Аннотация: Искусство вызывающее эстетический ответ и ведущее к катарсису, сегодня постепенно подменяется циничным обманом и зарабатыванием денег.
О современной живописи и благообразной жизни в Англии.
Эмили Карр - художник дикой природы.
В очередной выходной день поехали в Далидж - пригород Лондона, в Далидж-галлери, на выставку канадской художницы Эмилия Карр. С её картинами мы познакомились в музее Торонто, вовремя нашего путешествия по Канаде. Тогда, её творчество произвела на нас большое впечатление. Она очень точно передавала красоту и свободный дух природы Канады и показывала в своих работах, культурные корни канадских аборигенов-индейцев.
Ехали в Далидж на электричке с одной пересадкой и когда вышли на нашей остановке, я стал охать и ахать от красоты быта и налаженности жизни в этом богатом пригороде Лондона. И постоянно меня терзала мысль - когда же в России жизнь будет похожа на это удобное и обеспеченное существование, увиденное здесь.
Высоких домов в этом пригороде почти нет, все улицы застроены двух-трёх этажными домами-особняками с гаражами и благоустроенными подвалами и конечно садиками у каждого дома.
Далидж, как многие пригороды Лондона похож на богатую деревню, где парки и скверы неразрывно связаны с этими садиками около домов, большими зелёными луговинами перед школьными зданиями и красивым парком, куда, в это чистое солнечное утро устремились жители с детьми и собаками.
Сама галерея, расположена посреди большого луга-сада с кафе, скамейками и скульптурой актёра и предпринимателя из семнадцатого века, который купил землю и построил на ней школу - здание в голландском стиле с плоской башней по центру. Эта башня напоминает, что после реставрации монархии в Англии в семнадцатом веке, король Чарльз Второй привёз такую архитектурную моду из Голландии...
Войдя в галерею, мы купили билеты и проследовали внутрь.
Выставка работала последние дни и потому, в сравнительно небольшом помещении было не менее сотни зрителей успевающих посмотреть замечательные работы современной художницы (она умерла в 1945 году). Главной её натурщицей была природа и леса Британской Колумбии, - одного из самых красивых штатов Канады...
Анализируя её творчество прихожу к выводу, что на неё повлияли современники в лице Рериха, русских авангардистов и Пикассо. Но особенно и это самое главное - большое желание увидеть и передать впечатления от красоты дикой природы, синего неба и бесконечного океана лесов, покрывающих территорию Канады по сию пору.
Художница, ещё в начале двадцатого века подолгу жила в глухих уголках Британской Колумбии и сделала бесконечное количество набросков в своих блокнотах. А потом, на основе этих зарисовок создала целую серию картин, прославляющих красоту и божественные основания природы, леса и отдельных деревьев.
Интересно, что сразу после обучения она была вполне реалистом, но со временем перешла на символическое изображение особенностей пейзажа и отдельно стоящих деревьев. И если сравнивать раннее и позднее творчество, то мне больше подходит её ранние работы вполне в реалистическом стиле.
На этих работах глаз отдыхает - не надо "работать головой" угадывая, что могут значит эти полосы цвета изображающие лесную чащу или переплетение ветвей отдельных деревьев и лесных рощ.
И тут, действует общая закономерность отделяющая восприятие художника творца, от восприятия картин любителем прекрасного - современным зрителем. Нечто подобное можно увидеть и понять, как процесс становления художника, в широком смысле и в литературе, и в живописи, и в музыке...
Художник, со временем стремиться к созданию некого обобщения, некоего символа, за которым он видит всю сложность и противоречивость натуры, будь то картина, роман или симфония.
А зрителю, читателю, слушателю более понятны и приятны именно вещи отражающие красоту реального мира, копирующие его без всяких головоломных символических сравнений и определений. Может быть поэтому, несмотря на царящий сегодня в среде профессионалов - художников "авангардизм", как то особенно нежно мы ценим и любим и художников Возрождения, и русских передвижников.
К сожалению, тщеславное стремление к "новизне", желание выделится из массы, стремление эпатировать, напугать зрителя возобладали в выставочном деле и потому, всё чаще можно на выставках, вместо понятного сюжета и знакомых предметов существующих в реальном мире, можно увидеть нелепые цветовые пятна на полотнах и рядом зрителей, глубокомысленно морщащих лбы.
В этом стремлении авторов запугать неоправданной сложностью или детской простотой, которая порой хуже воровства, пугают слушателя, читателя и зрителя намёками на их творческую неразвитость. В этом можно усмотреть тенденцию развития перехода определённых видов искусств от фигуративного к абстрактному.
Но это движение из великолепного прошлого в скандализированное будущее, на определенном этапе абстрагирования от реального содержания реальной жизни, всё больше становится интересно только для профессионалов и ставит в тупик самых изощрённых эстетов со стороны.
Особенно наглядно, этот тупик в развитии демонстрирует нам современная живопись, олицетворением которой стал "унитаз", как некое отрицание общих эстетических корней культуры в двадцатом веке и некий символ самолюбования и самонадеянности художника.
В литературе - это бессодержательные тексты, в музыке это минимализм и разного рода звуковые изыски, больше похожие на музыкальные пародии...
Видимо действительно, согласно Гегелю, апогей развития живопись пережила во времена Возрождения, а потом медленно, но неуклонно двигается к упадку, к утрате и отсутствию настоящей школы. Осталось большое желания что-то изображать, при этом выставляя на всеобщее обозрение особенности своего изувеченного психическими извращениями, сознания...
...После выставки Эмилии Карр, мы осмотрели экспозицию музея, в котором хранятся настоящие шедевры: и Рафаэль Санти, и Веронезе, м Мурильо...
После этого, уже немного уставшие от изыска красок в галерее, выйдя на улицу под синее небо и яркое золотое солнце, сопровождаемое прозрачным прохладным ветерком, шли вдоль зелёной луговины, обсуждая увиденной...
Потом захотелось есть и в поисках кафе, пошли вдоль парковой зоны, покрытой деревьями, зелёной стриженой травой; любовались живописным длинным прудом с чёрной, маслянистой, тяжёлой водой - вода чёрна, потому что дно состоит из чёрного перегноя.
По поверхности воды, меж берегов с ивами печально опустившими свои голые ветви к земле, резвятся кряковые утки: серые уточки и рядом селезни с изумрудно-бархатистыми головками с серыми, плоскими клювами.
Не найдя здесь кафе, по бетонной пешеходной тропинке перешли с одной луговины на другую, а потом вошли в парк, где сотни, если не тысячи отдыхающих местных жителей, может быть впервые в этом году, в первый тёплый и солнечный день выгуливали себя, детишек и собак разных пород и размеров...
Любовь к братьям меньшим, как мне кажется, начинает проявляться в людях с определённого уровня материального благосостояния. А здесь, как мы убедились разглядывая витрины агентств по продаже домов, в основном живут фунтовые миллионеры, потому что дома, выставленные здесь на продажу, в фунтах, стоят в пределах от миллиона до двух, а то и трёх миллионов.
Если переводить это на российские деньги то получаются заоблачные цифры в районе двухсот миллионов рублей!
Потом, прогулявшись по ухоженному, чрезвычайно шумному и людному весеннему парку, зашли в одну из пиццерий на центральной улице Далиджа и вкусно пообедали.
Итальянцы - владельцы пиццерии, радовались наплыву посетителей и подали нам настоящую итальянскую пиццу, которую мы запили замечательно ароматным мускатом...
На обратно пути, уже на станции метро встретили группу юношей в фирменных пиджаках одной из частных школ района. Они пили пиво из бутылок, громко разговаривали и дурачились, обсуждаю результаты регбийного матча, в котором участвовала их школа...
А солнечный день продолжался и приехав домой, мы попили чаю и съели сладкие плюшки, обсуждая увиденное на улицах богатого пригорода Лондона.
А у меня в голове, ещё долго оставалось впечатление, что мы побывали на празднике жизни в райски благоустроенных и ухоженных местах столицы Англии. И вздыхая, я думал, что в России люди вполне заслужили такой уровень жизни и только трагическая история страны не даёт возможности моим соотечественникам радоваться и наслаждаться подобным бытием!
Позже я подумал, что климат и особенности дикой природы в России, тоже препятствуют такому беспечному образу жизни. Но позже утешился, полагая что именно через препятствия и через тернии, преодолевая их человек и страна могут, не останавливаясь в развитии, двигаться всё вперёд и вперёд...
"Золотой век" российской портретной культуры на вставке в Англии.
...В конце апреля, побывали на выставке русского портрета в Национальной портретной галерее, в Лондоне. Билеты туда подарила нам дочь, на мой день рождения...
Впечатление от просмотра остаётся сильное!
Правильно говорят, что "большое видится на расстоянии". Так и с родной культурой к которой так привык, что не замечаешь её особенностей...
Рассматривая работы в двух небольших комнатах, я вспоминал не только русских живописцев, но и знаменитых на весь мир русских писателей, композиторов, актёров и музыкантов.
И невольно, появились мысли понимание того, что девятнадцатое столетие в России, включая "серебряный век", принесли миру, на "золотом блюдечке" самобытности и глубины непознанных смыслов, сокровища русской культуры,.
Именно сплав поэзии, прозы, музыки и живописи составляют сердцевину этого культурного русского феномена...
На этой выставке мы увидели портреты кисти Репина, Серова, Ге и многих других художников-реалистов, показывающих внутренний мир писателей, поэтов, драматургов, музыкантов и актеров. Эти портреты всколыхнули в душе чувство гордости за русский гений, который после долгих столетий молчания и пребывания "внутри себя" - вспомните реплики Петра Чаадаева, - вдруг проявил себя с необычной всесторонней мощью и глубиной!
И ещё, обобщая впечатления подумалось, что именно реализм в различных искусствах является ядром процесса развития форм и содержания любого творчества, будь то живопись, музыка или литература.
Именно из этого содержательного центра идёт, расширяясь концентрическими кругами, процесс развитие возможностей новых форм и содержания на периферию, в сторону уточнения и раскрытия разнообразия приемов и методов, свойственных искусствам как таковым...
На этой выставке, прежде всего, обращает на себя внимание творчество Репина, который по масштабу дарования и развитию своего таланта через труд, можно сравнить с Толстым. Почитатели их таланта -современники, в определённом смысле так и делали.
Жаль, что англичане мало знают этого художественного гения, показавшего в своих картинах не только современную ему Россию, но оживившего своей кистью многовековую историю российского народа, так отличающегося от знакомых европейских национальных характеров.
И очень жаль, что чиновники от культуры и служащие Россотрудничества, плохо используют эту мягкую, но влиятельную силу российской культуры, для знакомства англичан с достижениями русского народного гения!
Вспомните потрясающую по драматургии картину Репина "Царь Иван Грозный и его сын Иван". Или многофигурное полотно "Крестный ход". Или полную сожаления и грусти картину "Не ждали". Или вот были ещё лихие и вместе добродушные казаки, в картине "Письмо турецкому султану".
Как жаль, что отечественные культуртрегеры, так непродуктивно используют "мягкую силу" русского искусства. Уверен, что англичане были бы в восторге от выставок в Лондоне русских художников Репина, Сурикова, Крамского, Серова...
Ведь в их работах так много пронзительной правды о русском народе и вместе показана сила мастерства в изображении любви и сопереживания своим соотечественникам!
Но и в России, уже в тёмные восьмидесятые годы двадцатого столетия, накануне "либеральной" контрреволюции, усилиями полуграмотных и идеологизированных критиков, имя и слава Репина и вообще передвижников-живописцев, была забросана грязью непрофессионального, поверхностного анализа от "либеральных" критиков, ориентированных на "западные" авангардные ценности...
...На этой лондонской выставке, портреты великих русских писателей помещены рядом и мы можем увидеть в их портретах не только характеры, но и догадываться о свойствах их литературных произведений. Достоевский Перова: сухонький, с тонкими, нервными руками и напряжённым взглядом болезненного человека, невольно ассоциируется с его пронзительным творчеством, наполненным поисками цели и смысла жизни в сумасшедшей суете характеров и чувств большого города.
И рядом Толстой Николая Ге - олицетворение положительного здоровья и интеллектуальной мощи русского писателя. Толстой в Хамовниках, за знаменитым письменным столом обдумывает очередную идею добра и справедливости, стараясь воплотить её в соответствующие словесные формы. В его портрете, перед нами предстаёт обобщённая личность русского человека, как некий символ проснувшегося творческого духа нации!
И тут же Тургенев Репина: грузный, седой, усталый, недовольный и разочарованный тяготами жизни и разрушением мечтаний о личном покое и счастье. Этот портрет не понравился ни критикам, ни самому писателю, хотя мастерство художника позволяет увидеть в этом образе силу и величие таланта, сокрушённого жизненными обстоятельствами!
...Ну а дальше портреты русских композиторов, тоже удививших музыкальный мир Европы своими творениями, силой творческого гения всего русского народа.
Трагедию Мусоргского, написанного Репиным, умирающего от алкоголизма в больничке, здесь на выставке можно сравнить с изысканной чистотой и затаенной душевной горечью Чайковского. А аристократичный Римский-Корсаков Серова, показанный в процессе творческого создания очередного шедевра, противостоит показному эпикурейству и самодовольству миллионера Мамонтова, любителя и мецената русского искусства, ярко изображённого Врубелем, подчёркнуто современно для того времени ...
А рядом портрет Стасова на его даче, написанный Репиным. Критик изображён в красной рубахе подпоясанной кушаком, в штанах заправленных в сапоги и буйной шевелюрой на голове. Чем тебе не образ весёлого русского купца на отдыхе?!
Глядя на эти знакомые с детства лица сознаешь, что нигде гениальность и своеобычность русского народа не проявляется так ярко в песенности русского быта, показанного в картинах русских художников...
Русские композиторы - "националисты" привнесли в мировую музыку образность чувств и картинность драмы человеческих переживаний. Начиная с "Картинок с выставки" Мусоргского, продолжаясь в удивительной мелодичности "Шехерезады" Римского-Корсакова и драматизме "Шестой симфонии" Чайковского; нарастая в творчестве Стравинского, Прокофьева и Шостаковича, весь музыкальный мир Европы пережил своеобразный музыкальный Ренессанс, вдохновлённый творчеством этих личностей, составляющих плоть от плоти русского национального характера, певучести его языка отражающего драматизм исторической судьбы великого народа!
Островский и Чехов в этом раду портретов русских интеллигентов, представляют театральную стихию и как продолжение линии рассказа о русском театре, идут портреты русских актёров и оперных певцов.
Небольшой и как бы смазанный портрет грандиозно талантливого Шаляпина кисти Константина Коровина, меня разочаровал. Вспомнился другой портрет певца, где барственный, огромный Шаляпин в меховой шубе - являет собой пример жизненного успеха и самодовольства. Наверное таким и был этот многогранный талант из народной среды, оглушенный внезапным успехом и обожанием публики. Жаль, но именно этого портрета на выставке не было...
Рядом с портретом Шаляпина, портрет великой русской актрисы Ермоловой, кисти Серова. Мы видим гордую, величественную и страдающую женщину в чёрном платье, с высоко поднятой головой и взглядом устремлённым вперед, в неведомое завтра.
И тут же, портрет молодой женщины, тоже актрисы с грустными глазами, сидящей в мягком кресле.
А рядом, молодой актёр внушительной наружности - Ленский, прославившийся ролями романтических героев.
И завершение этой серии - портрет высокой молодой актрисы Варвары Хилденбрандт - тоже Репина, в вуали затемняющей верхнюю часть лица и передающей трагические тени под глазами. Художник, намеренно подчёркивает стройность фигуры девушки яркими красными красками кофты и контрастно-чёрной юбки...
Завершают экспозицию, портреты драматической пары поэтов из серебряного века - Гумилёва и Ахматовой. Романтик Гумилёв изображён художницей Ольгой Кардовской на редкость невыразительно и кажется шаржированным. Его фигура на портрете в полный рост, кажется неудачным наброском, тогда как Ахматова, написанная этой же художницей, поражает дерзкой красотой азиатского горбоносого лица и отточенностью линий грациозного тела.
Остаётся добавить, что Гумилёв, вскоре после написания этого портрета был расстрелян за участие в контрреволюционном заговоре, а Ахматова, прожила длинную наполненную творчеством, переживаниями и драмой поздно пришедшей славы...
А рядом, портрет ещё одного заводчика и мецената - Ивана Морозова кисти Серова. Морозов сидит на фоне ярко-цветастой картины Матисса, чьим поклонником и собирателем он был!
...В хорошо изданном каталоге выставки, показаны не только выставленные портреты, но есть описание их создания и коротко рассказана история русских живописцев...
В магазине галереи, много книг русских писателей на английском, а в начале экспозиции можно прочитать план мероприятий на 2016 год, в котором значатся и лекции, и конференции посвящённые творчеству русских живописцев, поэтов, писателей и актёров.
В разговорами с англичанками, посетительницами выставки, мы узнали, что вскоре будет встреча-лекция с бывшим архиепископом англиканской церкви Великобритании Роёном Вильямсом, который будет рассказывать о творчестве Фёдора Достоевского.
Этот замечательный эпископ, написал книгу о Достоевском и хорошо зная русский язык, давно занимается темой связанной с творчеством великого русского гения...
Остаётся пригласить и англичан, и русских живущих в Англии на эту выставку, как и все мероприятия проводимые в этом году...
На прощанье, хочется пожелать английскому слушателю и зрителю любви и понимания направленных в сторону российского искусства, обогатившего и омолодившего своим творчеством, давнюю историю развития культуры в Европе!
Революция. Русское искусство 1917-1932. Выставка в Королевской Академии Искусств в Лондоне
"...Революция, если рассматривать её самое существенное и простое первоначало, есть естественный плод, последнее слово, высшее выражение того, что в продолжение трех веков принято называть цивилизацией Запада..." - Федор Тютчев
...Первое большой впечатление, связано с чувством гордости за историю Русской Революции - народу на выставке не считано. с утра до вечера!
Второе впечатление - англичане и устроители выставки по-прежнему не понимают корней русской революции и трагизма реализации мечты революции - на месте прогнившей монархии построить новый мир на основе добра, свободы равенства и справедливости!
И третье чувство: почему такие выставки не организуют русские, российское министерство культуры при поддержке отделов культуры при посольствах.
Вспомнилась "русская выставка" организованная в галерее Сатчи, в Лондоне, в том числе с участием русского посольства в Англии. Я уже писал о ней, но в сравнении с нынешней выставкой в лондонской Академии искусств, прославляющей русское революционное искусство, на той выставке, Россия была представлена как страна хаоса, пьяных и развратных граждан. И на ту выставку водили английских школьников, чтобы показывать какая Россия плохая!
Сравнивая два этих культурных события, хочется спросить у чиновников возглавляющих российский министерства культуры: почему вы не можете объективно показывать и рассказывать о простой, порой трагической, но реальной жизни и истории в Советском Союзе, в том числе об истории революционного искусства, которое во многом подействовало на развитие искусства во всем мире.
И в России тоже надо делать такие выставки, чтобы прививать чувство гордости за свою страну у новых поколений россиян!
Конечно вопрос: почему это не делают российские власти заграницей и в стране - вопрос риторический.
Главная причина здесь в ненависти новой власти к Советскому Союзу и Революции.
И вторая причина - неумение и нежелание российских чиновников работать на современном уровне, возглавляющих "культуру" в "новой" России, в том числе чиновников посольских. Они тоже должны заниматься продвижением образа России в странах "проживания"! (Но о российском чиновничестве в другой статье).
...В экспозицию выставки о революционном искусстве в лондонской Академии, вошли работы всех известных русских, российских авангардистов и вместе - что редко бывает, там были Грабарь, Бродский, Юон, Кустодиев и целый зал был посвящен творчеству Петрова-Водкина.
Из авангардистов были Шагал, Кандинский, Малевич, Родченко, Татлин, Попова, Маяковский, Эль - Лисицкий и много других авторов, мало известных сегодня.
Были фотографы и замечательные фотографии тех пламенных лет. И в залах выставки, в нескольких местах показывали на больших и малых экранах фрагменты революционного кино: Эйзенштейн, Эрлер, Барнет, Пудовкин, Дзига Вертов, Козинцев...
Глядя на это популярное сегодня в Англии многообразие советского, революционного искусства - идут подряд в нескольких местах выставки и показы советского искусства - я подумал, что режим Реставрации в России похоже блокирует празднование столетие Революции. И эта блокада производится силами новых образованцев, обслуживающих интересы олигархического строя.
Поражает не чувствие российской современной образованщины, отрицающей влияния Революции на весь мир, непонимание ими силы и мощи русской пролетарской революции, отразившейся в искусстве и культуре не только в Союзе, но и во всем мире!
В определённом смысле, нынешние образованцы с их антисоветизмом и антикоммунизмом, провоцируют неонацистов Украины и в Прибалтики на антироссийские и антисоветские выступления. Ещё и поэтому, прибалтийские политики опираясь на сочувствие со стороны этих российских социальных идиотов называющих себя либералами, собираются устроить трибунал над "коммунистическим режимом"!
Странно, что российская чиновная элита иногда, подыгрывает зарубежным русофобам - неонацистам в этом начинании!
Сегодня в российских СМИ много "белых" патриотов типа Холмогорова, готовых, часто по глупости и неумению просчитывать последствия, пойти на поводу у украинских и прибалтийских националистов!
В ответ на приближающийся юбилей русской Революции, мы слышим и читаем у "домотканых" историков, публицистов и литераторов, иногда называющих себя "патриотами", о губительности революции для истории России.
И это всхлипывание, разного рода антисоветчиков о "России которую мы потеряли", говорит о том, что в среде российской образованщине до сих пор бытуют мифы о возможности избежать революции и тем самым, стать похожими на Англию - этот бред, в черносотенной, монархической обложке, сегодня в России, в определённых кругах, очень популярен!
Но этим "анахоретам" надо знать, что революция в социуме, похожа на бурю в природе. И человеческие желания и мнения ничего не могут в этом изменить! Ведь явления природы, часто страшные и разрушительные, не спрашивают у людей хорошо это или плохо - они просто происходят! Вот так и с Революциями!
Главная причина любой революции - преобладание социальной несправедливости над справедливостью! То есть, в каждой революции есть христианские корни, которые яростно отрицаю российские церковные власти!
Точно так же, как в революции, главной причиной природных бурь, является разница в атмосферном давлении между высоким и низким. И буря - это пусть временное, но выравнивание атмосферного давления в природе. Так и с Революциями!
...В сегодняшней России, трудно понять руководителей российского государства, старающихся угодить любителям монархии Романовых и старательно разваливающих не только подлинную историю страны, но вносящих раскол в российский социума.
Ещё и поэтому, со всей очевидностью можно сказать - в девяностых годах прошлого века в России победила Контрреволюция и в стране, на какое-то время, установился режим Реставрации.
Конечно Реставрация скоро закончится, но пока она определяет всю жизнь российского общества, где вновь стала накапливаться разница между уровнями несправедливости и справедливости, а это, чревато новой Революцией!
...Возвращаясь к лондонской выставке, надо сказать, что и здесь нет полного понимания цели и смысла перемен, происходивших и происходящих не только в общественных отношениях, но в культуре, в искусстве России нет этого понимания и в мире! Но тут, хотя бы чувствуется желание понять, чего совсем нет в сегодняшней России...
Однако, возвратимся к выставке...
На входе, в первом зале поражают прежде всего портреты Ленина кисти Бродского. Картина "Ленин работающий за письменным столом", ещё совсем недавно входила во все советские учебники и хрестоматии по искусству, но сегодня - это реликвия над которой принято посмеиваться. И тут же, рядом, портрет Сталина, что в российском "официозе" считает табу...
Согласитесь - странное отношение российской чиновной власти к победителю Гитлера и спасителю не только СССР, но и всего мира от коричневой чумы, захлестнувшую в те эпические времена половину мира!
...Конечно, многие англичане приходят на эту выставку посмотреть работы основателей и вдохновителей "нового" искусства: Малевича, Шагала, Кандинского. Но многих поражают работы Кустодиева, Нестерова, Малявина, Филонова...
А работам Петрова-Водкина, отведён целый зал, может быть ещё и потому, что этот автор знаменитой картины "Купание красного коня" мало известен на Западе, и в Англии в частности.
Замечательная движущаяся инсталляция Татлина "Летатлин", поражает взлётом творческой фантазии в сочетании с инженерной мыслью, выраженной в символах изображающий полёт. А Эль-Лисицкий представлен большой структурой инженерного дизайна квартиры будущего, в которой, в большие пространства "окон" мы видим большой город простирающийся в пространстве далеко и высоко.
Кинофрагменты знаменитых режиссёров показывают быт и стремление к переменам, которым была наполнена послереволюционная жизнь в России. Бородатые мужики -крестьяне, первые трамваи, лампочка Ильича, быт коммуналок, - дают представление о том, как проходило становление и укрепление новой жизни.
И в контрасте этой бедной жизни первых лет революции, показан большой фрагмент выступления спортсменов и физкультурников на Красной площади, перед мавзолеем Ленина, уже в тридцатые годы.
Красивые лица, сильные фигуры, красота и чистота линий движения и перестроений одетых в белые одежды уже новых, молодых советских людей. И эта новая жизнь, как небо от земли отличается от заскорузлой трудной и тревожной жизни, которая была в России всего лишь двадцать лет назад, то есть до Революции.
Вот где надо российскому правительству искать с пути новой модернизации страны!
Революция действительно произвела потрясающую перемену в жизни и мироощущении советских людей, если сравнивать их жизнь и жизнь россиян до Революции. И эту разницу видно невооружённым глазом даже на этой выставке...
Большой отдел выставки отведён плакатам и знаменитым "окнам РОСТа" в исполнении поэта и художника Владимира Маяковского, сегодня тоже незаслуженно ошельмованного и забытого в России.
И конечно, наибольшее внимания публика обращает на работы Малевича, Шагала и Кандинского. Эти имена знакомы каждому культурному человеку не только в Англии, но и вообще на Западе. Их работы подтолкнули фантазию современных нам художников, на поиски новых форм и содержания. Правда не всегда это получается красиво, но это тема другой статьи.
Значение этих русских авангардистов в формировании нового искусства в живописи, можно сравнить с не менее революционными выступлениями антрепризы Дягилева в Европе. Музыка Стравинского, эскизы костюмов русских художников, выдающиеся танцоры - все это было настоящим культурным шоком и стало революцией в классическом балете.
Тут надо поговорить о том, что искусство революции началось задолго до самой революции и отражало стремление России и русских людей к новым формам жизни, к новым формам в искусстве! Именно это желание перемен, пусть на время, определило лидирующие позиции русских писателей, музыкантов, художников, скульпторов и архитекторов в искусстве и литературе всего мира.
И конечно, в сравнении с "искусством" порожденным нынешней Реставрацией, революционное искусство выражало стремление страны и людей в будущее, призывало к работе по обновлению страны и человеческих отношений в СССР!
К сожалению, во времена контрреволюции, искусство в новой России направлено в далекое прошлое, а его апологеты капитализма в бессильной злобе, занимаются фальсификациями недавней истории страны. А период взлёта культуры и искусства народов Советской России, эти деятели показывают через "мутное стекло" Реставрации!
...В завершении, надо отметить, что даже в Лондоне, где проходит одновременно множество выставок, эта выставка вызвала неожиданный отклик. С утра здесь выстраиваются очереди желающих посмотреть её.
И даже показалось, что весь ажиотаж вызван "ностальгией" англичан по великому революционному прошлому, которое случилось не в Англии, а в России. Именно этой социальной бури были лишены европейцы, жившие и живущие сегодня сытой, обывательской жизнь!
Им остается только завидовать этой удивительной, взрывоопасной и неспокойной России!
Музей дизайна в Лондоне. "Москва революционного будущего".
...Выставка работает в музее дизайна и приурочена к годовщине Революции. На самом деле если точно перевести, она называется "Москва воображаемая". Но здесь действительно собраны проекты, которые должны были показывать, как преобразится страна после пролетарской Революции.
Отчасти это преображение произошло на самом деле, только российские современники этого не знают и знать не хотят.
Их головы забиты антисоветской пропагандой, начавшейся ещё в годы хрущевского правления и продолжающейся по сию пору.
Я давно хотел написать о том удивительном времени, когда силы народа, освобождённого Революцией, преобразили Россию, превратив её из лапотной, аграрной монархии в страну индустриальную, страну сплошной грамотности, страну способную постоять за себя!
И эта выставка стала ещё одним аргументом, доказывающим чудо преображения Революцией отсталой, монархической страны, погруженной в суеверия и опутанной церковными, антихристианскими мифами...
...Поехали туда с женой утром и выйдя из метро, прошли к музею через Холланд-парк.
Парк дышал свежестью и ароматами весеннего леса после ночной грозы, и я всем восхищался: и лесной чащей, и спортивным зеленым газоном на котором с утра уже играли или собирались играть десятки если не сотни футболистов и регбистов.
Чуть справа от нашей дорожки виден японский сад с водопадом, с прудом, с пятнистыми большими рыбами и диковинными японскими деревьями и кустарниками...
Вошли в здание музея и поразились внутреннему строению зала, недавно реставрированного под руководством известного английского архитектора.
Музей располагался на четырех этажах, а посередине было свободное пространство открывающее обзор помещения сверху до низу. Крыша состоящая из нескольких громадных треугольников перекрывала большую часть строения, но по углам была видна вторая крыша. Интерьеры спроектированы и исполнены недавно и потому, все блестело и поражало чистотой линий и отделки.
Сегодня здесь были две выставки: революционная архитектура Москвы и Калифорния. Выставка о Москве была хорошо организована и по стилю вполне похожа на проекты архитекторов революционной поры, которые выставлялись в этих залах.
Первое впечатление: как же мало мы знаем о целях и задачах русской Революции, послужившие главной причиной поддержки народом новой власти!
Об этом мало кто знает и на Западе. Но так получилось, что в нынешней России мало знают, но главное не хотят ничего знать об этой выдающейся эпохе. Сегодня, Революция и победы Советского Союза ошельмованы в "новой" России, а официозный антисоветизм стал главным трендом во внутренней политике, победившей Реставрации.
Я не знаю ни одной выставки или публичной конференции в России, которые были бы посвящены Великой Русской Революции. Создаётся впечатление, что власти хотят уверить русских людей в том, что такой революции совсем не было!
И это глупая, недальновидная позиция, которая ещё обернётся усилением раскола в российском обществе и социальными кризисами!
А здесь, в Англии, проходит много выставок и разного рода мероприятий посвященных столетнему юбилею Великой Революции!
А в России, правительство страны, повторяя мантру о примирении белых и красных, своим молчанием разжигает страсти не только в России, но и во всего мира, усугубляя этот раскол. Делается это скорее бессознательно, по политической недальновидности властей и это ошибка если не хуже!
Я уже не один раз писал, что "герои" Реставрации делают все, чтобы очернить историю Советского Союза и историю Октябрьской революции, перевернувшей жизнь в стране, пробудившей огромные силы скрытые в народе на всем протяжении исторического периода существования Российской монархии...
Но не будем о грустном!
...Начиналась экспозиция с рисунков Эль Лисицкого и его сумасшедших проектов "горизонтальных" небоскрёбов. Словно предугадывая нынешний дорожный коллапс в Москве, архитектор хотел построить вдоль Бульварного кольца, непрерывную линию жилых и административных строений, поднятых над землей на несколько десятков метров. В этом, его талант опередил время на многие десятилетия, потому что сегодня, такие проекты осуществляются во всем мире. Например в Японии, транспортные артерии стараются располагать в трех уровнях: под землёй, на земле и над землёй. А в Китае, по такому образцу строят всю транспортную инфраструктуру, что позволяет развиваться экономике не только сегодня, но главное сделано с упором на будущее.
А тогда это были революционные идеи, осуществить которые в СССР помешала надвигающаяся война. К сожалению, сегодняшняя Россия уже привычно отстает в выработке стратегии построения будущего!
...Вторая часть экспозиция посвящена пропаганде нового образа жизни, посредством плакатов - призывов, наглядной агитации и средств распространения этой агитации, включая громадный самолет с печатным станком внутри. Этот самолёт должен был и печатать листовки, и разбрасывать их с воздуха...
Тут же на стендах, показаны парады физкультурников, агитировавших за занятия физической культурой и демонстрировали возможности здорового человеческого тела...
Большая часть экспозиции посвящена Дому Советов, который должен был расположиться на месте взорванного храма Христа Спасителя.
Этот дворец имел огромные размеры и ничего подобного ещё не было и нет в мире. Высота здания планировалась больше четырехсот метров и его венчала статуя Ленина высотой в сто метров. Большой зал заседаний должен был вмещать двадцать одну тысячу человек, а малый шесть тысяч.
Проект сделала бригада архитекторов во главе с архитектором Иофаном. И панорама будущей Москвы начертанная архитекторами сегодня поражает воображение.
Дом Советов уже начали строить в 1939 году, но вновь, начавшаяся война перечеркнула эти грандиозные планы!
Отдельно в экспозиции надо выделить историю проектирования и создания мавзолея Ленина, чей проект Щусева выиграл конкурс и был осуществлен строителями.
Мавзолей Ленина, стал символом победы советской власти в России и является центром архитектурного пространства Красной площади...
Мечты Революции, к сожалению не удалось осуществить полностью, но то что удалось построить, и по сию пору питают экономическую и социальную жизнь России.
Однако планы построения будущего, осуществляемые тогда в стране Советов, "новые русские" стараются замалчивать или фальсифицировать.
Сегодня в России, никто кроме специалистов не знает о замыслах построения города Солнца на месте старой Москвы, города, выразительно описанного в Утопии Томазо Кампанеллы ещё в семнадцатом веке.
В наши ленивые, буржуазные времена трудно представить себе, с каким энтузиазмом строили новую жизнь в Союзе бывшие подневольные крестьяне и рабочие, под руководством партии большевиков. И это была реальность, над которой сегодня издеваются жалкие потомки этих героев труда и войны!
В сознании русского человека, усилиями провокаторов образованцев и поздне-советской парт номенклатуры, этот период великого строительства великой державы оплеван и облит грязью, под которой скрылась правда реальной жизни, осуществления которой так боялись и бояться богатеи - буржуа не только на Западе, но и в самой России.
В конце концов эти мещане и победили советскую мечту и потому, мы имеем то что имеем: пять процентов населения владеют половиной активов страны, а более двадцати миллионов россиян живут в нищете. И эти цифры взяты из официальной статистики!
Интересно, что используя опыт Советов, развитые страны Запада строят уже настоящий социализм с человеческим лицом. А в России, после победы Контрреволюции девяностых годов, строят первоначальный капитализм, с все увеличивающимся имущественным расслоением и восстановлением эксплуатации человека человеком!
...Были на выставке и русские и я стал свидетелем дискуссии, в которой девушка лет восемнадцати, гляди на плакаты, и парад физкультурников, презрительно говорила женщине с ребёнком: "Да их воспитывали как пушечное мясо"!
Женщина пыталась её мягко урезонить, но эту "инстинктивную" антисоветчицу было уже не остановить. Ей видимо понравилось где-то услышанное выражение "пушечное мясо" и она не к месту повторяла его как попугай, не вдумываясь в смысл!
А я, слушая её презрительные реплики подумал, что это следствие антисоветской пропаганды, которой сегодня в России забиты "средства массовой дезинформации"!
И ещё я подумал, что уже несколько поколений выросших после Контрреволюции, живут с изувеченным сознанием, ненавидя не только прошлое страны которое они не знают и знать не хотят, но и сегодняшнюю Россию называют рашкой и гордятся тем, что живут в Англии, презирая страну в которой родились и на языке которой, они так "красноречиво" изъясняются!
...Мы вышли с выставки и поднялись на верхние этажи где была экспозиция эволюции дизайна как самостоятельного жанра искусства.
Тут были и старые вещи и бытовые "приспособы" начала века. Но были и макеты первых самолётов и автомобилей, радиоприёмников и телевизоров. Были так же наручные часы Картье, которые он приспособил на руку, чтобы пилот во время полёта мог видеть сколько времени прошло с начала полёта. Эти часы были причудливых форм и цвета, часто украшены драгоценными камнями стоимостью в цену роскошной машины...
Здесь были размещены ещё несколько выставок и уходя, мы решили прийти сюда ещё раз и пройти по всем выставкам, чтобы ознакомится с множеством дизайнерских нововведений, украшающих и улучшающих наш быт и нашу жизнь!
Хокусай в Британском музее.
Вместо эпиграфа:
"...Искусство дает крылья и уносит далеко-далеко! Кому надоела грязь, мелкие грошовые интересы, кто возмущен, оскорблен и негодует, тот может найти покой и удовлетворение только в прекрасном..."
Антон Чехов
...Британский музей велик, красив и неповторим. Помню, как первый раз после реконструкции этого музея пришел сюда и был восхищен внутренним двором, который поражал размерами и был накрыт стеклянной крышей.
Ещё помню, как свободно заходил в читальный зал Британской библиотеки и смотрел редкие книги прямо на полках. Тогда и посетителей было в несколько раз меньше.
Сегодня в Британский идут толпами и даже во "дворике" не протолкнуться...
И я подумал, что многократное увеличение количества любителей живописи, как и несметные толпы туристов в Англии, показывают возросший материальный и интеллектуальный уровень, не только в Англии, но и во всем мире!
Но я отвлёкся...
...Так было и на выставке Хокусая - знаменитого японского художника и гравера. Посетители стояли очередью и медленно передвигались от картины к картине, читая "сопроводиловку" и разглядывая эстампы долго и пристально. И это многолюдье мешало сосредоточиться.
Невольно вспомнился музей в Вашингтоне, где мы смотрели выставку Утамаро, тоже японца, жившего раньше Хокусая и первым протоптавшего дорожку для японского искусства в Европу...
Утомаро, иногда писал откровенно эротические картинки и на той выставке запомнилась смешная реплика матери, относящаяся к дочери, которая внимательно разглядывала именно эти картинки: - Не смотри это! Это тебе ещё нельзя смотреть...
Вот небольшая справка об этом художнике из Википедии:
...Среди предполагаемых мест рождения художника фигурируют Эдо (ныне Токио), Киото и Осака.
Утамаро. Цветы в Эдо, ок. 1800
Его имя при рождении - Нобуёси, а Утамаро - псевдоним, который художник стал использовать с 1781 г.
После смерти отца, Утамаро переехал из провинции Мусаси в Эдо. Здесь он поступил в студию Торияма Сэкиэн - художника школы Кано - и оставался там в течение семи лет.
В 1775 г. происходит его знакомство с издателем Цутая Дзюдзабуро, оказавшим огромное влияние на его творчество. Многие его прекрасные альбомы, иллюстрированные книги, серии станковых гравюр появились в результате длительного сотрудничества с Цутая. Из современников наибольшее влияние на Утамаро оказал Тории Киёнага.
Утамаро обращался к сюжетам из жизни ремесленников, создавал пейзажи, изображения фауны и флоры (альбомы гравюр "Книга о насекомых", 1788, и др.), однако прославился произведениями, посвященными гейшам квартала Ёсивара (альбом гравюр "Ежегодник зелёных домов Ёсивара", 1804). Виртуозно обыгрывал декоративный эффект белой поверхности бумаги. Часто использовал бесконтурную технику письма, киноварь и слюдяную краску в печати, в ряде случаев использовал в женских портретах погрудные композиции (впервые в японской ксилографии).
Утамаро достигал особой тонкости в передаче душевных состояний.
В 1804 г. за изображение героя японской истории Тоётоми Хидэёси "в неподобающем виде" Утамаро попадает в тюрьму. Арест и пребывание в тюрьме нанесли ему тяжелую психологическую травму. Он не смог оправиться от перенесенных потрясений, и поздний период его творчества окрашен в трагические тона. Вскоре после освобождения из-под стражи Утамаро скончался.
Изысканно-поэтическое творчество Утамаро сыграло важную роль в пробуждении у европейцев конца 19 в. интереса к японской гравюре..."
...Разница между Утамаро и Хокусаи состоит в том, что первый был художником-гравером и традиционалистом, а расцвет его творчества случился раньше того времени, когда Хокусай стал известен и знаменит. Он тоже был наследником традиций, тоже художником-гравером и из под его кисти выходили заготовки для эстампов с какими-то новыми стилевыми особенностями.
Работы Хокусая стали необычайно популярны, распространялись многочисленными копиями по всей Японии и через перекупщиков попадали в Европу.
Теперь небольшая справка о Хокусае из Википедии:
"...Кацусика Хокусай (яп.;;;;); 31 октября1760, Эдо - 10 мая1849, там же) - широко известный японский художникукиё-э, иллюстратор, гравёр периода Эдо. Работал под множеством псевдонимов. Является одним из самых известных на Западе японских гравёров, мастер завершающего периода японской ксилографии.
Хокусай использовал не менее тридцати псевдонимов на протяжении своей жизни. Несмотря на то, что использование псевдонимов было обычной практикой у японских художников того времени, по числу псевдонимов он существенно превосходит других известных авторов. Псевдонимы Хокусая нередко используются для периодизации этапов его творчества..."
...Так получилось, что за неделю до Выставки в Лондоне, мы посетили выставку рисунков Рафаэля Санти, в Оксфорде.
И войдя на выставку Хокусаи, посмотрев несколько гравюр и картин на шелке, я подумал, что Хокусай был своеобразным японским "рафаэлем" по мастерству рисунка, по таланту и работоспособности, мало в чем уступая гению итальянского Ренессанса.
Конечно разница между европейским и японским искусством, в том числе и в живописи, разительная. Однако, мировая культура и искусство часто совершенно неожиданным образом соприкасаются ещё до знакомства друг с другом!
Кажется, что на работы Хокусай в поздние периоды повлияли работы европейских художников. Свет сбоку, тени - это уже привнесённая в японскую живопись новинки освоенные Хокусаем.
Но в свою очередь, работы японских художников попадая в Европу, воздействовали на зарождающиеся, противостоящие неоклассицизму новые приёмы и новые подходы в живописи импрессионистов, пост импрессионистов, а потом и разного рода авангардистов...
Отсюда появилась и новая живопись, на которую повлияла не только мода на все японское, но и прежде всего работы японских мастеров, в том числе и Хокусая. Ван Гог говорил, что работы этого японца повлияли на его стиль и мировоззрения. Ренуар упоминал о влиянии японских художников на его творчество...
Более того, во Франции той поры, появился даже термин обозначающий моду на все японское - в переводе на русский это примерно так звучит - "японизм".
На этой выставке, особенно хочется отметить эстампы изображающие символ и святыню Японии - вулкан Фудзияма, или как ласково называют её японцы - Фудзи.
Эта гора, встающая симметричным вогнутым конусом над морем и над окрестностями, изображена Хокусаем во многих видах и во все сезона года.
Присутствует она и в знаменитой картине Хокусая "Большая волна в Канагава", где в промежутки между громадными волнами виден светлый конус Фудзи!
Художник также изображал животных, часто птиц и цветы, в том числе ирисы - этот мотив позже подхватили импрессионисты.
Особенно интересны изображения орла, сокола и тигра, в которых прочитывается все особенности японской живописи, где художники пытаются показать обобщенный тип, исключающий зеркальную трактовку того или иного объекта, будь то люди или животные.
Это касается и цветов, в которых японцы видели символ красоты и старались очистить эту красоту от сиюминутных состояний и обобщить её в некий безвременный образ!
Это просматривается и в искусстве древних буддистских садов, в том числе садов камня, которые для европейцев, особенно первое время, казались чудачеством и не были поняты и оценены.
В поездке по Японии, мне посчастливилось видеть этот символический мир - сад камней расположен на прямоугольной площадке рядом с террасой, "расчесанный" граблями гравий изображает волны океана и где-то посередине, несколько больших каменей разной формы торчащих из этих "волн" - символы островов, на которых и расположена Япония.
Именно сады камней были чистейшими религиозно-философскими символами, которые будили воображение и помогали мыслить отвлечённо, что является особенностью буддизма и азиатского мышления вообще.
Наверное поэтому, сегодня оценить культурные особенности японского искусства для многих просто невозможно, тем более для большинства прагматичных и рациональных европейцев. Без обращения к символам реальности и красоты живущей в ней, мы не можем проникнутся восторгом, увиденной идеей вселенского единства, заключённого в таких садах!
Философия буддизма воздействовала на все искусства не только в Китае, но и в Японии, а в силу долгой самоизоляции, это искусство стало во многом прямой иллюстрацией этой философии...
Люди у Хокусая вполне живые, с узнаваемыми лицами и представлены в жизненных ситуациях, в отличии от большинства работ художников той поры.
Надо отметить, что стилизация и символизм в искусстве Японии пришли из буддизма, а на особенности японского искусства повлияла культура и искусство Китая!