выигранной битвы был силён и непобедим, настолько он, после коварного убийства стал подозрителен, жесток и психически надломлен, постоянно помня о совершенном преступлении, о грехе кровопролития и убийстве законного короля. Всё это подчёркивало нелигитимность его правления и томимый угрызениями совести, пытаясь заглушить их, он пустился во все тяжкие приказав убить, в том числе и своего соратника, полководца Банко. Сын Банко случайно избежал гибели, бежал в Англию и стал собирать там войска, чтобы отомстить за отца.
А Макбет кажется сошёл с ума и подталкиваемый коварной и кровожадной леди Макбет ставшей королевой, продолжал бесчинствовать, убивая своими руками слуг и всех, кого подозревал в измене...
Во время спектакля, зрители стоящие вокруг сцены, были как бы участниками представления - к ним апеллировали герои, а они отзывались весёлым смехом на некоторые реплики, совсем неподходящие к драме борьбы за власть. Но это и был знаменитый английский юмор, мастером которого был Шекспир.
Макбет почти лишился рассудка и перед ним стал появляться призрак Банко, которого не видел никто, кроме самого злодея...
Наконец, на сцене вновь появились три ведьмы и стали колдовать. Из сцены пошёл дым и они предсказали, что Макбета никто не победит до той поры, пока лес не придёт к стенам его замка и что его, никто из рождённых женщиной не сможет убить. Макбет, сомневался, но на время успокоился, поверив в эти предсказания, однако по-прежнему оставался жестоким и почти безумным - так он мучился содеянным убийством, боясь возмездия и потери трона.
Леди Макбет, тоже пресытилась королевской жизнью и умерла за сценой, крича и стеная в раскаянии.
Наконец полководец Макдаф, сын Банко и сын короля собрали войска, напали на замок Макбета и замаскировавшись под деревья, прикрываясь срубленными вершинами приблизились к крепости.
Ясно, что Макбет, согласно предсказаниям ведьм, проиграл эту битву.
А в финале, его самого убивает полководец Макдаф, открывший, в словесной перепалке с незаконным королём, что он родился от кесарева сечения, то есть не был рождён нормально, от женщины.
В конце драмы, все актёры вышли под музыку на сцену и потанцевали, показывая тем самым, что драма была всего лишь пьесой и в итоге, все вместе порадовались, что сегодня таких историй уже не случается...
Зрители встретили эти танцы бурными аплодисментами, криками и свистом, так, как это научились делать молодые люди в Англии и в Америке. Этими бурными овациями, они, уставшие от страстей на сцене и уставшие стоять неподвижно два часа, приветствовали своё избавление от этой пытки. Никто всерьёз не воспринял трагедию убийцы Макбета и коварство его жены, леди Макбет.
Такого сегодня не бывает и потому, по настоящему в это уже давно никто не верит. Но сам театр, который является одной из главных достопримечательностей Лондона, все они посетили и смогут рассказывать, разъехавшись во все концы Англии и мира, что они были на представлении, видели театр "Глобус" и пьесу Шекспира.
А я подумал, что четыреста лет назад, во времена Шекспира, такие убийства не были редкостью и потому, зрители наверное реагировали иначе и придя домой с круглыми от страха глазами, пересказывали содержание этой пьесы, которая во многом служила иллюстрацией жизни в те свирепые и беспощадные времена.
Мне, как человеку пожившему на белом свете, было не до смеха. Я сидел и краем глаза видел, что молодые люди, стоявшие перед сценой устали, перешёптываются и даже хихикают, совсем не затронутые этой жизненной драмой.
Они уже отвыкли читать длинные книги и смотреть длинные спектакли. Они, дети компьютерного века любят короткие сценки и рекламные ролики, в которых рекламируют автомобили, мобильники и которые воспитывают в них невосприимчивость к страданиям других, тем паче, если они описаны в длинных романах и пьесах.
"Что делать, что делать?" - вздыхал я, вглядываясь в оживлённые молодые лица, когда спектакль закончился и все устремились на выход. "Жизнь сегодня другая, и если кто-то кого-то убивает, то это чаще происходит как бы за сценой, вне пределов нашей жизни. Поэтому, сопереживать страданиям соблазнённого женой злодея Макбета и ненавидеть коварную и завистливую леди Макбет, уже никто из нас не способен... Но может быть это и к лучшему?!" - рассуждал я, пробираясь к выходу.
Наконец мы вышли на красивую, освещённую неоновыми фонарями и прожекторами набережную Темзы, и я залюбовался тихим тёплым вечером, в котором, тысячи и десятки тысяч туристов прогуливаясь по набережным и пешеходному мосту, радовались жизни и хорошей погоде.
Идя по мосту в сторону нашего дома, я видел силуэт громадного собора, дома в английском стиле вокруг и в очередной раз подумал, что город Лондон - чертовски красив и удобен для жизни людей!
Август 2013 года. Лондон. Владимир Кабаков.
Русский дом" в Лондоне.
...Недавно, я побывал на вечере художника Александра Софронова, в Русском Доме, а точнее в помещении, в центре Лондона, на Кенсингтон Хай Стрит 37, на втором этаже, которое занимает Россотрудничество. Я его называю "Русским домом". Так короче и смысл ясен. И потом звучит красиво: "Я ходил в "Русский дом!"
Согласитесь, именно так и надо называть дом, в котором говорят по-русски, угощают чаем и русскими разговорами.
И совсем недалеко, во время прошедшей в Лондоне Олимпиады, в Гайд-парке, примыкая к саду Русского посольства работал в те дни спортивный "Русский дом", где можно было посмотреть телетрансляции и познакомится с представлением будущей Зимней Олимпиады, в Сочи.
Россотрудничество - это длинно и казённо, а "Русский дом" - душу греет!
Я бывал здесь и до этого посещения, на заседании лондонского Совета Соотечественников. Тогда, этот Совет состоящий из нескольких человек представляющих русско-язычную общину в Лондоне, обсуждал моё предложение пригласить с концертами в столицу Великобритании, детей из московского Дворца творчества юных, бывший знаменитый московский Дворец пионеров...
Года три назад, мы с английским фотографом Продиптой Дас, делая книгу о России, приехали в Москву осенью и попали в этот Дворец.
До отъезда в Англию, я работал директором большого подросткового клуба и потому, специфика работы Дворца мне была знакома. Но, то что я там увидел, по хорошему потрясло меня. В нескольких больших зданиях, где занимаются почти пятнадцать тысяч детей, шумела весёлая жизнь. В разных классах и аудиториях дети пели, танцевали, играли в гандбол и в шахматы и занимались ещё много чем. Мы сделали много снимков, в том числе юного космонавта в лётной форме и шлеме, на фоне большого фото улыбающегося Гагарина. Потом снимали юных шахматистов, гимнасток, балерин и музыкантов. Позже, многие из этих снимков вошли в нашу книгу.
Разговаривая с детьми и педагогами, мы пообещали, что постараемся пригласить детей и педагогов из детского ансамбля песни и пляски имени Локтева, в Англию, с концертами...
Прошло три года и в преддверии года российско-английской культуры, в Лондоне, я вспомнил о своём обещании и попробовал это организовать через Совет Соотечественников. Если бы это получилось, то могло бы сильно повлиять на мнение многих в Англии, о России.
Ведь не секрет, что англичане ещё со времён холодной войны, благодаря промыванию мозгов антироссийской пропагандой, имеют о России самые предвзятые представления.
И мне подумалось, что если вместо ансамбля песни и пляски Советской Армии, состоится визит в Англию российских детей, талантливых и продвинутых, то это поможет разбить лёд недоверия и страха англичан перед такой сильной и огромной Россией...
Тогда, обсуждение в Россотрудничестве закончилось предложением съездить в Россию и пригласить на гастроли детей из этого замечательного дворца. Кстати, я подумал тогда, что хорошо бы такие дворцы открыть в крупных городах Англии, и конечно в Лондоне.
К моему удивлению, в Москве, в администрации Дворца, к этой идее отнеслись очень прохладно. Представитель по связям с общественностью, равнодушная дама средних лет, послушала мои восторженные предположения о будущих результатах таких гастролей и сухо попросила написать письма, с просьбой, а потом они уже эти письма обсудят и решат - ехать не ехать.
Я был разочарован. Получалось, что я прошу приехать их в Англию, а не сами дети и взрослые хотели бы показать своё мастерство, на Западе.
Как обычно, мне не удалось увидеть самого главного во Дворце, директора, который всё и мог бы решить в один момент. Мне даже показалось, что секретарши и чиновницы никак не хотели меня допустить до его "тела", даже по телефону. Так довольно часто бывает в российских бюрократических структурах...
Эта инициатива так и "заглохла", на уровне обсуждения возможностей. А что касается "перекрёстного" года культуры Англия-Россия, то об этом поговорим в другой статье...
Но возвратимся в Русский Дом - Россотрудничество в Лондоне.
На это раз, здесь был вечер-выставка, доклад и обсуждения этой экспозиции русского художника, долго жившего на Шри Ланке. Пейзажи и портреты замечательны, но главное, что много его картин принесли сами англичане из своих частных коллекций. И организовывали его совместно россияне и представители Шри Ланки.
Зал был заполнен посетителями и работники дома, накрыли фуршет с бокалами вкусного белого вина. Через полчаса в зале галереи, где стояли стулья, а по стенам развешаны картины, стоял гул весёлых голосов и телевизионщики из служб Шри-Ланки снимали интервью с участниками обсуждения.
Мы, трое русских: я, Алексей Рацевич и Надежда Филиповна, на какое-то время ушли в Библиотеку и разговаривали там по-русски, обсуждая увиденное и услышанное.
С Надежой Филиповной мы познакомились здесь же, и со свойственной многим русским манере, при первом же знакомстве быть искренними и открытыми, разговорились, даже не зная имён друг друга. За границей, быть русскими, это значит быть как бы членами одного тайного сообщества, жить в инородной среде. Об этой особенности русских, о их удивляющих иностранцев откровенности, прекрасно рассказывал и показывал в героях своих рассказов и пьес Антон Павлович Чехов. Английский же характер, предрасположен к некой "закрытости" из опасений, своей откровенностью принизить себя в глазах слушателей...
Наша новая знакомая, воспользовавшись случаем, разговорилась со мной обо всём на свете. Ругала русских культурных туристов, которые приезжая в Англию, поливают Россию грязью стараясь выслужится перед англичанами; рассказывала о Нике Софронове, однофамильце Александра Софронова, которого она немного знала и называла его "тусовщиком". Потом вспомнила, что совсем недавно была в Турции как туристка в составе русской группы, и возмущалась тем, что ни гиды, ни сами туристы ничего не знают об историческом месте Галлиполи, где в конце Гражданской войны, высадились остатки белой армии во главе с генералом Врангелем, под напором Красной Армии бежавших из Крыма.
И я вполне разделяю её негодование о полном историческом невежестве не только туристов и но и гидов.
Потом она рассказала, что была совсем недавно в зале Имперского колледжа, на встрече с мэром Лондона, Борисом Джонсоном. Такие встречи, весёлый, немножко актёрствующий мэр-консерватор, в сопровождении команды бюрократов, проводит дважды в год, отчитываясь о проделанной работе. В тысячном переполненном зале его слушали внимательно а потом задавали вопросы и критиковали нещадно, на что он отвечал весёлыми ужимками.
- Но мэр он конечно хороший - завершила рассказ Надежда Филипповна. Сам велосипедист, он открыл велосипедные стоянки по всему городу. Сделал лифты для инвалидов на станциях метро, и ещё многое другое...
Выйдя из уютной, просторной библиотеки с несколькими компьютерами для посетителей и книжными полками, наполненными русскими книгами, куда пользуясь случаем, приглашаю всех россиян и англичан, интересующихся Россией, и живущих в Лондоне, мы попали в оживлённую дискуссию о творчестве художника, изобразившего красоту и необычность щри-ланкийских пейзажей.
Тут я познакомился с директором Русского Дома Антоном Александровичем Чесноковым - молодым симпатичным человеком, который оказывается закончил в Англии Оксфорд и сегодня, возглавляет работу "по налаживанию отношений англичан и русских" и продвигает вместе с сослуживцами, образ России здесь на Альбионе.
Планы у него большие, и разговорившись с ним, я убедился, что при искреннем подходе к своим задачам, Русский Дом может многое сделать для сближения русских и англичан, на почве обмена культурными и общечеловеческими ценностями.
А я решил, что обязательно запишусь в местную библиотеку, и постараюсь приходить на все мероприятия, организуемые здесь. Надеюсь, что со временем, англо-русская публика будет здесь "клубиться" днями и вечерами, и через время, многие англичане станут лучшими друзьями и поклонниками истории и культуры России, как это было после Второй мировой войны. Понятно, что после впечатляющей победы Советской Армии, над гитлеровскими полчищами, симпатии интеллигентных англичан были на стороне Советского Союза.
Только после продолжительного "промывания мозгов" антисоветской пропагандой, во времена "холодной" войны, такая дружественность сменилась на неприязнь!
Поэтому, хотелось бы в Русском доме организовать дискуссионный клуб по разным культурно-литературным поводам, где русские и англичане могли бы обсудить и высказаться о многих злободневных проблемах искусства и культуры прошлого и настоящего.
Надо бы почаще приглашать на такие встречи, философов, историков, писателей, православных священников - русских и англичан, которые могли бы рассказывать о своих работах и изысканиях.
Раньше, в английском Лондоне существовали клубы любителей русского балета и симфонической музыки, была большая библиотека в Брикстоне, были творческие вечера и встречи с русскими писателями и музыкантами.
И всё это делалось с душой и конечно бесплатно. Сегодня всё поменялось. В Пушкинском доме, даже за участие во встречах с деятелями культуры, приходится платить деньги и эти встречи, почти все проходят на английском языке.
Фирма "Академика Россика", которая организует фестивали-просмотры российских фильмов, тоже берёт за посещение своих мероприятий деньги и немалые.
А меня эти заработки на культуре раздражают своей скаредностью и приводят к осознанию того, что рынок в России, в отличии от той же Англии, пробился и в культурную сферу, а бизнесмены от искусства, часто совершенно по жлобски используют интерес и общины, и англичан к русской культурой, пытаясь на этом заработать свои грошики.
Мне стыдно и неприятно присутствовать на таких оплачиваемых "дискуссиях", где приглашённые, для того чтобы поговорить или даже послушать известного человека, платят деньги как в каком - нибудь зоопарке. Конечно, вас постараются убедить, что это логично, но мне вспоминаются бесплатный Британский музей, Британская галерея живописи и я невольно подавляю вздохи разочарования...
Теперь же, в Лондоне появился Русский дом, в котором действительно, со временем, может проявиться и русское гостеприимство и российская интеллигентность!
Ноябрь 2013 года. Лондон. Владимир Кабаков.
Оркестр "Синфония" в новом концертном зале Барбикан.
...Струнный оркестр "Синфония", давал третье выступление за неделю в открытом около месяца назад, небольшом, уютном зале рядом с жилым и театрально-концертном массивом Барбикан.
Я уже рассказывал, что впервые встретил это название в архитектурном альбоме, лет тридцать назад. Тогда, Барбикан и его концертно-театральные залы были новинкой и знаковым проектом в современном градостроительстве.
А до строительства этого комплекса, здесь был пустырь, образовавшийся во время бомбёжек Лондона, во времена Второй мировой войны.
Сегодня - Барбикан - символ перемен и следствие научно-технической революции - стал уже привычным местом, где проходят концерты знаменитых оркестров и исполнителей, и куда толпами приходят туристы, чтобы посмотреть, немного тяжеловесный ансамбль зданий из напряжённого железобетона, в котором, согласно мечтаниям архитекторов - шестидесятников, создан прообраз города будущего, сочетающий в себе жилые многоэтажки, концертные, театральные и кино залы.
Так как в этом массиве, для создания новых культурных объектов уже нет свободного места, то новый зал выстроили неподалеку и сделали его уютным и камерным. На этой сцене и будут выступать камерные оркестры и певцы со всего мира.
Придя в этот зал пораньше, мы в буфете, попили кофе и посмотрели подробную программу концерта, в которой сообщалось, что оркестр "Синфония" во главе с молодым финским скрипачём Пекко Куусисто, будет исполнять произведения современных композиторов, и в том числе "Серенаду" Бриттена. Партию тенора исполнял известный английский певец Марк Падмор, а сопровождал пение волторнист Стивен Белл.
Концерт был приурочен к столетию со дна рождения английского композитора Бенджимина Бриттена...
В начале концерта мы послушали пьесы для струнных, волторны и тенора, молодого американского композитора Нико Мюйли.
Современная оранжировка произведений молодых композиторов, вызвала настоящий восторг зала и непрекрашающиеся аплодисменты в адрес тех, кто играет струнную музыку так выразительно и оригинально. В одной из пьес для струнных, мне временами казалось, что слышу орган и я качал головой удивляясь, - как это удаётся копировать скрипкам, альтам, и виолончелям. Ну а потом была "Серенада" и все мы затихнув вслушивались в слова и трубные звуки...
Новизна восприятия объяснялась ещё и тем, что мы сидели позади и над сценой и смотрели и слушали оркестрантов сверху и очень близко от исполнителей. А основные слушатели сидели как обычно и мы могли наблюдать эмоции на их лицах!
Мне подумалось, что в России ничего подобного нет и уже не может быть потому что там нет развития постмодерна в классике и дожёвывают темы советского композиционного и исполнительского искусства. Последнее время, всё в России как-то так устроилось, что своих новаций и оригинальных решений уже нет. Ведь Запад стал страной "обетованной" не только для новых русских богачей, но и для российских образованцев, которые презирают всё созданное и создаваемое в России и преклоняются с энтузиазмом неофитов, перед западными "авторитетами". А раз нет "заказа", то нет и творцов нового и оригинального.
Недавно, Гергиев, самый известный и самый талантливый организатор и дирижёр на постсоветских пространствах, говорил, что на конкурсах, в том числе на конкурсе имени Чайковского, наши музыканты проигрывают уже и азиатской исполнительской школе, особенно китайской. Надо думать, что он имел ввиду постепенную деградацию российской школы, которая ещё совсем недавно была первой в мире.
Ещё Гергиев призывал к созданию культурных центров с обновлёнными планами подготовки музыкантов, певцов и танцоров. Но околокультурная и околомузыкальная "общественность, эту идею встретила в штыки и кажется, в этой дискуссии, массовое нежелание что-то менять в российском провинциализме, переборет все здравые предложения Маэстро.
Конечно, реформы российской образовательной школы, проводимой недалёкими администраторами, отразилась и на музыкальной её составляющей.
В стране, сложилась такая ситуация, когда бюрократическая образованщина постепенно захватывает все руководящие посты в просвещении и образованиии, и именно она выступает от имени российского "культурного" общества, в разного рода дискуссиях и обсуждениях.
Вопреки опыту и признанию былых успехов советской музыкальной школы, они, эти сторонники западной системы, выступают, с одной стороны за слом всего накопленного материального и административного советского опыта, а с другой, пытаются слепо копировать западные методики, часто забывая, что это чуть подправленные методики советских времён.
Бывая в России, мне приходилось сталкиваться с бюрократами, сидящими в начальственных креслах многих образовательных и культурных учреждений. И после встречи с ними, я начал понимать что сегодня, этих горе - руководителей не интересует искусство и тем более массовое искусство. Они прежде всего заботятся о своём статусе и своих заработках, а потом уже начинают думать о своих учениках и воспитанниках.
Часто речь даже не идёт о руководителях. В таких условиях, развитие образования зависит от срединного уровня бюрократии, которые как "свита короля", определяют лицо руководителя и вообще уровень учреждений культуры.
Плоский прагматизм, сегодня определяет линию развития не только искусства, но и народной культуры. Сама система хозяйствования и администрирования под названием олигархический капитализм, предлагает этот "прагматический" подход к образованию и воспитанию.
Очень трудно убедить этих прислужников капитала, что человек, помимо того что он рабочий и служащий, ещё, выражаясь высоким слогом, "создание божие", что в каждом человеке заложена искра творчества, а если его с пелёнок готовят к роли рабочего, чиновника или "оператора котельной", то искра гаснет в этой душной атмосфере просчитывания прибыли, не только от образования, но и от соответствующего воспитания.
Именно такой чудовищный провинциализм, сегодня охватывает многих деятелей не только производства, экономики, но и культуры и науки, и даже самого искусства...
Слушая этот замечательный концерт, составленный из произведений западных молодых композиторов, я уже не удивлялся, что среди этих имён нет русских фамилий. Потому что, благодаря вот такой бескрылой позиции российских образованцев, отвечающих за развитие и становление культуры, русская музыкальная культура, прежде всего современная, постепенно утрачивает свои лидирующие позиции в мире и становится перепевами западных новаций и открытий.
Сегодня, многие теоретики культуры на полном серьёзе говорят, что в школе надо сократить преподавание гуманитарных дисциплин, так как это мешает усваивать чисто механические навыки управления автомобилем, компьютером или мобильником. И уж тем более, эти бюрократы - социальные "идиоты", думающие только о материальной выгоде и прибыли, ополчаются против уроков музыки в школе, заявляя, что большинство никогда музыкантами не станет, поэтому в школе, незачем тратить время на этот предмет.
А я, сидя в этом замечательном зале подумал, что мне хватило уроков пения в школе, чтобы заразится любовью к классической музыке, которая на протяжении всей жизни радовала и помогала мне пережить трудные времена. Сегодня хотят отменить уроки пения в школьной программе и это значит лишить страну той базы, откуда берутся не только исполнители и композиторы, но и миллионы слушателей серьёзной музыки...
В противовес такому недальновидному прагматизму, в Англии, за последние годы, во многих школах созданы оркестры классической музыки, а ещё больше создано и с давних пор существует школьных хоров. И полноценное образование здесь, уже не мыслится без освоения азов музыкальной грамоты и игры на музыкальных инструментах.
Почти в каждом городе, часто в маленьких городках, работают ежегодные фестивали: хоровые, классической музыки, любительских духовых оркестром, церковных хоров, органной музыки.
И всё вместе это создаёт тот культурный уровень, когда люди живущие далего от столиц, не чувствуют себя культурной провинцией и являются не только слушателями серьёзной музыки, но и её исполнителями!
Особо надо отметить роль радио ББС-3, которое вещает круглосуточно и которое является организатором и вдохновителем многих фестивалей и конкурсов классической музыки. На этом радио, дважды в неделю идут трансляции церковных служб из самых отдалённых уголков Англии, и в этих службах принимают деятельное участие органы и церковные хоры...
Мне кажется, что такое массовое увлечение классикой, говорит об очень высоком уровне народной английской культуры, а причины такого увлечения, объясняются общим благосостоянием страны.
И тут я вспомнил Флоренцию и Венецию, где художественный и вообще, культурный Ренессанс, во многом стал возможен благодаря меценатству богатых людей и аристократов, которые водили дружбу с художниками, были главными заказчиками и тем самым покровителями искусств.
Но нечто подобное было и в России, во времена недавние, когда советское государство обращало внимание на эстетическое воспитание молодёжи.
На радио были интереснейшие детские и взрослые программы, которые транслировали радиопостановки и концерты классической музыки.
Из юности помню радиопостановку под названием "Туанельский лебедь" на музыку финского композитора Сибелиуса, из одноимённой музыкальной поэмы. С той поры, я стал поклонником этого композитора и сохраняю привязанность к его музыке и по сию пору.
Помню советский фильм о Чайковском и его музыку в этом фильме, иллюстрирующую драму творческого одиночества великого русского композитора.
К слову сказать, на ББС-3, самыми исполняемыми композиторами всех времён и народов, являются русские, как впрочем и самыми известными исполнителями тоже они - русские!
Увы, в сегодняшней России, большинство богачей, вывозят свои деньги и семьи заграницу, а там, эти полуграмотных нувориши, "потребляют" западную культуру, вкладывая деньги в роскошные поместья и футбольные клубы.
Правда Абрамович, а точнее его жена открыла в Москве художественную галерею "Гараж", но как мне кажется, этого недостаточно, чтобы помочь развиваться российской культуре и конечно ни в какое сравнение эта "благотворительность" не идёт с увлечением российского олигарха дорогими яхтами или вкладами в лондонский футбольный клуб "Челси".
Верить в то, что российские бюрократы и олигархи станут меценатами, трудно. Слишком уж они увлечены зарабатыванием денег для себя и "своих". Да и их социальный статус временщиков, не позволяет им стать подлинными патриотами своей страны.
Беда сегодняшней России, ещё в том, что люди, выскочившие "из грязи, да в князи", обладают неимоверными амбициями и презирают не только "эту" страну, но и "этот" народ. А идеологическая обслуга российских олигархов и их прихлебатели, как и все лакеи на жалованье, просто не способны на искреннее понимание и служение своей стране.
Они, только по-"смердяковски", способны ненавидеть и презирать Россию, преклоняясь перед Западом, уверовав в мифы, создаваемые их же провинциальным воображением.
Конечно, культура и искусство в России переживает трудные времена, но мне кажется. Что самое плохое уже позади. Сейчас осталось только вырастить новое поколение носителей русской народной культуры и с ними уже всё можно поправить.
Остаётся надеяться, что культурный уровень детей и внуков нынешних олигархов, позволит им преодолеть ограниченность предков и подвигнет их помогать российскому культурному возрождению!
Ноябрь 2013 года. Лондон. Владимир Кабаков.
"Тит Андроник" Шекспира, в "Глобусе".
"Весь мир - театр.
В нём женщины, мужчины - все актёры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль..."
Уильям Шекспир
...Погода стоит мрачная и прохладная - тучи ходят по небу и изредка на землю сыплет мелкий дождь.
Поэтому, мы собрались в "Глобус" не только с подушками, но и одеяла прихватили.
Я до сих пор вспоминаю с содроганием "Короля Лира", здесь же, в "Глобусе", когда от холода и ледяного ветра, совершенно окоченел и только ждал, когда эта пытка закончится. Актёры на сцене, были иногда полуодеты, но ведь они двигались, а мы сидели тихо и неподвижно...
Народу на сей раз было не так много и вокруг сцены стояло человек сто пятьдесят, не больше. А нам повезло и мы сидели по центру сцены и прямо напротив, на втором ярусе - а их всего три. Ярусы эти прикрыты крышей из соломы, на которой уже и мох местами зеленеет. Но вот между ярусами и сценой открытое пространство где толпится народ и видно, как дождь падает на головы зрителей. Сцена, на которую, самые бойкие из них опираются локтями, тоже прикрыта сверху крышей, хотя иногда и туда дождик достаёт.
К счастью, на этот раз было не так холодно и нам хватило водонепроницаемых курток. Хотя ветерок, откуда то сверху задувал иногда активно и приходилось запахиваться.
Спектакль начался в два часа дня и потому, первые сцены, с большими барабанами и какими-то вышками, на которые взбирались герои, совсем не смотрелись боевыми, или парадными колесницами. Вообще, в начале представления трудно заставить себя поверить в реальность театральных условностей.
Но в "Глобусе", умеют заставить поверить в происходящее. А для этого, иногда достаточно напугать или взволновать зрителей громким шумом или музыкальным сопровождением.
Вот и здесь, из-за сцены послышались громкие крики и стук металла о металл и на сцене, расталкивая актёров, появились металлические вышки на колёсиках, о которуе, тоже металлическими трубами стучали актёры одетые в римские одеяния. Запели длинные боевые римские трубы и появилась торжественная процессия, празднующая очередной римский триумф - победу над готами.
Это полководец Тит Андроник возвратился с очередной победой и привёл в цепях пленных и с собой, на колесницу, посадил царицу готов Тамору, тоже в цепях, но рядом.
Римляне, то есть мы, сидящие в "Глобусе", изображали зрителей в Колизее и от нашего имени, седой человек в тоге просил Тита Андроника, стать императором, но тот, утверждая, что он только воин, передал это право одному из братьев знатного римского рода.
В итоге, Сатурнина, по рекомендации Тита Андроника короновали и он стал очередным императором.
Затем, ему в жёны отдали царицу готов, Тамору, а дочь Тита, Лавиния, осталась со своим возлюбленным, братом нового владетеля Рима.
И вот, через время, царица Тамора, завладела сердцем молодого императора и приблизила к себе бывших пленных соотечественников. Её сына, римляне все-таки успели убить и потому Тамора затаила в сердце злобу.
Это убийство её пленённого сына, было только началом вереницы смертей.
Вскоре подавив волю Сатурнина своими притворными ласками, она с помощью своих готских соотечественников и любовника, убила брата императора Боссиануса, подстерегла Лавинию, дочь Тита и приближённые этой мстительной варварской женщины, зверски изнасиловали дочь победителя готов, а потом отрезали язык, чтобы не проболталась и кисти рук, чтобы не смогла написать имя насильника.
Появление окровавленной, мычащей и размахивающей обрубками рук Лавинии, шокировало зрителей, но и это был не предел, вполне себе психологически оправданных убийств и членовредительств.
Титу, в конце концов, тоже отрубили кисть, а его сыновей, коварно и зверски, как водится у варваров, убили.
На сцене кровь, буквально лилась и все одежды героев драмы были залиты кровью.
Свирепости и жестокости не было предела и толпа зрителей истерически смеялась над остротами, любовно выписанными Шекспиром, на фоне разгула кровавых страстей .
Я, временами не мог смотреть на сцену, настолько на меня действовала эта кровавая вакханалия. А зрители, веселились, вперемежку с взвизгами испуга.
Рассказывали даже, что кто-то из зрителей падал в обморок, кого-то от вида обильной крове и извращённых насилий тошнило. У служителей театра были заготовлены для людей со слабым желудком картонные емкости для блевотины!
А я, не столько наблюдал за злодействами на сцене, сколько слушал реплики и уговаривал себя не верить в такую кровожадность римлян А зрители, по ходу пьесы, становились невольными участниками представления - через их толпу проходили герои драмы, а иногда на их головы, то вино плескалось, то вода из кубков и хорошо ещё, что не кровь из ран и перерезанного горла.
Конечно, впечатления от спектакля в "Глобусе", отличаются от впечатлений в благообразном, покрытом золотом и бархатом, современном театре. Здесь, мы словно каким-то чудом, становимся теми зрителями, для которых писал Шекспир и драматурги той эпохи и потому, переживания и катарсис, действительно заставляют нас многое перечувствовать и задуматься над историей рода человеческого. Ведь именно о человеческой истории, о злодействах, коварстве и благородстве писал английский гениальный драматург, надеясь воспитать в народе добротолюбие и презрение к злу и лицемерию!
Боюсь, что девушкам стоявшим около сцены в полуметре от кричащих надсадно от злобы и страсти актёров, будут несколько ночей сниться кошмары. Думаю, что такое же впечатление оставляли пьесы Шекспира и пятьсот лет назад, во времена открытых театров. Тогда, актёры и музыканты, использовали всё пространство театра и потому , зрители вздрагивали, когда из-за их спин появлялись или убийцы или жертвы погонь.
Я уже не говорю о зловещих ударах барабанов и всхлипы длинных труб, которые возбуждали воинов в древнем Риме на бой, но и скорбели по погибшим.
Когда злодейства клики Таморы дошли до точки, оставшийся в живых, один из двух десятков сыновей Тита, возглавил восстание против обнаглевших "пришельцев" и месть свершилась.
Но просто убить, Тит уже не хотел, он жаждал страшной мести и подстроил так, что заставил Тамору и императора, есть в праздничном пироге тела своих готских недругов.
Сатурнин, не выдержав таких издевательств, бросился на Тита и заколол его, но Тамора умерла прямо за пиршественным столом, уткнувшись в пирог, с поджаренными остатками своих приближённых.
Её любовник, темнокожий Аррен, долго носился с своим сыном от Таморы, таким же чёрным как он, и в конце концов его убили, а ребёнок в пелёнках, остался жить.
Наконец всех злодеев убили, сын Тита провозглашен был новым императором, и на сцене остались несколько трупов, в том числе Тамора, Сатурнин и сам Тит, который незадолго до своей смерти, ещё и задушил свою дочь, чтобы она, изувеченная приближёнными таморы, больше не мучилась!!!
Когда в Риме, "благородство и справедливость" восторжествовало над коварством и свирепостью варваров, спектакль закончился...
Зрители, отозвались на конец этой драматической, но психологически обусловленной резни, громкими аплодисментами и криками одобрения, а все убитые "восстали" и совершили несколько кругов в хороводе по сцене и вокруг неё, под музыку театрального, старинного оркестра.