Аннотация: В этой книге помещены литературные портреты людей, известных в разных областях человеческого занятий.
Незабвенный Владыка Антоний Сурожский.
В память о митрополите Антонии Сурожском, который долгие годы был главой Русской православной церкви в Англии...
В качестве эпиграфа приведу несколько цитат из его книг: "Человек перед богом" и "Пути христианской жизни".
"...Какова же была деятельность Христова?
Во первых, она не определялась предметом; она определялась милосердием, любовью, жалостью. Все случаи исцелений, которые мы находим в Евангелии (воскрешение сына вдовы Наиновой или Лазаря), все чудеса, которые Христос творил над природой (как умирение бури на море Тивериадском), определяется только одним; Ему жалко в самом сильном смысле этого слова, жалко погибающей твари и он вступает и что-то делает по милости, по милосердию...
А второе - выражаясь по человечески и конечно несколько грубо: если кто был неудачником, то это Христос, потому что если посмотреть на жизнь Христа и на его смерть вне веры- это катастрофа...
В этом отношении мы должны быть очень осторожны, когда думаем о христианской деятельности как о такой деятельности, которая целесообразна, планомерна, успешна, которая обращена к определённой цели и её достигает, которая так проводится, что венчается успехом...
Не в них сущность христианского момента, Христова момента в деятельности. Сущность его в том, что Христос во всей Своей деятельности, в каждом слове, в каждом деле, во всём Своём бытии выражал, делал конкретной, реальной волю и любовь Божию...
Вот почему Христовы действия, Христовы слова так совершенны, и вот что они собой представляют...
"Человек перед богом" глава "Созерцание и деятельность". Москва. 1995 г.
...Если мы хотим быть Христовыми, мы должны научиться по отношению к страданию каждого человека вокруг нас, каждой твари вокруг нас, всего мира вокруг нас, подобно Христу, допустить это страдание во все наше сознание, чтобы оно проникло до глубин нашего сердца. Феофан Затворник (правда не о страдании, а о молитве) говорит: - Надо вонзить её в своё сердце как кинжал... Да, вонзить страдание моего ближнего, как кинжал в сердце. И пусть льётся кровь, и пусть пронизывает нас боль, но не отвернуться, не защититься!
И только тогда наше сострадание может стать творческим, наше сострадание может быть соучастием в чужом страдании и несением чужого креста. Христос не Себя принял весь ужас отпадшего от Бога мира, принял и понёс на своих плечах. Не согнулись его плечи; Он был распят.
И мы призваны быть Христовыми. И перед каждым из нас стоит вопрос о нашем страхе перед страданием - своим, не чужим; страхе о том, что нам кажется: если только я откроюсь, если только я услышу, только увижу, только осознаю, - мою душу раздерёт боль...
Начинается же наше соучастие в жизни мира, в жизни человека и в жизни Христа с момента, когда мы говорим: Да! Пусть так будет... Потому что, будь то мир, будь то отдельный человек, будь то какая - то измученная группа людей, принять других значит, употребляя образ Христа, взять другого человека, чужое как будто страдание на свои плечи и этого человека донести до отчего дома.
Но порой это значит взять человека на свои плечи и вдруг обнаружить, что это не человек, а крест, и что этот крест я должен донести до Голгофы, и что только если я буду распят на нём, только если я буду распят без гнева, без закрытости, отдавая себя до конца, я смогу сказать: Прости ему Отче, он не знает, что творит...
Вот задача которая стоит перед каждым из нас. Она начинается в очень малом: просто научиться видеть и слышать то относительное страдание, которое вокруг нас живёт и крушит чужие жизни. И вдруг осознать, что если вдвоём нести страдание, то оно пополам делиться. И ещё: что чужого страдания нет, потому что мы друг другу не можем быть чужими. Помню, будучи в Троицкой лавре, я искал своё место за столом; и один из монахов мне сказал: Да садитесь, где хотите! - Я ему ответил: Я не хочу сесть на чужое место. - И он на меня посмотрел с изумлением, непониманием, как это может быть, и сказал: Так ведь здесь чужих нет - мы все свои...
"Человек перед богом". Глава "Воспитание сердца". Москва. 1995 г.
...Читаю Антония Сурожского и о многом думаю. Ему, Владыке Антонию дан чудесный дар не только слушать и слышать других и себя, но и дар слова говорящего через веру о вере. Дар этот проявился в нём от постоянного общения с людьми, разговоров с ними, от желания помочь словом и делом их бедам. В его устах слово обретает силу действия, вдохновляет, часто даёт ощущение понимания веры и тем самым помогает жить.
Вместе с тем сознаёшь величие задачи поставленной перед собой Владыкой.
Ведь мы в общении оперируем словами, которыми и правду говорим, и лжём с увлечением, увеличивающимся от научения.
Иначе говоря, слова используются нами и для оправдания зла и неверия, так что очень трудно уже на этом языке говорить о добре и святости.
Однако, Владыка на этом языке говорит так проникновенно, что может просто объяснять очень сложные вещи.
Читая его книги понимаешь трагедию противостояния добра и зла, веры и неверия живущих в мире бок о бок. Находишь ответы на вопрос, как жить самому и как находить правду во внешней жизни.
Сегодня, можно видеть и слышать, как человек творя зло уверяет и убеждает себя в том, что когда-нибудь это зло превратится в добро. Он убеждает себя, что не надо думать и мучиться, изгоняет из головы и сердца любые размышления или переживания, оставляя только действия.
Он уверяет себя, что в отношениях с другими можно лгать, хитрить, подкупать, а иногда быть даже искренним циником, простодушно веря в свою правоту и неправоту тех против кого он действует.
Здесь Владыка не говорит о злодеях или извергах. Он имеет в виду тех, кто видя, как другие делают зло, молчат и уговаривают себя не "встревать".
Владыка часто прямо говорит о том, что мы причастны всякому злу творящемуся на земле, если мы его не замечаем или делам вид, что нас это не касается.
В России, сегодня, это беспризорники, преступность, взяточничество, обнищание народа не только экономически, но и морально, нравственно.
Владыка говорит, что в начале человек теряет совесть и веру, а потом уже разваливается вся жизнь.
Много раз Владыка повторяет в своих проповедях фразу сказанную Христом Сатане в пустыне: "Не хлебом единым жив человек..." - утверждая главенство в жизни не экономики, но души, совести и веры.
Чувство правды присуще Владыке. Он понимает положение обывателя от веры, которому очень хочется выглядеть искренне верующим при других и для других.
Но Владыка не упрекает, а просит людей быть честными перед Богом и собственной совестью, понимая их подавленность перед лицом сложной и трудной жизни.
Он призывает не лгать, а каяться, ценою страдания получая прощение. И себя Владыка не выделяет из среды простых людей и повторяет, что его отличие только в том состоит, что он верует, глубоко и бескомпромиссно...
Узнавая Владыку, читая его проповеди и рассуждении о вере и неверии, я вдруг подумал, что он похож на Сократа: та же искренность, та же самоирония, то же критичное отношение к самому себе.
Я вспомнил эпизод из жизни Сократа. Когда Дельфийского оракула спросили, кто самый умный из людей в Греции то он назвал Сократа. Сократ же, прокомментировал это так: "Единственное, чем я отличаюсь от других греков - это тем, что я знаю, что ничего не знаю!" Это "незнание" Сократа, понимание сложности и глубины бытия, уже было подступами к вере...
Пересказ истории Иисуса Христа, рассказы об апостолах в устах Владыки звучат как свидетельства современника тех событий и тем самым очаровывают и подкупают глубиной веры и понимания. Когда Владыка говорит о Боге, то мы воспринимаем это как разговор о ком то очень близко знакомом и уважаемом.
Владыка "оживляет" вечного Бога для нас с вами, рассказывая и объясняя, что он жив и присутствует везде и во всем. Вводит Бога, Сына и Святого Духа в масштаб человеческой истории и конкретной человеческой судьбы.
Скромность, постоянное упоминание о собственной обычности, придаёт его беседам и монологам личный, интимный характер, позволяет почувствовать его преклонение перед Святой Троицей и прежде всего перед Иисусом из Назарета - Сыном Человеческим!
Местоимение я употребляется им очень редко, или если упоминается, то в плане самоиронии или даже раскаяния. И эта грустная улыбка в свой адрес, даёт возможность нам грешным, спокойно глянуть на себя, без самодовольства, но и без чувства самоуничижения, позволяет любя себя, видеть грехи и недостатки и каяться, стараясь избавляться от грехов обыденной жизни...
Владыка с удивительной глубиной и состраданием отвечает на самые сложные вопросы теологи и теофании. Его речь проникновенна и логична и вместе проста и понятна для всех, сочетает грусть и трагизм с добродушной улыбкой. В ней, всегда слышны любовь и сострадание к простому человеку, желание помочь, поделиться личным опытом и накопленными знаниями о пережитом.
Владыка Антоний не находил ничего зазорного в том, чтобы признаться, что он чего то может не знать, но всегда брал на себя смелость отвечать прямо на прямые вопросы. Его внутренняя просветлённость, глубокая вера позволяли ему правдиво и откровенно отвечать на самые трудные и сложные вопросы...
...И вот Владыки Антония Сурожского не стало.
И все, кто его знал лично, кто читал его проповеди и книги о христианской вере, словно осиротели. Из этого мира ушёл праведник, защитник веры, святой - я не побоюсь этого слова и думаю, все кто его знал, меня в этом поддержат.
Будем скорбеть о тяжёлой утрате , но и надеяться , что семена веры, правды и сострадания посеянные Пастырем Владыкой Антонием возрастут плодами благочестия и богопочитания...
И в качестве завершающей цитаты приведу одно место из книги Владыки Антония: "Пути Христианской жизни", из главы "Дорожите временем, потому что дни лукавы".
"Но каково наше положение? Мы находимся сейчас в мире, который полон зла. Кто из нас может сказать, что он не убегает от него, что он не ищет покоя, обеспеченности, защищённости? Разве можно сказать, что каждый христианин себя считает воином, который послан Богом бороться со всеми формами зла - ценой своей жизни, ценой своей чести человеческой перед лицом людей, ценой всего того, что ему по человечески дорого, - каждый в меру своих сил, но изо всех сил?
Вот наше призвание. Но кто из нас, в каком бы чине он ни был, может сказать, что он это выполняет?
Разве мы не занимаемся тем, что постоянно обращаемся к Богу за помощью, молим Его о помощи: "Избави, спаси, помоги"? И разве нам Господь не отвечает на это: "А кто же в этой страшной или пугающей тебя обстановке сделает Моё дело? Ты ведь знаешь Мои пути, ты знаешь Мою волю, ты знаешь Мою любовь и сострадание к людям. Почему же ты бежишь, тогда как твоё призвание- быть воином?"
Это всё звучит очень громко, если мы думаем о всём мире, о государствах, о царствах. Но оглянемся на себя в самой обычной нашей обстановке. Что мы вносим в жизнь нашей семьи, в среду наших друзей, в среду тех, с кем мы встречаемся по службе и по работе?
Не делаемся ли мы трусливыми, безмолвными, "с волками воем"?
Не находимся ли мы в постоянном состоянии страха и бегства? Не говорим ли мы Богу: "Господи, здесь есть нужда. Ты меня сюда послал для того, чтобы я отозвался на неё, но мне страшно; Ты Господи, сделай то, что нужно, я буду только молиться".
А разве от того что ты только молишься, кому-нибудь прибавляется хлеба, крова, одежды? Мужества, радости, упования? Ничего не прибавляется.
Смеем ли мы говорить, что мы молимся Богу о всех нуждах земли, если и пальцем не прикасаемся к этим нуждам?..
Снова вспоминаются слова Спасителя: "От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься..."
Бог нам открыл нужду, а мы Ему отвечаем: "Нет Господи, Ты Сам эту нужду разреши. Мне неохота, мне некогда, мне страшно, это не моё дело - Твоё..."
Я помню, как кто-то мне сказал: "Мы живём так, будто говорим Спасителю: Тебе- крест, нам - воскресение..."
Разве не так мы живём?..
2003-10-11. Лондон. Владимир Кабаков
Сравнительные жизнеописания: Ал. Зиновьев и Вл. Познер
Часть - 1
Александр Зиновьев. Справка из Википедии:
"После Питирима Сорокина Александр Зиновьев, несомненно, одна из крупнейших фигур в мировой и отечественной социологии нашего времени. Адекватная оценка его наследия еще впереди, ибо с 2006 года - когда мыслителя не стало, времени прошло явно недостаточно.
Биография и деятельность Александра Зиновьева
Александр Зиновьев родился в глухой русской деревушке Костромской губернии 29.10.1922 года . Затем семья перебралась в Москву. Условия жизни были тяжелейшими: холод, голод, грязь, беспросветная нужда. Именно по этой причине к семнадцати годам юноша стал убежденным антисталинистом. Он сколотил целую террористическую группу с целью убить Сталина во время одной из демонстрации перед Мавзолеем. Не удивительно, что вскоре последовали донос, арест и допросы на Лубянке. Зиновьеву удалось бежать. Он странствовал по Сибири, завербовывался на различные стройки, некоторое время работал на русском Севере.
Осенью 40-го года Зиновьев нелегально вернулся в Москву, где пришлось жить в сарае у друга, а зарабатывать на жизнь - грузчиком на вокзале. Во время одной из облав всех грузчиков забрали в милицию. Там им поставили перед жестким выбором: или тюремный срок, или армейская служба. Зиновьев, как и многие, выбрал второй вариант. Он служил в кавалерии, потом в танковых войсках, потом в авиации. В 46-м году он демобилизовался и служил некоторое время летчиком гражданской авиации, затем вернулся в Москву, поступил на философский факультет Московского университета.
Кем только ему не приходилось работать - и грузчиком, и лаборантом, и землекопом, и школьным учителем. Он преподавал совершенно разные предметы: военное дело, математику, логику, психологию. Жизнь не баловала. На стипендию прожить было невозможно. В 1951 году окончил философский факультет с отличием, поступил в аспирантуру и написал диссертацию. "О логике "Капитала" Маркса". Диссертация произвела сильное впечатление в философских кругах, ходила в машинописных копиях. Потом она была запрещена, и без особого разрешения ее никому читать не давали.
В 1954 году Зиновьев ушел в науку. Его работы издавались на Западе. Тем не менее, за границу его не выпускали. Он был членом редколлегии журнала "Вопросы философии". Постепенно ученый оказался в изоляции: потерял работу в университете, студентов и аспирантов. Зато образовалось свободное время, и Зиновьев решил нанести ответный удар по системе. Сделал он это словом, начал писать "Зияющие высоты". Книга написана в жанре социологического романа, ее можно читать с любой страницы, она вобрала в себя жизненный и научный опыт автора, анекдоты и застольные беседы. Таким образом, художественная литература вбирала в себя социологические и философские элементы.
К критике советского общества Зиновьев подошел целостно и системно. Книга была написана всего за шесть месяцев, без всяких исправлений. Она была переправлена на Запад и опубликована в 1976 году в Швейцарии. Западная пресса назвала ее первой книгой XX века. Зиновьева поставили перед выбором: эмиграция или тюрьма. На шестом десятке лет он вынужден был выбрать изгнание из страны и лишение советского гражданства. Будучи глубоко русским человеком, он пережил разрыв с почвой и корнями достаточно тяжело и болезненно.
В 56 лет все приходилось начинать заново, с нуля. Атмосфера вокруг была совершенно чуждой. В какой-то момент подкатывали даже мысли о самоубийстве. Потом кризис завершился, но полностью приспособиться к западному образу жизни Зиновьев так и не смог. Иногда ему удавалось видеть свои работы в печати благодаря журналу "Континент". Он имел несомненный успех в качестве философа и социолога, выступал с лекциями по телевидению, много ездили, книги переводились на многие языки. Однажды Зиновьеву даже довелось участвовать в телевизионных дебатах вместе с будущим президентом России Борисом Ельциным.
Однако в целом эмиграция не слишком жаловала Зиновьева и относилась к нему, скорее, враждебно, нежели дружелюбно. Он оказался слишком неудобен в мнениях и оценках происходящего. Даже в эпоху горбачевской перестройки Зиновьев был убежден, что все реформы лишь маскируют подготовку новых политических репрессий против интеллигенции, а Горбачев лишь искусно прикидывается реформатором. В последние годы жизни Зиновьев радикально пересмотрел многие свои прежние взгляды. В каком-то смысле он превратился в умеренного сталиниста.
Бывают и такие парадоксы: человек, замышлявший в молодости покушение на Сталина, на девятом десятке лет стал его ярым защитником. В чем уж точно трудно уличить Зиновьева - так это в лживости и двуличности. Он монолитен даже в своих противоречиях и заблуждениях. Как и всякий пророк в своем Отечестве, Зиновьев не был услышан до конца. А будет ли - пока вопрос, остающийся риторическим. Умер в Москве 10.05.2006 года..."
Владимир Познер. Справка из Википедии.
Владимир Владимирович Познер (1 апреля 1934 г., Париж) - российский тележурналист, ведущий и 1-й президент Академии российского телевидения.
Детство, юность
Будущий тележурналист родился в семье российского эмигранта Владимира Познера и француженки Жеральдин Люттен. Его окрестили в соборе Нотр-Дам. До 5-летнего возраста его родители не состояли в браке. Мать увезла 3-месячного Володю в США. Но в 1939 г. Владимир Александрович, который тогда работал в кинокомпании "Metro-Goldwyn-Mayer", решил забрать семью назад во Францию. Но в 1940 г. Францию оккупировали немцы, поэтому Познеры вновь бежали в США.
Отметим, что отец Познера в 1943 г. начал сотрудничать с советской разведкой, как "стажёр" и "наводчик". В связи с пристальным вниманием ФБР Познеры в 1948 г. переехали в ГДР, а в 1952 г. - в Советский Союз.
Начальную школу Владимир закончил в Нью-Йорке. После переезда в Берлин его определили в советскую школу. В 1949 г. из-за закрытия в Германии советских школ Владимир поступил в школу для детей немецких политэмигрантов. Выпускников этой школы сразу же направляли на обучения в высшие учебные заведения СССР. Правда, Познер был на другом положении, поэтому для получения аттестата его устроили в школу при полевой почте. В этом заведении обучались взрослые люди - офицеры, сержанты и старшины, которые из-за войны не смогли получить среднее образование.
В 1953 г. Владимир поступил в МГУ на биолого-почвенный факультет (специальность "физиология человека"). Несмотря на то, что на вступительных экзаменах он заработал 24 б. из 25, Познеру отказали в поступлении из-за "сомнительной" биографии и еврейского происхождения. Только благодаря отцовским связям его всё же приняли в университет.
Карьера
После окончания университета Владимир зарабатывал на жизнь переводами.
1959-1961 гг. - был литературным секретарем Самуила Маршака. Одновременно в печати появлялись прозаические и поэтические переводы Познера.
1961 г. - начал работать в Агентстве Печати "Новости". В частности, был редактором журнале "USSR" (распространялся в основном в США).
1967 - вступил в КПСС и начал работать в журнале "Спутник".
1968 г. - вместе с 1-й женой В. Чемберджи перевёл книгу В. Гатри "Поезд мчится к славе".
1970 г. - стал комментатором редакции радиовещания на Англию и США. Радиослушатели могли слышать его в шоу Рэя Брима (Лос-Анжелесская радиостанция).
Кон. 70-х гг. - начинает появляться на западном телевидении. Так, Познер был частым гостем программы Nightline и шоу Фила Донахью. Здесь он в лучшем свете представлял различные решения руководства СССР, а также оправдывал самые противоречивые из них (ввод советских войск в Афганистан).
1991-1997 гг. - становится соведущим программы "Познер и Донахью" (канал CNBC).
Советским зрителям Познер был известен в первую очередь как ведущий телемостов СССР-США. Например, в 1985 г. он вместе с Донахью вел телемост Ленинград-Сиэтл, где обсуждалось положение евреев в Советском Союзе и сбитый в 1983 г. южнокорейский самолёт. Благодаря успеху телемостов Познер стал политическим обозревателем и перешел на ЦТ.
Кон. 80-х гг. - ведет такие программы, как "Воскресный вечер с В. Познером", "Америка Владимира Познера" и "Квадратура круга". В 1989 г. Владимир Познер был назван тележурналистом Љ 1.
1991-1996 гг. - ведёт еженедельную передачу "Pozner & Donahue" (канал CNBC). В этот же период работает над программами "Мы", "Время и мы", "Если..." и "Человек в маске".
1994 г. - избран главой Академии Российского Телевидения, которую возглавлял до 2008 г.
1997 г. - открыл "Школу телевизионного мастерства", где обучались молодые региональные журналисты.
1997-2006 гг. - ведёт радиопередачу "Давайте это обсудим" (радиостанция "На семи холмах").
2000-2008 г. - вёл ток-шоу "Времена" ("Первый канал").
2004 г. - вел телемарафон "Время Жить!", посвящённый проблеме СПИДа.
2007-2008 гг. - был комментатором телешоу "Король ринга" ("Первый канал").
2008 г. - работает над циклом передач "Одноэтажная Америка". В этом же году состоялась премьера передачи "Познер".
2010 г. - стартовал новый проект Познера - "Тур де Франс".
2011 г. - ведет программу "Болеро" (Первый канал).
2012 г. - ведет передачу "Парфёнов и Познер" (канал "Дождь"). Тогда же были завершены съёмки нового многосерийного фильма "Германская головоломка".
В советское время на Познера часто писали доносы, в которых коллеги обвиняли его в "антисоветизме".
В 2004 г. Познер вместе с братом открыл в столице французский ресторан под названием "Жеральдин". Это заведение находится на Остоженке.
Познер свободно владеет французским, русским и английским языками. Языком детства он называет французский.
Телеведущий открыто заявляет, что он атеист. Кроме того, он является сторонником эвтаназии, легализации однополых браков и наркобизнеса. Владимир Владимирович имеет три гражданства - российское, французское и американское.
В одном из интервью Познер заявил, что в России его держит только работа. По его словам, он не русский человек и чувствует себя здесь чужим. Его настоящий дом - это Франция.
В 2013 г. Познер заявил, что русское общество разделено на "западников без оттенка русофобства" и "сторонников жесткой шовинистической линии".
Владимир Познер коллекционирует сувенирные автомобили. Также он собирает кружки с названиями городов, в которых побывал. На данный момент их около 300. Кроме того, телеведущий является коллекционером сувенирных черепах.
Владимир Владимирович регулярно играет в большой теннис. Помимо этого он занимается фитнесом и бегом трусцой. Также Познер обожает бейсбол. Он даже собрал любительскую команду под названием "Московские Чайники".
Любимый десерт Познера - мамин шоколадный мусс; из основных блюд - жареная курица. Своим коронным блюдом телеведущий считает "жиго дагне" - запеченную баранью ногу. При этом он не любит рыбу.
Первой женой Познера была Валентина Чемберджи. От этого брака у него есть дочь Екатерина, которая живёт в Берлине. Второй женой телеведущего стала Екатерина Орлова. В 2008 г. Познер женился на Надежде Соловьёвой.
Публицист Сергей Смирнов однажды заявил, что Познер в программе "Времена" часто искажал исторические факты, используя при этом манипулятивные технологии..."
...Зиновьев с самого начала жизни жил по принципам.
Познер жил по обстоятельствам и даже сегодняшние принципы - это стратегия благодушия, которая совсем не предусматривает экзистенциального наказания за отступления от принципов.
Александ Зиновьев типичный советский русский, советский человек и гражданин.
Познер - космополит, который приобщился к русской цивилизации через язык.
Зиновьев из крестьян и потому, он понимал и "крестьянство" - как низшее сословие и поднявшись до уровня буржуа стал понимать и это состояние. В этом секрет его универсализма.
Отвлекаясь от его научной карьеры, можно говорить о Зиновьеве словами героя последней книги "Трагедия России":
"...Словом "совок" сейчас называют представителей поколений, которые сформировались и прожили более или менее значительную часть жизни в советский период. Употребляя это слово, употребляющие его тем самым выражают презрение к советской эпохе и к порожденным ею людям.
Употребляют также слово "коммуняка". При этом имеют в виду совков, которые ностальгируют по советскому периоду, остаются приверженными советской (коммунистической) идеологии и не принимают результаты антикоммунистического переворота горбачевско-ельцинских лет.
Я принадлежал к числу тех, с совкового молчаливого согласия которых был разрушен Советский Союз и советский социальный строй в России и других частях бывшего Советского Союза. До сегодняшнего дня я боялся признаться себе в этом, разделяя и выдумывая сам всяческие оправдания тому, что произошло у нас в горбачевско-ельцинские годы. Но в институте, в котором я проработал более тридцати лет, мне сообщили, что в моих услугах в связи с его приватизацией и реорганизацией больше не нуждаются. Я знал, что это рано или поздно случится. Я ждал этот момент и вроде бы был готов к нему психологически. Но когда мне официально сообщили об этом, это прозвучало для меня подобно смертному приговору..."
...Познер из буржуа, он не может понять мировоззрения "крестьянства" потому что никак не может стать крестьянином. Для этого нужно спуститься в состояние человека обиженного, оскорблённого несправедливостью, а сделать это он не в состоянии потом ещё, что совсем не Толстой, которому это удалось сделать.
А Познер - обыватель, плоть от плоти советских обывателей, плавно перешедших в разряд образованцев. Он тоже умный человек, но вокруг мы видим немало умных людей, которые приспособились и благодушествуют. В этом конечно нет греха, если бы, не существование рядом с такими обывателями миллионов людей, выброшенных из жизни таким вот благодушием довольных людей!
Как ни странно это выглядит, но Познера, как представителя ещё советского "среднего класса", отвлекаясь от индивидуальных особенностей сделавших из него космополита, можно охарактеризовать словами того же героя из романа Зиновьева:
"...Я и Жена окончили школу после войны. Университет окончили после смерти Сталина, аспирантуру - после XX съезда КПСС, взявшего курс на десталинизацию страны. Оба успешно защитили кандидатские диссертации и получили хорошие места работы по любимой профессии. Через несколько лет защитили докторские диссертации. Я стал профессором, она заведующей лабораторией.
В советский период мы, таким образом, принадлежали к среднему слою населения, причем к его высшему подслою. Мой сын стал главным инженером среднего предприятия. Дочь стала переводчицей и вышла замуж за офицера, который окончил военную академию и стал полковником.
В советский период сложилась определенная иерархия социальных слоев и, соответственно, уровней благополучия. Не все жили одинаково хорошо. Многие жили превосходно (до пяти процентов населения), многие хорошо (до десяти процентов), большинство терпимо (до шестидесяти процентов), остальные ниже среднего и плохо. Разумеется, по советским, а не по западным меркам. В мировой социологии принято измерять степень неравенства так: вычисляется жизненный уровень десяти процентов высшего уровня и десяти процентов низшего, и результаты сопоставляются. В Советском Союзе отношения высших десяти процентов к уровню десяти процентов низших было четыре к одному, а теперь, в постсоветской России, - тридцать (а по другим сведениям, сорок) к одному. Комментарии не требуются!"
...Таких как Познер было пять - десять процентов населения в Советском Союзе, но странным образом, он и ему подобные входят в те же пять - десять процентов "счастливых" людей, но уже в наше время!
Выступая от имени нынешних образованцев, Познер не может и не хочет понимать сегодняшнюю диктатуру среднего класса, называемую им и ему подобными представителями "элиты", демократией!
...Зиновьев учёный и потому индивидуалист, хотя был долгое время коллективистом.
...Познер - представитель своего класса и потому, он невольный коллективист - "аристократ" и типичный идеолог этого высшего класса, хотя в душе он считает себя индивидуалистом. Его попытки быть объективным заканчиваются там, где затрагиваются интересы его класса.
Зиновьев имеет возможность видеть и понимать мир как учёный - объективно, не только потому что занимается социологией и философией как наукой, но и в силу жизненного опыта:
"...Сейчас все то, что было достигнуто в советский период для миллионов таких совков, как я, потеряло всякую ценность и вообще оказалось ненужным. Это - самая большая потеря русского народа за всю его историю. Потеря трагическая, катастрофическая. Произошла переоценка ценностей. Появились многочисленные профессии, для овладения которыми не нужно никаких особых способностей и никакого особого образования, а оплачиваются они намного лучше, чем учителя, профессора, медицинские и научные работники.
- Народ, в котором школьные учителя, университетские профессора и научные работники зарабатывают меньше, чем уборщицы, секретарши, торгаши и охранники, в наше время обречен на деградацию и историческую гибель...
Меня все время мучает одна мысль. Я спрашиваю себя: чем был для меня советский социальный строй, коммунизм? Гарантированное бесплатное образование по выбору, в соответствии со способностями и склонностями. Любимая работа по профессии, хорошо оплачиваемая, оплачиваемый огромный отпуск. Медицинское обслуживание бесплатное. Путевки в дома отдыха и в санатории. Коллектив. Общение. Совместные мероприятия, вечера, туристические походы. Дружеские отношения по выбору и в изобилии. Формально простая жизнь. Почти никакой бюрократической волокиты. Гарантированное будущее детей. Общая уверенность в будущем. Гарантированная пенсия.
Не так богато, как на Западе. Но основные потребности были удовлетворены. И жизнь непрерывно улучшалась. Были, конечно, минусы. Но такие ли большие на самом деле?! За границу не пускали? Так я и не стремился. Кому-то квартиру лучше дали? Так я своей был доволен. В членкоры не пропустили? Так и без этого жить можно было неплохо. Марксизмом мучили? К чему лицемерить?! Мы к этому относились с юмором. Да к тому же идеология несла просвещение. И идеологическая нагрузка была куда более слабая, чем ранее религия. И никакой "марксистской десятины" не платили. Одним словом, это был мой социальный строй, мое общество. И ни на какое другое я его менять не собирался. Так почему же я не встал грудью на его защиту, когда нависла угроза потерять его?! Почему?! Конечно, я мог бы сказать: не с кем было вставать на его защиту. Так думал каждый по отдельности. А в результате получилось коллективное предательство. Не встали мы на защиту нашего общественного строя!"
...Вот так описывает ситуацию после контрреволюции социолог Зиновьев!
...Познер стоит на точке зрения объединяющей средний класс и стремиться отстаивать интересы своего класса. Поэтому понятно его отношение к Сталину и к подлинной демократии, о которой Зиновьев говорил, что настоящая демократия существовала только в СССР после Октябрьской революции до 37-ого года. После войны уже начала набирать силу партократия, что разрушило народную власть!
Об этом писал и говорил Зиновьев, критикуя власть парт номенклатуры.
Зиновьев так же понимал, что марксизм который пытались превратить в советизм, из морального учения эволюционировал в идеологические суеверия и фарисейство, за которыми уже не было подлинной веры в идеалы коммунизма. Этим и объясняется то, что двадцать миллионов коммунистов и комсомольцев палец о палец не ударили чтобы спасти и свою партию, и свою страну. А ведь вступая в партию, они клялись, что будут отстаивать эти идеалы до последней капли крови!
Зиновьев в своём "завещании" говорит о том, что всю жизнь жил по своим принципам не торгуя ими, подвергаясь преследованиям, но сохраняя их как главный стержень характера.
...Познер - оппортунист, потому что менялась ситуация и он менялся вместе с ситуацией. Когда СССР был силён, он отстаивал социализм будучи известным международником. Ситуация стала меняться и вслед ситуации стал меняться Познер. Сегодня, он говорит, что переменил мнение о социализме и стал антикоммунистом, потому что увидел ложь коммунизма. Но в это трудно поверить - жизненные принципы, если они есть, трудно поменять без утраты внутреннего стержня.
Ну а тут, скорее всего в советском прошлом было приспособленчество, а сегодня, он наконец стал цельной личностью отстаивая в новой, капиталистической России идеалы буржуа!
Психологически это всё очень понятно. Он как и многие бывшие партийцы из нынешнего руководства страны и его "элиты", почувствовал, что его классовые идеалы сегодня наконец-то воплощены в России. Поэтому он счастлив и доволен, а жизнь "крестьянства" его мало волнует. Вполне возможно, что Познер презирает эту "тёмную массу", которой, в Советском Союзе, принадлежала власть!
А вот что Познер говорит о Сталине и социализме:
"...Существенно то, что, уничтожив крестьянство, интеллигенцию, превратив партию из революционной силы в тяжеловесную коррумпированную бюрократическую машину, Сталин отбросил страну далеко назад, покалечил генный фонд России. И я убежден, что основные проблемы, которые испытывает сегодня Советский Союз, - проблемы крайне сложные и тяжелые - не имеют к социализму ни малейшего отношения и связаны напрямую со сталинизмом.
Читаю и испытываю чувство жгучего стыда. Не за то, что был не до конца искренен, а как раз наоборот: за то, что абсолютно верил в этот бред. Конечно, Сталин наломал дров, внес самую существенную лепту в создание "нового человека", Шарикова, гениально угаданного Михаилом Булгаковым. Что до социализма , то его и не было никогда в СССР (достаточно вспомнить привилегии для партийной и правительственной элиты и полное игнорирование основного посыла социализма - от каждого по возможностям, каждому по труду, - чтобы убедиться в этом). Я довольно давно размышляю над вопросом, возможен ли социализм вообще - по крайней мере социализм по Марксу? Возможно ли изменить то, что является сутью человека, такие черты, как жадность, зависть, жестокость и, главное, эгоизм? Я в этом сильно сомневаюсь...
...Он редко произносил речи, но когда выступал, говорил коротко, по делу, весомо и без малейшего намека на театральность. Да, Сталин превратил Советский Союз в индустриальную державу. Да, в конечном счете он привел страну к победе над германским фашизмом. Да, благодаря его усилиям некогда отсталое государство изменилось. Но он добился всего этого ценой десятков миллионов человеческих жизней и еще большего числа искалеченных душ. Миллионы людей, которые жертвовали всем и в самом деле героически трудились, делали все во имя одного человека и жили с именем Сталина на губах. Это нельзя назвать ни ошибкой, ни заблуждением, поскольку последствия этого были фатальными. Слепая вера - в Бога ли, в человека ли - и благородна, и трагична. Трагична потому, что такая вера требует от нас жертвовать самым существенным нашим правом - способностью сомневаться...
Честно говоря, читая эти откровения мне становится стыдно за умного человека, Познера. Очевидно, что "генный фонд страны" покалечила война с Гитлером, а Сталин с его упорством и смелостью, возглавляя партию большевиков, не позволил уничтожить Россию и русский народ как государство и как особую цивилизацию.
...Сегодня в России, власть принадлежит буржуа и одним из них наконец-то стал Познер, что и стало причиной его спокойной, счастливой жизни и таких высказываний о советском социализме и советском народе!
Но ещё пятнадцать лет назад, он писал, почти то же, что писал Зиновьев в своей "Трагедии России". Сегодня, Познер говорит уже другое и это ещё раз показывает, что он живет не принципами, а личными обстоятельствами:
"...Тогда, двадцать лет назад, я довольно жестко высказался по поводу капитализма. Это было до того, как я уехал работать в Нью-Йорк, до того, как я мог с близкого расстояния присмотреться к развитой рыночной экономике. Я намеренно не стану писать о той рыночной экономике, которая существует в России, - она все же появилась совсем недавно, можно даже сказать, зарождается. Она пока не обрела человеческого лица и вряд ли способна кому-либо внушать симпатии. Но когда обвиняют ее в том, что она привела к полнейшему социальному неравенству, что разрыв между десятью процентами самых богатых россиян и десятью процентами самых бедных огромен и постыден, мне хочется спросить: а разве это не характерно для капитализма, причем чем "чище", без каких-либо социалистических частичек этот капитализм, тем быстрее и разительнее увеличивается пропасть между богатыми и бедными? А чем отличается то, что происходит в России, от того, что произошло давно и продолжает происходить в Америке? Разрыв там еще больше. Да, процент бедных ниже, но смешно сравнивать благополучие Америки с тяжелейшими испытаниями, заготовленными судьбой для России. Я совершенно не намерен спорить с тем фактом, что рыночная экономика эффективней того "социализма", что был в СССР. Но что такое вообще эффективность? Как ее измерить? Деньгами? Защищенностью каждого отдельного человека? Уровнем демократии? Некоторые полагают, будто можно поставить знак равенства между рыночной экономикой и демократией. Примеры России, Китая, Вьетнама, Турции достаточны, чтобы подвергнуть это утверждение сомнению...
...нет прямой связи между уровнем рыночной экономики и демократией. Во втором списке восемь из десяти стран отличаются чрезвычайно высоким развитием социальной обеспеченности граждан, активной государственной позицией в помощи безработным, бездомным и так далее; это страны, получившие социалистическую прививку. И получили они ее в значительной степени в результате Октябрьской революции 1917 года: уже в начале 1918 года Советское правительство первым в мире объявило о принятии определенных законов, таких, например, как восьмичасовой рабочий день и шестидневная рабочая неделя. Свои сомнения по поводу социализма я уже высказал. Что до капитализма, то его главное отличие от социализма заключается в следующем: он функционален, поскольку не только не исходит из убеждения, что возможно изменить человека, но вообще не рассматривает этот вопрос. Добавлю: никаких иллюзий в отношении капитализма у меня нет. Это жестокая, несправедливая система, она благоволит лишь к богатым. У бизнеса нет ни совести, ни морали, а есть лишь одна неодолимая и все определяющая черта: жажда наживы, уж извините за набившее оскомину определение. Последует ли за капитализмом другой строй, как предсказал Маркс, - не знаю, хотя хотелось бы, чтобы помыслами и действиями человечества управляли не деньги. Я не против того, чтобы были богатые. Я против того, чтобы были бедные..."
Прочитав эти строки, я вспомнил, что видел в Америке сотни бездомных, кочующих по городам и весям - среди них есть и женщины. Вспомнил грязное с крысами, тесное, мрачное, метро в том же Нью Йорке. Вспомнил неадекватов, живущих в своём злом мире и подумал, что Познер, как всякий буржуа, видит только лакированную сторону американской жизни...
А по воводу его мечтательных хочу, можно сказать известной русской поговоркой: "Хотеть не вредно". Как правило, такие "хотелки" высказывают люди, старающиеся представится, как говорят сегодня, "белыми и пушистыми". Но в реальной жизни "хотеть всего хорошего", это всего лишь попытка успокоить свою совесть!
Социальный, ограниченно классовый критицизм Познера, приводит его вот к таким высказываниям:
"Я не стану говорить о своем личном отношении к нему, (Сталину) оно известно, я не буду повторяться. Я только хотел бы сказать, что люди, которые преклоняются перед диктатором, по сути дела - рабы".
Чуть позже Познер неловко оправдался, но уверенности, что он демократ у многих поубавилось: "Россиян рабами я не называл. Я сказал, что люди, которые преклоняются перед диктатором, - рабы. При чем тут россияне? Я знаю людей, которые и в США перед ним преклоняются".
Апрель 2019 год. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
Сравнительные жизнеописания Святого Луки Войно-Ясенецкого и Митрополита Антония Сурожского.
Епископ, профессор, лауреат - Лука Войно-Ясенецкий.
Вместо эпиграфа: "Наука без религии - небо без солнца. А наука, облачённая светом - это вдохновенная мысль, пронизывающая ярким светом тьму этого мира". Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий.
Параллельные ряды жизни и служения, православных служителей церкви Луки Войно-Ясенецкого и Митрополита Антония Сурожского, дают возможность увидеть в сравнении некоторые подробности биографий и особенностей жизни двух великих христианских подвижников.
Эта работа не претендует на академичность, а просто отражает точку зрения автора на деяния этих служителей русского православия Московского патриархата в двадцатом веке...
Начну с детства и юности Валентина Войно-Ясенецкого, архиепископа Луки.
Родился он в Керчи в многодетной семье и прожил на море более десяти лет. Увлекся рисованием и в молодости даже поехал в Германию, обучаться профессиональной живописи. Но Мюнхен ему не понравился и он вернулся в Россию, в Киев, где жила семья.
Хотел поступить на медицинский факультет, киевского университета, но первый раз не прошёл и записался на юридический. Много рисовал с натуры и бывая в рабочих кварталах, проникся жалостью к беднякам. Стал толстовцем и даже хотел поехать жить в Ясную Поляну.
На следующий год поступил наконец на медицинский и стал одним из лучших учеников, благодаря усидчивости и способности вникать в мелкие детали, чему способствовало увлечение рисованием. Особенно преуспел в анатомии и окончил курс одним из первых учеников.
А потом, вопреки пожеланиям друзей и родственников, захотел стать народным врачом.
Ко всеобщему удивлению, после выпускных экзаменов, заявил о намерении стать земским врачом, что удивило и друзей и преподавателей. Оправдывая свой выбор, заявил: "Я изучал медицину с исключительной целью: быть всю жизнь земским, мужицким врачом".